Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2013 в 12:29, шпаргалка

Описание работы

13.Философские школы поздней античности.
14.Общество как объект философского познания.
15.Философия о роли религии в жизни общества.
16.Философская проблема свободы человека.
17.Философия средневековья: основные идеи и проблемы.
18. Категория ценности. Проблема идеала в философии.

Файлы: 1 файл

13-18 философия.docx

— 35.07 Кб (Скачать файл)

13.Философские школы  поздней античности.

Эпикуреизм - учение и образ жизни, исходящие из идей Эпикура и его последователей, отдающих не задумываясь предпочтение материальным радостям жизни. Главная задача ф.  - создание этики, учения о поведении, приводящем к счастью. Эпикур развивал идеи атомизма. По Эпикуру, во Вселенной существуют только тела, находящиеся в пространстве. Они непосредственно воспринимаются чувствами, а наличие пустого пространства между телами следуют из того, что иначе было бы невозможно движение. Эпикур наделяет атомы способностью самопроизвольного отклонения, которую он рассматривает по аналогии с внутренним актом воли человека. Получается, что атомам присуща “свобода воли”, которая и определяет “непременное отклонение”. Поэтому атомы способны описывать разные кривые, начинают касаться и задевать друг друга, сплетаться и расплетаться, в результате чего возникает мир.

Это является необходимым  условием свободы человека. Эпикурово понимание случайности не исключает, причинного объяснения.

Стоицизм В конце IV в. до н. э. в Греции формируется стоицизм, который в эллинистическом, а также в более позднем римском периоде становится одним из самых распространенных философских течений. Его основателем был Зенон. Трактат "О человеческой природе". Зенон, разработавший утопию, учение о всемирном государстве, в котором все равны – свободные и рабы, греки и варвары, мужчины и женщины. В этой стране живут мудрецы, ведущие жизнь в соответствии с законами природы. Зенон писал: «Основная цель человеческой жизни – согласие с природой, и это то же самое, что жить в согласии с добродетелью». Зенон считал, что логику, этику и физику нужно объединить в одну систему.

В онтологии стоики признают два основных принципа: материальный принцип (материал), который считается  основой, и духовный принцип - логос (бог), который проникает через  всю материю и образует конкретные единичные вещи.

Центром и носителем познания, согласно стоической ф. , является душа. Она понимается как нечто телесное, материальное.

В онтологии стоики признают два основных принципа: материальный принцип (материал), который считается  основой, и духовный принцип - логос (бог), который проникает через  всю материю и образует конкретные единичные вещи.

Стоическая этика выдвигает  на вершину человеческих усилий добродетель. Добродетель, по их представлениям единственное благо. Добродетель означает жить в  согласии с разумом.

НЕОПЛАТОНИЗМ – завершающий период в истории античного платонизма. Началом неоплатонической философии считается учение Плотина (204–269). Характерными чертами неоплатонизма являются учение об иерархически устроенном мире, порожденным от запредельного ему первоначала, особое внимание к теме «восхождения» души к своему истоку, разработка практических способов единения с божеством (теургии) на основе языческих культов, в связи с этим устойчивый интерес к мистицизму, пифагорейской символике чисел. Неоплатонизм оказал огромное влияние на развитие средневековой философии и теологии. Разработанный в школе понятийный аппарат, учение об устремленности к нетленному и вечному были переосмыслены и вошли в контекст христианского богословия.

14.Общество как  объект философского познания.

Понятие “общество”, “общественный”, “социальный”, чрезвычайно распространены, хотя их смысл часто оказывается  весьма многозначным и недостаточно ясным.

Общность определяется, как  форма совместного бытия пли взаимодействия людей, связанных общим происхождением, языком, судьбой и взглядом. Таковы семья и народ. Общество понимается как продукт целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности больших групп людей, объединенных не на основе общности, а совместных интересов и договоре

Понятие “обществом - следует  отличать от понятия “народ”, “нация”  и “государство”. Народ–это форма  общности людей, связанных, прежде всего, языком и культурой (отсюда древнеславянское “языцы”), а также происхождением. Нация–это форма организации жизни одного народа (или нескольких близких), связанная с государственностью, экономическими, политическими и духовными отношениями людей. Государство–основанное на праве и законе, форма организации жизни народов и наций.

Современная философия рассматривает  человеческое общество как совокупность множества различных частей и  элементов. Они не изолированы, а  тесно связаны, постоянно взаимодействуют и общество существует как единый целостный организм, единая система.

