Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 21:45, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".

Файлы: 1 файл

шпаргалка по философии.docx

— 251.97 Кб (Скачать файл)

— предписательно-побудительный компонент — принципы жизнедействия: ценности, установки, инструкции, директивы, идеалы;

— практический компонент — миродействие: социальное взаимодействие, межиндивидное общение, обмен деятельностью, самоутверждение, культовые и ритуально-мистические акты, символические обряды, заклинания и т. п.

В мифологии впервые  в истории человечества ставится ряд философских вопросов:

— как возник мир;

— как он развивается;

— что такое жизнь;

— что такое смерть и др.

Мифология являла собой  попытку объяснения явлений природы  и жизни людей, взаимоотношение  земного и космического начал.

Мифология — начальная  форма мировоззрения, она выражала: наивные формы объяснения природных  и социальных явлений; нравственное и эстетическое отношение к миру.

Мифологическое  мировоззрение — система взглядов на объективный мир и на место в нем человека, которая основана не на теоретических доводах и рассуждениях, а на художественно-эмоциональном переживании мира, на общественных иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием большими группами людей (нациями, классами) социальных процессов и своей роли в них.

Близко к мифологическому религиозное мировоззрение, оно также апеллирует к фантазии и чувствам, но при этом не смешивает сакральное и земное.

Религия — мироощущение и мировоззрение, а также соответствующее поведение, определяемое верой в существование Бога, божества; чувство зависимости, связанности и долженствования по отношению к тайной силе, дающей опору и достойной поклонения. База живой религиозности — мифологическое ми-родействие и миропонимание.

По Канту, религия — это закон, живущий в нас, это мораль, обращенная к познанию Бога.

Вера дается Богом  человеку:

— через воспитание в условиях религиозной семьи;

— обучение в школе;

— опыт жизни;

— силу разума, постигающего Бога через проявление его творений.

Свобода религиозных убеждений — одно из неотъемлемых прав человека. Поэтому нужно с терпимостью относиться к представителям других религий, атеистам, которые пребывают в неверии: ведь неверие в Бога — это тоже вера, но с отрицательным знаком. Религия ближе к философии, чем мифология. Им присущи: взгляд в вечность, поиск высших целей, ценностное восприятие жизни. Но религия — сознание массовое, а философия — сознание теоретическое, религия не требует доказательства, а философия — всегда работа мысли.

6. ФИЛОСОФИЯ И ЯЗЫК

Язык — это наиболее дифференцированное и наиболее объемлющее средство выражения, которым владеет человек, и одновременно высшая форма проявления объективногодуха.

Язык — символическое выражение в письме и звуке психической жизни человека. Структурные единицы языка — это слова и предложения, а также составленные из них тексты.

В историческом развитии философии языка достаточно четко  просматриваются три концепции:

— первая — философия имени (вещь — сущность (идея) — имя (слово), слово именует вещь и сущность);

— вторая — философия предиката (предикат — языковое выражение, обозначающее признак, т. е. философия предиката — это философия высказываний, обладающих функцией истинности);

— третья — философия ценностных установок (предполагает ценностные установки личности).

Язык обладает:

— обозначающей функцией — слова и предложения обозначают определенный процесс или предмет;

— коммуникативной функцией — предполагает установление контакта между лицами, способность взаимопонимания, побуждение говорящим своего партнера к слушанию;

— общественной природой — это означает, что каждый субъект должен выражаться в общезначимой форме, которая диктует некоторые ограничения. Язык — это символизация, выражение внутренней, духовной жизни человека. Но символизация в особой форме — индивидуально-общественной, так как правила языковой коммуникации диктуются обществом.

Метаязыком называется язык, на основе которого производится исследование другого языка, последний при этом называется объектным языком. Соотношение между метаязыком и объектным языком происходит в процессе перевода, а перевод — это интерпретация. Метаязыки широко используются в науке, здесь они фиксируют, выражают знание наиболее общего характера.

Язык философии  — это метаязык максимальной общности, его используют все образованные люди.

Философия языка — исследования языка с точки зрения его сущности, происхождения и функции в человеческом обществе, в развитии культуры.

Философия языка охватывает: историю языка; языкознание; биологию; логику; психологию языка; социологию языка.

