Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2015 в 14:04, шпаргалка

Описание работы

1. Предмет философии: природа, генезис, культура. Место и роль философии в культуре (медицине). Функции философии.
Философия (от греч. phileo — люблю, sophia — мудрость) — любовь к мудрости. Философия – это знания о мире как едином целом и человеке в нём, об отношении человека к миру, о путях и способах познания и практическом освоении человеком окружающей действительности, о будущем мировоззрения.

Файлы: 1 файл

ФИЛОСОФИЯ.doc

— 665.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

23. Субъективная  и объективная диалектика. Диалектика и метафизика. Единство 
диалектики, логики и теории познания.

Диалектика — признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод.

Объективная диалектика — это развитие реального мира (природы и общества).

Субъективная диалектика — это, во-первых, диалектическое мышление (диалектика понятий) — отражение диалектического движения (развития) объективного мира; во-вторых, теория диалектики, т. е. учение о всеобщих законах развития как внешнего мира, так и самого мышления.

Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности через:

законы диалектики;

категории;

принципы.

Главная проблема диалектики — что такое развитие?

Развитие — общее свойство и главнейший признак материи: изменение материальных и идеальных объектов, причем не просто механическое изменение, а саморазвитие, результатом которого является переход на более высокую ступень организации.

Развитие - высшая форма движения. В свою очередь, движение — основа развития.

ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ. Закон — это объективные (не зависящие от воли человека), стабильные, необходимые, повторяющиеся связи между сущностями и внутри сущностей.

Законы диалектики отличаются от законов других наук своей всеобщностью и универсальностью.

Выделяются три базовых закона диалектики:

единства и борьбы противоположностей;

переход количества в качество;

отрицания отрицания.

Закон единства и борьбы противоположностей: все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по свое природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето, молодость и старость и т. д.). Единство и борьба противоположных начал — внутренний источник движения и развития всего сущего. Особый взгляд на единство и борьбу и противоположностей имел Гегель, считающийся основоположником диалектики. Им были выведены два понятия — "тезис" и "антитезис" и показан механизм их взаимодействия.

Помимо борьбы возможны иные виды взаимодействия:

содействие (обе стороны оказывают помощь другдругу);

солидарность, союзничество (стороны имеют общие интересы и действуют в одном направлении);

нейтралитет (стороны никак не взаимодействуют);

мутуализм — полная взаимосвязь (для выполнения какого-либо дела стороны должны действовать только вместе и не могут действовать автономно друг от друга).

Закон перехода количественных изменений в качественные.

Качество — стабильная система определенных характеристик и связей предмета.

Количество — исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и т. д.).

Мера — единство количества и качества.

При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество.

При этом качество не может меняться бесконечно. Наступает момент, когда изменение качества приводит к изменению меры (то есть той системы координат, в которой раньше происходило изменение качества под влиянием количественных изменений) — к коренной трансформации сущности предмета.

Переход количества в принципиально новое качество может произойти одномоментно или эволюционно.

Закон отрицания отрицания: новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым.

Примеры:

смена общественно-экономических формаций (при формационном подходе к историческому процессу);

"эстафета поколений";

ежедневное отмирание старых кровяных клеток, возникновение новых.

Отрицание старых форм новыми — причина и механизм поступательного развития. Однако вопрос о направленности развития - дискуссионный в философии. Выделяются следующие основные точки зрения:

развитие — только поступательный процесс,переход от низших форм к высшим, (восходящее развитие);

развитие может быть как восходящим, так и нисходящим;

развитие хаотично.

Практика показывает, что из трех точек зрения наиболее близкой к истинной является вторая: развитие может быть как восходящим, так и нисходящим, хотя общая тенденция все же восходящая.

Таким образом, развитие скорее идет не линейным образом (по прямой), а по спирали, причем каждый виток спирали повторяет прежние, но на новом, более высоком уровне (Маркс).

МЕТАФИЗИКА. Метафизика – это философский способ познания (мышления) и действия, противостоящий диалектическому методу как своему антиподу.

Самая характерная черта метафизики — однородность, абсолютизация одной стороны живого процесса познания, или шире — того или иного элемента целого, момента деятельности в любой ее форме.

Метафизика, как и диалектика, изменялась:

1. «Старая» метафизика была характерна для философии и науки в XVII-XIX вв. Отрицание всеобщей связи и развития, отсутствие системного, целостного взгляда на мир (мышление по принципу «или-или»), убежденность в завершенности всех мировых связей.

2. Новая метафизика, в отличие от старой, не отвергает ни всеобщую связь явлений, ни их развитие. Это выглядело бы абсурдом в эпоху громадных достижений науки и общественной практики. Её особенность — сосредоточение усилий на поисках различных вариантов истолкования, интерпретации развития.

24. Принципы  и категории диалектики (содержание  и форма, сущность и явление).

Основными принципами диалектики являются:

  • принцип всеобщей связи;
  • принцип системности;
  • принцип причинности;
  • принцип историзма.

Всеобщая связь означает целостность окружающего мира, его внутреннее единство, взаимосвязанность, взаимозависимость всех его компонентов — предметов, явлений, процессов.

Связи могут быть:

  • внешние и внутренние;
  • непосредственные и опосредованные;
  • генетические и функциональные;
  • пространственные и временные;
  • случайные и закономерные.

Наиболее распространенный вид связи — внешние и внутренние. Пример: внутренние связи человеческого организма как биологической системы, внешние связи человека как элементы социальной системы.

Системность означает, что многочисленные связи в окружающем мире существуют не хаотично, а упорядоченно. Данные связи образуют целостную систему, в которой они располагаются в иерархическом порядке. Благодаря этому окружающий мир имеет внутреннюю целесообразность.

Причинность — наличие таких связей, где одна порождает другую. Предметы, явления, процессы окружающего мира чем-то обусловлены, то есть имеют либо внешнюю, либо внутреннюю причину. Причина, в свою очередь, порождает следствие, а связи в целом именуются причинно-следственными.

Историзм подразумевает два аспекта окружающего мира:

  • вечность, неуничтожимость истории, мира;
  • его существование и развитие во времени, которое длится всегда.

КАТЕГОРИИ ДИАЛЕКТИКИ. Категории – наиболее общие понятия, выражающие существенные связи и отношения в мире. Диалектика действительности «схватывается» в системе взаимосвязанных и соотносительных парных категориях: «причина-следствие», «форма-содержание», «сущность-явление», «необходимость-случайность» и др.

Содержание и форма – философские категории, которые представляют единство двух аспектов целого. Содержание – «содержимое» вещи или системы, совокупность всех составных элементов, их свойств, внутренних процессов, связей и противоречий. Форма – способ организации содержания, структурная сцепка его элементов, процессов и частей. Также говорят о внешней и внутренней форме. Например, внешняя форма книги – это её размер и переплет, а внутренняя – организация идейного содержания.

Сущность и явление – философские категории, отражающие всеобщие формы предметного мира и его познания. Сущность – основа или закон бытия предмета (явления), единство всех многообразных и противоречивых форм его бытия. Явление – то или иное проявление предмета, внешняя форма его существования. Явление – внешнее обнаружение сущности, то, что на поверхности действительности. Например, кажущееся нам вращение Солнца вокруг Земли не совпадает с действительным положением.

Диалектика сущности и явления выражает определенные законы познания. Человеческая мысль, человеческое познание идет от явления (от восприятия конкретных вещей) к сущности (закону этих вещей или явлений), а потом от сущности первого порядка к сущности, второго, третьего и далее порядка. Но есть и обратное движение человеческого познания: от известных, познанных законов, сущностей к конкретному, чувственному многообразию являющихся вещей. Известные законы физики и химии люди прилагают к миру физико-химических явлений.

