Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2012 в 07:05, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".
Вместе с тем, чтобы не упрощать рационалистическую концепцию эпохи Просвещения, следует отметить, что философы понимали несаодимость человека к разуму, наличие в мире неразумного. Основная идея просветителей состоит не в том, что все в человеке сводится к разуму и все, что неразумно — бессмысленно, а в том, что все, что человек делает, думает, чувствует, все, во что он верит, может и должно быть осмыслено разумом. Человек — существо разумное, и в нем не должно быть ничего не осмысленного разумом.
Социальный прогресс философы Просвещения видели в распространении знания, науки, образовании населения. Они считали, что особое внимание следует уделять просвещению правителей, обладающих реальной властью.
Одним из величайших умов человечества, основоположником немецкой классической философии является Иммануил Кант (1724-1804). Не только в философии, но и 8 конкретной науке Кант был глубоким, проницательным мыслителем.
Человек, этика и право— вот главные темы философского учения Канта.
Кант считал, что решению таких проблем философии, как проблемы бытия человека, души, морали и религии, должно предшествовать исследование возможностей человеческого познания и установление его границ. Необходимые условия познания заложены, согласно Канту, в самом разуме и составляют основу знания. Они-то и придают знанию характер необходимости и всеобщности. Но они же суть и непереходимые границы достоверного знания. Отвергая догматический прием познания, Кант считал, что вместо него нужно взять за основу иной — метод критического философствования, состоящий в исследовании приемов самого разума, в расчленении общей человеческой способности познания и в исследовании того, как далеко могут простираться его границы. Кант различай воспринимаемые человеком явления вещей и вещи, как они существуют сами по себе. Мы познаем мир не так, как он есть на самом деле, а только так, как он нам является. Нашему знанию доступны только явления вещей (феномены), составляющие содержание нашего опыта: мир познается нами только в своих явленных формах.
В своем учении о познании Кант большое место отводил диалектике: противоречие рассматривалось им как необходимый момент познания. Но диалектика для него — лишь гносеологический принцип, она субъективна, так как отражает противоречия не самих вещей, а только противоречия мыслительной деятельности. Именно потому, что в ней противопоставляются содержание знаний и их логическая форма, предметом диалектики становятся сами эти формы.
В логическом аспекте теории познания Кант ввел идею и термин «синтетическая сипа суждения», позволяющую осуществлять синтез рассудка и данных чувственного восприятия, опыта.
Кант ввел воображение в теорию познания, назвав это коперниканским переворотом в философии. Наши знания — не мертвый слепок вещей и их связей. Это духовная конструкция, возведенная воображением из материала чувственных восприятий и каркаса доопытных (априорных) логических категорий. Помощь воображения человек используег в каждом звене своих рассуждений. К своей характеристике человека Кант добавляет: это существо, наделенное продуктивной способностью воображения.
В своей теории познания Кант часто рассматривает и собственно антропологические проблемы. Он выделяет в познании такой феномен духа, как трансцендентальная апперцепция, т.е. единство сознания, составляющее условие возможности всякого познания. Это единство есть не результат опыта, а условие его возможности, форма познании, коренящаяся в самой познавательной способности. Кант отличал трансцендентальную апперцепцию от единства, характеризующего эмпирическое Я и состоящего в отнесении сложного комплекса состояний сознания к нашему Я как его центру, что необходимо для обьединения всего многообразия, данного в опыте и образующего содержание всех переживаний Я. Это гениальная идея великого мыслителя.
Согласно Канту, мы познаем только явления — мир вещей самих по себе нам недоступен. При попытке постигнуть сущность вещей наш разум впадает в противоречия.
Скрупулезно
разрабатывая свою концепцию о «вещах
в себе», Кант имел в виду, что в жизни индивида,
в нашем отношении к миру и человеку есть
такие глубины тайн, такие сферы, где наука
бессильна. По Канту, человек живет в двух
мирах. С одной стороны, он часть мира явлений,
где все детерминировано, где характер
человека определяет его склонности, страсти
и условия, в которых он действует. Но с
другой, помимо этой эмпирической реальности
у человека есть иной, сверхчувственный
мир «вещей в себе», где бессильны привходящие,
случайные, непостижимые и непредвидимые
ни импульсы у самого человека, ни стечение
обстоятельств, ни диктующий свою волю
нравственный долг.
