Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 20:13, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Философия".
1. Предмет философии, ее структура и функции. Философия- представление(наука) о мире как целостной системе, наиболее общих законах его развития, месте человека в нем как активного субъекта исторической деятельности. Структура: мировоззрение (мироощущение, миропонимание, мировосприятие), наука. Разделы ф.: учение о бытии в целом - онтологию; учение о человеке - философскую антропологию; учение о познании - гносеологию; учение об обществе -социальную философию; учение о деятельности - праксиологию; учение о ценностях - аксиологию Функции ф:1. мировоззренческая - формирование целостного представления о мире. 2.методологическая_ 3.гносеологическая- познавательную. Обеспечивает приращение новых знаний о мире и его свойствах. 4.социально-коммуникативную- 5.преобразовательная 6.оценочная. все ф-ции взаимосвязаны и действуют одновременно, но на определенном этапе одна из функций доминирует. На современном этапе доминирует мировоззренческая. |
2.Философия и мировоззрение Мировоззрение —
общее понимание человеком окружающего
мира и своего места в нем, его отношение
к окружающей действительности и самому
себе. Как сложное духовное явление оно
включает в себя: убеждения, идеалы,
цели, мотивы поведения, интересы, ценностные
ориентации, принципы познания, нравственные
нормы, эстетические воззрения и др. Все эти элементы мировоззрения в
своей совокупности определяют духовный
облик и жизненную позицию не только отдельных
личностей, но и социальных групп, классов,
наций, общества в целом. Мировоззрение
— исходный пункт и активный духовный
фактор освоения и изменения человеком
окружающего мира. |
3.Исторические типы мировоз-ия: 1. мифологическое (с греч. предание, сказание). характерна синкретичность (связано чувственное и логическое знание об обыденной жизни и верование в сверхъестественное). Мифы- первая дофилософская форма мировоззрения. Не имея возможности объяснить происхождение мира, человек создавал мифические представления о себе и мире. Мифы дополнялись религиозными взглядами в форме анимизма(признание всеобщей одушевленности вещей), тотемизма(поклонение предкам, представленным в виде животных и растений), фетишизма(вера в магические способности предметов) 2.религиозное (лат 3.философское. философия- теоретически сформулированное мировоззрение, система самых общих взглядов на мир и место человека в нем. Ф возникает в 7-6 в до н.э. основатели-древние греки. ф- любовь к мудрости. 4. научное (интересуют законы) 5. Обыденное (интересуют единичные факты и события). |
4. Специфика философского
мировоззрения. |
6. Генезис философии Возникновение ф. относится к глубокой древности. Зачатки ф. знаний отчетливо обнаруживаются в 6-5 в. до н. э. В Китае, индии и наиболее развитых странах Среднеземноморского бассейна. Генезису ф. послужила: в мифологии стихийная постановка основных мировоззренч. вопросов, а в начатках наук-развитие мышления и самого научного духа и метода т. е. ф. возникает как разрешение противоречий между мифологической картиной мира(построенной на воображении) и новым знанием и мышлением. Важным фактором содействовамшим появлению ф. и зарождению нового мировоззрения было возникновоние древнегреческой демократии. Чтобы добиться власти нужно было опровергнуть противника, т.е. доказать правоту, так возникла особая форма обмена информацией-док-во. В научный обиход термины «философ» и «философия» впервые ввел др.греч. мыслитель Пифагор (580-500 до н.э.) как учение о поиске истины. Платон (428-347), др. греч.: - философия есть учение о мире и о месте человека в нем. Философия как явление культуры появилась около 2,5 тысяч лет назад параллельно в Индии, Китае, в Древней Греции. Философия, как явление культуры,
возникло на этапе цивилизации человечества - когда человек начал производить продукты дух Культурно-исторические предпосылки возникновения философии: 1.Возможности возникновения: - выделение людей умственного труда; - накопление элементов знания о мире. 2. Потребности возникновения: - интерес к пониманию мира и общества; - заказ на философские знания; - желание использовать |