25. Категории  диалектики (причина и следствие, возможность и действительность, необходимость и случайность, часть и целое).

Причина и следствие – философские категории, отображающие одну из форм всеобщей связи и взаимодействия явлений. Ничто в мире не существует «само по себе», а появляется в силу ряда причин. Причина - явление или фактор, который вызывает, изменяет или влечет за собой другое явление или их комплекс. Последнее называется следствием. Следствие – производное от причины. Причинно-следственная связь носит всеобщий и объективный характер, т.е. не зависит от нашего сознания. Причина порождает следствие; она предшествует ему во времени, но следствие активно влияет на причину. Например, общество порождает преступность, которая, в свою очередь, влияет на общество (увеличивая меры и формы борьбы с преступностью, деформируя институты и сознание общества).

Необходимость и случайность – философские категории, выражающие определенный характер зависимости, связи и степень детерминированности явлений. Необходимость – это то, что неизбежно происходит, вызывается глубинными причинами, вытекает из сущности явлений. Случайность – проявление в основном несущественных, неустойчивых, единичных связей действительности. Случайность – результат действия побочных, внешних факторов, стечения обстоятельств.

Некоторые материалисты (Демокрит, Спиноза, Гольбах и др.) не видели связи между необходимостью и случайностью, доводили их относительное различие до абсолютной противоположности. Им казалось, что в мире торжествует лишь необходимость, а случайность есть плод незнания, невежества. Индетерминисты (Юм) и волюнтаристы (Августин, Шопенгауэр) утверждали, что миром правит случай. На самом деле, в мире нет «чистых» необходимостей и «частых» случайностей, а есть их взаимосвязь. Случайность – это один полюс взаимосвязи, другой полюс – необходимость. Случайность – проявление и дополнение необходимости. Любая необходимость прокладывает себе дорогу через уйму случайностей. Если бы в мире не было бы случайности, то не было ничего нового. В современном мировоззрении абсолютно детерминированная картина мира уступает место картине стохастической, вероятностной Вселенной, в которой закономерности трактуются как определенные тенденции.

Действительность и возможность – соотносительные категории, характеризующие две основные ступени становления и развития предмета, явления или системы. Возможность – это потенциальные состояния действительности. Действительность – фактическая реальность как результат реализации некоторой возможности или совокупности возможностей. Развивающаяся действительность пребывает в море возможностей, часть из которых или одна реализуется. Различают абстрактную (формальную) и реальную (конкретную) возможности. Абстрактная возможность характеризует отсутствие принципиальных препятствий для становления предмета или системы («все возможно, что не противоречит себе», «все возможно, что мыслимо допустимо»). Но, как правило, для становления, реализации абстрактной возможности нет необходимых условий (Земля сошла со своей орбиты). Реальная возможность, напротив, обладает всеми необходимыми условиями для своего осуществления (запуск человека в Космос). Переход возможности в действительность осуществляется по законам этой действительности (физической, социальной, биологической и др.).

Часть и целое. Часть и целое относятся друг к другу, как «многое» и «одно», и являются диалектической парой противоположностей. Синтезом этой пары является понятие «становление».

Предположим, что всякое целое делится на части. Если целое есть только сумма своих частей, а не нечто большее, то это значит, что нет никакого целого, ибо раз оно не содержится в каждой отдельной части, то оно не содержится и во всех вместе взятых частях. Или целое есть, но тогда оно не делится на свои части. Или оно делится, но тогда нет никакого целого.

Предположим, что никакое целое не делится на свои части. Если оно не делится, тогда в нем ничего нельзя различить, в нем не будут присутствовать различия, то есть все будет «единым», как «гомогенная, однородная масса». То, что не имеет частей, не может быть и целым. Целое делится на свои части и не делится.

     

 

 

 

 

 

26. Методологическое  значение категории диалектики  для медицины и 
формирования клинического мышления врача.

Развитие медицины предъявляет особые требования к философской культуре врача. Это обусловлено тем, что с получением новой информации обеспечить правильное мышление без применения основных принципов материалистической диалектики становится практически невозможным. Среди фундаментальных наук именно философия способствует формированию способности к анализу и синтезу фактов, логическому моделированию конкретной ситуации и системному мышлению. Медицина как никакая другая дисциплина нуждается в понимании процессов и явлений в их целостности. Решена, эта важнейшая задача может быть только на основе интерпретации данных медицинской науки с позиции диалектического материализма. Врачу необходимо, прежде всего, видеть связь между различными процессами и явлениями при развитии заболевания, то есть подлинную суть патологического процесса. Согласно материалистической диалектике – ни одно явление природы не будет правильно понято, если при этом не исследованы его связи с окружающими явлениями. Учение о всеобщей связи сформулировано кратко и определенно: форма всеобщности в природе – это закон, отражающий объективную, внутреннюю, существенную, необходимую и в определенных условиях повторяющуюся связь между телами, явлениями и процессами.

Среди законов диалектики три являются основными, всеобщими: 1) закон единства борьбы и противоположностей; 2) закон перехода количественных изменений в качественные; 3) закон отрицания отрицания. Этим законам подчинены все явления, все изменения, происходящие в окружающей нас природе, в обществе, в самом человеке и его мышлении. Все три закона тесно связаны между собой. На основе этих законов в человеческом сознании развивается «субъективная диалектика», то есть наше мышление, в частности врачебное диалектическое мышление.

1) Ядром материалистической  диалектики является закон единства  и борьбы противоположностей. Он  вскрывает и объясняет внутренний источник развития (саморазвития, самодвижения) предметов, явлений, процессов вообще и живого организма в частности. Движущее начало всякого развития – разделение на противоположности, их борьба и разрешение. Диалектическим противоположностям присуще единство и взаимосвязь, они неразрывно связаны друг с другом, как полюсы магнита. Они взаимодополняют друг друга, взаимодействуя между собой. 
Примерами единства противоположностей являются категории: качество и количество, причина и следствие, случайность и необходимость, часть и целое, форма и содержание и т. д. Противоположности способны переходить одна в другую, меняться местами, а их взаимное изменение приводит к трансформации самого предмета, сторонами которого они являются. Значение данного закона применительно к медицине состоит в том, что он нацеливает исследователя на отыскание внутренних причин развития здорового и больного организма. Движущие силы развития живого организма заключены в противоречивом единстве организма с условиями его жизни. Окружающая среда изменяет наследственную основу организма, но не непосредственно, а путем сложного и опосредованного изменения его генетической конституции.

2) Закон перехода  количественных изменений в качественные  неразрывно связан с законом  единства и борьбы противоположностей. Если первый закон вскрывает внутренний источник развития предметов, явлений и отвечает на вопрос, почему происходит развитие, то второй закон характеризует внутренний механизм этого развития и отвечает на вопрос, как происходит развитие. На основе познания качественного своеобразия болезни проводится дифференциальный диагноз заболевания. Качественная специфичность болезни лежит в основе нозологической классификации заболеваний. Качество – относительно устойчивая, существенная определенность явлений и процессов, отличающая их друг от друга. Врач всегда должен помнить диалектическую закономерность – количественные изменения беспрерывны, а качественные прерывны. Беспрерывность количественных изменений в определенный момент прерывается возникновением нового качества. Например, непрерывное накопление токсических соединений в организме, достигнув определенного количественного уровня, ведет к декомпенсации функциональной системы и развитию качественно нового клинического состояния (кома, смерть). Другими словами, количественные изменения тех или иных физиологических процессов в сторону их увеличения или уменьшения, происходят беспрерывно и, достигнув определенного уровня, порождают новое состояние организма – болезнь.

