• научный факт – фиксация того
или иного свойства или события (Фенол
плавится при температуре 40,9 °С; В 1986 г.
наблюдалось прохождение кометы Галлея);
• научное описание – фиксация
целостной системы свойств и параметров
того или иного явления или группы явлений.
Такого рода знания приводятся в энциклопедиях,
научных справочниках, учебниках и т. п.;
• эмпирическая зависимость – знание,
которое отражает определенные связи,
присущие какой-то группе явлений или
событий (Планеты движутся вокруг Солнца по эллиптическим
орбитам - один из законов Кеплера; Комета
Галлея обращается вокруг Солнца с периодом
75 -76 лет).
Теоретическое (от
греч. theoria – рассмотрение, исследование) познание раскрывает
внутренние связи и отношения вещей и
явлений, рационально объясняет их, открывает
законы их бытия. Оно является поэтому
знанием более высокого порядка, чем эмпирическое
- не случайно, например, Хайдеггер саму
науку определяет как "теорию действительного".
В теоретическом познании
применяются особые мыслительные операции,
позволяющие тем или иным способом
прийти к новому знанию, которое
объясняет полученные ранее или
же развивает уже имеющееся теоретическое
знание. Эти мысленные методы всегда
связаны с использованием научных
понятий и так называемыхидеальных объектов (вспомним,
например, понятия "материальная точка",
"идеальный газ", "абсолютно черное
тело" и т. д.). Ученые проводят с ними
мысленные эксперименты, применяют гипотетико-дедуктивный
метод (рассуждение, позволяющее выдвинуть
гипотезу и вывести из нее следствия, которые
можно проверить), метод восхождения от
абстрактного к конкретному (операция
объединения новых научных понятий с уже
имеющимися с целью построения более общей
теории конкретного объекта - например,
атома) и др. Словом, теоретическое познание
- это всегда долгая и сложная работа мысли,
проходящая с помощью многообразных методов.
Теоретическое знание, полученное
при этих интеллектуальных операциях,
существует в различных формах. Важнейшими
из них являются:
• проблема – вопрос, ответа
на который пока нет в наличном научном
знании, своеобразное знание о незнании
(так, физики в принципе знают сегодня,
что такое термоядерная реакция, но не
могут сказать, как сделать ее управляемой);
• гипотеза – научное предположение,
которое вероятностным образом объясняет
ту или иную проблему (например, различные
гипотезы о происхождении жизни на Земле);
• теория – достоверное
знание о сущности и законах бытия определенного
класса объектов (скажем, теория химического
строения А. М. Бутлерова). Между этими
формами знания существуют довольно сложные
отношения, но в целом их динамику можно
обозначить следующим образом:
• возникновение проблемы;
• выдвижение гипотезы как
попытка решения этой проблемы;
• проверка гипотезы (например,
с помощью эксперимента);
• построение новой теории
(если гипотеза так или иначе подтвердилась);
возникновение новой проблемы (поскольку
ни одна теория не дает нам абсолютно
полного и достоверного знания) -
и далее этот познавательный цикл
повторяется.
36. философское
понятие культуры. Культура и
цивилизация Культура - совокупность материальных
и духовных ценностей, созданных и создаваемых
человечеством в процессе общественно-исторической
практики, включая творческую деятельность
по их производству, а также способы их
применения и передачи. В более узком смысле
принято говорить о материальной (техника,
производственный опыт, материальные
ценности, созданные в процессе производства)
и духовной К. (производство, распределение
и потребление духовных ценностей в области
науки, искусства и литературы, философии,
морали, просвещение и т.д.). К. - явление
историческое, развивающееся в зависимости
от смены социально-экономических формаций.
В противоположность идеалистическим
теориям К., отрывающим духовную культуру
от материальной основы и трактующим ее
как духовный продукт "элиты", марксизм-ленинизм
рассматривает процесс производства материальных
благ как основу и источник для развития
духовной К.; отсюда следует, что в непосредственных
или опосредствованных формах К. создается
деятельностью широких трудящихся масс.