5.Соотношение философии, науки, религии и искусства. Философия и наука. Несмотря на то, что философия представляет собой область теоретического знания в строгом смысле слова ставить ее в один ряд с другими науками нельзя. Философию и науку сближает изучение законов, а также стремление к познанию истины. Обе используют рациональный способ познания мира и принципы его теоретического описания. Однако, даже самая высокоразвитая наука (напр. современная физика), обладающая огромными теоретическим потенциалом, включающая в себя самостоятельные науки – все же остается частной наукой. Ее предмет – конкретная область действительности. Философия как уже было рассмотрено исследует мир как целое. Кроме того, формируя общее мировоззрение той или иной эпохи философия выступает как ведущий исторический тип, в то время как науки, вместе взятые участвуют в данном процессе. Научное знание в основе своей стремиться к логичности и аксиоматичности, к непротиворечивости, в то время как в философии противоречие, наряду с антиномичностью (два противоречащих, но одинаково обоснованных суждения) одно из основных понятий. Наука – это во многом коллективный процесс достижения истины, а философия во многом несет на себе печать личности ее создателя, что сближает ее с искусством. Оценка и ценностное значение в философии не менее важны, чем истина. Философия и религия. Религиозная и философская картины мира, во многом находятся на одной ступени, поскольку представляют собой фундаментальные мировоззренческие представления. И та и другая стремятся понять мир как целое, в его единстве и многочисленных противоречиях. Однако, в отличие от философии, которая опирается на рациональное объяснение при создании моделей мира, религия главным своим методом делает веру. В основе религиозной картины мира лежит Бог, бытие которого несомненно, в то время как в философии в основе мироздания может лежать безличное начало, или вообще быть несколько начал. Философия и искусство. Являясь духовным выражением человеческой деятельности и философия и искусство пытаются понять различные аспекты мира сквозь призму своеобразия личности конкретного человека, понять мир как невыразимый полностью на языке логических понятий и рациональных схем. Однако, если в искусстве доминирующую роль приобретает именно художественное переживание, то в философии главное место отводится попыткам рационально объяснить мир.
|
8. Космоцентризм античной философии. Греческие философы, как и их восточные коллеги, стремились познать мир как единое целое, находящееся в непрерывном движении. Они пытались разобраться в природе бытия — вещественно оно или духовно? Одни выдвигали в качестве первоосновы всего существующего различные природные стихии: воду (Фалес), воздух (Анаксимен), огонь (Гераклит). Другие, напротив, считали первоосновой нечто бестелесное, неосязаемое: числа (Пифагор), эйдосы — идеи (Платон), форму (Аристотель). На протяжении VI-IV вв. до н.э. в Греции происходил бурный расцвет культуры и Ф. За этот период были созданы новое немиф. М., новая картина мира, центральным элементом к-рой стало учение о космосе. Космос охватывает Землю, человека, небесные светила и сам небесный свод. Он замкнут, имеет сферическую форму и в нем происходит постоянный круговорот - все возникает, течет и изменяется. Из чего возникает, к чему возвращается никто не знает. Одни греческие ф-ы (натурф-ы) считают, что основой вещей является чувственно воспринимаемые элементы кислород, огонь, вода, земля и определенное вещество - апейрон; другие (пифагорейцы) видели ее в математических атомах; третьи (элеаты) усматривали основу мира в едином, незримом бытии; четвертые считали такой основой (Демокрит) неделимые атомы; пятые (школа Платона) - земной шар лишь тень,результат воплощения царства чистой мысли. Разумеется все эти Ф. направления были во многих отношениях наивными и противоречивыми друг другу. Не порвав еще до конца с мифологией, они отводили богам, сверхъестественным силам второстепенное, а то и третьестепенное место, пытались познать мир из него самого. На первых порах древнегреческие ф-ы не осознавали, что основной вопрос Ф. может иметь разное значение, но уже в V в. до н.э. (Платон, Демокрит) четко обозначились две противоборствующие линии, борьба между к-рыми проходит через всю дальнейшую историю Ф. ПЕРИОД ДОСОКРАТИКИ (НАТУРФИЛОСОФИЯ
6-5 ВВ. ДО Н.Э.). Впервые античная философия
возникла в ионии (средиземноморье). Досократики
(Демокрит, Анаксагор). Для них было характерным
изучение внешнего мира, исключительная
интеллектуальная любознательность. |
