Школы античной философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 09:29, реферат

Описание работы

Первым назвал философию философией, а себя философом Пифагор в VI в. до н. э. Но первое упоминание о философии встречается немного раньше Пифагора: на Пифийских играх в 582 г. вводятся мусические состязания, в том числе состязания в мудрости. Там впервые упоминаются знаменитые семь мудрецов. Одновременно в середине - второй половине VI в. до н. э в Малой Азии возникают крупные культурные центры, в том числе Милет - родина Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена.

Файлы: 1 файл

Тур.docx

— 36.87 Кб (Скачать файл)

    ШКОЛЫ АНТИЧНОЙ  ФИЛОСОФИИ

Первым назвал философию философией, а себя философом Пифагор в VI в. до н. э. Но первое упоминание о философии  встречается немного раньше Пифагора: на Пифийских играх в 582 г. вводятся мусические состязания, в том числе состязания в мудрости. Там впервые упоминаются знаменитые семь мудрецов. Одновременно в середине - второй половине VI в. до н. э в Малой Азии возникают крупные культурные центры, в том числе Милет - родина Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена.

В 532 г. до н. э. Пифагор основывает в  Италии свою Школу. Собственно, с этого  момента начинается античная философия, которая завершится через тысячу с небольшим лет, в 529 г. , когда эдиктом императора Юстиниана будут закрыты последние языческие школы и последний схоларх Академии Дамаскин вынужден будет покинуть Афины. Греческая философия возникла на Востоке, в Малой Азии и в Великой Греции (юг Италии), достигла расцвета в Афинах и через Александрийские школы и Родос перешла в Рим.

В 60-х г. V в. до н. э. в Афинах возникает  течение софистов - учителей красноречия; в противовес этому появляется учение Сократа, а через 40 лет, после смерти учителя, - школы его учеников. Самой знаменитой школой стала Академия Платона (387 г. до н. э. ), последние следы деятельности которой можно увидеть почти 2000 лет спустя - в эпоху Возрождения.

 В 335 г. до н. э. ученик Платона Аристотель основал собственную школу - Ликей, или Перипат.          По подсчетам римских историков, в Древней Греции было 288 философских учений, из которых помимо великих философских школ выделяется учение киников и киренских философов. В 306 г. афиняне издают закон, запрещающий под страхом смертной казни открывать новые философские школы. И хотя через год его отменяют, в Афинах остается четыре большие школы: Академия Платона, Ликей Аристотеля, Портик (стоическая школа) и Сад (эпикурейская школа). В истории греческой философии выделяют три периода: космополитический (до Сократа), антропологический (познание человека) и систематический (Платон, Аристотель и другие). Дальше начинается период эллинистической и римской античной философии, которая будет продолжать и разовьет многие из греческих учений.

    До философии

    Семь мудрецов

Знаменитые греческие мыслители  и законодатели VII-VI вв. до н. э. за практическую жизненную мудрость и государственный  ум назывались мудрецами. Все они  слыли миролюбивыми, остроумными, справедливыми  и гуманными людьми. Всего называют около 20 мудрецов, но наиболее популярными были Фалес из Милета, Биант из Приены, Солон, Питтак из Метилены, Клеобул из Линда, Хилон из Спарты и Периандр из Коринфа. Среди эллинов быыли очень популярны их изречения: "Соблюдай меру" (Фалес), "Ничего слишком" (Солон), "Познай самого себя" (Хилон), "Лучше всего - знать меру" (Клеобул), "Думаю, затем действую" (Биант) и многие другие. Питтак известен тем, что был правителем Лесбоса и первым издал в Греции письменные законы. Периандр был правителем Коринфа. Он добился его величайшего экономического и культурного расцвета, а также основал Истмийские игры.

Солон (640-560 до н. э. ) был афинским архонтом. Для того чтобы преодолеть затяжной кризис государства, он произвел ряд реформ, распределявших права и обязанности граждан в зависимости от размеров имущества так, что зажиточные граждане имели больше прав, но и больше ответственности перед государством. В своих элегиях Солон писал о месте человека в обществе, о личной ответственности человека, о корысти и алчности, которые губят человека и государство. Фалес (640-546) - основатель милетской, или ионийской школы - первой философской школы. Он был одним из родоначальников философии и математики, первым сформулировал геометрические теоремы, изучал астрономию и геометрию у египетских жрецов. Фалес стал основателем натурфилософии и сформулировал две ее основные проблемы: начала и всеобщего. Началом он полагал воду, в которой покоится земля, а мир считал наполненным богами, одушевленным. Также Фалес разделил год на 365 дней.

    Досократики

Досократики - это условное понятие, введенное в ХХ веке. Оно охватывает философов и философские школы, предшествовавшие Сократу. К ним относят философов ионийской школы, пифагорейцев, элеатов, Эмпедокла, Анаксагора, атомистов и софистов.

Ионийская (или милетская, по месту возникновения) школа - древнейшая натурфилософская школа. Она была основана Фалесом, в нее входили Анаксимандр, Анаксимен и Гераклит.