3) Закон отрицания  отрицания будучи тесно связан с двумя предыдущим законами отвечает на третий важный вопрос – в каком направлении идет развитие? Так, согласно биогенетическому закону, любой живой организм обладает не только собственно индивидуальными свойствами, но имеет и ряд признаков своих предков, приобретенных в процессе длительного филогенетического развития. Поэтому с точки зрения закона отрицания отрицания процесс размножения нужно рассматривать не только как «воссоздание нового организма из частицы, отделившейся от старого», но и как сохранение элементов старого в новом. Каждый новый организм в процессе онтогенеза впитывает в себя, прежде всего те элементы старого, которые способствуют ему более тонко и дифференцированно приспособиться к окружающим условиям. Морфологические и функциональные свойства, наследуемые новым организмом от своих предков, служат опорной базой для дальнейшего приспособления к окружающей среде.

Творческое применение законов материалистической диалектики дисциплинирует мышление врача, делает более гибким. Врач всегда должен исходить из важнейшего положения материалистической диалектики о всеобщей связи и взаимосвязи явлений и процессов. Игнорирование этого положения приводит к односторонней переоценке значения макро- или микроорганизма в возникновении болезни, клинических или лабораторных исследований в диагностике, роли отдельных систем регуляции в жизнедеятельности организма и т.д.

27. Познание  как предмет философского анализа. Понятие «знания». Преднаучные,  
научные и вненаучные формы знания. Народная медицина, знание и мнение, вера и убеждение.

Познание — процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека. В ходе познания исследуется внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира, а также субъект познавательной деятельности - человек исследует самого себя.

Результаты познания остаются не только в сознании конкретного, что-либо познавшего человека, но и передаются из поколения в поколения, главным образом, с помощью материальных носителей информации — книг, рисунков, объектов материальной культуры.

В процессе жизни человек выполняет два вида действий по познанию:

познает окр. мир непосредственно (открывает новое либо для себя, либо для человечества);

познает окр. мир через результаты познавательной деятельности других поколений (читает книги, учится, смотрит кино, приобщается к видам материальной или духовной культуры).

В философии существуют две основные точки зрения на процесс познания:

гностицизм;

агностицизм.

Сторонники гностицизма (как правило, материалисты) оптимистично смотрят на настоящее и будущее познание. По их мнению, мир познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания.

Агностики (часто — идеалисты) не верят либо в возможности человека познавать мир, либо в познаваемость самого мира или допускают ограниченную возможность познания. Среди агностиков наиболее известным является Иммануил Кант. Им была выдвинута последовательная теория агностицизма, согласно которой:

сам человек обладает ограниченными познавательными возможностями;

сам окр. мир непознаваем в принципе — человек сможет познать внешнюю сторону предметов и явлений, но никогда не познает "вещь в себе".

Современная гносеология в своем большинстве стоит на позициях гностицизма и базируется на следующих принципах:

диалектики, что подразумевает необходимость диалектически (то есть с точки зрения развития) подходить к проблеме познания, использовать законы, категории, принципы диалектики;

историзма — рассматривать все предметы и явления в контексте их исторического возникновения и становления;

практики — признавать главным способом познания практику;

познаваемости - быть убежденным в самойвозможности познания;

объективности — признавать самостоятельное существование предметов и явлений независимо от воли и сознания;

активности творческого отображения действительности;

конкретности истины — искать именно индивидуальную и достоверную истину в конкретных условиях.

Познающим субъектом является человек — существо, наделенное разумом и освоившее арсенал познавательных средств накопленных человечеством. Полноценная познавательная деятельность человека возможна лишь в рамках общества.

Объектом познания является окружающий мир (бытие во всем его разнообразии), а именно та часть окружающего мира, на которую направлен познавательный интерес субъекта.

Адекватное и идентичное отражение объекта субъектом называется истиной.

Неадекватное, недостоверное отражение познающим субъектом окружающей действительности, искаженный, не соответствующий действительности результат познания называется заблуждением.

Логическое осмысление субъектом (сознанием) окружающей действительности, опираясь на категории, законы, понятия, прежние ценности, является оценкой.

Основной формой познания и критерием истины при познании является практика.

Практика — конкретная деятельность людей по преобразованию окружающего мира и самого человека.

В процессе познания участвуют в совокупности чувственное, рациональное познание, логика, интуиция.

Чувственное познание основано на чувственных ощущениях, отражающих действительность, и логике.

Рациональное познание основано на разуме, его самостоятельной деятельности.

Близким к рациональному является интуитивное познание, при котором истина самостоятельно приходит к человеку на бессознательном уровне.

ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ. Вненаучные формы познания.

1. Обыденное познание. Стремление изучать объекты реального мира и на этой основе предвидеть результаты его практического преобразования свойственно не только науке, но и обыденному познанию, которое вплетено в практику и развивается на ее основе. В обыденной жизни люди обмениваются различными знаниями, делятся житейским опытом, но ссылки на автора этого опыта в большинстве ситуаций просто невозможны, ибо этот опыт анонимен и часто транслируется в культуре столетиями.

2. Философское познание. Если непосредственной целью науки является описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, на основе открываемых ею законов, то философия всегда в той или иной степени выполняла по отношению к науке функции методологии познания и мировоззренческой интерпретации ее результатов.

3. Художественное познание. Искусство (художественное познание) - творческая деятельность, в процессе которой создаются художественные образы, отражающие действительность и воплощающие эстетическое отношение к ней человека. Важнейшая особенность искусства – оно отражает действительность не в понятиях, а в чувственно воспринимаемой форме - в форме

28. Познавательные  способности человека. Сенсуализм  и рационализм. Виды познания. Этапы познания и уровни знания, их диалектическое единство.

Познавательная деятельность человека возможна в силу того, что он обладает специализированными механизмами отражения реальности, которые принято называть познавательными способностями человека. Они возникли как в результате биологической (конкретно-чувственная способность), так и в результате социальной (абстрактно-мысленная способность, интуиция) эволюции человека.

1. Конкретно-чувственное познание. Основано на чувственно-сенситивном отражении, присущем и животному миру, но специфически развившемуся в процессе человеческой практики. Ощущения – форма отражения, соответствующая отдельным свойствам предметов. Ощущения могут быть составными частями восприятия, а также самостоятельными. Восприятия – форма отражения, соответствующая системе свойств предмета. Ощущение и восприятие возникают при непосредственном взаимодействии с предметом. Представление – это чувственно-наглядный образ предметов и явлений действительности, сохраняемый и воспроизводимый в сознании без непосредственного воздействия самих предметов на органы чувств.

2. Рациональное познание (абстрактное мышление) возникает в процессе трудовой и коммуникативной деятельности человека, в одном комплексе с языком и мышлением. Существует три формы абстрактно-мысленного отражения: понятие, суждение и умозаключение. Понятие – результат обобщения предметов некоторого класса и мысленного выделения самого этого класса по определенной совокупности общих для предметов этого класса признаков. Суждение – это форма мысли, в которой посредством связи понятий утверждается или отрицается что-либо о чем-либо. Умозаключение – рассуждение, в ходе которого логически выводится новое суждение.

