Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 23:46, шпаргалка
1.Проблема генезиса философии в системе культуры.
2.Понятие мировоззрения, его структура и типы.
3.Философия Древнего Востока. Др Индия и Др Китай.
4.Осн ортодоксальные и неортодоксал фил школы в Др Индии.
5.Осн философские школы Др Китая. Даосизм и конфуцианство.
6.Античная философия.
7.Натурфилософия древнегр мыслителей – досократиков.
8.Фил идеи античных мыслителей классического периода.
9.Эпикуреизм и стоицизм в филос эллинистического периода.
10.Античная философия римского периода.
1.Проблема генезиса философии в системе культуры.
2.Понятие мировоззрения, его структура и типы.
3.Философия Древнего Востока. Др Индия и Др Китай.
4.Осн ортодоксальные и неортодоксал фил школы в Др Индии.
5.Осн философские школы Др Китая. Даосизм и конфуцианство.
6.Античная философия.
7.Натурфилософия древнегр мыслителей – досократиков.
8.Фил идеи античных
мыслителей классического
9.Эпикуреизм и стоицизм
в филос эллинистического
10.Античная философия
11.Формирование христианской философской традиции.
12.Средневековая схоластика
как рационализация
13.Фил переосмысление средневек традиции в эпоху Ренессан.
14.Возрожденческий платонизм и натруфилософия.
15.Политичекая философия Ренессанса.
16.Развитие естеств-ния и проблема метода в фил Нов времени.
17.Осн идеи представителей эмпирической традиции в европейской философии (Локк, Беркли, Юм).
18.Основные идеи представителей рационалистической традиции в европейской философии (Б Спиноза, Лейбниц).
19.Философия европейского Просвещения.
20.Материализм фр фил-ов-просветителей Дидро,Гельвеций,
21.Критическая философия И.Канта.
22.Метафизическая система и диалектический метод Г.Гегеля.
23.Антропологический материализм Л.Фейербаха.
24.Философский иррационализм А.Шопенгауэра, Ф.Ницше.
25.Основн проблемы в философии марксизма.
26.Философия позитивизма.
27.Религиозная философия ХХ в.
28.Философия экзистенциализма.
29.Психоанализ и философия (З.Фрейд, К.Г.Юнг).
30.Аналитическая философия. Периодизация и основные идеи.
31.Философская герменевтика.
32.Структурализм и постструктурализм.
33.Основные этапы развития философской мысли в Беларуси.
34.Философская мысль белорусского Возрождения.
35.Фил и развитие бел национального самосознания в ХІХ в.
36.Особенности развития философской мысли Беларуси в ХХ в.
37.Основные этапы развития русской философии.
38.Бытие и материя.
39.Диалектика как философская теория развития.
40.Принципы, законы и категории диалектики.
41.Пространственно-временная организация бытия.
42.Эволюция представлений о природе в философии и науке. Понятие биосферы и ноосферы. Идея коэволюции.
43.Антропологические повороты в истории философии.
44.Биологическое, социальное и духовное в человеке. Понятия “индивид”, “индивидуальность”, “личность”.
45.Проблема смысла жизни
46.Проблема сознания в истории философии.
47.Эволюционная парадигма в философии сознания
48.Структура сознания. Сознание и язык.
49.Индивидуальное и общественное сознание.
50.Предмет, основные понятия и задачи теории познания.
51.Основные формы чувственного и рационального познания.
52.Понятие истины в философии и науке. Критерии истины.
53.Познание как творчество.
54.Понятие науки. Социал функции и этические нормы науки.
55.Структура научного знания.
56.Методы научного исследования.
57.Место социальн философии в системе философского знания.
59.Проблема источников и движущих сил социальной динамики. Роль народных масс и личности в истории.
60.Техника и ее роль в истории общества. Глобальные проблемы современности.
1. Проблема генезиса фил в системе культуры
Ф - одна из важных дисциплин в структуре гуманитарного и социального знания. Она является основой ядром мировоззрения. Термин "философия происх.от греч.слов "филио" -любовь, "софия" - мудрость, и переводится как любовь к мудрости. Общую структуру философии, философского знания составляют:
1. Онтология -учение о бытии
или о первоначалах всего
2. Гносеология – учение о познании.