Высшей
ступени своего развития диалектика в
идеалистической форме достигла в философии
Гегеля (177О-1831), который был великим представителем
объективного идеализма.
Гегелевская
система объективного идеализма состоит
из трех основных частей. В первой части
своей системы - в "Науке логики" -
Гегель изображает мировой дух (называемый
им здесь "абсолютной идеей") таким,
каким он был до возникновения природы,
т.е. признает дух первичным. Идеалистическое
учение о природе изложено им во второй
части системы - в "Философии природы".
Природу Гегель как идеалист считает вторичной,
производной от абсолютной идеи. Гегелевская
идеалистическая теория общественной
жизни составляет третью часть его системы
- "Философию духа". Здесь абсолютная
идея становится по Гегелю "абсолютным
духом". Таким образом, система взглядов
Гегеля носила ярко выраженный идеалистический
характер.
Существенная
позитивная особенность идеалистической
философии Гегеля состоит в том, что абсолютная
идея, абсолютный дух рассматривается
им в движении, в развитии. Учение Гегеля
о развитии составляет ядро гегелевской
идеалистической диалектики и целиком
направлено против метафизики. Особенное
значение в диалектическом методе Гегеля
имели три принципа развития, понимаемые
им как движение понятий, а именно: переход
количества в качество, противоречие как
источник развития и отрицание отрицания.
В этих трех принципах, хотя и в идеалистической
форме, Гегель вскрыл всеобщие законы
развития. Впервые в истории философии
Гегель учил, что источником развития
являются противоречия, присущие явлениям.
Мысль Гегеля о внутренней противоречивости
развития была драгоценным приобретением
философии.
Выступая
против метафизиков, рассматривавших
понятия вне связи друг с другом, абсолютизировавших
анализ, Гегель выдвинул диалектическое
положение о том, что понятия взаимосвязаны
между собой. Таким образом, Гегель обогатил
философию разработкой диалектического
метода. В его идеалистической диалектике
заключалось глубокое рациональное отражение.
Рассматривая основные понятия философии
и естествознания, он в известной мере
диалектически подходил к истолкованию
природы, хотя в своей системе он и отрицал
развитие природы во времени.
В
Гегелевской философии существует противоречие
между метафизической системой и диалектическим
методом. Метафизическая система отрицает
развитие в природе, а его диалектический
метод признает развитие, смену одних
понятий другими, их взаимодействие и
движение от простого к сложному. Развитие
общественной жизни Гегель видел лишь
в прошлом. Он считал, что история общества
завершится конституционной сословной
прусской монархией, а венцом всей истории
философии он объявил свою идеалистическую
систему объективного идеализма. Так система
Гегеля возобладала над его методом., Однако
в гегелевской идеалистической теории
общества содержится много ценных диалектических
идей о развитии общественной жизни. Гегель
высказал мысль о закономерностях общественного
прогресса. Гражданское общество, государство,
правовые, эстетические, религиозные,
философские идеи, согласно гегелевской
диалектике, прошли длинный путь исторического
развития. Если идеалистическая система
взглядов Гегеля носила консервативный
характер, то диалектический метод Гегеля
имел огромное положительное значение
для дальнейшего развития философии, явился
одним из теоретических источников диалектико-материалистической
философии.
Таким
образом, историческая роль философских
учений немецких философов конца XVIII -
начала XIX вв., в особенности Гегеля, состояла
в развитии этими выдающимися мыслителями
диалектического метода.
Карл Маркс (1818-1883) — создатель и творец диалектико-материалистической философии.
