Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2013 в 12:29, шпаргалка
13.Философские школы поздней античности.
14.Общество как объект философского познания.
15.Философия о роли религии в жизни общества.
16.Философская проблема свободы человека.
17.Философия средневековья: основные идеи и проблемы.
18. Категория ценности. Проблема идеала в философии.
13.Философские школы поздней античности.
Эпикуреизм - учение и образ жизни, исходящие из идей Эпикура и его последователей, отдающих не задумываясь предпочтение материальным радостям жизни. Главная задача ф. - создание этики, учения о поведении, приводящем к счастью. Эпикур развивал идеи атомизма. По Эпикуру, во Вселенной существуют только тела, находящиеся в пространстве. Они непосредственно воспринимаются чувствами, а наличие пустого пространства между телами следуют из того, что иначе было бы невозможно движение. Эпикур наделяет атомы способностью самопроизвольного отклонения, которую он рассматривает по аналогии с внутренним актом воли человека. Получается, что атомам присуща “свобода воли”, которая и определяет “непременное отклонение”. Поэтому атомы способны описывать разные кривые, начинают касаться и задевать друг друга, сплетаться и расплетаться, в результате чего возникает мир.
Это является необходимым условием свободы человека. Эпикурово понимание случайности не исключает, причинного объяснения.
Стоицизм В конце IV в. до н. э. в Греции формируется стоицизм, который в эллинистическом, а также в более позднем римском периоде становится одним из самых распространенных философских течений. Его основателем был Зенон. Трактат "О человеческой природе". Зенон, разработавший утопию, учение о всемирном государстве, в котором все равны – свободные и рабы, греки и варвары, мужчины и женщины. В этой стране живут мудрецы, ведущие жизнь в соответствии с законами природы. Зенон писал: «Основная цель человеческой жизни – согласие с природой, и это то же самое, что жить в согласии с добродетелью». Зенон считал, что логику, этику и физику нужно объединить в одну систему.
В онтологии стоики признают два основных принципа: материальный принцип (материал), который считается основой, и духовный принцип - логос (бог), который проникает через всю материю и образует конкретные единичные вещи.
Центром и носителем познания, согласно стоической ф. , является душа. Она понимается как нечто телесное, материальное.
В онтологии стоики признают два основных принципа: материальный принцип (материал), который считается основой, и духовный принцип - логос (бог), который проникает через всю материю и образует конкретные единичные вещи.
Стоическая этика выдвигает на вершину человеческих усилий добродетель. Добродетель, по их представлениям единственное благо. Добродетель означает жить в согласии с разумом.
НЕОПЛАТОНИЗМ – завершающий период в истории античного платонизма. Началом неоплатонической философии считается учение Плотина (204–269). Характерными чертами неоплатонизма являются учение об иерархически устроенном мире, порожденным от запредельного ему первоначала, особое внимание к теме «восхождения» души к своему истоку, разработка практических способов единения с божеством (теургии) на основе языческих культов, в связи с этим устойчивый интерес к мистицизму, пифагорейской символике чисел. Неоплатонизм оказал огромное влияние на развитие средневековой философии и теологии. Разработанный в школе понятийный аппарат, учение об устремленности к нетленному и вечному были переосмыслены и вошли в контекст христианского богословия.
14.Общество как объект философского познания.
Понятие “общество”, “общественный”, “социальный”, чрезвычайно распространены, хотя их смысл часто оказывается весьма многозначным и недостаточно ясным.
Общность определяется, как форма совместного бытия пли взаимодействия людей, связанных общим происхождением, языком, судьбой и взглядом. Таковы семья и народ. Общество понимается как продукт целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности больших групп людей, объединенных не на основе общности, а совместных интересов и договоре
Понятие “обществом - следует отличать от понятия “народ”, “нация” и “государство”. Народ–это форма общности людей, связанных, прежде всего, языком и культурой (отсюда древнеславянское “языцы”), а также происхождением. Нация–это форма организации жизни одного народа (или нескольких близких), связанная с государственностью, экономическими, политическими и духовными отношениями людей. Государство–основанное на праве и законе, форма организации жизни народов и наций.
