Схоластика. Проблема разума и веры в философии Фомы Аквинского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 16:05, реферат

Описание работы

Схоластика — систематическая средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля.
Главная заслуга Фомы Аквинского — разработка проблемы соотношения веры и разума в познании, сравнительного значения истин, принятых на веру, и истин, полученных путем логических доказательств, основанных на разуме.

Содержание работы

Введение…………………………………………………3
Философия Фомы Аквинского…………....……….…..4
Гармония веры и разума……………………………….5-6
Доказательства бытия Бога Фомы Аквинского……….7-8
Разум в философии……………………………….……..9
Вера в философии……………………………………….9
Заключение………………………………………..……..10
Список использованной литературы…………….……..11

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 76.62 Кб (Скачать файл)

  Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ИНСТИТУТ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА»

 

 

 

 

Кафедра «Истории и философии  науки»

 

РЕФЕРАТ

 

На тему:

 

«Схоластика. Проблема разума и веры в философии

Фомы Аквинского».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2012

 

 

Содержание.

 

  1. Введение…………………………………………………3
  2. Философия Фомы Аквинского…………....……….…..4
  3. Гармония веры и разума……………………………….5-6
  4. Доказательства бытия Бога Фомы Аквинского……….7-8
  5. Разум в философии……………………………….……..9
  6. Вера в философии……………………………………….9
  7. Заключение………………………………………..……..10
  8. Список использованной литературы…………….……..11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Схоластика — систематическая средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля.

Главная заслуга Фомы Аквинского — разработка проблемы соотношения веры и разума в познании, сравнительного значения истин, принятых на веру, и истин, полученных путем логических доказательств, основанных на разуме. Эта проблема стала одной из центральных в средневековой философии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                              Философия Ф. Аквинского.


 

Наиболее ярким и крупным  представителем средневековой схоластики и всей западноевропейской философии  был Фома Аквинский (1225— 1274). Он родился в Италии в местечке Аквино, в аристократической семье. Начальное образование получил в монастырской школе, учился в Парижском университете, а затем стал там же преподавателем богословия и философии. За особые заслуги в обосновании христианской идеологии церковь причислила Фому Аквинского после его смерти к лику святых, а его философию было рекомендовано изучать во всех духовных учебных заведениях, как единственно правильную. Главные положения созданной им философии, названной томизмом, составляют основу современной католической христианской философии — неотомизма.

Главная заслуга Фомы Аквинского — разработка проблемы соотношения  веры и разума в познании, сравнительного значения истин, принятых на веру, и  истин, полученных путем логических доказательств, основанных на разуме. Эта проблема стала одной из центральных  в средневековой философии. Ее решение  прошло несколько этапов.

Первоначально, в период раннего Средневековья, философы считали, что для познания Бога, созданного им мира вполне достаточно истин, знаний, полученных на основе веры. Научные  исследования, рациональные доказательства излишни, когда известна Библия, в  истины которой нужно только верить. Разум может привести только к  сомнениям и заблуждениям.

Но со временем, в период позднего Средневековья, под влиянием непрекращающегося роста научных  знаний, обострения споров по поводу содержания основных церковных догм церковь вынуждена была занять более гибкую позицию по вопросу о соотношении истин, полученных с опорой на веру, и истин, полученных с помощью разума.

Формулируя эту более  гибкую позицию, допускавшую возможность  сочетания веры и разума, еще в  период раннего Средневековья Августин Блаженный выдвинул формулу: «Верую, чтобы понимать».

 

 

Гармония веры и разума.

Развивая эти мысли, Ф. Аквинский создал развернутое учение, обосновывающее возможность гармонии веры и разума. Это учение включало следующие основные положения:

· И вера, и разум познают один и тот же предмет — бога и созданный им мир.

· Оба метода познания — вера и разум — не исключают, а дополняют друг

друга.

· Оба источника познания созданы Богом и потому имеют одинаковое право на существование.

