Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 16:05, реферат
Схоластика — систематическая средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля.
Главная заслуга Фомы Аквинского — разработка проблемы соотношения веры и разума в познании, сравнительного значения истин, принятых на веру, и истин, полученных путем логических доказательств, основанных на разуме.
Введение…………………………………………………3
Философия Фомы Аквинского…………....……….…..4
Гармония веры и разума……………………………….5-6
Доказательства бытия Бога Фомы Аквинского……….7-8
Разум в философии……………………………….……..9
Вера в философии……………………………………….9
Заключение………………………………………..……..10
Список использованной литературы…………….……..11
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА»
Кафедра «Истории и философии науки»
РЕФЕРАТ
На тему:
«Схоластика. Проблема разума и веры в философии
Фомы Аквинского».
Москва 2012
Содержание.
Введение.
Схоластика — систематическая средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля.
Главная заслуга Фомы Аквинского — разработка проблемы соотношения веры и разума в познании, сравнительного значения истин, принятых на веру, и истин, полученных путем логических доказательств, основанных на разуме. Эта проблема стала одной из центральных в средневековой философии.
Философия Ф. Аквинского. |
Наиболее ярким и крупным представителем средневековой схоластики и всей западноевропейской философии был Фома Аквинский (1225— 1274). Он родился в Италии в местечке Аквино, в аристократической семье. Начальное образование получил в монастырской школе, учился в Парижском университете, а затем стал там же преподавателем богословия и философии. За особые заслуги в обосновании христианской идеологии церковь причислила Фому Аквинского после его смерти к лику святых, а его философию было рекомендовано изучать во всех духовных учебных заведениях, как единственно правильную. Главные положения созданной им философии, названной томизмом, составляют основу современной католической христианской философии — неотомизма. Главная заслуга Фомы Аквинского — разработка проблемы соотношения веры и разума в познании, сравнительного значения истин, принятых на веру, и истин, полученных путем логических доказательств, основанных на разуме. Эта проблема стала одной из центральных в средневековой философии. Ее решение прошло несколько этапов. Первоначально, в период раннего Средневековья, философы считали, что для познания Бога, созданного им мира вполне достаточно истин, знаний, полученных на основе веры. Научные исследования, рациональные доказательства излишни, когда известна Библия, в истины которой нужно только верить. Разум может привести только к сомнениям и заблуждениям. Но со временем, в период
позднего Средневековья, под влиянием
непрекращающегося роста Формулируя эту более гибкую позицию, допускавшую возможность сочетания веры и разума, еще в период раннего Средневековья Августин Блаженный выдвинул формулу: «Верую, чтобы понимать».
Гармония веры и разума. Развивая эти мысли, Ф.
Аквинский создал развернутое учение,
обосновывающее возможность гар · И вера, и разум познают один и тот же предмет — бога и созданный им мир. · Оба метода познания — вера и разум — не исключают, а дополняют друг друга. · Оба источника познания созданы Богом и потому имеют одинаковое право на существование. Однако сходство между этими источниками наших знаний не означает их равенства, равноправия. Между ними есть существенные различия: · Вера принимает истину, прежде всего, истину о существовании Бога-творца, основываясь на чувстве, желании, воле. · Разум же постоянно сомневается в добытых им истинах, ищет доказательств даже такой истины, как бытие Бога. · Поэтому вера выше разума; это «божественный, сверхъестественный свет», непосредственно, исходящий от Бога. Этим светом наполнена Библия, истины богословия. Разум же — это человеческий инструмент, данная человеку непосредственная способность. Это «естественный свет», воплощенный в истинах философии, призванной быть лишь «служанкой богословия». Такова была концепция
соотношения веры и разума, созданная
Ф. Аквинским и использующаяся до
сих пор современной
Исследуя проблему познания, Фома Аквинский приходит к следующим выводам: • вера и разум – не одно и то же (как считал Августин Блаженный), а различные понятия; • вера и разум одновременно участвуют в процессе познания; • вера и разум дают истинное знание; • если человеческий разум противоречит вере, то он дает неистинное знание; • все в мире делится на то, что можно познать рационально (разумом), и то, что разумом непознаваемо; • разумом можно познать факт существования Бога, единство Бога, бессмертие человеческой души и др.; • не поддаются рациональному (разумному) познанию проблемы сотворения мира, первородного греха, троичность Бога, а следовательно, могут быть познаны через Божественное откровение; • философия и теология — разные науки; • философия может объяснить только то, что познаваемо разумом;
Доказательства бытия Бога Фомы Аквинского.
