Шпаргалка по «Философии»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 22:01, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Философии»

Файлы: 1 файл

Философия-шпора.doc

— 256.50 Кб (Скачать файл)

 

 

15. Философское мировоззрение  буддизма.

Возник 2,5 тыс. лет назад. Сегодня  имеет 10 разновидностей. Отличается персонификацией. Будда действительно существовавший человек. Будда - прозвище, переводится  как просветленный. Родился в  богатой царской семье. Мать умерла при родах. Отцу было предсказано : мертвый, больной и монах сделают из Будды аскета. Жил не выходя из дворца. Предавался радостям жизни. В 33 года вышел на рыночную площадь. Увидел увечного монаха, страдающего и покойника. Ужаснулся жестокости мира. После этого действительно стал на путь аскетизма. Неважно как человек живет. Главное, чтобы его посетило просветление. До этого может пройти много лет. Буддизм состоит в сознании Благородных истин :1. Жизнь есть страдания (расставания, болезнь, старость, смерть) 2. Страдание вызвано жаждой жизни. 3. Преодоление жажды жизни. 4. Путь к блаженству (нирвана - остывание, угасание) Путь к нирване состоит из 8 этапов : 1) понимание 4 истин; 2) воля; 3) правильные мысли - я пойду по этой дороге; 4) Правильная речь - очиситить язык от сквернословия, лжи. 5) Правильные дела - не причинять никому зла, отказаться от плохих дел 6) Правильная жизнь зестным трудом 7) Правильное усилие - очистить мысли, отказ от соблазнов) 8) Правильное понимание - истинная жизнь - в духовном совершенстве – Ниравана. 5 заповедей будды : 1) не вреди живому 2) не бери чужого 3) воздерж. от запрещ. половых связей 4) не лги 5) не пей алкогольные напитки. Прошедший 8 стадий - святой, достигает нирваны, выходит из круговорота перерождений. Если нет, то можно подготовить себя к спасению в одном из следующих перерождений.Будда не учил конечности или бескон-ти, смерти, бессмертию. Он считал, что необходимо знать реальный мир. Земной мир- мир печали и страданий.Чистого буддизма нет (Китай, Япония, Тибет, Дальн. Вост. Цейлон).

 

 

17. Др. Китайская Философия.  Даосизм.

Лао-дзы - древнекит. фил. 4-5 века до н.э. (дзы - учитель). Современник Конфуция (лет на 20 старше). Был архивариусом у династии Джоу. Ушел от суеты мира и занялся философской работой. Он не смог понять мирскую суету. Выступал против почитания мудрых. Причина того. что трудно управлять народом - много просвященных, умных.Как философ разработал понятие "Дао" - центр. понятие даосизма. Предметом фил. есть понятие дао- 1)источник происхождения всего сущего; 2)мировой закoн. С помощью этого понятия можно дать универсальный ответ на вопрос о происхождении и существовании всего сущего. Иероглиф дао - дорога + голова идущего человека. Дао - дорога, по которой ходят люди.Благодаря дао рождаются и уходят в небытие предметы. Дао первично. Это источник всего, а не просто путь. Дао одновременно материально и нематериально, но в тоже время материально и духовно. Душа есть у всего сущего. Дао разделяется на вечное (связанное с небытием) и материальное (связ. с бытием). Дао - единство противоположностей -это и гармония и дисгармония. Дао - мировой закон, закон для правителей. Дао можно увидеть только умственным взором.

 

 

18. Философия и этика  Конфуция.