7.Особенности древнеиндийской философии Инд. Ф-я мысль –древнейшая в мире.Осн.школы: джайнизм, буддизм, адживика. ЕЕ история начинается с Вед(“ведение,знание”), возникших, по видемому, между 1-2 тысячилетиями до н.э. .Веды состоят из 4 сборников гимнов, песнопений, магич.заклинаний, молитв и т. п(санхиты, брахманы, араняки и упанишады).Собственно полное влззрение Др.Индии наиболее полное отражение получили в Упанишадах, но первые проблески фил.подхода прослеживаются уже в сборниках ведических гимнов. По форме Упанишады обычно представляют диалог мудреца-учителя с учеником, либо с человеком ищущим истину. Среди многих вопросов о природе, человеке и познании в Упанишадах доминирует проблема первопричины, первоначала бытия, с помощью которого объясняется происхождение всех явлений природы и человека. Центральный вопрос в теории познания Упанишад-разделение знания нана 2 вида: низшее и высшее. Низшее зн-е- это зн-е эмпирической действительности, которое считается з-ем отрывочным, фрагментарным=>неистинным. Высшее зн-е –это зн-е духовного абсолюта, кот.рассматривается как восприятие бытия в его целостности и главным средством приобретением которого служит мистическая интуиция;Именно это зн-е дает власть над миром.Осн-м источником фил.мысли более позднего –эпического периода явл. Обширная эпическая поэма “Махабхарат”, кот.состоит из 18 книг, повествующих о борьбе за власть между двумя родами. Особо важную роль в становлении ф. сыграла математика(в несколько меньшей степени астрономия). Мат-ка в др.Индии , особенно такие ее разделы, как арифметика, алгебра, достигла очень больших результатов(достаточно указать на появление здесь позиционной системы счиления и введения нуля) Специфика древнекитайской философии В Китае процесс зарождения философии наз” эпохой борющихся царств”. Первые философы бродяги критиковали мифологию. Знаменитые древнекитайские ф-фы : Конфуций и Лао-дзы.В этот период сложилисось 6 школ: конфуцианство, моизм, легизм, даосизм, инь янь, имён. Для др.Китая характерна опора на священные книги-“пятикнижие”. Уже в наиболее ранней из книг упоминается два принципа ЯНЬ и ИНЬ олицетворяют два взаимодополняющие начала(муж. и жен.). Лао-дзы учил, что каждая вещь, достигнув определенной степени развития, превращается в свою противоположность: неполное-полным, кривое –прямым). Эта смена протиположностей рассматривалась как всеобщая закономерность движения вещей, как единый поток, как вечное возникновение и исчезновение. |
9. ФИЛОСОФИЯ АРИСТОТЕЛЯАристотель по праву считается величайшим энциклопедистом древности и самым значительным систематизатором философских и научных знаний, накопленных до него. Он известен также как воспитатель великого полководца Александра Македонского. Высоко оценивая Платона, он подверг критике его учение, произнеся крылатую фразу: «Платон мне друг, но истина дороже». Развивая свои взгляды о бытии, Аристотель критикует учение Платона о существовании идей как абсолютно самостоятельных доприродных сущностей. По его мнению, такие идеи представляют лишь понятия, отражающие материальный мир, т. е. являются как бы копиями вещей, но не наоборот. Аристотель формулирует свое представление о бытии, воспринимаемом с помощью ощущений. Этот предметный, чувственный мир является первичной реальностью, природой, которая никем не определена. Материя есть всеобщая причина, так как без нее нет бытия, считает Аристотель. Форма играет роль признака. Благодаря ей реализуется материя и образуется конкретный предмет. Другими словами, форма представляется как сумма свойств, отличающих один предмет от другого, и является сущностью как предмета, так и бытия в целом. Благодаря форме вещь такова, какова она есть на самом деле. Душа человека, как и его сущность или форма тела, дает смысл и направленность жизни. «Душа есть причина и начало живого тела…» Как форма господствует над материей, так, соответственно, душа – над телом, разум – над чувствами. Существуют 3 вида души: растительная душа, которой обладают растения; чувственная, которой наделены животные; разумная, присущая человеку. Теория познания Аристотеля строится с позиции эмпиризма, в соответствии с которым суть вещей познается с помощью ощущений. И хотя ощущения дают нам знания только единичного, в них потенциально содержится и знание общего, которое познается наукой. Над наукой надстраивается философия, совпадающая во многом с логикой. Логика помогает отделить общее от частного, истину от ложного знания. Метод выявления общего, с помощью которого можно затем объяснить единичные факторы, Аристотель назвал индукцией. Метод доказательства из силлогизмов, т. е. из общих выводов, он назвал дедукцией. Значительное место в философии Аристотеля занимает человек и проблемы общественной жизни. Человек, по его мнению, есть «политическое животное», которому присуща