Будучи зависимой от материальных условий,
духовная К. не изменяется автоматически
вслед за своей материальной основой,
а характеризуется относительной самостоятельностью
(преемственность в развитии, взаимовлияние
культур различных народов и т.д.). В классовом
обществе К. принимает классовый характер
как по своему идейному содержанию, так
и по своей практической направленности,
что при капитализме выражается в наличии
двух К. в каждой национальной К.: господствующей
буржуазной и существующей в виде более
или менее развитых элементов демократической
и социалистической К. угнетенных масс.
С этим связана необходимость разграничения
понятий "К. буржуазного об-ва" и "буржуазная
К." (т.е. К. господствующего класса).
Социалистическая К., наследуя все прогрессивные
достижения прошлого, в корне отличается
от современной буржуазной К. и по своей
идейной сущности, и по своей социальной
функции, что отражает общее превосходство
социалистического способа производства
над капиталистическим. Ее создание и
утверждение невозможно без социалистической
революции, составной и неотъемлемой частью
которой является культурная революция.
Отличительными чертами социалистической
К. являются: народность, коммунистическая
идейность и партийность, научное мировоззрение,
социалистический гуманизм, коллективизм,
социалистический патриотизм и интернационализм.
Руководящую роль в создании и развитии
социалистической К. играет Коммунистическая
партия, под воздействием которой протекает
вся культурно-воспитательная деятельность
социалистического государства. В условиях
социализма происходит расцвет национальных
по форме, социалистических по содержанию
К., интенсивнее становится обмен материальными
и духовными ценностями между нациями,
культурная сокровищница каждой нации
все больше обогащается творениями, приобретающими
интернациональный характер. Это способствует
формированию будущей единой общечеловеческой
К. коммунистического общества. 1.
Понятие цивилизация. Становление соотношения
цивилизаций и культуры. Понятие
цивилизация – это одно из самых ключевых
понятий современной социально-гуманитарной
науки. Это понятие очень многогранно
и на сегодняшний день осмысление его
неполно. В обыденной жизни термин цивилизация
употребляется эквивалентом слова культурный
и чаще используется как прилагательное
(цивилизованная страна, цивилизованный
народ). Научное понимание цивилизации
связано со спецификой предмета исследования,
то есть напрямую зависит от той области
науки, которая раскрывает это понятие:
эстетика, философия, история, политология,
культурология. В зависимости от специфики
исследования в цивилизации видят: - культурно-исторический
тип (Данилевский, Тойнби), - смену
культурной парадигмы, проявляющуюся
через форму и стиль (Шпенглер), - взаимозависимость
ментальности и хозяйственного уклада
(Вебер), - логику эстетического
развития (Бродель).
Наш соотечественник Лев Мечников полагал,
что основной причиной зарождения и развития
цивилизации являются реки, которые в
любой стране являются совокупностью
всех физико-географических условий: климата,
почвы, рельефа и т.д., которые в конечном
итоге определяют состояние частной и
общественной жизни. В современных направлениях
науки все больше отходят от понятия цивилизации
как способа производства и современный
подход предполагает понимание под цивилизацией
качественного этапа в истории общества,
в котором существуют разные слои культуры,
различающиеся по социальному или историческому
происхождению и в конечном итоге комбинации
взаимовлияния, слияния этих структур
ведут к синтезу и становлению цивилизации.
Этапы становления
соотношения между цивилизацией
и культурой: 1. Первобытнообщинное
общество – средние века. Культура и цивилизация
не разведены, культура рассматривается
как следование человека за космической
упорядоченностью мира, а не как результат
его творения.
2. Возрождение. Культура впервые связалась
с индивидуально-личностным творчеством
человека, а цивилизация – с историческим
процессом гражданского общества, но несовпадений
еще не возникло.