Представление о системности  в обществе и природе возникло еще в античности (упорядоченность, целостность бытия), далее в 19-20 в. над этой проблемой работали Спенсер, Маркс, Вебер, Сорокин.

Они определили основные положения и категории:

Элемент, часть –мельчайшая частица системы или их совокупность (социальные объекты, отношения, институты)

Отношения – связь, зависимость  между субъектами общества.

Структура- форма устойчивых связей, отношений.

Субъект–носитель активности, направленной на другое явление.

Объект–явление, на которое направлена активность.

«Социальная система» -совокупность социальных объектов и субъектов, их свойств и отношений, образующих целостный социальный организм.

 Ее признаки:

-множественность (элементов,  подсистем, функций)

-разнокачественность (социальных элементов)

-уникальность основного элемента–человека.

Сложность и многообразие явлений общественной жизни представляют разновидности совместной деятельности людей и совокупность отдельных  социальных групп и их организаций. Структура социальных сообщностей: семья, род, племя, нация, класс, сословия, касты и т.д.

Выделяют 4 типа общественной деятельности:

-материальная– создание определенных вещей для удовлетворения потребностей людей

-духовная–создание идей, образов, научных и художественных  ценностей 

-регулятивная (управленческая)–  поддержание связей между людьми, регулирование их деятельности

-гуманитарная (социальная)–  деятельность по обслуживанию  людей (единство и взаимосвязь)

 

Основные свойства общества как целого:

-самодеятельность

-самоорганизация

-самодостаточность (главное  отличие общества от его составных  частей)–способность своей деятельностью создавать и воссоздавать все необходимые условия современного существования.

В античной философии. - возникновение общества объяснялось естественной потребностью людей в совместной жизни. а общество рассматривалось как часть природы.  В средние века понятие "общества" заменилось понятиями "государство, страна, народ". Только в Новое время общество стали рассматривать как самостоятельную сферу бытия, обладающую специфическими чертами существования.

 С начале 19 в. Общество - самостоятельный объект изучения. Первое учение об обществе - философия истории Гегеля.

Еще более конкретно об обществе было заявлено в позитивной философии Конта, в рамках которой  в 1839 - была создана наука об обществе – социология.

15.Философия о  роли религии в жизни общества.

Религия — это важный и необходимый феномен духовной жизни человека и общества. Изучением  религии занимаются:

— богословие (стремится  к адекватному истолкованию фактов религиозного сознания, данных путем  откровения);

— история (исследует процесс  возникновения и развития религиозного сознания, сравнивает и классифицирует различные религии с целью  найти общие принципы их становления);

— философия (анализирует  сущность религии, определяет ее место  в системе мировоззрения, выявляет ее психологические и социальные аспекты, ее онтологический и познавательный смысл, высвечивает соотношение  веры и знания, анализирует проблемы отношения человека и Бога, нравственный смысл религии и ее роль в жизни  общества, в развитии духовности как человека, так и человечества). Основной функцией религии является нравственно-социальное служение: она призвана сеять в душах народа мир, любовь и согласие.

Термин «религия» определяют по-разному: одни производят его от лат. religare — связывать, а другие, например Цицерон, от relegere — собирать. Наиболее адекватным корнем является лат. religio — благочестие, святость.

Религия — это выражение  признания Абсолютного начала, т. е. Бога, от которого зависит все  конечное, в том числе и человек, и стремление согласовать нашу жизнь  с волей Абсолюта.

В каждой религии можно  найти две стороны:

— теоретическую, в которой выражается понимание Абсолюта;

— практическую, в которой  устанавливается реальная связь  Абсолюта с жизнью человека. Религию нельзя считать выражением деятельности какой-либо одной стороны человеческой души.

В религии участвует весь человек со всеми его духовными  потребностями и склонностями.

В вопросе о происхождении  религии много разнообразных  мнений. Прежде всего нужно различать психологические мотивы возникновения религии, а также социальные корни религиозного сознания.

Принципы, которые лежат  в основании объяснения возникновения  религии, подразделяются на две группы:

— супернатуралистические (говорят о врожденности религиозного сознания и указывают на откровение как на его источник);

— рационалистические(предполагают сознательное намерение и рефлексию человека при образовании религии (евгемеризм), чисто прагматические стремления определенных лиц (Т. Гоббс, Г. Болин-брок) ради удержания власти, олицетворение известных сил природы (Эпикур, Д. Юм), объективирование известных душевных качеств (Л. Фейербах, Ж. Ренан), почитание предков (Г. Спенсер)).