Современные исследования в области философии языка  характеризуются двумя дополняющими друг друга направлениями:

— возвращением к внутренней и внешней действительности фактического состояния языка;

— стремлением к всеобщей грамматике и выяснению категориальных основ человеческого языка. Сущность языка выявляется в его двуединой функции:

— служить средством общения;

— служить орудием мышления.

Логику языка  образует его грамматика, смысл языка  — его семантика, а практическое значение языка — прагматика.

В языковой системе  философии большую роль играют: абстрактные  понятия как признак рационального  отношения к миру; образы и символы, являющиеся средством художественного  освоения мира.

Кроме естественных, в мире есть и искусственные языки, созданные людьми для решения определенных задач. К таким языкам относятся: языки науки; машинные языки; жаргоны; эсперанто.

В условиях научно-технической  революции особо значительную роль стали играть машинные и формализованные  языки.

Формализованные языки — это математические или логические исчисления, в них используются математические и логические знаки, формулы, при этом исключаются всякого рода многозначности и нелепости.

7. ФИЛОСОФИЯ И НАУКА

Наука — это сфера человеческой деятельности, функцией которой является теоретическая схематизация и выработка объективных знаний о действительности; отрасль культуры, которая существовала не у всех народов и не во все времена.

Философия является учением об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира.

При рассмотрении вопроса  о взаимоотношении науки и  философии имеется, по крайней мере, три аспекта его интерпретации:

— является ли философия наукой;

— взаимодействие философии и частных (конкретных) наук;

— соотношение философии и вненаучного знания. Научного характера философии нельзя отрицать, она — наука о всеобщем, свободная и универсальная область человеческого знания, постоянный поиск нового.

Взаимодействие  философии и частных (конкретных) наук — конкретные науки имеют собственный предмет исследования, свои методы и законы, свой уровень обобщения знания, у философии же предметом анализа являются обобщения частных наук, т. е. философия имеет дело с более высоким, вторичным уровнем обобщения. При этом уровень первичный приводит к формулированию законов конкретных наук, а задача уровня вторичного — выявление более общих закономерностей и тенденций.

Философия сама оказывает  воздействие на развитие частных  наук, а не только испытывает влияние  с их стороны. Это воздействие  может быть как положительным, так  и отрицательным.

Влияние философии  осуществляется через мировоззрение, которое так или иначе воздействует:

— на первоначальные позиции ученого;

— его отношение к миру и познанию;

— на его отношение к необходимости развития той или иной конкретной области знания (например, ядерной физики, генной инженерии и т. п.).

Философия и вненаучное знание Вненаучное знание можно разделить:

— на заблуждения, связанные с исследованиями людей, убежденных, что они создают подлинную науку, в которую входят такие «науки», как астрология, оккультные «науки», магия, колдовство и т. д.;

— отношение философии и паранауки, некоторые авторы призывают использовать любые учения, вплоть до мистики, магии, суеверий, астрологии и т. д., лишь бы они оказывали терапевтическое воздействие на современное больное общество. Они выступают за беспредельный мировоззренческий плюрализм. Необходимо сказать, что наиболее велико влияние паранауки именно в критические моменты развития общества, потому что паранаука действительно выполняет некоторую психотерапевтическую функцию, служит определенным средством адаптации к жизни в период социальной и индивидуальной нестабильности.

В науке различают:

— эмпирический уровень исследования — направляется на непосредственно изучаемый объект и реализуется посредством эксперимента и наблюдения;

— теоретический уровень исследования — сконцентрирован вокруг обобщающих идей, принципов, законов, гипотез.

Наука имеет стремление к вершинам человеческого знания, дороги, ведущие к этим вершинам, составляют идеалы науки.

Идеалы  науки — это экспериментальные и теоретические методы в науке, которые позволяют достигнуть максимально обоснованного и доказательного знания.

8. ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРА

Культура — совокупность проявлений жизни, творчества и достижений народа или группы народов.

По своему содержанию культура расслаивается на самые  разные области и сферы:

— нравы и обычаи;

— язык и письменность;

— характер одежды, поселений, работы;

— постановка воспитания;

— экономика;

— военное дело;

— политическое и государственное устройство;

— наука;

— техника;

— искусство;

— религия;

— все формы проявления объективного духа. Слово «культура» как научный термин стало употребляться в эпоху Просвещения (со второй половины XVII в.).