3. Просвещение – новое время. Культура
– индивидуально-личностная, одновременно
общественно-гражданское устройство обществаÞ
понятия наложились друг на друга. Европейские
просветители использовали термин «цивилизация»
для обозначения гражданского общества,
в котором царит свобода, равенство, образование,
просвещение, то есть цивилизация использовалась
для обозначения культурного качества
обществаÞ понимание Морганом и Энгельсом
цивилизации, как стадии развития общества
вслед за дикостью и варварством, то есть
начало расхождения понятий.
4. Новейшее время. Культура и цивилизация
разведены, не случайно уже в концепции
Шпенглера культура и цивилизация выступают
как антиподы.
в настоящее время все чаще современные
исследователи кладут в основу классификации
цивилизации культуру. И, исходя из
этого, выделяют традиционную и техногенную
цивилизации.
Для техногенной цивилизации
характерно: 1. Особое представление
о природе, природа – это сфера приложения
сил человека («природа – не храм, а мастерская
и человек в ней работник»);
2. Человек рассматривается как активное
существо, призван преобразовать мир,
наиболее ярко в марксистской идеологии,
не случайно один из критиков марксизма
Р. Арон назвал марксизм не идеологией
пролетариата, а доктриной промышленного
прогресса;
3. Направленность деятельности человека
вовне, то есть соответственно на преобразование
предметов, а не самого себя;
4. Акцент на технико-технологическую оптимальность
развития техники и технологий.
Для традиционной:
1. Невмешательство в природу, человек
– созерцатель, он не навязывает свою
волю миру, не преобразовывает его, а пытается
слиться с ритмами;
2. Направленность человека на самосовершенствование;
3. Направленность развития техники и технологии
на автономию личности и т.д.
Таким образом современная техногенная
цивилизация, которая все более приобретает
самодовлеющий характер, сопровождается
утратой человеком власти над техническим
прогрессом и его последствиями. Агрессивность
технического вмешательства человека
в природу породила одну из острейших
проблем современной цивилизации – глобальный
экологический кризис.
1. Место и роль культуры в цивилизации.
Немаловажную роль в модернизации общества
играет культура. Культура, как технология,
во многом определила возможности человека
в освоении мира на данном этапе цивилизации.
Роль культуры в цивилизации определяется
тем, что с одной стороны она обеспечивает
специфическое своеобразие, что присуще
определенному социуму, а с другой стороны
обеспечивает в рамках и вместе с цивилизацией
целостность мировой истории. Этот процесс
обеспечивается идеологом культуры, их
взаимовлиянием и т.д. Культура, которая
породила техногенную цивилизацию и соотношение
«Техника – человек» сама оказалась в
состоянии глубокого кризиса, поставив
перед человечеством две важнейшие проблемы:
границы между человеком и машиной, проблема
искусственного и естественного интеллекта;
образ жизни человека в техномире. Первая
проблема требует ответа на три вопроса:
1. Каковы природа искусственного
интеллекта и степень его тождественности
с естественным интеллектом человека.
Много мнений, начиная от полной
аналогии до признания существенного
различия между программируемыми
способностями мозга и непрограммируемой
иррациональной сферой. Культурологическая
проблема в этом вопросе заключается
в сохранении человеком свободы,
индивидуальности и уникальности,
и рассмотрение компьютера, как
абсолютной модели человека расценивается
культурологами как угроза человеческому
существованию.
2. Природа и суть творчества.
Может ли творчество имитироваться
компьютером? Специалисты предполагают,
что имитация компьютером рациональных
способностей человека – это
дело времени.
3. Мозг и машина. Мозг человека
основан на конструировании образов,
мозг машины – на распознавании
образов. Если машина характеризует
объект «да» или «нет», «либо-либо»
или по принципу «если, то»,
то человек может выразить
и характеризовать объект по
принципу и «да», и «нет», и
«то», и «другое», таким образом
вопрос о творчестве природы
культуры и о технике, как
результате творения человека, ставит
другой вопрос: о потенциале техники,
который призван лишь усилить
творческие возможности самого
человека.