Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 16:52, шпаргалка
Философия возникла почти одновременно в 6 веке до нашей эры в Древней Греции, Древнем Китае, древней Индии. Философия – это определенная форма мировоззрения. Через философию появляется наука. Философия изучает мир вокруг человека и внутри человека.
Основные функции философии:
Мировоззренческая – восприятие мира с позиции обдумывания его устройства и положения в нем человека (отсюда человек становится догматиком, скептиком, диалектиком).
Аксиологическая (аксиология – учение о ценностях) – позволяет сформировать свои ценности
Методологическая – разрабатывает методы познания (дедуктивный и индуктивный)
15)Соц. Философия - раздел философии, предметом изучения которого является общество. Общество – особый род бытия как система, стоящая выше всех других систем.
Общность объединяет людей с общим происхождением, языком, судьбой, взглядами.
Не всякая общность – общество, но всякое общество – общность.
Общность – однородность внутреннего бытия, общество – однородность внешнего бытия.
Общество состоит из элементов: социальные институты, социальные группы, социальные общности. Общество как система находится в постоянном развитии, которое вызвано определёнными потребностями: Потребность в адаптации к среде, в которой оно существует, Потребность в достижении целей, стоящих перед системой, Потребность в интеграции, т.е. поддержании внутреннего порядка и стабильности, Потребность выработки образца, обеспечивающего достаточную мотивацию для выполнения задач.
Основные функции общества как системы: Материально-экономическое обеспечение, Социально-политическое обеспечение, Духовно-интеллектуальные гарантии.
16)Этика – раздел философии, изучающий социальную мораль, нравственность как одну из сторон жизнедеятельности людей. Мораль – система стандартов поведения, признанных и разделяемых обществом, которые передаются из поколения в поколение.
Функции морали: Регулятивная (регулирует отношения между людьми), Воспитательная (формирует личность, развивает её самосознание), Познавательная (помогает понять нравственную сущность происходящего и прогнозировать будущее), Мировоззренческая (определяет взгляды общества и личности на нравственные отношения).
Важнейшие нравственно-этические системы (определяют поведение людей): Гедонизм: высшая этическая ценность – достижение наслаждения и избежание страданий, Утилитаризм – полезность. Благо – активность, зло- бездействие, лень, Перфекционизм – стремление к самосовершенствованию, Альтруизм – сострадание и любовь к людям. Альтруизм бывает светским и религиозным.
Структура морали: Моральное сознание – представление человека о нравственности, Моральное отношение – отношения между людьми в процессе нравственной деятельности, Моральные поступки – реальное поведение людей в обществе, определённое моральным сознанием и моральными отношениями. Моральные ценности: добро, счастье, свобода, любовь, справедливость, правда, честь и т.д.
17)
21)Философия истории - раздел философии, который исследует логику исторического развития человечества и все его законы. Важнейший вопрос философии истории – механизм исторического развития.
3 концепции: Провиденциальное направление(судьба,рок,Божий промысел), Метафизическое направление(идея какая либо развивающаяся), Научное направление(естественные факторы:климат,природа,яркие личности).
Вариативность исторического процесса: (все ли народы имеют один путь развития?):
Теория однолинейного развития(
3 взгляда на цивилизацию: 1) цивилизация – это культура, или высшая степень духовности.
2) цивилизация – степень
23) Запад и Восток рассматриваются как геосоциокультурные понятия. Запад – особый тип цивилизационного и культурного развития, который сформировался в Европе в XV-XVII вв. Цивилизацию этого типа можно назвать техногенной. Ее характерные черты – это быстрое изменение техники и технологий, благодаря применению науки. Предпосылки западной культуры закладывались еще в античности и средневековье. В эпоху Просвещения завершилось формирование мировоззренческих установок, определивших последующее развитие техногенной цивилизации. Западному типу культуры в философии противостоит восточный тип, получивший название «традиционного общества». Геополитически Восток связывается с культурами Древней Индии, Вавилона, Древнего Египта, национально-государственными образованьями мусульманского мира. Эти культуры были самобытными, но имели и общие черты: ориентация на воспроизводство сложившихся социальных структур, стабилизацию устоявшегося образа жизни. Традиционное поведение, аккумулирующее опыт предков – высшая ценность. В духовной сфере господствовали религиозно-мифологические представления, научной рациональности противопоставлялась нравственно-волевая установка на созерцательность, безмятежность, интуитивно-мистическое слияние с бытием.