В эпоху Просвещения  термин «культура» трактовался с  двух сторон:

— как способ возвышения человека, совершенствования духовной жизни и нравственности людей, исправление пороков общества;

— как действительно существующий и исторически изменяющийся образ жизни людей, который обусловлен достигнутым уровнем развития человеческого разума, науки, искусства, воспитания, образования. Культура взаимосвязана с цивилизацией. Цивилизация — это все человечество в широком проявлении символических богатств. Культура — это достижение работы цивилизации, самое совершенное в которой — триумф человеческого. С точки зрения философии культура — это внутреннее духовное содержание цивилизации, тогда как цивилизация — лишь внешняя материальная оболочка культуры.

Культура представляет собой средство и способ развития духовного начала в человеке, своей  целью имея формирование и удовлетворение его духовных запросов; цивилизация  же дает людям средства существования, она направлена на удовлетворение их практических нужд.

Культура являет собой духовные ценности, достижения науки, философии, искусства, образования, а цивилизация — это степень  развития общества с технологической, хозяйственной, социально-политической стороны.

Культура является отличительной особенностью человеческого  образа жизни от животного, но при  этом неся в себе не только позитивные, но и негативные, нежелательные проявления человеческой активности.

В философии под  культурой понимается сфера информационного  обеспечения общества. Культура в  этом смысле является коллективным интеллектом, коллективным разумом, который формирует, накапливает и хранит социальную информацию, используемую человеком  для преобразования окружающего  мира и самого себя. Социальная информация кодируется с помощью созданных  людьми знаковых средств. Важнейшим  из знаковых средств является язык.

Люди отличаются от животных своим осмыслением действительности при помощи социальной информации. В социальной информации различают  три основных типа смыслов: знания; ценности; регулятивы (правила действий).

Взаимосвязи между  знаниями, ценностями и регу-лятивами определяют особенности:

— духовной культуры (мифологии, религии, искусства, философии);

— социальной культуры (нравственной, правовой, политической);

— технологической культуры (технической, научной, инженерной).

Все народы в процессе своего исторического развития создают  свою национальную культуру. Но существуют и культурные универсалии — общие черты, которые характеризуют культуру как развивающийся во времени коллективный интеллект всего человечества в целом.

9. ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ ФИЛОСОФИИ

Философия — одна из самых древних областей знания, духовной культуры. Появившись в VII–VI вв. до н. э. в Индии, Китае, Древней Греции, она стала устойчивой формой сознания, которая интересовала людей все последующие века.

Призванием философов  стал поиск ответов на вопросы, да и сама постановка вопросов, которые  относились к мировоззрению. Понимание  таких вопросов жизненно важно для  людей. Это особенно чувствуется  в эпохи революций и перемен  с их сложным сплетением проблем  — ведь именно тогда активно проверяется  делом и преобразуется само мировоззрение. Это в истории было всегда, но никогда еще жизнь не ставила  так остро задач философского осмысления всего происходящего, как  в нынешний период истории, в самом  начале III тысячелетия.

С самого начала изучения философии студенты уже имеют  об этом предмете некоторое представление: могут с большим или меньшим  успехом припомнить имена прославленных  философов, объяснить в некотором  смысле, что такое философия.

В перечне вопросов (житейских, политических, производственных, научных и др.) часто удается  и без специальной подготовки выделить вопросы философского характера, например:

— конечен или бесконечен мир;

— существует ли абсолютное, окончательное знание;

— в чем человеческое счастье;

— какова природа зла.

К этим «вечным» вопросам сегодня добавляются новые, серьезные  и напряженные:

— какова общая картина и тенденции развития современного общества, нашей страны в нынешней исторической ситуации;

— как оценить в целом современную эпоху, социальное, духовное, экологическое состояние планеты Земля;

— как предотвратить нависшие над человечеством смертельные угрозы;

— как защитить, отстоять великие гуманистические идеалы человечества;

С самого своего рождения и до сегодняшнего дня философская  мысль стремится разобраться  в тех вопросах миропонимания, что  волнуют людей и вне занятий  философией.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"