инстинктивная устремленность к «совместному сожительству». «Тот, кто не может войти и составить часть некого сообщества, кто не нуждается ни в ком и ни в чем, достаточен самому себе, то, не являясь частью государства, он – либо зверь, либо Бог». Назначение государства состоит в обеспечении счастья всем гражданам, к которым относятся только те, кто имеет собственность и участвует в управлении обществом. Рабы к гражданам не относились. Аристотель выделял 6 форм государства: 3 правильные: аристократия, монархия и полития, и 3 – неправильные: тирания, олигархия и демократия. Наилучшей из форм является полития, так как она сочетает свойства умеренной демократии и личное достоинство олигархии, присущее благородным людям. |
10.ФИЛОСОФИЯ ПЛАТОНАПлатон стал первым греческим философом, создавшим целостную концепцию объективного идеализма, суть которой состоит в том, что мир идей, понятий, мыслей признается им в качестве первичного по отношению к миру вещей. Материальное бытие создается
Творцом-демиургом наподобие Теория познания Платона построена на том, что человек имеет врожденные идеи, «припоминая» которые он открывает для себя мир. Само познание есть процесс созерцания разумом высших сущностей, и делится этот процесс на два этапа. Вначале познание осуществляется чистой душой, ибо еще до рождения тела она уже все видела. Однако когда душа вселяется в тело человека, то к процессу познания подключаются его телесные органы чувств. Вселившись в тело, душа сохраняет, но не осознает свои знания. В процессе развития человека она вспоминает свои знания, которые видела раньше. При этом чувственно-эмпирический опыт является лишь толчком к воспоминанию, поэтому Платон советует обращаться к душе, минуя по возможности органы чувств. Сделать это можно при помощи речи, а основным средством воспоминания является метод диалектики – беседа. Человек являет собой единство души и тела, в основе которого лежит душа, ибо она бессмертна. Поскольку душа существует до воплощения в тело, то ее существование не зависит от тела, а разрушение тела не есть разрушение души. Простые сущности не разрушаются; душа же есть простая сущность, поэтому она не может распадаться на составные части, а только таким образом происходит уничтожение. Душа есть воплощение идеи жизни, поэтому она не может подвергаться смерти. Платон делит души людей на 3 категории в зависимости от того, какое начало в них преобладает: разум (философы), страсть (стражники и воины) и вожделение (крестьяне, торговцы, ремесленники). Гармоничное общество есть результат осознания и исполнения каждым из граждан своего природного и законодательного предназначения. Формой идеального государства, по мнению Платона, может быть как монархия, так и аристократия и демократия, но предпочтение он отдавал монархии. В реальной жизни нередко названные формы государства перерождаются в тиранию, олигархию или демагогию. А происходит это тогда, когда властители выражают не народный, а личный интерес. Чтобы такого не было, Платон требует правильно организовать воспитание граждан. Философы должны пройти длинную дорогу обучения мудрости, прежде чем стать правителями; чтобы сформировать у воинов мужество и волю, избежать конфликтов на почве зависти и ревности, необходимо для этого слоя ввести общность имущества, жен и детей. Крестьяне, ремесленники, торговцы нуждаются в воспитании чувства умеренности и самоограничения. Философия Платона оказала огромное
влияние на все последующее развитие
философского знания и нашла свое
продолжение в философских |
11. Специфика философии средних веков Становление христианства: В средние века христианство подчинило себе все формы мировоззрения. Философы имели успех, только если разделяли церковные позиции. Важнейшей составной частью христианского учения являлась этика. Основные черты средневековой философии: - теоцентризм; - креационизм
(учение о сотворении мира - теодицея (стремление
оправдать бога как творца
