Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2013 в 13:45, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 66 вопросов по дисциплине "Философия".

Файлы: 1 файл

fs_ekzame.doc

— 949.00 Кб (Скачать файл)

1. Основной вопрос философии и основные направления философии.

Основной вопрос философии есть вопрос об отношении мышления и бытия, духа и природы, объективного и субъективного, психического и физического, материального и идеального, материи и сознания и т.д.

Основной вопрос философии имеет две стороны:

  1. что первично, что вторично
  2. познаваемый мир (или как относятся мысли об окружающем нас мире к самому этому миру или в состоянии ли мышление человека познать мир таким, каким он отражается в его сознании).

При решении первой стороны выделилось 2 основных направления: материализм и идеализм.

Материализм считает, что материя первична (основа сознания), сознание вторично (производно от материи)

Идеалисты считают наоборот.

Разновидности идеализма:

  1. объективный идеализм считает, что сознание, дух существовали до, вне и независимо от человека: Платон, Гегель
  2. субъективный идеализм – направление в философии, которое за основу принимает индивидуальное сознание человека: Беркли, Мах, Авинариус

Общее между объективным и субъективным идеализмом в решении первой стороны основного вопроса философии заключается в том, что они за основу принимают идею.

Фейербах (нем.) «Материя не есть продукт духа, но дух есть лишь высший продукт развития материи». Процесс познания начинается при помощи ощущений, но ощущения дают не полное, разрозненное представление об окружающей действительности и дальнейший процесс познания происходит при помощи восприятий - материалист.

Кант считал, что материя  является объективной реальностью.

К решению второй стороны философы относились по разному. Субъективный идеализм исходил из основного положения: мир есть комплекс моих ощущений, воспринимать - значит существовать (мир познаваем не полностью, ощущение - единственный источник познания).

Гегель признавал познаваемость мира, но считал, что познаваемы  мысль, мышление человека, абсолютная идея и дух.

Франц. материалисты 18 века: Гольбах, Дидро - процесс познания происходит при помощи органов чувств, а разум человека не в состоянии познать то, что находится за пределом органов чувств (позиция субъективного идеализма).

Агностицизм (Кант) - направление, сомневающееся в возможности познания мира. Кант считал, что мир познаваем как явление, но не как сущность. Явление – познание предмета с внешней стороны, т.е. Кант стоял на позиции субъект. идеализма.

Основные направления  философии: 1. Онтология – учение о бытие;

2. Гносеология - учение о познании; 3. Логика - учение о формах мышления.

3Античная философия

Античная философия начинается с 6 в до н.э. до 6 век н. э.

Периоды античной философии:

  • с милетской школы: (Фалес, Гераклит, Димоктрит) Главная идея - космоцентризм, пытались объяснить мир, первопричину).
  • рассвет (Платон, Аристотель). Создание классических философских систем.
  • Упадок. Эллинизм. Период Римской республики.
  • Гибель(римской империи).
  1. Древнегреческая философия.

Общие черты:

  • Древнегреческая философия зародилась в 6 веке до н.э.
  • Формирование нового способа духовного самовыражения, который имеет стройную логическую форму, характеризующуюся рациональным постижением мира.
  • Характеризуется космоцентризмом – стремлением понять мир как целое.
  • Натурфилософия, то есть Человек – неотъемлемая часть природы.

Милетская школа – первая натуралистическая школа.

Фалес: первоначалом считал воду, все из воды. Все рождается из влажного семени. Все вокруг  не мертво, а полно одушевления, везде – «Боги», все имеет душу. Душа материальна. Является источником движения вещей.

Анаксимандр: Первоначало – единая, первичная, вневременная субстанция АПЕЙРОН – вещественное начало, лишенное границ. Apeiron (греч) – «неопределенное». Апейрон превращается в различные земные стихии, которые могут переходить друг в друга. Все события происходят в процессе борьбы тепла и холода. Живые существ возникают в процессе выпаривания солнцем влаги (из морского ила под воздействием солнечного света). Человек произошел от рыб!

Анаксимен: начало всего – воздух. Разряженный воздух – это огонь, сгущенный – воды, земля, камень. Душа тоже из воздуха. Воздух бесконечен.

Итог о милетской  школе:

  • она являлась рационализацией мифа.
  • характеризовалась пантеизмом (Бог = природа).
  • человек рассматривался скорее как имеющий скорее физическую, а не биологическую природу (так как произошел из воды, воздуха и т.д.).
  • характеризуется гилозоизмом – любое материал тело обладает душой.
  • философы пытались дать целостную картину мира, когда частности и детали были неизвестны.
  • все они были монистами, то есть принимали за первоначало одно явление.
  1. Древнегреческая философия.