3. Интуиция. Интуиция – это способность постижения истины путем ее прямого усмотрения без обоснования с помощью доказательства. Интуитивная способность образовалась вследствие необходимости принимать решения при неполной информации о событиях, и способность интуитивно познавать можно расценивать как вероятностный ответ на вероятностные условия среды. Вероятностный характер интуиции означает для человека как возможность получения истинного знания, так и опасность иметь ошибочное, неистинное знание.

ВИДЫ ПОЗНАНИЯ. Это специфические формы получения новых знаний.

1) обыденное – получение элементарных сведений о природе, человеке и обществе в процессе обыденной повседневной жизни;

2) художественное  – процесс создания и восприятия   худож.  образов, т.е. произведений  искусства;  

3)  игровое - осуществляется в процессе спортивных и деловых игр, ритуальных и культовых действий;

4) религиозное –  объяснение мира на основе  веры в реальное существование   сверхъестественных сил;

5) философское –  создание общих концепций существования  мира и человека;

6) научное –  исследование мира при помощи научных методов с целью получения истинного знания о законах его функционирования и развития.

ЭТАПЫ (ФАЗЫ) НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ.

1 этап - познание  свойств и объекта как совокупности  этих свойств. Его составляет опыт, наблюдения, созерцание объекта через взаимодействие с ним. Вырисовывается объект П. - относительное целое, конечная совокупность относительных свойств. Производится определение его относительной сравнительной характеристики (величины) его свойств и набора свойств. 

2 этап - применение способов познания объекта и общенаучных познанных ранее принципов. Цель 2-го этапа - выяснение причинно-следственной зависимости изменения объекта (относительного целого) от изменения его свойств. Логическая структура данного этапа называется теорией. Производится формулирование причинно-следственной зависимости целого от его свойств - формулируется закон природы познаваемого объекта.

3 этап - формулирование  понятия. На основании анализа усвоения (обработки) результатов предыдущих этапов производится формулирование научного понятия объекта П. как конечной относительной совокупности свойств, определённых соответствующими способами П., и зависимостью объекта П., как относительного целого, от изменения этих свойств.

Различают два уровня научного познания: эмпирический и теоретический. 
Эмпирический уровень научного познания характеризуется непосредственным исследованием реально существующих, чувственно воспринимаемых объектов. Здесь преобладает живое созерцание (чувственное познание), рациональный момент и его формы (суждения, понятия и др.) здесь присутствуют, но имеют подчиненное значение. Поэтому исследуемый объект отражается преимущественно со стороны своих внешних связей и проявлений, доступных живому созерцанию и выражающих внутренние отношения.

Теоретический уровень научного познания характеризуется преобладанием рационального момента - понятий, теорий, законов и других форм «мыслительных операций». На данном уровне происходит раскрытие наиболее глубоких существенных сторон, связей, закономерностей, присущих изучаемым объектам, явлениям путем обработки данных эмпирического знания. Теоретический уровень - более высокая ступень в научном познании. Его результатами становятся гипотезы, теории, законы.

Уровни познания  
Кроме чувственных и рациональных форм познания, в его структуре можно различить и несколько уровней: обыденно-практический и научный, эмпирический и теоретический. 
Обыденное познание опирается на повседневный жизненный опыт человека. Оно характеризуется относительной узостью, здравым смыслом, «наивным реализмом», соединением рациональных элементов с иррациональными, многозначностью языка. Оно по большей части «рецептурно», т.е. ориентировано на непосредственное практическое применение. Это больше «знание как...» (готовить, мастерить, использовать), чем «знание что...» (собой представляет тот или иной предмет). 
Научное познание отличается от обыденно-практического множеством свойств: проникновением в сущность объекта познания, системностью, доказательностью, строгостью и однозначностью языка, фиксацией методов получения знания и т.д. 
Эмпирический и теоретический уровни выделяются уже внутри собственно научного знания. Их отличают особенности процедуры обобщения фактов, применяемые методы познания, направленность познавательных усилий на фиксацию фактов или создание общих объяснительных схем, интерпретирующих факты и др.

     

 

29. Истина  как цель познания. Теории истины. Критерии истины. Процедуры обоснования  в медицинском познании и практике.

Истина – центральный вопрос в теории познания; проверяется на практике.

Виды истины:

Классическая И.

Аристотель: когда представляемое соответствует действительному.

Платон и теория соответствия: «истину говорит тот, кто считает ложное ложным, разъединение разъединённым».

Фома Аквинский: И. есть соответствие вещи и интеллекта. Разграничил И. с т/з природы: И., доступная человеческому разуму (Бог, материальные вещи), и И., которая никогда не будет познана (Святая Троица, первородный грех). И. проявляется в соотношении трёх элементов: Бог, природа и человеческий интеллект. Они истинны (природные вещи).

Гегель: в философии открывается единство истины других форм самопознания духа (искусство и религия.) «Истина есть постижение Духом самого себя». Развитие Духа – бесконечный процесс. Обладая фил. понятием, можно постичь движение развития от абстрактного к конкретному. Истина постоянно нах-ся в процессе углубления и конкретизации.

Когерентная И. Суть: во внутреннем согласовании всех частей этой целостности. Отличается от классической по двум параметрам: 1. Истинность знания закл-ся в его когерентности, а не в соответствии с действительностью. 2. Условие И. – определённое множество утверждения. Трудность подхода: как проверять внутреннюю согласованность?

Прагматическая И. (Пирс и Дженкс). Истина – это то, что полезно. Что полезно? Одно и то же знание может быть истинно для одних и ложно для других à нужно найти критерий полезности, но он субъективен. Вывод: этот подход отмечает роль социальной значимости И.

Теория Пуанкаре-Леруа. И. – результат конвенции.

Диалектико-материалистическое понимание И.

Познание – процесс отражения действительности. Истина – внутр. процесс, кот. отражает не застывший, а изменяющийся элемент ß общественная природа сознания + знание – результат совокупной деятельности всего человечества + практика.

Истина – процесс отражения в сознании человека неисчерпаемой сущности бесконечного материального мира и его закономерностей, означающий процесс создания человеком научной картины мира.

Характеристика истины.

  1. И. – процесс.
  2. Носит конкретный исторический характер.
  3. Проц. познания И. связан с практикой.
  4. Практика – критерий И.
  5. И. объективна – это определяющее начало.
  6. Всеобщность (единство бытия мира) и конкретность (выражение реального многообразия материальной действительности).

Критерии абсолютной И.

  1. Точное исчерпывающее знание.
  2. Можно применить к элементарным знаниям.
  3. Знание, кот. сохраняет своё значение.

Абсолютная И. – идеал, к кот. стремится познавательная деятельность.

Проблемы критерия И.

Декарт: истинно то, что ясно и отчётливо. Кант: всеобщность и необходимость. Махизм: то, что соответствует чувственному. Прагматизм: полезность. Конвенционализм: условное соглашение. Материализм: практика.

Заблуждение – знание, не соответствующее своему предмету. Причины: неполнота исследования; вера, но не проверка; недостаточность практики; желание увидеть то, что хочется.

Ложь – дезинформация.

Иллюзия – искажение восприятия действительности.

30. Проблемы  научно-технического развития. Наука  классическая и неклассическая. Синергетика. Смена ценностных ориентаций  и проблема гуманизации пачки  и техники.

Взаимозависимость между НТП и развитием общества подчинена закону эволюции. Это означает, что успешность развития того или иного общества зависит от степени его адаптации к особенностям данного этапа НТП и к его возможным тенденциям.

Адаптация в данном случае означает способность определенного общества своевременно и гибко перестраивать общественную структуру с учетом новых научно-технических достижений, умение использовать их для повышения эффективности производства и экономики в целом, для укрепления своих позиций в мире и для повышения качества жизни людей.