за наличие зла в мире, - эсхатология (учение о судьбах мира и человека); - провиденциализм (учение о реализации своих замысловбогом); - вера выше разума. Источники христианства: Сразу был признан ветхий завет иудеи. С другой стороны важным источником развивающегося учения церкви стали труды «Отцов церкви» => ранний период называется патристикой. Этот период, когда на христианское вероучение с одной стороны воздействовали труды отцов церкви, а с другой – античная философия. Патристика – совокупность теологических, философских и политико-социологических доктрин христианских мыслителей II-VIIIвв. (отцов церкви). Основные теоретические вопросы патристики: 1. Проблема Троичности; 2. проблема инкарнации; 3. отношения свободы и благодати; 4.отношение веры и разума. Гностицизм – форма мистического познания,характерна для некоторых религиозно-философских течений позднего язычества(Ориген из Александрии). Ориген был египтянином, требовал изучать древних философов. Развивал диалектику как образ мышления. Считал, что библия имеет 3 смысла: буквальный, моральный, философский. Учил, что адские муки временные и все грешники вернутся к богу. Апологетика – отрасль христианского богословия, посвященная защите вероучения христианства (Тертуллиан). Догматика – Догматы – официально признанные основные положения религиозного вероучения, исповедание которых считается непременным условием постижения Бога (Августин Аврелий). Евангилевская мораль – называется зло, которое подлежит безусловному уничтожению: 1. Богатство. 2. Незаконие, насилие. 3.Национальная религиозная вражда.На место обычных существующих нравов, которые вызывают отчуждение людей в oбществе, христианство ставит любовь. Она не дополняет эти нравы, а заменяет их собой. Любовь возвышается до универсальной нравственной связи. Схоластика: IX-XV вв. Главный вопрос: отношение знания к вере, основной тезис – вера выше разума, Основной философский вопрос – отношение общего к единичному. Схоластика – учение вести длительные споры и логически выводить требуемые доказательства, основываясь на религиозных текстах. Два течения: реализм (понятия существуют реально, порождая вещи. Фнсельм Кентерберийский) и номинализм (понятия – лишь названия, реальны лишь отдельные вещи. Дунс Скотт). Реализм – идеалистическая тенденция, номинализм –материалистическая тенденция. |
12 Философия эпохи Возрождения. Общая характеристика. Основные направления. Философией эпохи Возрождения называется совокупность философских направлений, сформировавшихся в Европе в переходный период от средневековья к Новому времени. устремленность к человеку, вера в его великий физический и духовный потенциал, жизнеутверждающий и оптимистический характер. Рост промышленности, торговли, мореплавания, военного дела, т.е. развитие материального производства, обусловил развитие техники, естествознания, математики, механики. Все это требовало освобождения разума от схоластики и поворота к естественнонаучному познанию мира и человека. человек через творческую деятельность своего ума как бы уподоблялся Богу. Мысль Кузанского о совпадении (единстве) всех противоположностей в боге была близка к диалектике. Также он считал: часть свидетельствует о предсуществовании целого. Он рассуждал и о границах применения закона противоречия в математическом познании, и о возможности применения математических понятий в изучении природы. Центральной идеей другого представителя неоплатонизма – Пико де Мирандолы была идея возвышения человека в силу причастности его ко всему земному и небесному. Наличие у человека свободы выбора делает его космически не закрепленным, утверждая его творческую способность самоопределения. Таким образом, эпоха Возрождения имеет следующие особенности: 1) развитие индивидуализма и гуманизма; 2) в формировании культуры и мышления Ренессанса огромную роль сыграло античное культурное наследие; 3) антисхоластическая направленность (борьба с церковными догматами); 4) создание пантеистической картины мира (Бог есть природа); 5) переход от теоцентризма к антропоцентризму (преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство); 6) принципиально новое, научно-материалисти-ческое понимание окружающего мира (шарообразности, а не плоскости Земли, вращения Земли вокруг Солнца, а не наоборот, бесконечности Вселенной, новые анатомические знания и т. д.); 7) большой интерес к социальным проблемам; широкое распространение идеи социального равенства. |
13. Философия Ф.Бэкона Первым ф., сознательно поставившим перед собой задачу разработки научного метода на основе мат. понимания природы, был Ф.