Пифагор.

  • Принципы математики – числа – считал также принципами мира; числовые отношения, пропорции отражают гармонию мира.
  • Мир – «Космос» - в нем порядок и гармония.
  • Верил в переселение душ, возвращение подобного.

Гераклит.

  • развитие материализма и диалектики. «Все течет, все изменяется»
  • написал труд «О природе».
  • Первоначало – огонь. Космос един, все сущее никем не сотворено и является огнем, загорающимся и потухающим. Огонь переходит в воду, вода в землю, земля в воздух, воздух в огонь и все опять с начала. Душа – огненное дыхание.
  • Основоположник гносеологии  - учения о познании. Первым различал чувственное и рациональное познания. Истина постигается умом, но не чувствами! Познание начинается с чувственного, но чувства должны быть обработаны разумом.
  • Сочетание противоположностей: добро есть зло, зло есть добро. Бог – лето и зима, война и мир. В объединении этих противоположностей существует гармония. Борьба противоположностей – источник создания мира.
  1. Древнегреческая философия.

Ксенофан, Парменид и  Зенон представители элейской школы. Главная мысль – отрицание чувственного познания.

Ксенофан.

  • первовещество – земля.
  • Бог – абсолютный, вечный, бесконечный Космос, сливающийся с природой, следовательно Бог непохож на человека. Бог – не чувственный образ, а понятийная конструкция. Мир является воплощением свойств Бога.
  • Отрицал чувственное познание. Чувственное познание  – видимость, а познать сущность мира можно только мыслью.

Параменид.

  • Ничто не меняется! Бытие не возникло и никогда не погибнет. Бытие  не имеет частей. Бытие совершенно и неподвижно.
  • Думать = быть. Бытие – то о чем можно думать и говорить. О небытие нельзя ни думать ни говорить, следовательно оно не существует вообще. Чувственное  восприятие рождает мнение, мышление рождает истину.
  • Мир: 2 первоматерии – светлый и деятельный огонь и темная пассивная масса.

Зенон.

  • диалектика
  • 40 апорий (парадоксов, затруднений). Например, одно зерно звука не издает, а мешок зерен – издает.
  • чувств восприятие ведет к противоречивости. По логике вещей одно зерно должно издавать звук во столько раз меньший, во сколько оно, зерно,  меньше мешка зерен. Но мы ведь не слышим – значит чувственное восприятие нас обманывает!
  • Разум – оружие достижения истины.
  1. Древнегреческая философия.

Демокрит.

  • признавал бытие и небытие.
  • Все происходящее – движение атомов разной формы и величины, места и расположения. Атомы находятся в вечном движении и благодаря их соединению и разъединению вещи родятся и гибнут. Душа – из круглых гладких атомов по всему телу. Движение – это способ бытия материальных тел, так как атомы внутри находятся в вечном движении.
  • Глав цель познания – нахождение подлинных причин происхождения так как все происходит по причине, и все случайные события – это просто выдумка!
  • Процесс познания: сперва чувственное (так как влияние атомов), затем рациональное.
  • Высшее благо – блаженство: покой и веселье души, достиг за счет обуздания желаний и умеренного образа жизни.

Анаксагор.

  • Вначале были различные мельчайшие элементы и находились они в хаосе. Затем «мировой ум» их упорядочил, однородные элементы соединились в вещи, все вещи образуются из уже существующих вещей.
  • «Мировой ум» заключен в материи, в которой  он творит, но не смешивается с ней.
  1. Древнегреческая философия.

Софистика:

  • открывает новый период – рационалистический!
  • Главная цель спора – не истина, а победа в споре. Появилась в связи с развитием риторики (ораторского искусства), где важным было не только красиво говорить, а умение убедить.
  • Протагор: человек есть мера всех вещей. Главное свойство материи – изменчивость – распространяется и на человека. Все существует только в относительности к другому, просто так – ничто (принцип релятивизма). Всякая вещь состоит из противоречивостей.
  • Горгий: Бытие не существует. Если бы оно существовало, то его невозможно было бы познать.
  • У софистов были социально-политические вопросы: считали важнейшими законы природы. Каждый человек вправе считать добром то, что хочет. Проблема человека.

СОКРАТ.