С точки зрения современного эволюционного подхода достижения науки и техники выступают как своеобразный вызов. Если данное сообщество не в состоянии найти адекватный ответ, то оно обречено на то, чтобы влачить жалкое существование или на поглощение другими обществами. Это закон отбора тех, кто приспособился к существованию в условиях научно-технической эпохи, и «отбраковки» тех, кто не смог адекватно адаптироваться к изменившимся условиям. В этом он подобен закону эволюции живых существ в соответствии с теорией Дарвина. Но он имеет и отличия. Главное отличие состоит в следующем: если биологическая эволюция определяется случайным появлением признаков, позволяющих тому или иному виду животных и растений приспособиться к изменившимся условиям, то социальная эволюция непосредственно зависит от воли и сознания людей.

 

КЛАССИЧЕСКАЯ И НЕКЛАССИЧЕСКАЯ НАУКА. Под классической наукой понимается наука 17-19 веков. Под некласической - новые веяния 20 века. 
Для классической науки характерны особенности:

  • предмет исследования – макромир;
  • изучаемая модель имеет какой-либо прообраз в реальном мире;
  • представления носят однозначный характер, описания - причинно-следственный характер;
  • отрасли классической науки обособлены друг от друга, сама наука обособлена от других сфер деятельности;
  • в научных описаниях классическая наука стремиться избегать субъективности, научные суждения подвергаются экспериментальной проверке.

В неклассической науке:

  • предмет познания - не только макромир, но и мега- и микромиры;
  • объект не поддается непосредственной наглядной интерпретации;
  • модель предстает не прообразом, а одним из аспектов рельности;
  • мир предстает вероятностным (вместо причинно-следственой связи);
  • научная деятельность не носит обособленный характер;
  • модели - ненаблюдаемые, или в лучшем случае частично.

 

СИНЕРГЕТИКА — междисциплинарное направление науки, изучающее общие закономерности явлений и процессов в сложных неравновесных системах (физических, химических, биологических, экологических, социальных и других) на основе присущих им принципов самоорганизации.

С мировоззренческой точки зрения синергетику иногда позиционируют как «глобальный эволюционизм» или «универсальную теорию эволюции», дающую единую основу для описания механизмов возникновения любых инноваций.

Основное понятие синергетики — определение структуры как состояния, возникающего в результате многовариантного и неоднозначного поведения таких многоэлементных структур или многофакторных сред, которые не деградируют к стандартному для замкнутых систем усреднению термодинамического типа, а развиваются вследствие открытости, притока энергии извне, нелинейности внутренних процессов, появления особых режимов с обострением и наличия более одного устойчивого состояния. Этот феномен трактуется синергетикой как всеобщий механизм повсеместно наблюдаемого в природе направления эволюции: от элементарного и примитивного — к сложносоставному и более совершенному.

 

31. Ценность. Философский смысл понятия ценность. Ценности материальные и духовные. Ценности медицинской прогрессии.

Ценность — указание на личностную, социально-культурную значимость определённых объектов и явлений.

Философское учение о ценностях и их природе называется аксиологией. Но прежде чем сложиться в ее современном виде, эта теория прошла исторический путь развития, равный становлению самой философии, в рамках которой она и формировалась.

Платон: "Ц. носят абсолютный характер. " 
Софисты: Ц. относительны и индивидуальны. 
Ср. века: ц-ть связывается с божественной сущностью. 
Возрождение: гуманизация природных Ц. 
Кант: человек сущ-т в двух мирах - свободы и природы. Мир свободы - мир Ц. 
Новое время: акцент на Ц. науки.

Подходы к объяснению: 1) Натуралистический психологизм (Ц-ти носят объективный характер, кроются в природе); 2) Аксиологический трансцендентализм (Ц-ти есть идеальное бытие, проявление эмоций); 3) Социологический (Ц. - это обществ-е нормы); 4) Персоналистический онтологизм (Шеллер: ц-ти не явл-ся  эмперическими свойствами вещей, зависят от чел-а)

Ц. Материальные и духовные. Отличие: предметные ц. связаны с целью, а духовные связаны со смыслом поведения.

М и Д ц. ассиметричны: 1) по объему (М - благоограничены, Д - безграничны); 2) По потреблению (М - убывают, Д -нарастают); 3) По реализации (Д - индивидуальны); 4) По признанию. В Д ц. ценнее процесс чем результат.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

32. Понятие  свободы. Грани свободы. Свобода  и справедливость. Проблема выбора  и ответственности личности. Специфика  свободы в деятельности врача.

Свобода - это наличие у чел-а или процесса возм-ти выбора варианта и обеспечения исхода события. Во франции - "Можешь делать все кроме того, что повредит другому." С - средство для достижения цели и смысла жизни чел-а.

С. - осознанное действие чел-а, основанное на этике общества. В этике - свободная воля чел-а. Появляется ответственность при свободе.

Сократ: "Я дал вам истину и она сделает вас свободным" Высшие ценности: истина и свобода.

Совр. свобода - добиваться юридич., соц-х прав и гарантий.

Грани свободы - свобода чел-а опирается на свободу остальных. Границу свободы одного чел-а образует свобода другого. Свободный Ч имеет защиту от насилия и может выражать свою волю. Права св чел-а реализуется в обществе, к-ые обеспечивает изъявление его воли.

Вся многовековая история развития этических ценностей развивалась под знаком противопоставления справедливости и свободы. Платон  и Аристотель мечтали о справедливо устроенном государстве. Несправедливо, если правителями являются не самые мудрые, т.е. не философы. Маркс через всю свою жизнь, начиная с двенадцатилетнего, возраста, пронес убеждение о несправедливости буржуазного общества, где тот, кто работает, либо вообще беден, либо далеко не самый богатый. Современный либерал американец Ролз видит несправедливость в отказе богатых помогать бедным.  
О свободе (независимости и самостоятельности) также мечтали с незапамятных времен. Многочисленные восстания в Древнем мире были направлены на приобретение независимости. Эпикурейцы, киники, стоики, скептики стремились обосновать самодостаточность человека, т.е. его свободу. Идея свободы не чужда и христианской философии. Бог не навязывает свою волю человеку: греши, грешник. Подлинный триумф этики свободы наступает в Новое время. Развитие капитализма вплоть до наших дней сопровождается требованием обеспечения для личности разнообразных «свобод». Свобода часто интерпретируется как основная этическая ценность буржуазного общества.

Показательна в этом смысле позиция французского философа Ж.-П. Сартра: «Мы приговорены к свободе». Настоящим певцом свободы был наш соотечественник Н.А. Бердяев.  
Против требования справедливости и свободы мало кто отваживается выступать — оно имеет многовековую традицию. Вместе с тем хорошо известно, что попытки последовательно осуществить идеал справедливости неожиданным образом приводят к всеобщей уравниловке. Но даже вне этих крайностей ясно, что идеалы справедливости и свободы трудно согласовать друг с другом.  
Опять же, через всю историю этики тянется шлейф попыток органически согласовать требования свободы и справедливости. Своеобразный прорыв в этой области наступил после появления в 1979 г. книги немецко-американского философа Ганса Йонаса «Принцип ответственности. Попытка разработки этики для технической цивилизации». Как-то сразу многим стало понятно: а ведь этика ответственности — это и есть объединение этики справедливости с этикой свободы. 

 

33. Философская  антропология. Становление и развитие  философской антропологии. Типы  антропологических учений.

Антропология - философское учение о человеке.

