Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 23:46, шпаргалка

Описание работы

1.Проблема генезиса философии в системе культуры.
2.Понятие мировоззрения, его структура и типы.
3.Философия Древнего Востока. Др Индия и Др Китай.
4.Осн ортодоксальные и неортодоксал фил школы в Др Индии.
5.Осн философские школы Др Китая. Даосизм и конфуцианство.
6.Античная философия.
7.Натурфилософия древнегр мыслителей – досократиков.
8.Фил идеи античных мыслителей классического периода.
9.Эпикуреизм и стоицизм в филос эллинистического периода.
10.Античная философия римского периода.

Файлы: 1 файл

Ответы.doc

— 285.00 Кб (Скачать файл)

1.Проблема генезиса философии  в системе культуры.

2.Понятие мировоззрения, его структура и типы.

3.Философия Древнего Востока. Др Индия и Др Китай.

4.Осн ортодоксальные и  неортодоксал фил школы в Др  Индии.

5.Осн философские школы  Др Китая. Даосизм и конфуцианство.

6.Античная философия.

7.Натурфилософия древнегр  мыслителей – досократиков.

8.Фил идеи античных  мыслителей классического периода.

9.Эпикуреизм и стоицизм  в филос эллинистического периода.

10.Античная философия римского  периода.

11.Формирование христианской философской традиции.

12.Средневековая схоластика  как рационализация христианского  вероучения. Реализм и номинализм.

13.Фил переосмысление  средневек традиции в эпоху  Ренессан.

14.Возрожденческий платонизм  и натруфилософия.

15.Политичекая философия Ренессанса.

16.Развитие естеств-ния  и проблема метода в фил  Нов времени.

17.Осн идеи представителей эмпирической традиции в европейской философии (Локк, Беркли, Юм).

18.Основные идеи представителей рационалистической традиции в европейской философии (Б Спиноза, Лейбниц).

19.Философия европейского Просвещения.

20.Материализм фр фил-ов-просветителей Дидро,Гельвеций,

21.Критическая философия И.Канта.

22.Метафизическая система и диалектический метод Г.Гегеля.

23.Антропологический материализм Л.Фейербаха.

24.Философский иррационализм А.Шопенгауэра, Ф.Ницше.

25.Основн проблемы в философии марксизма.

26.Философия позитивизма.

27.Религиозная философия ХХ в.

28.Философия экзистенциализма.

29.Психоанализ и философия (З.Фрейд, К.Г.Юнг).

30.Аналитическая философия. Периодизация и основные идеи.

31.Философская герменевтика.

32.Структурализм и постструктурализм.

33.Основные этапы развития философской мысли в Беларуси.

34.Философская мысль белорусского Возрождения.

35.Фил и развитие бел национального самосознания в ХІХ в.

36.Особенности развития философской мысли Беларуси в ХХ в.

37.Основные этапы развития русской философии.

38.Бытие и материя.

39.Диалектика как философская теория развития.

40.Принципы, законы и категории диалектики.

41.Пространственно-временная организация бытия.

42.Эволюция представлений о природе в философии и науке. Понятие биосферы и ноосферы. Идея коэволюции.

43.Антропологические повороты в истории философии.

44.Биологическое, социальное и духовное в человеке. Понятия “индивид”, “индивидуальность”, “личность”.

45.Проблема смысла жизни

46.Проблема сознания в истории философии.

47.Эволюционная парадигма в философии сознания

48.Структура сознания. Сознание  и язык.

49.Индивидуальное и общественное сознание.

50.Предмет, основные понятия и задачи теории познания.

51.Основные формы чувственного и рационального познания.

52.Понятие истины в философии и науке. Критерии истины.

53.Познание как творчество.

54.Понятие науки. Социал функции и этические нормы науки.

55.Структура научного знания.

56.Методы научного исследования.

57.Место социальн философии в системе философского знания.

59.Проблема источников и движущих сил социальной динамики. Роль народных масс и личности в истории.

60.Техника и ее роль в истории общества. Глобальные проблемы современности.

 

1. Проблема генезиса  фил в системе культуры

Ф - одна из важных  дисциплин в структуре гуманитарного и социального знания. Она является основой ядром мировоззрения. Термин "философия происх.от греч.слов "филио" -любовь, "софия" - мудрость, и переводится как любовь к мудрости. Общую структуру философии, философского знания составляют:

1. Онтология -учение о бытии  или о первоначалах всего сущего.

2. Гносеология – учение  о познании.      

3. Аксиология  – учение  о ценностях.