Современная философия рассматривает человеческое общество как совокупность множества различных частей и элементов. Они не изолированы, а тесно связаны, постоянно взаимодействуют и общество существует как единый целостный организм, единая система.
Представление о системности в обществе и природе возникло еще в античности (упорядоченность, целостность бытия), далее в 19-20 в. над этой проблемой работали Спенсер, Маркс, Вебер, Сорокин.
Они определили основные положения и категории:
Элемент, часть –мельчайшая частица системы или их совокупность (социальные объекты, отношения, институты)
Отношения – связь, зависимость между субъектами общества.
Структура- форма устойчивых связей, отношений.
Субъект–носитель активности, направленной на другое явление.
Объект–явление, на которое направлена активность.
«Социальная система» -совокупность социальных объектов и субъектов, их свойств и отношений, образующих целостный социальный организм.
Ее признаки:
-множественность (элементов, подсистем, функций)
-разнокачественность (социальных элементов)
-уникальность основного элемента–человека.
Сложность и многообразие явлений общественной жизни представляют разновидности совместной деятельности людей и совокупность отдельных социальных групп и их организаций. Структура социальных сообщностей: семья, род, племя, нация, класс, сословия, касты и т.д.
Выделяют 4 типа общественной деятельности:
-материальная– создание определенных вещей для удовлетворения потребностей людей
-духовная–создание идей,
образов, научных и
-регулятивная (управленческая)–
поддержание связей между
-гуманитарная (социальная)– деятельность по обслуживанию людей (единство и взаимосвязь)
Основные свойства общества как целого:
-самодеятельность
-самоорганизация
-самодостаточность (главное
отличие общества от его
В античной философии. - возникновение общества объяснялось естественной потребностью людей в совместной жизни. а общество рассматривалось как часть природы. В средние века понятие "общества" заменилось понятиями "государство, страна, народ". Только в Новое время общество стали рассматривать как самостоятельную сферу бытия, обладающую специфическими чертами существования.
С начале 19 в. Общество - самостоятельный объект изучения. Первое учение об обществе - философия истории Гегеля.
Еще более конкретно об обществе было заявлено в позитивной философии Конта, в рамках которой в 1839 - была создана наука об обществе – социология.
15.Философия о роли религии в жизни общества.
Религия — это важный и необходимый феномен духовной жизни человека и общества. Изучением религии занимаются:
— богословие (стремится к адекватному истолкованию фактов религиозного сознания, данных путем откровения);
— история (исследует процесс возникновения и развития религиозного сознания, сравнивает и классифицирует различные религии с целью найти общие принципы их становления);
— философия (анализирует сущность религии, определяет ее место в системе мировоззрения, выявляет ее психологические и социальные аспекты, ее онтологический и познавательный смысл, высвечивает соотношение веры и знания, анализирует проблемы отношения человека и Бога, нравственный смысл религии и ее роль в жизни общества, в развитии духовности как человека, так и человечества). Основной функцией религии является нравственно-социальное служение: она призвана сеять в душах народа мир, любовь и согласие.
Термин «религия» определяют по-разному: одни производят его от лат. religare — связывать, а другие, например Цицерон, от relegere — собирать. Наиболее адекватным корнем является лат. religio — благочестие, святость.
Религия — это выражение признания Абсолютного начала, т. е. Бога, от которого зависит все конечное, в том числе и человек, и стремление согласовать нашу жизнь с волей Абсолюта.
В каждой религии можно найти две стороны:
— теоретическую, в которой выражается понимание Абсолюта;
— практическую, в которой устанавливается реальная связь Абсолюта с жизнью человека. Религию нельзя считать выражением деятельности какой-либо одной стороны человеческой души.