Бэкон. Естествознание - истинная наука, а физика, опир. на чувств опыт - важнейшая часть естествознания. Чувства непогрешимы и есть источник всякого знания. Наука есть опытная наука и состоит в применении рацион. метода к чувственным данным. Индукция, анализ, сравнение, наблюдение, эксперимент суть главные условия рац. метода. Б. различает 2 вида опытов: 1. “плодоносные” - цель - принесение непоср. пользы человеку 2. “светоносные” - цель не непоср. польза, а познание законов и свойств вещей Предпоылка преобраз науки - критика всей сущ схол. и сомнение в истинности всего, что до сих пор казалось истиной. Однако сомнение лишь средство нахождения дороги к истине. Первым условием реф. науки явл. усовершенствование методов обобщения - индукции. Следу шагом должно быть очищение разума от заблуждений. Б. различает 4 вида таких забл. или идолов - рода, пещеры, рынка , театра. До Б. фил, писавшие о индукции обращали внимание на те случаи, кот подтверждают доказываемые или обощ. ими положения. Б. подчеркнул значение тех случаев, кот. опровергают обобщение, противоречат ему. Это так назыв. отрицательные инстанции. Идолы рода - преп, обусл природой человека. Чел судит о прир по аналогии с собственными свойствами. Пещеры - ошибки, возн. вследствие субъект предпочтений, симпатий, антипатий ученых. Рынка - преп, возник вследствие общения между людьми посредством слов. Театра - преп, порождаемые ложными мнениями идолы. они возникают вследствие подчинения ума ошиб мнениям. Метод - это путь, главное средство исл. К нему относятся орудия, соверш. способность нашего восприятия, и орудия, соверш. саму челов мысль. Науку расширяет не созерцание, а эксперимент.
17.Диалектическая Ф. Г. Гегеля. Известным представителем немецкой Ф. был Г.В.Ф. Гегель (1770 - 1831 гг.), который отвергал кантовские вещи в себе и построил целостную концепцию объективной идеалистической Ф.. Основной принцип – тождество бытия и мышления. Первичная абсолютная идея – духовная субстанция, мировой разум. Гегель – автор концепции развития. Он рассматривал реальность под углом зрения процесса развития. Гегель создал теорию развития – диалектику. Основные моменты: источник развития – противоречия, процесс развития регулируется законами: -Закон единства и борьбы противоположностей. -Закон перехода колич. изменения в качественное. -З-н отриц-я отриц-я, как выраж-я направл-ти проц. развития. Главное сочинение Гегеля – «Наука логика». Понимал процесс развития - переход от простого к сложному. Ступенями развития являются категории. Существуют так называемые триады категорий: тезис, антитезис, синтез, Бытие, небытие, наличное бытие (элементарная форма) Качество, количество, мера, Сущность, явление, действительность Понятие, объект, идея и т.д. -Мировой разум
порождает природу и -Природное бытие являет человека, развивает мир духа в человеческом обществе, возвращает мировой разум к себе. Субъективный дух – форма индивидуального бытия. Объективный дух – форма надындивидуального бытия. Сюда можно отнести право, мораль, нравственность, гражданское общество, государство. К Абстрактному духу можно отнести искусство, религию и Ф. Религия – высшая форма самопознания абсолютного духа. В своих сочинениях
Гегель имеет идею противоречия между
методом и системой. Для Гегеля
метод является диалектическим, требующим
рассматривать любую форму Таким образом, Гегель был крупнейшим представителем диалектико-идеалистической Ф.. |
14. Рационализм Р.Декарта: родился в 1596 г во Фр. в семье дворянина. Служил в армии. Много путешествовал. Долгие годы жил в Нидерландах, где занимался научной деятельностью. Осн. черта ф. мировоззрения - дуализм. Д. допускает 2 независимых друг от др. первоначала: мыслящую субстанцию и материальную "протяженную субстанцию". Первую изучает метафизика, а вторую --- физика. Метафизика --- вопросы духовные, познания и бытия. Физика --- природу. В границах его физики материя представляет собой единств. субстанцию, единственное основание бытия и познания. Метод Д. состоит из 4 требований: 1.допускать в кач. истинных только такие положения, кот представл. уму ясно и отчетливо, не могут вызвать никаких сомнений в истинности; 2. расчленять каждую сложную пробл. на составляющие ее частные пробл; 3. методически переходить от известного и доказанного к неизв. и недок.; 4. не допускать никаких пропусков в ог. звеньях исследования. Дуализм опр. теорию позн. и учение о методе. Разум - главн. и единств. источник знаний, Д. считал, что матем., геометр. методы - единств. всеобщ. метод позн-я. Дедукция - единств. метод позн-я. Начинать надо с сомнения. Сомневаться можно во всем, кроме сущ-я самого сомн-я. Сомн. - акт мышл-я. “Я мыслю - я сущ.” Первопричина - Бог - не м. обманывать ч-ка. Задача - использ. познават. способ-стей правильно. На осн. рац-ма Д. созд. учение о рац-ме. 4 правила.Д. полагал, что с пом. дедукт. мет. можно логич. вывести все знания о мире. Он исходил из факта сущ-я мысли и приходил к реальности всего физ. мира. Чувства и опыт - лишь дополнит. способ подтвержд. знаний, получ. путем разума и дедукции.