Конфуций (551-479до н.э.) - кит. филос., из бедной семьи. В 3 года остался сиротой. Начал учебу в 15 лет. В 19 женился. В 22 основал общеобразовательную школу (язык, политика, дисциплина). Путешеств. по Китаю. В 50 основал философскую школу (поведение, музыка, математика, стрельба из лука) - 3 тыс. учеников. Его учение объемное, последовательное. Книга "Лунь Юй" (Мысли и размышления) - основной учебник, по которому готовились чиновники для сдачи экзаменов на соответствующую должность на протяжении около 2 тыс. лет. В его учении 3 основных эл-та: 1) учение о небе и духах; 2) учение об общ-ве; 3) этика.(1) имеется 2 начала всего сущего: янь - мужское, светлое, небо; инь - темное, женское, земля, война, ложь. Все сущее комбинация этих 2 начал. Довольно успешно проводил гадание. Созвездия - иероглифы, по которым можно читать судьбу, пользуясь "Книгой перемен"(с пом. гексаграмм). Небо включает в себя 3 элемента (судьба, рок, дао(путь)) . Главный грех - неверие в волю неба. (2) Его интересует взаимоотношения людей в об-ве. При устройстве об-ва главный принцип - любовь к ближнему, человеколюбие (жиэнь). Чего не желаешь себе - не желай другому.Все ли об-ва способны к этому? Управлять страной надо на основе правил поведения (ли), регулирующих отношения между подданными и правителями, старшими и младшими. Благородные - получили знания, ценят небо, старших, обладают нравственной силой, стремяться к самопожертвованию. Низкие - к удовлетворению своих потребностей. Проводит параллель м-ду социальными и семейными отношениями (государь - сын неба, отец и мать для народа). Вести гос. дела может только мудрый человек. Для хорошего функционирования гос-ва необходимо: 1.Много продовольствия." 2.оружия. 3.почитание правителей. В случае тяжелых времен -уменьшить оружие, потом - продовольствие, но почитание правителей - нельзя ослабить. (3) Нравственно-эстетическое учение - главное в его теории. Высшая справедливость от неба (янь). Человек не может судить справедлив ли поступок. Смысл жизни - познать небо, познать свое предназначение (дао). Все несчастия от того, что мы не можем познать дао и реализовать его. Все зависит от того чего больше в человеке: янь - благородный (следует долгу, требователен к себе, живет в согласии со всеми, но идет своим путем, идет на смерть ради других, чтит мудрых, управляет людьми), инь - низкий. Свои мысли оставил в виде "Бесед" с учениками. Этика. "Исправление имен". Все изменяется. Нужно заботиться о том, чтобы в об-ве все оставалось неизменным.

 

 

19. Философы Др. Греции: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.

Милет- город Др. Греции. "Семь мудрецов" Древней Греции Фалес Милетский, Питтак Митиленский, Биант из Приены, Салон из Афин, Клебул Линдийский, Мисой Кинейский, Килон. Первая фил. школа Эллады, а тем самым и Европы была Милетская школа, которая возникла однако в Малой Азии. Появл. тематика происхожден. живого и челов. Пытаются объяснить мир из него самого - процесс отживания религии - мифологич. объяснен. мира. Основателем ее считается Фалес (625-547): астроном, геометр, гос. деятель. "О началах", "О солнцестоянии", "О равнорденствии", "О морской астрономии". Фалес верил в мифических богов, но не считал их творцами природы. Ф. выделяет воду как проматерию, универсальное в-во. Но это не просто вода, а вода "разумная", божественная. Земля - плоский диск, погруженный в воду. Душа вещественна, активная (по отношению к телу), чувственная часть. Тело - водная сфера. Предсказал солнечное затмение, условно разделил астрономический год на 365 дней, говорил о пространстве и времени. Собирал знания и пыт. их упорядочить: геометр.: в равнобедр. треуг. углы при осн. равны; треуг., впис. в окружн., опир. на диаметр - прямоуг.; услов. подоб. треуг. Анаксимандр (610-540). Мыслитель, географ, естествоиспытатель. "О природе" - трактат, включающий разделы по космологии(вся вселенная), метерологии (о природных явлениях), космогония (ближайшие светила). Именно Анаксимандр расширил понятие начала всего сущего до понятия апейрон. Апейрон вечен, его никто не сотворил. Он вращается выявляет противоположные стороны (влажное - сухое, холодное - теплое). В центре движения апейрона складывается Земля. Далее она окружается водой, воздухом, огнем. Апейрон вечен, а все что он производит смертно. Смертность мат. бытия - эсхатология. Рассуждения о природе мирозданья - человек произошел от животных другого вида. Когда-то на земле было много влаги, грязи. Появились первые животные с чешуей и шипами. Потом эти существа вышли на сушу. Из этих жиавотных вышли др. животные -современные виды. Анаксимен(7-6 вв). Изуч. астрономич. явлен., кот. как и др. природн. явлен. пытался объясн. естеств. образом. Как и др. первоначалом мира счит. определ. вид материи. Апейрон св-во воздуха и он первоначален. Все произошло из воздуха через сгущение и движение. Разрежение (сгущение) воздуха вызывает нагревание (охлаждение). Земля неподвижна, все остальное движется вокруг Земли. Боги тоже из воздуха, они его продукт.