  • человек – нравственное существо, познающее само себя. Душа – самое главное, так как в ней происходит познание. Материальный мир познать невозможно, но душу можно! Познать себя значит найти общие для всех людей нравственные качества. Для  роста души необходима добродетель. Счастье = добродетель, зло = незнание добра.
  • Метод субъективной диалектики, цель которого – установить истину. Истина – знание, получаемое в результате диалога, беседы ( в противовес софистам!)
  • Использовал метод индукции (выведение общего из частного).
  1. Древнегреческая философия.

Платон.

  • Мир состоит из мира теней, мира вещей и мира идей. Мир теней вторичен по отношению к миру идей, находится в постоянном движении. Мир идей первичен, вечен и постоянен.
  • Материальный мир создан из хаоса, бесформенного движения творцом – Демиургом по идеальным образцам – идеям. Космос – шар, где есть планеты и звезды, приводимые в движение душой.
  • Человек также состоит из мира теней = его тело и мира идей = душа. Человек наделен бессмертной сотворенной Богом душой. Душа является основой разумности, дает возможность познавать окружающий мир. Человек имеет врожденные идеи, он открывает мир как бы припоминая их.
  • Чтобы познать вещь во всех ее проявлениях, надо узнать смысл вещи, то есть умом созерцать идеи. Идея – не чувственный объект. Знание = смысл!!
  • Из определения души вытекает концепция идеального государства Платона. Душа 3х типов: разумное (соответствует господству, то есть мудрецы, философы), яростное (защита то есть войны), неразумное (повиновение, то есть крестьяне, просто жители).
  • Гармоничное общество – результат осознания и исполнения каждым из слоев своего предназначения, то есть в итоге каждый человек должен осознавать свои обязанности и права. Платон отрицал такие виды государства как тирания, олигархия.
  1. Древнегреческая философия.

Аристотель.

  • бытие – предметный мир, воспринимаемый с помощью ощущений. Он первичен, «МАТЕРИЯ», без нее вообще нет бытия. Но материя пассивна, бесформенна – выливается в форму. Форма – сущность, свойства предмета. Форма + материя вместе!!
  • у всего живого есть душа. Душа бывает 3х типов: растительная (рост, питание, размножение), животная (то же + ощущения), человеческая (все то же + разум). Душа дает смысл и направленность жизни.
  • Познание. Познание формы, то есть сути! С помощью чувствительных ощущений. Хоть они дают лишь знание единичного, но в них потенциально содержится и знание общего. Над опытом наука, над наукой философия и логика. Создал учение о логике: там - основные законы логики, суждение, умозаключение, определение, доказательство.
  • Государство отождествлял с обществом. У него есть несущественная часть (все люди) и  существенная (воины, правители). Признавал необходимость сохранения рабства. Монархия  - хорошо.

4. Ранняя греческая философия:милетская школа, школа пифагорейцев.

Милетская школа: Фалес, Анаксимен, Анаксимандр.

Первые учения зародились г. Милет VII-VI в. д.н.э. - Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.  Задавшись  вопросом, откуда все возникает и во что превращается, они искали начало происхождения  и изменения всех вещей. Первовещество - живое в целом и в частях, наделенное душой и движением. Занимались и разносторонней практической деятельностью. Таким образом, им свойственен философский материализм и стихийная диалектика.

ФАЛЕС. Купец, много путешествовал. Гидроинженер.  Проект политического объединения малоазиатских городов перед угрозой Персии. Знаком с достижениями науки Вавилона и Египта. Предсказал солнечное  затмение в 585 г.д.н.э.  Изобрел некоторые астрономические приборы. Считал, что все произошло из некоего влажного первовещества или воды. Все рождается из этого первоисточника. Земля - плоский диск, плавающий на поверхности воды. Вода и все произошедшие из нее вещи - не мертвые. Вселенная полна богов, все одушевлено. Примеры - магнит и янтарь могут приводить в движение другие вещи - они имеют душу. Стоит у истоков демифологизации мира - Зевс - мировой разум, боги - действующие в мире силы. АНАКСИМАНДР. Ввел понятие первоначала всего сущего, и считал таким первоисточником апейрон, из которого обособляются противоположности теплого и холодного, дающие начало всем вещам. Их борьба порождает космос, горячее - огонь, холодное - небо и землю. Апейрон не имеет границ, он беспределен. Дал первую формулировку закона сохранения энергии. Занимался космологией. Земля - цилиндр. Вокруг три небесных кольца: солнечное, лунное и звездное.  Все обособившееся от беспредельного апейрона должно вернуться в него. Поэтому миры возникают и разрушаются.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"