Что касается проблемы отношения  веры к знанию, то она решается в  зависимости от общих философских  позиций того или иного мыслителя. Известны три подхода к этой проблеме:

— сциентистски-позитивистский—  объясняет религию как низший вид знания и сводит ее к суеверию, которое с развитием науки якобы обречено на исчезновение;

— исторический (эволюционный) — усматривает в религии развивающуюся  форму знания, которое сохраняет  всегда свое значение, даже тогда, когда  оно входит в состав иного, более  высокого, уровня знания;

— абсолютный — рассматривает  религиозное и научное знание как две различные и правомерные  формы духовной активности человека: между ними постоянно отыскиваются границы и продумывается специфика  как по сути, так и по значимости для человека и общества.

16.Философская проблема свободы человека.

В первобытную эпоху при  неразвитости производительных сил  и слабой социальной расчлененности общества индивид, его жизнь, выступают  как бы частью природного и социального  целого. Жизнь индивида не отделена от коллективной жизнедеятельности. Индивидуальности нет. Однако значение индивидуальности начинает постепенно проявляться. К  индивидуально-природным различиям  начинают добавляться различия социальные, а затем и индивидуально-личностные. Иными словами, вначале человек  выступает просто как особый индивид, затем как социальный индивид  и затем как личность. Каждой из этих форм бытия человека соответствует  и определенный тип самосознания. Этот процесс автономизации индивида, осознания значимости, социальной и  личной ценности индивидуальности и  индивидуальных различий называется персонализацией.

Исторический процесс  становления индивидуальности начинается с родового строя. Сознание человека в этот период во многом архаично. Для  первобытного человека характерно переносить собственные качества на природные  объекты, неспособность отчетливо  различать субъективное от объективного, материальное от духовного, предмет и знак, вещь и слово, существо и его имя, единичное и множественное, статичное и динамичное, пространственное и временное. Течение жизни и времени воспринималось этим архаическим сознанием не как линейный, а как циклический процесс, субъектом которого был не отдельный индивид, а племя, община. В первобытной общине основным средством передачи социального опыта являлось следование традициям.

В условиях рабовладения и  феодализма возникает новый тип  отношений человека и общества, а следовательно, и новый исторический тип личности. Человек как разумное существо обязан контролировать и регулировать свои действия собственным сознанием. Внутренний мир средневекового человека представлял собой противоречивое единство религиозной духовности и иерархической сословности. Эта сила подчиняла себе индивидуальность человека, его разум и чувства. Разум нужен для того, чтобы отдельный человек мог отвечать перед богом, но не для самостоятельных решений.

Буржуазное общество на место  личной зависимости людей ставит отношения экономической зависимости. Общественное разделение труда и  товарное производство разрушают сословные  рамки, которые ограничивали развитие личности. Социальные связи выступают  по отношению к отдельным личностям  и как внешняя необходимость, и как средство достижения поставленных целей. Это значительно повысило меру свободы индивида, возможность  выбора жизненного пути. Личная жизнь  человека становится важным фактором экономического успеха предприятия. На смену закрытости, замкнутости личности приходит открытость и общительность.

Фатализм (от лат. fatalis — определённый судьбой) — вера в предопределённость бытия; в фатум (лат. la:fatum). Мировоззрение, в основе которого — убеждённость в неизбежности событий, которые уже запечатлены наперёд и лишь «проявляются» как изначально заложенные свойства данного пространства.

Волюнтаризм (лат. voluntas — воля) — направление в философии, признающее волю первоосновой всего сущего. Термин «волюнтаризм» был введён в конце XIX века социологом Ф.Тённисом. однако волюнтаристские идеи в этике и в философии выдвигались и раньше А.Шопенгауэром, Ф.Ницше, А.Бергсоном. Или волюнтаризм — стремление реализовать желанные цели без учёта объективных обстоятельств и возможных последствий.

17.Философия средневековья: основные идеи и проблемы.

Средневековая философия - длительный отрезок в истории европейской философии, который непосредственно связан с христианской религией (VII - начало XV вв. н.э.). В европейской истории философии указанный период обычно называют эпохой схоластики, когда и происходит систематическая разработка христианской философии в условиях прерывания линии античной традиции и искоренения инакомыслия, поскольку процесс философствования находился под неусыпным контролем со стороны института церкви. Наука и философия были провозглашены "служанками" теологии. Перед философией ставилась троякая задача - с помощью разума проникнуть в истины веры и тем самым приблизить их содержание к мыслящему духу человека; придать религиозной истине систематическую форму для более эффективной ее усваемости; и, наконец, при помощи философских аргументов ослабить, если не исключить, критику святых истин.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"