Первые зримые корни философской антропологии можно обнаружить у французских материалистов ХVIII в. Но благодаря Канту, а затем Фейербаху, который ввёл и обосновал антропологический принцип в философии, в соответствии с которым на первый план выдвигается проблема сущности человека «единственный, универсальный и высший» предмет философии, она стала оформляться с тех пор в самостоятельную философскую дисциплину. Окончательно же, как принято считать, философская антропология сформировалась в 20-х годах XX в. В настоящее время обозначились две основные позиции в понимании того, как должна осуществляться интеграция знаний о человеке.

Первая из них продолжает традицию К. Маркса. Сторонники этой линии полагают, что для обеспечения целостного представления о человеке различные дисциплины должны объединить свои усилия, составив единую науку о человеке, которая, с их точки зрения, не только возможна, но и необходима. В данном случае человек рассматривается как единая целостная система, которая, хотя и является предельно сложным явлением, тем не менее считается не только доступной для научного анализа, но и (при сохранении целостного представления об этой системе) позволяющей осуществить синтез результатов, полученных учёными различных специализаций.

Другая точка зрения связана с развитием философской антропологии в том плане, как её понимали Н. Бердяев, М. Шелер, Х. Плеснер и др. Сторонники этого подхода исходят из того, что человек – существо многомерное и постоянно меняющееся. И хотя некоторые его важнейшие характеристики остаются неизменными на протяжении тысячелетий, они не раскрывают всей сущности человека, скрытой в загадочном единстве его физического и духовного начал, природа которых даже в отдельности, когда каждое из этих начал рассматривается само по себе, не может считаться доподлинно установленной. Сторонники данного подхода акцентируют внимание также на том, что человек сам является микрокосмом, задающим самому себе всё новые и новые загадки, выступая как активное начало, пытающеёся осознать внешний мир, своё место в нём, а исследуя окружающую среду, преобразует, изменяет её по своёму усмотрению. Другими словами, он творец и в то же время творение культуры, носитель духовности, принципиально отличающей его от остального живого мира.

В качестве своёго предмета она выделяет собственно человеческое бытие во всей его полноте, анализируя его сущность, специфику и индивидуальность, пытаясь таким образом осмыслить и самого человека, и окружающий его мир с позиции философии. «Антропология, или точнее, антропологическое сознание, предшествует не только онтологии и космологии, но и гносеологии, и самой философии познания, предшествует всякой философии, всякому познанию. Самосознание человека как центра мира, в себе таящего разгадку мира и возвышающегося над всёми вещами мира, есть предпосылка всякой философии, без которой нельзя дерзать, философствовать», подчёркивал Н. Бердяев.

 

4 типа антропологических  учений: 
1. еврейско-христианское 
2. антично-греческое 
3. естесственно-научное 
4. теория декаданса

34. Общество  как целое. Элементы социальной  системы. Гражданское общество. Социальные  общности и объединения, социальные институты. Целостность и 
системность социальной реальности, ее способность к саморазвитию.

Социализаци - это процесс освоения чел-м соц-х ролей.

Общество - исторически сложившаяся форма совместной деятельности. Общество - нация - государство.

Общество - продукт направленной совместной деятельности больших групп людей, основанных на основе совместных интересов и договора.

Общность - форма совместного бытия взаимодействия людей, связанных общим языком, происхождением (народ, семья).

Сообщество - исторически предшествует обществу (животные) - применяют к группам людей по разным принципам (журналистское общество)

Народ - это форма общности людей св-х языком, культурой и происхождением.

Нация - форма организации гос-ва. Гос-во основано на праве и законе - форма организации жизни народов и наций - продукт развития целой цивилизации.

Общество - саморазвивающаяся система. Главная её характеристика - целостность. Общество - открытая система, она постоянно в непрырывном обмене с окр. средой. Общество лучше организованно чем окр. ср. Чтобы сохранить себя общество должно удовлетворять свои потребности (мат-е, соц-е, дух-е). Степень удовлетворения потребности - это основное док-во функционирования общества.

Подходы понимания общества:

1) Натуралистический. 17-18 в Концепция объясняет соц. явления с помощью соц. закономерностей. В рамках этого подхода тип общ-ого устр-ва и судьбы народов опр-ся: 1. ритмами космоса, солнечной активностью; 2. природно-климатич. усл.; 3. генетические, расовые и половые особенности. … Например полагает, что общество это высшее, но не самое устойчивое образование. Общество погибает если не решит глобальные проблемы. Циолковский - чел-во может уйти в космос.

2) Атенистический. Человек - атом, который зациклен на своих  интересах. Руссо и Гобс "Война всех против всех". В наст. время - это сов-ть действующих личностей и отношения м\у ними. Личность при этом понимается так, что она заключает свою сущность в себе.

3) Идеалистический. Здесь  на 1м месте духовное преобладает  над природным. Пока эта идея в умах миллионов - идея процветает.

4) Экономический. К маркс. Экономика играет большую роль. Объективно возникает независимо  от воли люде, диалектич-е понимание  истории, бытие формирует сознание.

5) Структурно-функциональный. Парсонс и Мертон - общество рассматривается как соц-й организм. Соц. система - способ организации социальной жизни (совокупность отдельных социальных элементов — индивидов, групп, организаций, институтов.).

6) Социо-культурный. Липп, Турна, Лепсиус. Базируется на представлении о том, что все фиксируется в культуре.

Габитус - это встроенная в чел-а культура.

 

35. Идеи  и их реализация. Процесс производства. Философия техники как область  современной философии. Этика и  техника. Этические проблемы использования  техники в медицине.

Сущность техники.

Произошла из целесообразной деятельности человека.

Произошла из совместной деят-сти большой массы людей и явл-ся способом времяпрепровождения.

Орудийная и машинотехника – продолжение биотехники.

Техника возникает в рез. недостаточности биологических способов приспособления человека к действительности.

Три этапа становления техники.

господство орудий труда (до 19 в.);

господство машин;

век автоматов.

Три части современной техники: 1) господствует, а не созидает; 2) Т. – посредник м/у человеком и природой; 3) Т. связана с наукой.

Техносфера - это искусственная оболочка Земли, воплощающая человеческий труд, организованный научно-техническим разумом.

 

ТЕХНОЭТИКА. Человек может сделать больше, чем он имеет на то право. Этот императив относится ко многим областям человеческой деятельности, в том числе и к технической деятельности. В этой связи и возникает потребность в особой этике, ориентированной на техническую деятельность человека - техноэтике. Техноэтика — это заслон от технологических катастроф. Выше

3 вида: техноэтика добродетелей, техноэтика  долга и техноэтика ценностей.

Техноэтика добродетелей. Каков заслуживающий одобрения моральный облик техника, инженера? Он — рационалист, обладает набором технических навыков и умений, имеет склонность к изобретательской деятельности, настойчив, скрупулезен, трудолюбив, бдителен, предан своему делу, искренен. Техник, инженер небезучастен к судьбе людей, ибо он способствует достижению ими свободы, мира, высокого уровня благосостояния.

Но нет ни одного яркого примера, когда бы инженерное сообщество заранее предупредило общественность о нежелательных последствиях использования техники à особое значение имеет ответственность за свои действия перед обществом. Никто не может быть свободным настолько, чтобы не нести ответственности перед другими людьми.