Однако сходство между  этими источниками наших знаний не означает их равенства, равноправия. Между ними есть существенные

различия:

· Вера принимает истину, прежде всего, истину о существовании Бога-творца, основываясь на чувстве, желании, воле.

· Разум же постоянно сомневается в добытых им истинах, ищет доказательств даже такой истины, как бытие Бога.

· Поэтому вера выше разума; это «божественный, сверхъестественный свет», непосредственно, исходящий от Бога. Этим светом наполнена Библия, истины богословия. Разум же — это человеческий инструмент, данная человеку непосредственная способность. Это «естественный свет», воплощенный в истинах философии, призванной быть лишь «служанкой богословия».

Такова была концепция  соотношения веры и разума, созданная  Ф. Аквинским и использующаяся до сих пор современной религиозной  философией.

 

 

 

Исследуя  проблему познания, Фома Аквинский приходит к следующим выводам:

• вера и разум  – не одно и то же (как считал Августин Блаженный), а различные понятия;

• вера и разум  одновременно участвуют в процессе познания;

• вера и разум  дают истинное знание;

• если человеческий разум противоречит вере, то он дает неистинное знание;

• все в мире делится на то, что можно познать  рационально (разумом), и то, что разумом  непознаваемо;

• разумом можно  познать факт существования Бога, единство Бога, бессмертие человеческой души и др.;

• не поддаются  рациональному (разумному) познанию проблемы сотворения мира, первородного греха, троичность Бога, а следовательно, могут

быть познаны  через Божественное откровение;

• философия и  теология — разные науки;

• философия может  объяснить только то, что познаваемо разумом;

 

Доказательства  бытия Бога Фомы Аквинского.

 

Главное внимание он уделял рациональным доказательствам существования, бытия Бога. С этой целью он разработал пять широко известных доказательств:

  1. Доказательство через: движение означает, что все движущееся когда-либо было приведено в действие чем-то другим, которое в свою очередь было приведено в движение третьим. Таким образом выкладывается цепочка «двигателей», которая не может быть бесконечной и в итоге нужно обнаружить «двигатель», который движет все остальное, но сам при этом не приводится в действие чем-то другим. Именно Бог и оказывается первопричиной всего движения.
  2. Доказательство через производящую причину — это доказательство схоже с первым. Только в этом случае не причина движения, а причина производящая что-либо. Так как ничто не может произвести самого себя, то существует нечто, что является первопричиной всего — это Бог.
  3. Доказательство через необходимость — каждая вещь имеет возможность как своего потенциального, так и реального бытия. Если мы предположим, что все вещи находятся в потенции, то тогда бы ничего не возникло. Должно быть нечто, что способствовало переводу вещи из потенциального в актуальное состояние. Это нечто — Бог.
  4. Доказательство от степеней бытия — четвёртое доказательство говорит о том, что люди говорят о различной степени совершенства предмета только через сравнения с самым совершенным. Это значит, что существует самое красивое, самое благородное, самое лучшее — этим является Бог.
  5. Доказательство через целевую причину. В мире разумных и неразумных существ наблюдается целесообразность деятельности, а значит существует разумное существо, которое полагает цель для всего, что есть в мире — это существо мы именуем Богом.

В вопросе об отношении  веры и знания, религии и  философии - главной проблемы схоластической философии -   Фоме Аквинскому приходилось вырабатывать свою позицию в условиях уже имевшихся точек зрения. Ведь кроме чисто религиозной позиции, рассматривавшей веру выше всякого знания и отдававшей-приоритет теологии перед философией, существовала концепция двойственной истины (теория двух истин), которая имела место в двух разновидностях. Одна из них утверждала, что религия и теология, с одной стороны, и философия и наука, с другой, имеют разные предметы и методы исследования и в силу этого между ними нет противоречия. Другая же  разновидность, продолжавшая аверроизм, утверждала, что между истинами философии и теологии есть противоречия. Рассматривая этот вопрос, Аквинский, как и некоторые его предшественники-философы, говорил о том, что религия и наука обладают разными способами достижения истины. В вопросе об отношении веры и разума, религии и философии Фома Аквинский исходил из того, что религия и философия разными способами достигают истину. Религия обретает свои истины в откровении, философия же приходит к истине посредством опыта и разума. Источником истин откровения и истин разума является Бог, поэтому нет противоречий между религией и разумом. Вера и религия возвышаются над знанием, философией. Религия и философия совершенно самостоятельны, но христианство обращается к философии с тем, чтобы с ее помощью сделать свое учение более доступным и понятным для верующих.