18.Антропологический материализм Л. Фейербаха. Другим крупнейшим после Гегеля представителем классической немецкой Ф. был Людвиг Фейербах (1804-1872 гг.). Первоначально он увлекался философией Гегеля, однако вскоре подверг её резкой критике. Вскоре Фейербах перешёл на антропологический материализм. Он считал, что в центре Ф. находиться человек. Человек – порождение природы. Природа никем не было сотворена и существовала вечно. Он был сторонником метафизического (антидиалектического) материализма. Метафизика – это учение о неизменности реальности. Он понимал человека как природное существо. Основное сочинение
Фейербаха – «Сущность |
15. Философия эпохи Просвещения. Общая характеристика. Основные представители. Эпоха Просвещения – одна
из самых ярких в развитии философии.
Господствующим догмам католического
сознания были противопоставлены права
просвещенного критического разума,
дух сомнения и скептицизма. Яркими
представителями Просвещения Отличительные черты философии французского Просвещения: 1)приоритет разума при решении всех проблем человеческого общества 2)неразрывная связь с достижениями естествознания 18 века; 3)гуманистическая ориентация философии 4)социально-критическая направленность на изменение действительности в интересах гражданского общества. Просветители осуждали культ и тиранию церкви. поставили задачу освобождения человеческого разума от догм католической церкви. Религиозному фанатизму они противопоставляли концепцию «естественной религии» – та религия, которая не противоречит природе человека и включает общечеловеческий принцип нравственности.
19. Ф.
марксизма: проблемы и Маркс обратился к низам общ-ва, кот должны освободить себя и весь мир от частной собственности. Центр-й идеей марксизма явл. материалистическое понимание истории: люди сами творят историю, но при обстоятельствах, от них не зависящих, люди - актеры и авторы собственной драмы. Не сознание людей опр их бытие, а бытие опр. сознание. Развитие общ-ва есть естественный ист. процесс. Общ-е пр-во - пр-во мат и дух ценностей. Пр-во - определяющее. Марксизм не отрицает роль идей, роль духовного. Маркс сформулировал краеугольные положения учения о коммунизме. Коммунизм кладет конец предыстории человечества и открывает его подлинную историю, которая свободна от антагонизмов м/у людьми и природой. Коммунизм уничтожает отчуждение ч-ка от об-ва. Абсолютизация марксистской теории , не учит опыта истор. развития, привели в 20в к существованию тоталитарного об-ва. Это нельзя ставить в вину Марксу. М различал соц-фил и соц-полит стороны своего учения. Соц-полит теория, писал М, будет зависеть от характера эволюции европейского капитализма. Человеческое существо свободно, т.е. само себя формирует и создает. Неподлинная сущность. – обезличенное существование. Человек отрекается от своей свободы и становится аномальным существом. Экзестенциализм бывает: 1.Религиозный (Хейдер, Шестов): только в стремлении к Богу человек может сохранить свое “Я”.2.Светский (атеистический) (Камю и др.) Подлинность человеческого существования проявляется в кризисных ситуациях (на границе жизни и смерти) Экзестенциализм настаивает на том, что человек в любой ситуации должен сохранять свою человечность. Экзестенциализм поднимает проблемы стандартизации, невелирования человека, он пытается уберечь человека от утраты свободы, своего мира в современном техногенном обществе. Социальное бытие враждебно человеку. |