 

 

20.ДИАЛЕКТИКА ГЕРАКЛИТА  ЭФЕССКОГО.

Гераклит (540-480). Принадлежал к царско-жреческому роду. Но в Эфессе власть царей была уже свергнута. За Г. остались лишь некоторые ф-ции жреца, которые он передал брату. Жил одиноко и бедно. "О природе": о Вселенной, о гос-ве, о боге. У Г. мифологии больше, а научности меньше, чем у милетских философов. Его труды понять не легко. Не возражает против существования богов, но не они создали мир. Мир вообще не создан никем. Объясн. грозы, молнии, гром, солнечн. свет естеств. образом (гром - столкновение ветров и туч). Понятие о логосе (слове) - это не любое слово, а лишь разумное. Логос- закон всего сущего - универсальный закон. Все возникает по предопределению судьбы Логоса. Онтология Гераклида- Вечный огонь - бог- из него возникает мир чувственно постигаемых вещей. Предание формы вещам- дело Логоса. Г. употребляет термин логос как сущность всех вещей. Огонь характ. подвижность становления, вещь - определенная стабильность. Истинная цена стабильности - смерть. Гибель с целью появления новой жизни. Все появляется из огня и в огне умирает. Рассматривает 3 варианта образования мира из огня: - из огня возникло море, море стало семенем мирообразования; - огонь - воздух - вода - земля; огонь - все живое; -смерть земли - рождение воды; -смерть воды аождение воздуха; -смерть воздуха - рождение огня; и обратно. Космос, возникший из огня, не вечен. Космос сгорает. Душа - единство противоположностей. Чем больше в ней огня, тем душа лучше. Пути очищения души - музыка, усиленное обучение, обуздание страстей. Этика. Люди от природы равны, но они не равны фактически. Т.к. большинство живет не по логосу, а по своему разумению. Они во власти своих желаний. Но желания людей таковы, что людям не сталобы лучше от их исполнения. Диалектика Г.- Центральный з-н - з-н взаимосбегания противоположностей. Это роковой з-н его можно постичь, но уйти от него нельзя. Живое переходит в мертвое и наоборот. Мы живем смертью одних, а умираем жизнью других (едим мясо. растет яблоко). В борьбе противоположносей не может одна победить другую, они обе падут. Смерть- основа для новой жизни. Гносеология Г. Низшее, высшее знание. Чувственное познание, познание Логосом. Познание- сложный . тонкий процесс. Имея уши можно не слышать, а чтобы слышать - нужно знать, что слышать. Цель познания - познание логоса. Смысл - найти в себе логос.

 

 

21.Нумералогия и мистика ПИФАГОРа (5-4 вв).

