Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 20:50, доклад
Особенностью актуального бытия является ограниченность, определяемая его формой. Каждая вещь потенциально становиться другой. Все существующее неполно, т.к. оно может стать потенциально другим. В любой реальной вещи заложена потенция для ее изменения, следовательно, полнота бытия не может быть определена материальными вещами. Статусом предельного бытия обладает Бог, который является трансцендентной сущностью, бесконечной в пространстве и времени (трансцендентное - все то, что нельзя познать органами чувств).
Схоластика - Фома
Аквинский
Схоластика (IX-XII вв.) усматривала главную
роль философии в обосновании теологических
догматов методами рационалистического
мышления. Один из основных представителей:
Фома Аквинский
Фома Аквинский (1225-1274).Канонизирован,
является святым. Его книга "Сумма теологий"
в католицизме является священной наравне
с Библией. В своем учении опирался на
философию Аристотеля. Учение Фомы Аквинского
- официальная доктрина Римско-католической
церкви.
Фома Аквинский различал следующие виды
бытия: потенциальное, актуальное (реальное).
Особенностью актуального бытия является
ограниченность, определяемая его формой.
Каждая вещь потенциально становиться
другой. Все существующее неполно, т.к.
оно может стать потенциально другим.
В любой реальной вещи заложена потенция
для ее изменения, следовательно, полнота
бытия не может быть определена материальными
вещами. Статусом предельного бытия обладает
Бог, который является трансцендентной
сущностью, бесконечной в пространстве
и времени (трансцендентное - все то, что
нельзя познать органами чувств).
Познать сущность Бога человеку не дано,
но углубляясь в существо мира, он приходит
к постижению Высшего существа. Поэтому
доказательства существования Бога не
прямые, а косвенные.
Косвенные доказательства существования
Бога:
1. доказательство от движения - все движущееся
так или иначе имеет причину движения.
Источник движения, перводвигатель мира
- нечто, лежащее за его пределами, т.е.
Бог.
2. доказательство от конечной причины
- любое явление имеет свою причину. Первопричина
явления - Бог.
3. доказательство от необходимости - каждая
вещь имеет возможность как своего потенциального,
так и реального бытия. Если мы предположим,
что все вещи находятся в потенции, то
тогда бы ничего не возникло. Должно быть
нечто, что способствовало переводу вещи
из потенциального в актуальное состояние.
Это нечто - Бог.
4. доказательство от совершенства - все
вещи в этом мире обладают той или иной
степенью совершенства. Поэтому должно
быть абсолютное совершенство - Бог.
5. доказательство от цели - у каждого явления
есть своя цель. Должна существовать высшая
цель в создании Вселенной. Ее задает Бог.
В период деятельности Фомы Аквинского
обостряется проблема веры и знания (теологии
и науки).
Фома Аквинский: "...Наука и философия
выводят свои истины, опираясь на опыт
и разум, теология - на откровения и Священное
Писание. Но это различие не исключает
их связи. Религиозные догматы, обоснованные
философией, укрепляют веру в них. Наш
разум бессилен в доказательстве некоторых
религиозных догматов (о Сотворении мира
из ничего, о Страшном Суде). Эти истины
сверхразумны, а не противоразумны. А противоречия
возникают из-за неправильного использования
научного знания. Гармония между наукой
и теологией обеспечивается высшим авторитетом
- верой. Научные изыскания в природе лишь
тогда приобретают истинную ценность,
когда признается зависимость всего сущего
от Бога..."
Этическая доктрина Фомы Аквинского главной
своей целью, как и у Августина Блаженного,
представляет собой созерцание Бога и
подготовку к вечной жизни. Новым в доктрине
у Фомы Аквинского является утверждение
о промежуточном положении человека в
мире (чувственное объединяет человека
с животным миром, а разумное - с Богом).
Морально-практические действия человека
определяются волей через выбор между
добром и злом, т.е. человек ответственен
за свои поступки.