3. Аксиология – учение о ценностях.
В структуре философского знания выделяют так же:
1.Соц фил–анализ, изучение
социального устройства
2. Философскую антропологию – учение о человеке.
3. Фил культуры – изучается сущность и значение культуры.
4. Фил права – учение о проблемах правоведения
5. Философия истории.
6. История философии.
Функции философии
1.Мировоззренческая функция - Ф. даёт картину мира в целом.
2.Методологическая функция
состоит в определении
3.Гуманистическая функция-
4.Практическая функция- моральность, забота о благе людей.
Философия выделяет основной вопрос: взаимоотношение мышления (сознания, духа) и бытия. "что первично - материя или дух?"
2. Понятие мировоззрения.
Общее понимание чел. окружающего
мира и своего места в нем, его отношение
к окружающей действительности и самому
себе. Включает:убеждения,идеалы,
Качественно новым типом является философское мировоззрение. От мифологии и религии оно отличается ориентацией на рациональное объяснение мира. философия — это высший уровень и вид мировоззрения, это теоретически оформленное, системно-рациональное мировоззрение. По самой своей сути она призвана вскрывать рациональный смысл и всеобщие закономерности существования и развития мира и человека.
3. Фил. Др. Востока. Специфика фил умозрении в Индии и Китае
Становление философской традиции в Др. Индии связывают с Ведами. Предфилософские идеи содержит та часть Вед, которая называется Упанишады. В ней представлено учение о Мировом Духе (Брахмане) - высшая реальность.
Развивается учение о Духе человека (Атмане) как индивидуальном и универсально-космическом бытии.
Древнейшими памятниками китайской духовной культуры являлись "Книга песен", "Книга истории", "Книга перемен", «Книга обрядов», "Книга летописей" – Пятикнижие. В Др. Китае сложилось представление о дао - означало путь мира в целом и каждой вещи в отдельности и было символом космической гармонии и энергии. Бестелесно, оно везде и нигде, бесформенно и безымянно. Все вещи находятся в кругообороте и, достигнув положенного им предела, возвращаются к своему первоистоку—дао, который дает им новое рождение. Увэй (недеяние)—главный метод, условие постижения дао. Означает ненарушение закона естественности, ненанесение вреда природе. Инь-янь—основополагающие понятия китайской фил. Выражают идею универсальной дуализированности мира, конкретизируются в неограниченном ряду противоречий: темное — светлое, женское — мужское, покой — движение.
4. Фил. Школы Др. Индии
На основе Вед сформировались ортодоксальные (признающие их авторитет) философские школы:
Веданта-одна из первых. Основу мира видели во всепроникающем абсолюте, или чистом сознании, — Брахмане. Нравственный принцип ведантизма — принцип ахимсы - непричинение зла всему живому в мире.
Йога-фил.-религиозная система освобождения человека от страдания. Техника йоги включала самоограничение и медитацию.
Вайшешика-мир состоит из мельчайших частиц—ану. Эти частицы вечны и неделимы. Из них возникает мир вещей.
Неортодоксальные школы:
Буддизм. Основатель—инд. царевич Сиддхарта Гаутама, прозванный впоследствии Буддой (Просветленным). Дхарма — космический порядок, совокупность обязанностей человека, его долг. Представление о постоянном круговороте сменяющих друг друга элементов материи и сознания — дхарм — является краеугольным камнем буддизма. Комбинация их составляет то, что принято считать телом, ощущениями, душой. Отсюда следовал вывод о том, что душа и тело не составляют чего-то постоянного, устойчивого, а находятся в состоянии рождения и смерти, хотя человек этого, как правило, не осознает.
Локаята—неортодоксальное направление, отвергавшее идею потустороннего и ставившее целью постижение реального мира. Особое место в нем занимали представители школы чарвака. Чарваки учили, что в основе мира лежат четыре материальных элемента - земля, вода, воздух и огонь.