П. первый назвал себя философом. Пифагор из острова  Самоса. Учился 22 года у египетских жрецов. В 525г. Египет был завоеван персами. В качестве пленника П. был отправлен в Вавилон. Но и там получил возмлжность учиться (12 лет). Затем в Индии. Создал свой союз на юге Италии Принимались лица обоего пола (только свободные), выдержавшие многолетнюю проверку умств. и нравств. качеств. 2 ступени: акусматики (послушники) усваивали знания догматически и математики (ученые) занимались более сложными вопросами, которые преподавали с обоснованием. Союз- закрытая организация, учение тайное. Подъем до восхода солнца. Мнемонические (набор приемов, позволяющих запомнить нужные факты) упражнения, встречали у моря восход Солнца. Гимнастика, труд, вечером совместное купание, ужин, возлияния богам. Общее чтение, перед сном - отчет о прожитом дне. Клятва о сохранении тайны и отказ от критики Пифагора. В основе союза - учение о нравственных принципах поведения: победа над страстями, подчинение старшим, дружба и товарищество, подчинение Пифагору. Число основа всего сущего Каждая цифра имеет определенное значение. 1-бог- она неделима, присуща всем, но сама в себе ничего не содержит. 2- качество делимости. 3- начало - середина - конец. Все в природе, в чем есть середина - троично. Весь космос должен сводиться к числу 10. 1+2+3+4(основн. числа) =10. Он представляет хор: каждая планета, двигаясь по элипсу, воспроизводит звук определенной высоты, все вместе звучит как 10. П. верит в переселение душ: новорожденый ребенок имеет в себе душу родителей и передает ее своим детям. П. впервые употребил термин "философия" как любовь к мудрости. Начало мира: боединение огня, воды, земли, огня. - Соединение предельного (оформленной материи) и беспредельного(неоформл. мат.) - число 1 выступает началом, причиной мира, является тождеством целостности мира - 2 - понятие того, что имеет начало, середину, конец. - 10 - совершенство, божество. П.-математик - т.Пифагора, явление несоизмеримости. П.-астроном - открытие косого положения зодиака, определение продолжительности "великого года" (планеты занимают одинаковое положение друг относительно друга).

"Жизнь" для Пифагора -сначала расплавленная земля была окружена атмосферой, которая превратилась в жидкость и появились моря. зародыши жизни попали в море и на континенты, которые появились из воды. Новые виды появились, когда старые исчерпали себя. Человек -венец природы. Своеобразие людей определяется своеобразием душевного начала.

 

 

22. Софисты, Сократ.

Во второй половине 5 в. до н.э. в Греции появились  софисты. "Софистэс" (др.гр.) - мудрость. Их цель - обучить учеников использовать приобретенные знания в дискуссиях и спрорах. Они мало занимались вопросами мироздания. Учили побеждать противника в спорах. В фил. софисты привлекали внимание к проблеме чел. , об-ва, знания. Софисты учили, что объективный мир непознаваем, т.е. были первыми агностиками. Однако агностицизм софистов ограничен их релятивизмом (все в мире относительно). Софистов принято делить на старших (Протогор, Горгий, Продик) и младших (Алкидам, Трасимах, Критий, Калликл). Протагор(родился в 80-тых годах 5 в.до н э). Материалист: В основе мира - материя. Она изменчива на столько, что на месте утрат возникают новые эл-ты. Все меняется ничего нет постоянного. Горгий (5 в до н э) Сторонник релятивизма "О природе", "О несуществующем". 1)Ничего не существует, 2)а если и существует, то непостижимо, 3)а если постижимо, то не высказываемо и необъяснимо. Т.е. нельзя показать что (не)существует бытие. Если сущее вечно, оно не имеет никакого начала, а следовательно, беспредельно, а если оно беспредельно, то его нигде нет, а если его нигде нет, то его вообще нет. Младшие софисты стояли на стороне рабовл. демократии. Большинство материалисты и атеисты. Сторонники естественного возникновения общества (люди равны по природе - несогласие с принципами раб. об-ва). релятивизм: добро и зло понятия относительные. Способств. формированию языкознания (Протагор разделил речь на 4 вида : просьбу, вопрос, ответ, предписание - корни речи). Говорили о том , что каждая власть устанав. законы полезные ей самой.(Ликофрон, Алкидамант) 