Техноэтика долга. Клятва Гиппократа инженера («не навреди» и т.д.). Какие максимы принимаются техническим сообществом? Декларация о технике и моральной ответственности (Израиль, 1974): частные, локальные интересы не могут иметь преимущества перед всеобщими требованиями людей, их стремлением к справедливости, счастью, свободе. Ни один из аспектов техники не является морально нейтральным. Недопустимо делать человека придатком машины, объектом. Каждая техническая новация должна пройти проверку на предмет того, действительно ли она способствует развитию человека как свободно творческой личности.

Техноэтика ценностей. "Рекомендациях к оценке техники". Шесть основных ценностей техноэтики (благосостояние и здоровье людей, их безопасность, экологическое качество, развитие личности и общества) и две, относящиеся непосредственно к технике (ее функциональная пригодность и экономичность) и имеющие относительно первых шести обслуживающий характер.

36. Структура общества. Понятие социальной стратификации. Теория элит. Этнические общества. Общество и природа.

Общество как философская проблема. Философия изучает общество в целом. Толкования понятия «общество»:

1) группа людей, которые  создают организацию, основанную на общих для них интересах;

2) группа людей, формально  не организованная, но имеющая  общие интересы и ценности (имеющая  общий "стиль жизни", как выражаются  западные социологи);

3) общество - это совокупность  людей и их взаимоотношений.

Современная философия рассматривает общество как совокупность различных частей и элементов, которые тесно связаны между собой, постоянно взаимодействуют, поэтому общество существует как отдельный целостный организм, как единая система.

Представление об обществе как о едином организме - результат длительного развития философской мысли. Его зачатки появляются в античной Греции, где общество понимали как упорядоченное целое, состоящее из отдельных частей. Однако понятие "система" - более позднего происхождения и сложнее для понимания. Проблему системности общественной жизни разрабатывали Конт, Спенсер, Маркс, Дюркгейм, Вебер, Сорокин и другие философы и социологи 19-20 вв. В понятии общества выделяют два основных аспекта - структура и изменение.

Современная социальная философия выделяет четыре основных характеристики общества: самодеятельность, самоорганизация, саморазвитие, самодостаточность. Самодеятельность, самоорганизация и саморазвитие присущи не только всему обществу в целом, но и отдельным элементам. Но самодостаточным может быть только общество в целом. Только совокупность всех видов деятельности, все вместе взятые социальные группы, институты (семья, образование, экономика, политика и т.п.) создают общество в целом как самодостаточную систему.

Базовую структуру общества образуют основные типы общественной деятельности, которые в нем постоянно воспроизводятся. Это:

  • материальная деятельность,
  • духовная деятельность,
  • регулятивная или управленческая деятельность,
  • деятельность обслуживания, которую иногда называют гуманитарной или социальной в узком смысле.

 

СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ — это деление общества на специальные слои (страты) путем объединения различных социальных групп с примерно одинаковым социальным статусом. Деление общества на страты осуществляется исходя из неравенства социальных дистанций между ними — основное свойство стратификации.

В социальной стратификации устанавливаются определенная социальная дистанция между людьми (социальными позициями) и формируется иерархия из социальных слоев. Таким образом фиксируется неравный доступ членов общества к тем или иным социально значимым дефицитным ресурсам путем установления на границах, разделяющих социальные страты, социальных фильтров. Например, выделение социальных слоев может осуществляться по уровням доходов, образования, власти, потребления, характеру труда, проведению свободного времени.

Самой простой стратификационной моделью является дихотомическая — деление общества на элиты и массы. В самых ранних архаических социальных системах деление общества на кланы осуществляется одновременно с установлением социального

социальные практики (жрецы, старейшины, вожди) и непосвященные. Внутри такое общество может и дальше при необходимости по мере развития стратифицироваться. Так появляются касты, сословия, классы и т. д.

 

ТЕОРИЯ ЭЛИТ — концепция, предполагающая, что народ в целом не может управлять государством и эту функцию берёт на себя элита общества. Элиты разных эпох отбирались по самым разным признакам - сила, происхождение, образование, опыт, способности, богатство и т.д.

С точки зрения этой теории в так называемых демократических государствах тоже управляет не весь народ, а несколько элит, которые ведут борьбу за власть. Ряд современных концепций в рамках этой теории cчитает, что народ может управлять этими элитами, используя избирательное право.

Типология теорий элит. 
1. Биологическая теория элит: социального превосходств усматривается в психо-биологической детерминированности способностей к продуктивной деятельности, неравномерным образом распределенных. 
2. Техническая теория элит: в качестве элиты рассматриваются люди, владеющие технической стороной поддержания общественной жизни. 
3. Организаторская теория элит: «базовой элитой» являются руководящие работники различных сфер («бюрократия»).  
4. Функциональная теория элит: к элите принадлежат те, кто выполняет основные властные и административные функции. 
5. Распределительная теория элит: к элите относятся те, кто в конкретном месте и времени социальной жизни получают больше всего жизненных ценностей – как материальных, так и нематериальных (престиж, уважение или безопасность и т.п.).

 

ПРИРОДА И ОБЩЕСТВО. В 20 в. в связи с резкой интенсификацией воздействия человека на природу, бурным развитием науки и техники, возросшей необходимостью в полезных ископаемых, особенно энергоресурсов, с ростом населения, появлением новых видов оружия, в том числе ядерного, стала актуальной проблема отношений общества и природы.

Взаимоотношения общества с природой понимаются как отношения между обществом — целостной системой человеческого общежития - и природой в узком смысле этого слова, то есть средой обитания человеческой цивилизации.

Природа гораздо старше общества. Если история природы насчитывает несколько миллиардов лет, то история человечества исчисляется только миллионами лет, а организованное человеческое общество существует лишь последние несколько тысячелетий.

Природа — неотъемлемое условие жизни человека и общества, так как сама жизнь может развиваться только в особой среде, причем уникальной (необходимо наличие воздуха, воды, оптимальной температуры, питания).

Такие уникальные условия (совокупность условий) встретились только на планете Земля. В настоящее время исследовано большое количество планет в различных звездных системах, и ни на одной из них нет всех условий для возникновения жизни. Исходя из предположения о бесконечности Вселенной, можно теоретически допустить, что где-либо находятся планеты, как и Земля, имеющие все возможности для жизни, однако современное развитие науки не позволяет их обнаружить.

 

37. Идеи  историзма и неоэволюционизма. Философия истории. Необратимость социального времени. Функционирование и развитие общества.

Историзм — немецкая философская школа конца XIX — начала XX века, к представителям которой относят Дильтея, Зиммеля, Риккерта, Вебера, Трёльча.  
Историзм считает объектом исторического познания индивидуальный характер продуктов человеческой культуры, обычаев, мифов, ценностей каждой отдельной эпохи.

Понятие неоэволюционизм возникло в середине 50х годов XX столетия благодаря работам американского этнолога Лесли Уайта и антрополога Джулиана Стюарда. В основе неоэволюционизма лежит идея однолинейного развития культуры. Неоэволюционистами были предложены несколько концепций эволюции: теория общего и частного развития, закон культурной доминанты и др. Неоэволюционисты опирались в своих работах не на философию или историю, а на конкретные науки, непосредственно имеющие дело с социальными изменениями (палеонтология, археология, этнология и историография).

Неоэволюционисты рассматривали историю общества как совокупность замкнутых систем, развивающихся в разных направлениях. Такое развитие являлось результатом приспособления человека к различным экологическим средам. Существует три типа эволюционной концепции: однолинейная, универсальная и многолинейная. Концепция однолинейной эволюции требует наличия универсальных стадий последовательного развития социокультурных систем - таких, например, как «дикость — варварство — цивилизация». В настоящее время она не применяется. Идея универсальной эволюции заключается в обнаружении глобальных изменений, имеющих форму развития. Теория многолинейной эволюции допускает существование множества приблизительно одинаковых путей социокультурного развития и установка всеобщих законов эволюции не является её целью.