24) Философия науки — раздел философии, изучающий понятие, границы и методологию науки. Также существуют более специальные разделы философии науки, например философия математики, философия биологии, философия физики. Философия науки как направление западной и отечественной философии представлена множеством оригинальных концепций, предлагающих ту или иную модель развития науки и эпистемологии. Она сосредоточена на выявлении роли и значимости науки, характеристик когнитивной, теоретической деятельности. Философия науки как философская дисциплина, наряду с философией истории, логикой, методологией, культурологией, исследующей свой срез рефлексивного отношения мышления к бытию (в данном случае к бытию науки), возникла в ответ на потребность осмыслить социокультурные функции науки в условиях НТР. Это молодая дисциплина, которая заявила о себе лишь во второй половине XX в. В то время как направление, имеющее название «философия науки», возникло столетием раньше.
26)Сциентизм (от лат. scienta - знание, наука), мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности и достаточном условии ориентации человека в мире. Идеалом для сциентизма является не всякое научное знание, а результаты и методы естественнонаучного познания. В качестве осознанной ориентации сциентизм утверждается в буржуазной культуре в конце XIX века, и одновременно возникает противоположный антисциентизм. В своих крайних формах наука - это сила чуждая и враждебная подлинной сущности человека. Сциентизм выдвигает науку в качестве абсолютного эталона всей культуры, тогда как антисциентизм критикует научное знание, возлагая на него ответственность за различные социальные антагонизмы.
Антисциентические взгляды:выражение этой позиции заключается в том, что ее сторонники говорят о принципиальной неприемлемости каких бы то ни было научных методов для решения собственно философских проблем, о том, что философия может выполнить свою историческую миссию только в том случае, если она откажется от самой попытки мыслить научным образом.
100500)
27)Китайская философия сложилась на рубеже эпох Чуньцю (VIII-V вв. до н.э.) – Чжаньго (V-III вв. до н.э.) во время правления династии ЧЖОУ (ХI –III вв. до н.э.). Исследователи выделяют два основных течения в китайской философии – Даосизм и Конфуцианство.
Дао – условно трактуется как путь. Все что присутствует в мире, да и сам мир порождается неким вездесущим началом, именуемым Дао. Дао порождает вещи не явленно, а скрыто. Иначе говоря, в Сложность организма культуры Дао определяет ее уникальность, например, китайская музыка, иероглифы. Люди, которые пытаются восстановить гармонию, получили звание Цзы (философы): Лаоцзы, Кунцзы, Конфуцзы и др.
28)Веды – это сборники песнопений, заклинаний. В них изложена мифология ариев. Их создание – 2000 лет до н.э. Веды – четыре сборника, самый главный – Ригведа.
Особенности Индийской философии:Индийская философия принципиально не персонифицирована (нет ни одного имени). Отказ от приоритета, от своего личного вклада - анонимность.Философия проявлена, но она не отделена от религиозной практики. Она синкретична (связана с искусством, этикой).
Философия направлена внутрь человека.
Это философия духовного
Брахманизм как система религиозно-философских взглядов и ритуально-культовой практики - прямой наследник ведической религии. Был разработан обряд дикши, цель которого - разделить индивида на материальную оболочку и духовную, бесмертную субстанцию. Считалось, что тот, кто совершил этот обряд, тем самым получал право на второе рождение. Санкхья - одна из этих трех. В центре системы - два безначальных активно взаимодействующих начала: пракрити и пуруша. Пуруша состоит из мириадов индивидуальных душ. Третьей системой является веданта, принадлежащей к числу наиболее философски насыщенных и емких. Смысл системы вкратце сводится к следующему. Источник всего сущего, феноменального и иллюзорного мира - Абсолютная Реальность, Брахман, являющийся высшим духовным единством, и Тот - «невыразимое, высшее блаженство».