16 Особенности и достижения немецкой классической Ф.. Проблемы познания в критической Ф. И. Канта. Основоположник – Иммануил Кант (1724-17хх гг.) Представители – Фихте, Шеллинг, Гегель, Фейербах. Основная проблема – проблема активности субъекта человеческого разума и познания. Великим достижением немецкой классической философии явилось раскрытие творческой, активной природы субъекта и его сознания в познавательном процессе, разработка нового понимания диалектики, а также диалектического метода познания действительности и её преобразования. Произведения Канта: «Критика чистого разума» (1781), «Критика практического разума» (1788), «Критика способности суждения» (1791). В 1755 вышла «Всеобщая естественная история и теория неба», в которой он разработал теорию происхождения мира из туманности. Затем Кант внёс вклад в понимание роли вращения земли вокруг своей оси, в понимание влияния луны на приливы. Кант совершил в Ф. коперниканский переворот. Прежде чем браться за исследование проблемы бытия, нужно сначала исследовать познавательные возможности человеческого разума. Кант сформировал основные философские вопросы: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться? Агностицизм (важная особенность кантовской Ф.) учение о принципиальной непознаваемости вещей в себе. Априоризм (вторая особенность кантовской Ф.) – мир явлений познаётся на основе наличия в сознании врождённых познавательных форм. Познавательные способности: Чувственное созерцание. На уровне этого восприятия существуют пространство и время. Пространство – форма внешнего восприятия, время – форма внутреннего восприятия. Рассудок –
подведение чувственного восприятия под
единство понятия. На уровне рассудка
встречаются категории – Благодаря наличию категорий обеспечиваются объективная всеобщность. Кант выделил несколько основных категорий: Количество (единое множество) Качество (реальность, ограничения) Отношение Модальность (возможность и не возможность, необходимость и случайность, существование и не существование). Разум – способность максимально возможного синтеза, обобщения того, что получено на уровне рассудочной деятельности. И. Кант выдвинул идею чистого разума: космос, как единство всех физических процессов; душа, как единство всех происходящих процессов. Кант выдвинул идею бога, как безусловно необходимую последнюю причину. Антиномии (противоречия) чистого разума: они возникают, когда разум выходит за пределы своей компетенции. Кант говорил: «мир как целое не может быть дан в опыте». Явления или феномены – это продукт деятельности самого сознания; в этом Кант – субъективный идеалист. Однако он в то же время материалист, т.к. он настаивает на наличие причин в себе. Практический
разум – это морали, область
отношений с другими людьми. Кант
верил в существование Кант писал: «поступай так, чтобы максима (правило) твоего поведения могла стать всеобщим законом»; «поступай так, чтоб другой человек никогда не был средством для тебя, а целью» – это – категорический императив.
20. Ф.
позитивизма и его Основоположник – французский философ О. Конт. Первоначально Конт начал дистанцироваться от гегелевского учения. Идеал позитивизма – положительные значения. Гегель развивал натур. Ф. и пренебрежительно относился к науке. О. Конт начал с отрицания натур. Ф.. Конт считал, что человечество в своём развитии прошло три стадии: Мировоззрение мифологическое. Метафизическая стадия – мир объясняется с помощью метафизики, с помощью первоначал (например, гегелевский мировой разум). Позитивная стадия Основная особенность
позитивизма – Позитивизм прошёл три стадии: 1)Позитивизм О. Конта. Позитивизм Милли и Г. Спенсера. 2)Эмпириокритицизм: Основоположник – Э. Мах . Другим известным представителем был Авенариус. Это учение возникло в начале ХХ века. В это время были сделаны многие важные научные открытия. Мах пытался дать теоретическую базу для нового естествознания. Э. Мах считал, что ему удалось открыть элементы мира – ощущения. Ощущения – это нейтральные по своей природе элементы. Любое явление – это комбинация ощущений. Для Маха метафизика – это наука о природе ощущений. Поэтому мах отвергал этот вопрос. 3)Неопозитивизм – аналитическая Ф. (Поппер, Дж. Остин), и логический позитивизм (Шлик, Карнап, Гедель). |