Фома Аквинский: "...Наука и философия выводят  свои истины, опираясь на опыт и разум, теология - на откровения и Священное  Писание. Но это различие не исключает  их связи. Религиозные догматы, обоснованные философией, укрепляют веру в них. Наш разум бессилен в доказательстве некоторых религиозных догматов (о Сотворении мира из ничего, о Страшном Суде). Эти истины сверхразумны, а  не противоразумны. А противоречия возникают из-за неправильного использования  научного знания. Гармония между наукой и теологией обеспечивается высшим авторитетом - верой. Научные изыскания  в природе лишь тогда приобретают  истинную ценность, когда признается зависимость всего сущего от Бога..."  

Разум  — философская категория, выражающая высший тип мыслительной деятельности, способность мыслить всеобще, способность анализа, отвлечения и обобщения.

 

 

 

Разум в философии.

 

Разум — одна из форм сознания, самосознающий рассудок, направленный на самого себя и понятийное содержание своего знания. Разум выражает себя в принципах, идеях и идеалах. Разум следует отличать от других форм сознания — созерцания, рассудка, самосознания и духа. Если рассудок как мыслящее сознание направлено на мир и главным своим принципом принимает непротиворечивость знания, равенство себе в мышлении, то разум как рассудок, сознающий себя, соотносит не только разное содержание между собой, но и самого себя с этим содержанием. В силу этого, разум может удерживать противоречия. Гегель считал, что только разум достигает, наконец, истинного выражения истины как конкретного, то есть включающее в свое единство противоположные характеристики.

 

Вера — признание чего-либо истинным, часто, без предварительной фактической или логической проверки, единственно в силу внутреннего, субъективного непреложного убеждения, которое не нуждается для своего обоснования

в доказательствах, хотя иногда и подыскивает их. Вера обусловлена особенностями психики человека. Безоговорочно принятые сведения, тексты, явления, события или собственные представления и умозаключения дальнейшем могут выступать основой самоидентификации, определять некоторые из поступков, суждений, норм поведения и отношений.

 

Вера в  философии.

Верование или убеждение, еще не получившее обоснования истинным знанием; такая вера противопоставляется ничем не обусловленному доверию к какой-либо метафизической системе или политической концепции. За пределами такого противопоставления находятся априорные

предпосылки познания, которые  не могут быть ни строго доказаны, ни опровергнуты, а потому принимаются  на веру.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

С Фомой Аквинским заканчивается  важный этап в развитии схоластики. Она достигла высшего своего подъема, теоретически оформившись в глубоко  продуманную религиозно-философскую  систему, где все — и Бог, и  природа, и человек — заняли каждый свое достойное место. К концу XIII в. томизм полностью возобладал в таких университетах, как Парижский, Кельнский и стал теоретической основой папства. Однако в это же время обнаружились и новые тенденции в социально-экономическом и духовном развитии западноевропейских народов, заложившие основы будущей философии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

 

  1. http://www.gumer.info/bogoslov
  2. http://www.fillek.ru/srednevekovje/27-akvinsky.html
  3. http://holyscripture.ru/forum/viewtopic.php
  4. http://ru.wikipedia.org/wiki
  5. http://www.konspektov.net/question/
  6. http://holyscripture.ru/forum/viewtopic.php
  7. http://postfilosof.narod.ru

 




Информация о работе Схоластика. Проблема разума и веры в философии Фомы Аквинского