5. Осн. фил. школы Др. Китая
школа даосизма. Основоположником ее считают Лао-цзы. В центре его учения находится дао. В центре его учения находится дао - вечное, неизменное, бесформенное начало; подлинная основа всех вещей и явлений природы. «Совершенномудрый», (этический идеал даосов) предоставляет всему идти своим путем. Увэй (недеяние) — основная цель и главный метод даосской практики психической саморегуляции, условие постижения дао. Означает ненарушение закона естественности, ненанесение вреда природе.
Конфуцианство. Родоначальник Конфуций. Главное звено конфуцианской системы — концепция человеколюбия ("жэнь"), представляющая собой совокупность таких идей, как преданность правителю, верность долгу, сыновняя почтительность, уважение к старшим. Этика Конфуция опирается на такие понятия, как взаимность, забота о людях, золотая середина, человеколюбие. Забота о людях выступает как основная нравственная заповедь конфуцианства. Она, по сути, выражает "золотое правило" нравственности, которое сформулировал философ: "Не делай другим того, чего не желаешь себе". Философ выделял идеального субъекта, «благородный муж» удачно сочетавшего естественность природы и ученость. Его Конфуций противопоставлял "низкому человеку". Если первый предъявлял требования к себе, то второй — к другим людям.
В VI—III вв. до н.э. в Китае возникла и оформилась школа легистов. Совесть они заменили страхом. Главную цель легисты видели в покорении других царств и воссоединении с Поднебесной.
6. Античная философия. Периоды. Школы
Зародилась в VII в. до н. э. Она является первой попыткой формирования рациональной картины мироздания. Периоды:
1) досократовский (VII-VI вв. до н.э.);
2) классический (V—IV вв. до н.э.);
3) эллинистический (III—II вв. до н.э.);
4) римский (I в. до н.э.-529 н.э.).
Философские школы: Милетская. Осн. Фалес – основа всего вода. Анаксимандр (беспредельное-апейрон). Анаксимен (воздух). Школа в Эфесе. Осн. Гераклит – первооснова-огонь. Всё течёт, все изменяется. Им было создано учение о логосе- божественное слово. Элейская школа. Парменид ввёл в обиход понятие бытие. Его ученик Зенон. Школа пифагорейцев. Пифагор впервые выразил свои рассуждения понятием "философия". Ему приписывается учение о метемпсихозе, т.е. о переселении душ умерших людей во вновь родившихся. Основу мироздания он и его последователи видели в числе. Атомизм. Демокрит. Софисты… их первым подверг критике Сократ - метод диалектического спора, целью которого было достижение истины путем обнаружения противоречий в утверждениях противника. Ученик Платон - всякая вещь и вообще все, что существует, имеет свою идею. Аристотель.
7. Натурфилософия досократиков
Натурфилософия — философия природы.
Основатель милетской школы и первый древнеевропейский философ – Фалес. Основой сущего полагал воду. Анаксимандр (беспредельное-апейрон). Анаксимен (воздух).
Во второй половине VI в. до н.э. в Эфесе возникла школа, основателем которой являлся Гераклит. Первоначалом сущего считал огонь. Ядром его учения был диалектический принцип "все течет". Им создано учение о логосе: мистическое божественное слово; всеобщий закон. Логос по Гераклиту, так же вечен, как и мир, его познание предполагает понимание закономерного развития мира как единства и борьбы противоположностей. Элейская школа. Парменид ввёл в обиход понятие бытие - неподвижно, едино, неделимо и однородно. Его ученик Зенон - им были выявлены противоречия между разумом и чувствами.
Школа пифагорейцев. Пифагор впервые выразил свои рассуждения понятием "философия". Ему приписывается учение о метемпсихозе, т.е. о переселении душ умерших людей во вновь родившихся. Основу мироздания он и его последователи видели в числе. Демокрит создает логически последовательную систему атомизма. Атомы — мельчайшие частицы, составляющие предметы и вещи окружающего мира.