В структуре философского знания выделяют так же:

1.Соц фил–анализ, изучение  социального устройства общества

2. Философскую антропологию  – учение о человеке.

3. Фил культуры – изучается  сущность и значение культуры.

4. Фил права – учение  о проблемах правоведения

5.  Философия истории.

6.  История  философии.

Функции философии

1.Мировоззренческая функция  - Ф. даёт картину мира в целом.

2.Методологическая функция  состоит в определении способов  достижения какой-либо цели, например  эффективного конструирования научного  познания, эстетического творчества, социальной практики.

3.Гуманистическая функция-внимательное  отношении к чел-ку.   

4.Практическая функция- моральность, забота о благе людей.

Философия выделяет основной вопрос: взаимоотношение мышления (сознания, духа) и бытия. "что первично - материя или дух?"

 

 

2. Понятие мировоззрения.

Общее понимание чел. окружающего мира и своего места в нем, его отношение к окружающей действительности и самому себе. Включает:убеждения,идеалы,цели, интересы, ценностные ориентации,нравственные нормы. Существует на 2-х уровнях: 1) чувственном как мироощущение, стихийное восприятие окружающей действительности и 2) рациональном — на уровне разума как миропонимание, логическое обоснование процессов и явлений. Мировоззрение на рациональном уровне является самым глубоким пониманием мира. Выделяются следующие типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское, а так же обыденное. Миф - священное придание, сложенное о деянии богов, в кот. повествуется о том как устроен мир. Мифология - самая первая форма осознания действительности. Она связана с обрядами, ритуалами. Миф воплощает в себе коллективный надежный опыт осмысления действительности предков. Мифологич. сознание сущ-ет и сейчас. Религия - это форма общ-го сознания, смысл кот заключ-ся в фанта-стическом, иллюзорном, искаженном представлении. Религия основана на вере в богов, точнее на сущ-ии одного или нескольких богов (монотеизм, политеизм). Отличие от мифа в том, что у религии сущ-ют свои книги и организац. орган.

Качественно новым типом является философское мировоззрение. От мифологии и религии оно отличается ориентацией на рациональное объяснение мира. философия — это высший уровень и вид мировоззрения, это теоретически оформленное, системно-рациональное мировоззрение. По самой своей сути она призвана вскрывать рациональный смысл и всеобщие закономерности существования и развития мира и человека.

 

3. Фил. Др. Востока. Специфика фил умозрении в  Индии и Китае

Становление философской традиции в Др. Индии связывают с Ведами. Предфилософские идеи содержит та часть Вед, которая называется Упанишады. В ней представлено учение о Мировом Духе (Брахмане) - высшая реальность.

Развивается учение о Духе человека (Атмане) как индивидуальном и универсально-космическом бытии.

Древнейшими памятниками китайской духовной культуры являлись "Книга песен", "Книга истории", "Книга перемен", «Книга обрядов», "Книга летописей" – Пятикнижие. В Др. Китае сложилось представление о дао - означало путь мира в целом и каждой вещи в отдельности и было символом космической гармонии и энергии. Бестелесно, оно везде и нигде, бесформенно и безымянно. Все вещи находятся в кругообороте и, достигнув положенного им предела, возвращаются к своему первоистоку—дао, который дает им новое рождение. Увэй (недеяние)—главный метод, условие постижения дао. Означает ненарушение закона естественности, ненанесение вреда природе. Инь-янь—основополагающие понятия китайской фил. Выражают идею универсальной дуализированности мира, конкретизируются в неограниченном ряду противоречий: темное — светлое, женское — мужское, покой — движение.

 

4. Фил. Школы Др. Индии

На основе Вед сформировались ортодоксальные (признающие их авторитет) философские школы:

Веданта-одна из первых. Основу мира видели во всепроникающем абсолюте, или чистом сознании, — Брахмане. Нравственный принцип ведантизма — принцип ахимсы - непричинение зла всему живому в мире.

Йога-фил.-религиозная система освобождения человека от страдания. Техника йоги включала самоограничение и медитацию.

Вайшешика-мир состоит из мельчайших частиц—ану. Эти частицы вечны и неделимы. Из них возникает мир вещей.

Неортодоксальные школы:

Буддизм. Основатель—инд. царевич Сиддхарта Гаутама, прозванный впоследствии Буддой (Просветленным). Дхарма — космический порядок, совокупность обязанностей человека, его долг. Представление о постоянном круговороте сменяющих друг друга элементов материи и сознания — дхарм — является краеугольным камнем буддизма. Комбинация их составляет то, что принято считать телом, ощущениями, душой. Отсюда следовал вывод о том, что душа и тело не составляют чего-то постоянного, устойчивого, а находятся в состоянии рождения и смерти, хотя человек этого, как правило, не осознает.