29)Античная философия (древнегреческая) представляет собой совокупность учений, развивавшихся с VI века до н. э. по примерно VI век нашей эры. Первые древнегреческие школы и направления были связаны с мифологией. С точки зрения мифа, события в природе объясняется волей божества. Причина происхождения мира выводится за пределы природы, вверяется воле и промыслу богов. Философия же Древней Греции пытается отвечать на все эти вопросы с помощью учения о первоначале. Для греков природа выступает главным абсолютом, боги сами составляют часть природы. Человек не теряет своей изначальной связи с природой, но живет не только по природе, но и по установлению. Близко к ранней греческой философии такое религиозное течения как орфизм. Самое интересное в орфизме – учение о метемпсихозе – переселение душ, это религиозное представление о том, что мы двойственны, наше сознательное начало не исчезает с нашей смертью. Наша душа может переселяться.
30)СОКРАТ (469-399) - древнегреческий философ. Сократ первым начал использовать индуктивные доказательства и выводить общие определения. В этике Сократ придерживался соображений строгого рационализма, утверждая, что добродетель тождественна знанию, поэтому человек, знающий что такое добро никогда не станет поступать дурно. Именно в беседах Сократа диалог стал основным методом нахождения истины.Движение софистов: "софист" - это позитивный термин, означает "мудрый", искушенный, эксперт знания.Основные черты движения софистов: поиск последователей, поскольку исследование истины равнозначно ее распространению; демократизм: добродетель основана на знании, а не на происхождении; знание - ремесло, а потому оправданно взимание платы за обучение; универсальность мировоззрения: софисты стали провозвестниками панэллинистического начала, в некотором смысле, первыми античными космополитами; неограниченная вера в разум: движение софистов имеет такой же статус как и позднейшее Просвещение; индивидуализм: софисты не представляли единого сообщества и жизнь каждого из них, в этом смысле, точно соответствует философскому кредо: полагаться только на свои собственные силы.
31) Платон писал свои философские произведения, как бы разговаривая со своим учителем. В Афинах организовал свою школу, названную в честь героя Академа. Просуществовала эта школа 615 лет. Основной принцип Платона - деление мира на реальный и нереальный мир (идейный и земной).Чувственные вещи - тени реальных идей. Мир идей объединяется в единое целое идеей общего блага и длится вечно. Высшая идея Платона - идея блага. Причина того, что Платон стал идеалистом - математизация естествознания, влияние идей пифагорейцев.
В его систему входят: онтология, теология (учение о боге), космология (учение о мире),
космогония (учение о происхождении мира), психология (учение о душе), гносеология, этика (учение о нравственности), социология. Мир, с точки зрения Платона, двойствен и состоит из идей (эйдосов) и вещей (прагм).По Платону душа – бестелесна, бессмертна, она не возникает одновременно с телом, но существует вечно. Тело подчиняется ей. Состоит она из трех иерархически упорядоченных частей: разум, воля и благородные желания, влечение и чувственность.Души, в которых преобладает разум, поддерживаемый волей и благородным устремлениями, продвинутся наиболее далеко в процессе воспоминания.
32)Аристотель величайший древнегреческий философ, который создал оригинальное учение, составившее эпоху в философии. Именно ему принадлежит известная фраза: «Платон мне друг, но истина дороже». Аристотель исходил из признания существования объективного, материального мира. Он попытался создать теорию, согласно которой сущность находится в самих вещах, т. е. любая единичная чувственная вещь представляет собой единство материи и формы. Форма понимается Аристотелем как сущность вещи. Форма (идея) не материальна, она не есть нечто внешнее по отношению к материи. Материя и форма – это то, из чего состоят вещи. И это первые две причины, которые делают возможным существование отдельной вещи. Они достаточны для объяснения реальности в статике. Две другие причины – деятельная (двигательная) и финальная (целевая) позволяют объяснить реальность в динамике.Вся природа у Аристотеля рассматривается в виде последовательных переходов от материи к форме и обратно. Счастье – основная категория этики Аристотеля. Он задается вопросом, что такое счастье и дает классификацию ответов.
100500)
34)Средневековая философия – это философствование в вере, это христианская философия, хотя христианская философия начала складываться гораздо раньше до V века нашей эры. Главная задача философов – дать правильное понимание того, что написано в Библии. Возникло целое направление – герменевтика (экзетика) – истолкование библейских текстов.