В религии участвует весь человек со всеми его духовными потребностями и склонностями.
В вопросе о происхождении религии много разнообразных мнений. Прежде всего нужно различать психологические мотивы возникновения религии, а также социальные корни религиозного сознания.
Принципы, которые лежат в основании объяснения возникновения религии, подразделяются на две группы:
— супернатуралистические (говорят о врожденности религиозного сознания и указывают на откровение как на его источник);
— рационалистические(
Что касается проблемы отношения веры к знанию, то она решается в зависимости от общих философских позиций того или иного мыслителя. Известны три подхода к этой проблеме:
— сциентистски-позитивистский— объясняет религию как низший вид знания и сводит ее к суеверию, которое с развитием науки якобы обречено на исчезновение;
— исторический (эволюционный)
— усматривает в религии
— абсолютный — рассматривает
религиозное и научное знание
как две различные и
16.Философская проблема свободы человека.
В первобытную эпоху при
неразвитости производительных сил
и слабой социальной расчлененности
общества индивид, его жизнь, выступают
как бы частью природного и социального
целого. Жизнь индивида не отделена
от коллективной жизнедеятельности. Индивидуальности
нет. Однако значение индивидуальности
начинает постепенно проявляться. К
индивидуально-природным
Исторический процесс становления индивидуальности начинается с родового строя. Сознание человека в этот период во многом архаично. Для первобытного человека характерно переносить собственные качества на природные объекты, неспособность отчетливо различать субъективное от объективного, материальное от духовного, предмет и знак, вещь и слово, существо и его имя, единичное и множественное, статичное и динамичное, пространственное и временное. Течение жизни и времени воспринималось этим архаическим сознанием не как линейный, а как циклический процесс, субъектом которого был не отдельный индивид, а племя, община. В первобытной общине основным средством передачи социального опыта являлось следование традициям.
В условиях рабовладения и феодализма возникает новый тип отношений человека и общества, а следовательно, и новый исторический тип личности. Человек как разумное существо обязан контролировать и регулировать свои действия собственным сознанием. Внутренний мир средневекового человека представлял собой противоречивое единство религиозной духовности и иерархической сословности. Эта сила подчиняла себе индивидуальность человека, его разум и чувства. Разум нужен для того, чтобы отдельный человек мог отвечать перед богом, но не для самостоятельных решений.
Буржуазное общество на место
личной зависимости людей ставит
отношения экономической
Фатализм (от лат. fatalis — определённый судьбой) — вера в предопределённость бытия; в фатум (лат. la:fatum). Мировоззрение, в основе которого — убеждённость в неизбежности событий, которые уже запечатлены наперёд и лишь «проявляются» как изначально заложенные свойства данного пространства.
Волюнтаризм (лат. voluntas — воля) — направление в философии, признающее волю первоосновой всего сущего. Термин «волюнтаризм» был введён в конце XIX века социологом Ф.Тённисом. однако волюнтаристские идеи в этике и в философии выдвигались и раньше А.Шопенгауэром, Ф.Ницше, А.Бергсоном. Или волюнтаризм — стремление реализовать желанные цели без учёта объективных обстоятельств и возможных последствий.
17.Философия средневековья: основные идеи и проблемы.
Средневековая философия - длительный отрезок в истории европейской философии, который непосредственно связан с христианской религией (VII - начало XV вв. н.э.). В европейской истории философии указанный период обычно называют эпохой схоластики, когда и происходит систематическая разработка христианской философии в условиях прерывания линии античной традиции и искоренения инакомыслия, поскольку процесс философствования находился под неусыпным контролем со стороны института церкви. Наука и философия были провозглашены "служанками" теологии. Перед философией ставилась троякая задача - с помощью разума проникнуть в истины веры и тем самым приблизить их содержание к мыслящему духу человека; придать религиозной истине систематическую форму для более эффективной ее усваемости; и, наконец, при помощи философских аргументов ослабить, если не исключить, критику святых истин.