В своей философской концепции Маркс с самого начала продолжал решать традиционную для европейской мысли проблему отчуждения человека в обществе, тде господствует частная собственность на средства производства, и искал пути преодоления этого отчуждения. Эта проблема обсуждается в «Экономическо-философских рукописях 1844 года». Поскольку базисом любого вида отчуждения выступает экономическое отчуждение или отчужденный труд, то Маркс в дальнейшем много занимается концептуальным анализом природы и особенностей функционирования капиталистической системы экономики. При этом проблемы конкретного человека отходят на второй план, заменяются социальными. Маркс высоко оценивает диалектический метод, разработанный Гегелем, но для него движущей силой выступает не дух. а материя. Маркс специально подчеркивает, что для него идеальное — не демиург всего, а лишь «материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней».
Движущей, материальной силой в обществе является деятельное отношение человека к окружающему миру, главным звеном которого выступает материальное производство. Материя при подобной интерпретации не сводится к некой неизменной субстанции, она исторична и динамична. На этом построена и соответствующая теоретико-познавательная концепция. В ней Маркс реинтерпретирует традиционную онтологию материализма, где только познающий субьект активен, а познаваемый объект всегда пассивен.
В концепции Маркса исследователь в процессе познания имеет дело не с природой самой по себе, а с природой, данной «субъективно», как «человеческая чувственная деятельность, практика». Тем самым познание — сложный процесс взаимодействия субъекта и обьекта. «Вопрос о том, обладает ли человеческое мышление предметной истинностью, — вовсе не вопрос теории, а практический вопрос». Маркс — не традиционный, кабинетный философ, размышлявший об истине самой по себе. По его мнению, философия призвана помочь не только объяснять мир, но и изменять его.
При решении социально-философских проблем Маркс продолжал традиции эпохи Просвещения и Гегеля, верил в науку и прогресс, рассматривая развитие общества как естественно-исторический процесс смены общественно-экономических формаций. В трактовке этих проблем сказалось влияние господствовавшей классической научной парадигмы.
Вместе с Марксом в разработку этих философских представлений определенный вклад внес Фридрих Энгельс. Уже в ранней работе «Наброски к критике политической экономии» (1843). оказавшей влияние на формирование взглядов Маркса, проявилась материалистическая позиция Энгельса. На протяжении всей жизни разрабатывал он материалистическую концепцию быгия. Значительна ррль его в выработке новой теории и концептуальном ее обогащении в работах «Анти-Дюринг», «Диалектика природы» (незакончена), «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии». Особое внимание Энгельс уделял разработке и концептуализации сущности диалектического способа мышления в сопоставлении с метафизическим подходом к миру, осмыслению достижений естественно-научного знания.
Философским новаторством Маркса стало материалистическое понимание истории.
Исторический материализм — это распространение материализма на общественную жизнь, социальный мир, историю.
Философию Маркс рассматривал как руководство к действию, имея в виду революционное преобразование общества. Революция должна была ознаменовать начало новой истории, которая не будет знать классовых антагонизмов.
Марксистская
философия была не только рационалистической,
но и сциентистско-ориенгированной. Несмотря
на различные подходы в целом, и позитивизм,
и марксизм исходили из признания большой
роли научного разума для решения комплекса
социальных, экономических, экологических,
антропологических и других проблем.
Позитивизм (лат. positivus — положительный) в качестве главной проблемы рассматривает вопрос о взаимоотношении философии и науки. Главный тезис позитивизма состоит в том, что подлинное (положительное) знание о действительности может быть получено только лишь конкретными, специальными науками.
Первая историческая форма позитивизма возникла в 30-40 г. XIX века как антитеза традиционной метафизике в смысле философского учения о началах всего сущего, о всеобщих принципах бытия, знание о которых не может быть дано в непосредственном чувственном опыте. Основателем позитивистской философии является Огюст Конт (1798-1857), французский философ и социолог, который продолжил некоторые традиции Просвещения, высказывал убеждение в способности науки к бесконечному развитию, придерживался классификации наук, разработанной энциклопедистами.
Кант утверждал, что всякие попытки приспособить «метафизическую» проблематику к науке обречены на провал, ибо наука не нуждается в какой-либо философии, а должна опираться на себя. «Новая философия», которая должна решительно порвать со старой, метафизической («революция в философии») своей главной задачей должна считать обобщение научных данных, полученных в частных, специальных науках.