Основным вопросом школы стало  определение первоначала, из которого возник мир. Каждый из философов в  качестве этого начала определял  одну из стихий. Гераклит говорил, что  все рождается из огня путем разрежения и сгущения и через определенные периоды сгорает. Огонь символизирует  борьбу противоположностей в космосе  и его постоянное движение. Также  Гераклит ввел понятие Логоса (Слова) принципа разумного единства, который  упорядочивает мир из противоположных  начал. Логос управляет миром, и  познать мир можно только через  него. Анаксагор, ученик Анаксимена, ввел понятие Нуса (Ума), организующего космос из смеси беспорядочных стихий. Анаксимандр (610 - ок. 540) считал началом всего бесконечную природу - нечто среднее между четырьмя элементами. Он говорил, что возникновение и уничтожение миров представляет вечный циклический процесс. Анаксимен (ум. 525 до н. э. ), ученик Анаксимандра, считал первоначалом воздух. Разрежаясь, воздух становится огнем, сгущаясь - ветром, водой и землей. Натурфилософы также разработали понятие Всеобщего (Космоса), управляемого физическими законами и претерпевающего циклическое развитие. С ионийской школой связывают зарождение основ астрономии, математики, географии, физики, биологии и др. наук.

    ПИФАГОРЕЙСКАЯ  ШКОЛА

Школа была основана Пифагором в  Кротоне (Южная Италия) и просуществовала  до начала IV в. до н. э. , хотя гонения на нее начались практически сразу после смерти Пифагора в 500 г. По сути, это была первая философская школа, религиозно-философское аристократическое братство; она имела большое влияние на греческие полисы Южной Италии и Сицилии.

Союз отличался строгими обычаями и высокой нравственностью. Образ  жизни пифагорейцев вошел в историю: как рассказывают легенды, учеников Школы всегда можно было узнать по их внешнему облику и благородному поведению. Однако и облик, и поведение  были лишь следствием взглядов философов  на человеческую душу и ее бессмертие, подразумевавших в здешней, земной жизни определенное воспитание. В  этом они близки к своим предшественникам - орфикам, последователям учения, проповедывавшего чистейшую нравственность и суровый аскетизм; основателем его считается легендарный Орфей. Согласно этим воззрениям, душа человека проходит в своем развитии несколько этапов, в частности ряд воплощений на физическом плане, смысл которых - приобретение внутреннего опыта, достижение катарсиса, очищения от наследия ранних этапов развития.

Этому служили нравственные принципы, которым следовали пифагорейцы: "Быть всегда в словах и поступках  стремись справедливым", "Пусть - что важнее всего твоим главным  судьей станет совесть". Утром и  вечером - в часы, наиболее подходящие для размышлений - следовало окинуть  мысленным взором все, что сделано  и что предстоит еще сделать: "В успокоительный сон не должно тебе погружаться прежде, чем снова  не вспомнишь о каждом сегодняшнем  деле, в чем провинился? Что мог совершить? И чего не исполнил? " Пифагорейская школа положила начало математическим наукам. Числа понимались как суть всего существующего, им придавался мистический смысл. Основу пифагорейской математики составляет учение о декаде: 1+2+3+4=10. Эти четыре числа описывают все процессы, происходящие в мире. В частности, декада отображает законы музыкальной гармонии: через нее выражаются основные музыкальные интервалы октава (2: 1), квинта (3: 2), кварта (4: 3). Математический метод в современной науке в этом смысле является следствием популяризации и демистификации пифагорейского учения.Пифагорейцам принадлежит учение о музыке сфер и о музыкальном звукоряде, отражающем гармонию Солнечной системы, где каждой планете соответствует определенная нота, а все вместе они создают интервалы музыкальной гаммы. Ими же положено и начало музыкальной психологии: музыка использовалась как средство воспитания и исцеления души и тела.В пифагорейской школе начали развиваться астрономия и медицина. Ею создано множество аллегорических комментариев Гомера, а также грамматика греческого языка.Таким образом, пифагорейцев можно считать родоначальниками гуманитарной, естественной, точной и систематической наук.

    Сократ

Мифический образ Сократа был  сформирован благодаря дошедшим до нас диалогам Платона и "Воспоминаниям" Ксенофонта. К сожалению теперь трудно отделить философию Сократа и идеи самого Платона, высказанные в диалогах. Мысли Сократа послужили основой для развития большинства последующих философских школ, которые основывали его ученики, в том числе и Академии Платона. Суть собственной философии Сократ объяснял одной фразой: "Я знаю только одно, что я ничего не знаю. "

В своих беседах Сократ не отвечает на вопросы, он ставит их, искуссно побуждая собеседника к самостоятельному поиску истины. А когда тот казалось бы близок к ней, Сократ находит новые аргументы и доводы, чтобы показать тщетность этих попыток.

В этом подходе Сократ являлся противником  софистов, пытавшихся приобретать знания и умения в результате обучения

    Софисты

Появление школы софистов явилось  ответом на потребность демократии в образовании и науках. Странствующие  учителя за деньги могли обучить  любого искусству речи и др. Их главная  целью было подготовить молодежь к активной политической жизни. Платон в последствии обвинял софистов за подобную торговлю знаниями.