Сократ, Сократические школы. Сократ из Афин (470-399). Отец ремесленник, мать - повив. бабка Не стрем. к активной общ. жизни. Не считал себя "мудрым", а только философом - любящем мудрость. Центр фил. С. - чел., отношение к общине, об-ву, з-нам, идеалист. Добродетели человек приобрет. путем позн. и самопозн. против выбора гос. чиновников по жребию ( а надо по способн. и по знаниям) . Ценил земледелие, а счит., что ремесло и торговля разр. порядок общины и губят души. Все время посвящал фил. беседам и спорам. Имел много учеников. За обучение денег не брал. Обвинен в безбожии. В другой речи заявил, что уже стар и не боится смерти, т.к. она дает ему возможность встретиться с Гомером и др. Большинством голосов приговорен к казни. Отказался от возможности бежать. Принял растительный яд. С. любил задумчивую созерцательность. Нередко он настолько уходил в себя, что становился неподвижным и отключался от внешнего мира. В центре внимания – человек. "Познай самого себя". Для чего? Чтобы постоянно самосовершенствоваться. Поднимал вопросы совести, добродетели, нравственностиГл. в речах С. были вопросы этики - вопр. о том как следует жить.

 

 

23.Анаксагор и Эмпидокл.

Эмпедокл из Сицилии (490-430). Ученик Пифагора, поэт, медик, филос., участв. в политич. жизни. "О природе", "Очищение". В качестве первоначала мироздания признает 4 традиционные стихии или корня (земля, вода, воздух, огонь). Они равны и непревращаются друг в друга. Корни как начало вечны, но то что от них происходит временно. Несотворенность мира и его неуничтожимость. Механистическое понимание движения. 4 стадии космоса: 1) власть любви: все стихии одинаково представлены и сливаются; 2) возникновение отдельных единичн. вещей - приход вражды; 3) царство вражды: стихии разделены; 4) возврат любви - стихии опять соедин. Верит в переселение душ. Познание: Мысль человека - это кровь, что омывает сердце(материализация мысли). В крови наиболее равномерно перемешаны корни. Челов. и окруж. мир состоят из одних и тех же стихий. Анаксагор из Клаземена (500-422). В центре внимания - проблема качественного превращения тел. Как "из не-волоса возник волос"? Для решения этой проблемы принимает в качестве закона положение о том, что ничего не возникает из небытия. Но отрицает учение элеатов о неизменности и единстве бытия. Правильно было бы вместо "возникать" говорить "смешиваться", а вместо "погибать" "выделяться". Отрицает существование небытия и пустоты. Первоначала. Первичны все без исключения состояния в-ва (плюралист). Тезис "Все во всем" - в любом месте космоса содержатся все виды семян; все вещи содержат семена всех вещей, любое семя неоднородно и неисчерпаемо. Начало мира."Вместе все вещи были" И в таком состоянии все находилось неопределенно долго, сдерживаемое преобладающим в мироздании воздухом. первоначальный хаос не мог развиться своими силами в космосе. Для этого требовалось особое активное начало - нус - мировой ум (он движет миром и познает мир). Нус - бесконечен, самодержавен, не смешан ни с какой вещью. А. - основоположник панспермии: семена живых существ падают на землю вместе с дождем. Психология: чел. разумен, потому что он один из всех живых существ имеет руки. Познание: все познается себе противоположным. Ощущения не дают истины, хотя дают сведения о внешнем мире (снег - белый, но ведь снег - вода, которая черная, следоват. снег - черный) 

 

 

 

24. Атомизм Левкиппа-Демокрита.

Учение Л. и Д. - вершина античного  материализма атомистический материализм. Все из атомов, в том числе и  душа. Атомы - неделимые, неизменные, бескачественные  единицы материи. Атомы отличаются формой и величиной. Движение атомов: носятся в пустоте; образуют вихри по принципу подобное стремится к подобному; более крупные -> к центру, более мелкие> на переферию. Некоторые атомы от столкновения воспламеняются. Атомы движутся в пустоте и характ. велич., формой, порядком и положением. Они являются причиной вещей, которые возникают и гибнут благодаря их соединению и разъединению.

Информация о работе Шпаргалка по «Философии»