Локаята—неортодоксальное направление, отвергавшее идею потустороннего и ставившее целью постижение реального мира. Особое место в нем занимали представители школы чарвака. Чарваки учили, что в основе мира лежат четыре материальных элемента - земля, вода, воздух и огонь.

 

5. Осн. фил. школы  Др. Китая

школа даосизма. Основоположником ее считают Лао-цзы. В центре его учения находится дао. В центре его учения находится дао - вечное, неизменное, бесформенное начало; подлинная основа всех вещей и явлений природы. «Совершенномудрый», (этический идеал даосов) предоставляет всему идти своим путем. Увэй (недеяние) — основная цель и главный метод даосской практики психической саморегуляции, условие постижения дао. Означает ненарушение закона естественности, ненанесение вреда природе.

Конфуцианство. Родоначальник Конфуций. Главное звено конфуцианской системы — концепция человеколюбия ("жэнь"), представляющая собой совокупность таких идей, как преданность правителю, верность долгу, сыновняя почтительность, уважение к старшим. Этика Конфуция опирается на такие понятия, как взаимность, забота о людях, золотая середина, человеколюбие. Забота о людях выступает как основная нравственная заповедь конфуцианства. Она, по сути, выражает "золотое правило" нравственности, которое сформулировал философ: "Не делай другим того, чего не желаешь себе". Философ выделял идеального субъекта, «благородный муж» удачно сочетавшего естественность природы и ученость. Его Конфуций противопоставлял "низкому человеку". Если первый предъявлял требования к себе, то второй — к другим людям.

В VI—III вв. до н.э. в Китае возникла и оформилась школа легистов. Совесть они заменили страхом. Главную цель легисты видели в покорении других царств и воссоединении с Поднебесной.

 

6. Античная философия. Периоды. Школы

Зародилась в VII в. до н. э. Она является первой попыткой формирования рациональной картины мироздания. Периоды:

1) досократовский (VII-VI вв. до н.э.);

2) классический (V—IV вв. до  н.э.);

3) эллинистический (III—II вв. до н.э.);

4) римский (I в. до н.э.-529 н.э.).

Философские школы: Милетская. Осн. Фалес – основа всего вода. Анаксимандр (беспредельное-апейрон). Анаксимен (воздух). Школа в Эфесе. Осн. Гераклит – первооснова-огонь. Всё течёт, все изменяется. Им было создано учение о логосе- божественное слово. Элейская школа. Парменид ввёл в обиход понятие бытие. Его ученик Зенон. Школа пифагорейцев. Пифагор впервые выразил свои рассуждения понятием "философия". Ему приписывается учение о метемпсихозе, т.е. о переселении душ умерших людей во вновь родившихся. Основу мироздания он и его последователи видели в числе. Атомизм. Демокрит. Софисты… их первым подверг критике Сократ - метод диалектического спора, целью которого было достижение истины путем обнаружения противоречий в утверждениях противника. Ученик Платон - всякая вещь и вообще все, что существует, имеет свою идею. Аристотель.

 

7. Натурфилософия  досократиков

Натурфилософия — философия природы.

Основатель милетской школы и первый древнеевропейский философ – Фалес. Основой сущего полагал воду. Анаксимандр (беспредельное-апейрон). Анаксимен (воздух).

Во второй половине VI в. до н.э. в Эфесе возникла школа, основателем которой являлся Гераклит. Первоначалом сущего считал огонь. Ядром его учения был диалектический принцип "все течет". Им создано учение о логосе: мистическое божественное слово; всеобщий закон. Логос по Гераклиту, так же вечен, как и мир, его познание предполагает понимание закономерного развития мира как единства и борьбы противоположностей. Элейская школа. Парменид ввёл в обиход понятие бытие - неподвижно, едино, неделимо и однородно. Его ученик Зенон - им были выявлены противоречия между разумом и чувствами.

Школа пифагорейцев. Пифагор впервые выразил свои рассуждения понятием "философия". Ему приписывается учение о метемпсихозе, т.е. о переселении душ умерших людей во вновь родившихся. Основу мироздания он и его последователи видели в числе. Демокрит создает логически последовательную систему атомизма. Атомы — мельчайшие частицы, составляющие предметы и вещи окружающего мира.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"