    Платон и Академия

Платон объединил в своем  учении ценности двух своих великих  предшественников: Пифагора и Сократа. У пифагорийцев он воспринял искусство математики и идею создания философской школы, которую он воплотил в своей Академии в Афинах. У Сократа Платон научился сомнению, иронии и искусству беседы. Диалоги Платона пробуждают интерес и учат размышлению над весьма серьезными проблемами жизни, которые не сильно изменились за две с половиной тысячи лет. Наиболее значимыми в философии Платона являются представления об Идеях, Справедливости и Государстве. Он пытался сочитать философское и политическое. Он готовил в своей школе правителей-философов, способных править справедливо, исходя из принципов общего блага.

    Аристотель

Долгое время Аристотель был  членом Академии Платона. В 335 г. до н. э. Аристотель основал в Афинах собственную  школу, отличавшуюся исключительно  философской направленностью. Он оставил  значительно количество трудов: "Метафизика", "Физика", "Этика", "Риторика" , "Политика" и др. Названия этих произведений говорят сами за себя. Однако стройную систему Аристотеля тяжело синтезировать по его работам, представляющим из себя зачастую сборники лекций и курсов.Одним из самых важных результатов деятельности Аристотеля в политике было воспитание Александра Македонского, который будучи вдохновленный идеями философа и собственными стремлениями всего за 9 лет создал Великую Империю. На развалинах Империи возникли Эллинистические государства и новые философы.

Эллинистические школы. Кинизм

Киническая философия - это философия  противопоставления себя обществу, пренебрежения  приличиями и общепринятыми нормами. Известные киники - Диоген, Кратет, Гиппархия не основывали школы, не писали трактатов. Они и их последователи выбирали свободу и независимость.

    Эллинистические школы. Пиррон

Пиррон также отличался особенным  образом жизни. Он делал то, что  считал нужным в данный момент. А  все его поведение можно охарактеризовать как безразличие ко всему. Пиррон и его ученики практиковали медитацию, чтобы научиться отрешенности.

    Эллинистические школы. Эпикуреизм

Эпикур основал в Афинах в 306 г. до н. э. школу, где и преподавал свою философию наслаждения. Но Эпикур говорил не о чувственном наслаждении, которое невозможно насытить. Он имел в виду удовольствие покоя, как отсутствие страдания. Говорит ли Эпикур о богах, о вселенной, о дружбе и т. д. , он всегда подчеркивает необходимость научиться наслаждаться всем этим. Все основные философские понятия он рассматривает через призму духовного наслаждения. Эллинистические школы. Стоицизм

Школа стоиков, основанная Зеноном  в конце IV в. до н. э. , существовала еще во времена Римской империи. Главной идеей стоицизма является покорность судьбе и фатальность всего сущего. Зенон так говорил о стоике: "Жить последовательно, т. е. согласно с единым и гармоническим жизенным правилом, ибо те, кто живет непоследовательно, несчастливы. "

Античная философия 

 Античная философия - это  философия Древней Греции и  Древнего Рима (VII в. до н.э.- III в.  н.э.), культурные достижения, которой  по праву считаются основой европейской цивилизации.

 Древнегреческой называется  философия , выработанная греческими философами, проживавшими на территории современной Греции, а также в греческих полисах, в эллинистических государствах Азии и Африки, в Римской империи. Родоначальником греческой (европейской) философии считается один из семи мудрецов - Фалес, родом из Милета.

Философские школы Древней Греции

Милетская школа

Фалес (640-560гг. до н. э)- первоначалом мироздания считал воду, но эта вода обожествленная, одушевленная. Землю представлял  в виде диска на воде, считал, что  неживая природа, все вещи имеют  душу, допускал наличие многих богов, считал центром вселенной Землю.

Анаксимандр (610-540 гг. до н.э.), ученик Фалеса.

 Первоначалом всего сущего  считал «апейрон» - вечную, неизмеримую, бесконечную субстанцию, из которой все возникло, все состоит и в которую все превратится при уничтожении. Апейро соединяет в себе противоположности: горячее - холодное, сухое - влажное. В результате различных комбинаций противоположностей образуются вещи.

Анаксимен(585-525 до н.э.) - ученик Анаксимандра. Началом всего сущего считал воздух. Выдвинул идею о том, что все вещества на Земле - результат различной концентрации воздуха (сжимаясь, он превращается в воду, затем в ил, затем - в почву, камень. Все многообразие стихий объясняет степенью сгущения воздуха (при разряжении рождается огонь, при сгущении - ветер, затем туман, вода и т.д.).

Элейская школа

Парменид (540-480 гг. до н. э.) — самая яркая фигура среди элеатов. Он утверждал: «движения нет, небытия нет, существует только бытие». Уничтожение, движение, изменение — не по истине, а лишь по мнению. Бытие едино, немножественно. Парменид представлял его как шар, в котором всё одно суть. Он провел четкую грань между мышлением и чувственным опытом, познанием и оценкой (знаменитое противопоставление «по истине» и «по мнению»).

Информация о работе Школы античной философии