Главное внимание он уделял рациональным доказательствам существования, бытия Бога. С этой целью он разработал пять широко известных доказательств:
|
В вопросе об отношении веры и знания, религии и философии - главной проблемы схоластической философии - Фоме Аквинскому приходилось вырабатывать свою позицию в условиях уже имевшихся точек зрения. Ведь кроме чисто религиозной позиции, рассматривавшей веру выше всякого знания и отдававшей-приоритет теологии перед философией, существовала концепция двойственной истины (теория двух истин), которая имела место в двух разновидностях. Одна из них утверждала, что религия и теология, с одной стороны, и философия и наука, с другой, имеют разные предметы и методы исследования и в силу этого между ними нет противоречия. Другая же разновидность, продолжавшая аверроизм, утверждала, что между истинами философии и теологии есть противоречия. Рассматривая этот вопрос, Аквинский, как и некоторые его предшественники-философы, говорил о том, что религия и наука обладают разными способами достижения истины. В вопросе об отношении веры и разума, религии и философии Фома Аквинский исходил из того, что религия и философия разными способами достигают истину. Религия обретает свои истины в откровении, философия же приходит к истине посредством опыта и разума. Источником истин откровения и истин разума является Бог, поэтому нет противоречий между религией и разумом. Вера и религия возвышаются над знанием, философией. Религия и философия совершенно самостоятельны, но христианство обращается к философии с тем, чтобы с ее помощью сделать свое учение более доступным и понятным для верующих.
Фома Аквинский: "...Наука и философия выводят свои истины, опираясь на опыт и разум, теология - на откровения и Священное Писание. Но это различие не исключает их связи. Религиозные догматы, обоснованные философией, укрепляют веру в них. Наш разум бессилен в доказательстве некоторых религиозных догматов (о Сотворении мира из ничего, о Страшном Суде). Эти истины сверхразумны, а не противоразумны. А противоречия возникают из-за неправильного использования научного знания. Гармония между наукой и теологией обеспечивается высшим авторитетом - верой. Научные изыскания в природе лишь тогда приобретают истинную ценность, когда признается зависимость всего сущего от Бога..."
Разум — философская категория, выражающая высший тип мыслительной деятельности, способность мыслить всеобще, способность анализа, отвлечения и обобщения.
Разум в философии.
Разум — одна из форм сознания, самосознающий рассудок, направленный на самого себя
и понятийное содержание своего знания.
Разум выражает себя в принципах, идеях и идеалах. Разум следует отличать от
других форм сознания — созерцания, рассудка, самосознания и духа. Если рассудок как мыслящее
сознание направлено на мир и главным
своим принципом принимает непротиворечивость з
Вера — признание чего-либо
истинным, часто, без предварительной фактической ил
в доказательствах, хотя иногда и подыскивает их. Вера обусловлена особенностями психики человека. Безоговорочно принятые сведения, тексты, явления, события или собственные представления и умозаключения дальнейшем могут выступать основой самоидентификации, определять некоторые из поступков, суждений, норм поведения и отношений.
Вера в философии.
Верование или убеждение, еще не получившее обоснования истинным знанием; такая вера противопоставляется ничем не обусловленному доверию к какой-либо метафизической системе или политической концепции. За пределами такого противопоставления находятся априорные
предпосылки познания, которые не могут быть ни строго доказаны, ни опровергнуты, а потому принимаются на веру.
Заключение.
С Фомой Аквинским заканчивается
важный этап в развитии схоластики.
Она достигла высшего своего подъема,
теоретически оформившись в глубоко
продуманную религиозно-
Список использованной литературы.
Информация о работе Схоластика. Проблема разума и веры в философии Фомы Аквинского