Философия истории — раздел философии, призванный ответить на вопросы об объективных закономерностях и духовно-нравственном смысле исторического процесса, о путях реализации человеческих сущностных сил в истории, о возможностях обретения общечеловеческого единства. 

СОЦИАЛЬНОЕ ВРЕМЯ - категория философии и методологии истории, отражающая тот факт, что в каждую историческую эпоху люди осознавали время по-разному. 

38. Понятие  общественно экономической формации и способа производства (К. Маркс). Общественно-экономическая формация и цивилизация. Концепция многообразия цивилизаций и культур (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер. П.Сорокин, А. Тойнби, Л. Н. Гумилев).

В советской науке исторический процесс в соответствии с господствовавшей марксистско-ленинской идеологией было принято представлять как процесс последовательной смены общественно-экономических формаций. Формации различались по способу производства и соответствующей ему социально-классовой структуре. Каждой формации соответствует определенный базис и надстройка.

Базис - это экономический строй общества, представляющий собой систему особых производственных отношений.

Надстройка - это совокупность общественных взглядов, идей, теорий, многообразных политических, юридических, нравственных, культурных отношений и государственного аппарата управления.

Базис и надстройка тесно связаны. Каждому экономическому базису соответствует своя политическая надстройка. Если базис и надстройка не соответствуют друг другу, это означает, что формация переживает кризис и общество вступило в стадию перехода от одной формации к другой.

Маркс выделял 5 общественно-экономических формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую.

Таким образом, развитие мировой истории представляло собой движение от первобытнообщинного общества (бесклассового) через рабовладение, феодализм, капитализм (классовые общества) к коммунизму (новому бесклассовому обществу). Смена общественно-экономических формаций осуществлялась путем революций и составляла всеобщий закон исторического развития: все страны и народы должны были пройти в своем развитии все формации и прийти к коммунизму.

Но теория формаций, сформулированная Марксом, обобщала исторический опыт Европы. Многообразие развития мира не позволяло распространить критерии формационной теории на все государства. Поэтому страны с особым характером развития были отнесены Марксом к «азиатскому способу производства», подробного анализа которого Маркс не осуществил.

Способ производства — исторически определённый способ добывания материальных благ, необходимых людям для производственного и личного потребления.

 

Параллельно с формационным подходом в исторической науке развивался цивилизационный подход к истории. В центр исторического процесса он ставит человека с особенностями его менталитета, взаимосвязями с обществом и общество как саморазвивающуюся систему. Под цивилизацией понимается сообщество людей, имеющих общие фундаментальные основы ментальности, общие основополагающие духовные ценности и идеалы, устойчивые черты в социально-политической организации, экономике, культуре.

 

Немецкий культуролог Шпенглер рассматривал всемирную историю как ряд автономных циклов культур. Таких культур Шпенглер насчитал восемь: египетская, индийская, вавилонская, китайская, греко-римская, майя, магическая (византийско-арабская) и фаустовская (западноевропейская), каждая из которых вырастает на основе собственного «прасимвола» — способа переживания жизни. Поэтому эту систему называют «символической». Каждая культура проходит ряд стадий от рождения до своего упадка (смерти) и перерождения в цивилизацию, в которой творческая деятельность становится ненужной, а в противоположность «гуманитарной» культуре торжествует механическая деятельность, техницизм, бюрократия и милитаризм.

Принципиальные различия между культурой и цивилизацией. Культурный человек живёт, углубляясь внутрь, заботясь больше о духовности, цивилизованный обращается во внешнее, заботится о материальном благополучии; культура религиозна, связана с

поклонением и культом; цивилизация безрелигиозна; культура национальна; цивилизация безнациональна. Цивилизация есть мировой город, где господствует «лишенная корней городская масса».

Для Тойнби, который не противопоставляет цивилизацию культуре, каждая цивилизация проходит в своем развитии стадии возникновения, роста, надлома и разложения, после чего гибнет. К настоящему времени сохранилось лишь пять основных цивилизаций — китайская, индийская, исламская, русская и западная. Движущая сила развития цивилизации — творческое меньшинство. Прогресс человечества Тойнби видит в его духовном совершенствовании, в частности в религии. Для Тойнби смысл истории состоит в реализации нравственного и творческого человеческого достоинства в ответ на внешние для человека вызовы.

 

Сорокин - противник концепции линейности исторического развития. В оценке своеобразия культур он исходит из системы ценностей, которые позволяют ему систематизировать обширнейший социологический материал. Для Сорокина главные ценности — это истина, красота, добро и их единство — польза. Любую человеческую активность можно объяснить посредством универсальных ценностных категорий.

 

Значительный вклад в осмысление проблем цивилизации внёс русский учёный Данилевский. В его работах проводится мысль, что культура Европы клонится к упадку и нужен новый культурный тип, новая государственная культура. По мнению Данилевского, не существует некоей единой мировой культуры. Человечество расчленено на самостоятельные культуры, развитие которых изолированно и несопоставимо. Ход истории представляет собой смену различных культурно-исторических типов. Концепция Данилевского отражает взаимосвязь культурных и цивилизационных процессов. С его точки зрения, в истории можно выделить 12 автономных цивилизаций или историко-культурных типов: египетский; китайский; древнесемитский; индийский; иранский; еврейский; греческий; римский; аравийский; германо-романский или европейский; мексиканский; перуанский. Последние два типа культуры погибли насильственно, не успев развиться, а качественно новым перспективным культурно-историческим типом он считал славянский. Данная типология классифицируется как «архетипическая» и является основой следующих выводов: каждая великая цивилизация построена по оригинальному плану и жизнь ее имеет определенный предел, в результате чего один культурно-исторический тип сменяется другим, а изучение частных и общих качеств цивилизаций способствует более глубокому пониманию истории в целом.

 

Русский ученый Гумилев, опираясь на установки теории локальной цивилизации (работы Данилевского и историков «евразийского» направления), рассматривал в качестве основы исторического процесса этнос. Он определял этнос как общность людей, населяющих определенную территорию и объединенных действием так называемого пассионарного духа. Под пассионарностью ученый понимал биопсихическую энергию, рождаемую сочетанием этнических, географических, климатических условий жизни этой общности. Пассионарный дух придает этносу историческую активность. Её результатом являются успешные завоевательные войны, создание государства, расцвет культуры. Постепенно пассионарная энергия растрачивается, этнос растворяется, поглощается другими, поднимающимися цивилизациями и часто бесследно исчезает, входя в состав другого этноса (суперэтноса). В истории России Гумилев выделяет две цивилизации: первая – Древняя Русь, киевско-славянский суперэтнос, пассионарность которого угасла в XII–XIII вв. под ударами монгольского нашествия; вторая – Московско-Петербургская Россия, великорусский этнос, возникший в XIV в. из обломков славянского суперэтноса, финно-угорских племен и части монгольских завоевателей.

39. Философия  медицины и ее место в философии  науки. Холизм и редукционизм  в биомедицинском знании. Современные  теории живого (теории аутопоэза. эпигенетика, биосемиотика).

Статус медицины в науке

Медицина в системе наук представляет собой некое проблемное поле естествознания, обществоведения и гуманитарных наук, прежде всего философии. Последняя способствует совершенствованию понятийного аппарата всего практического здравоохранения. Более того, она развивает научно-мировоззренческие взгляды врача и эвристический (творческий) потенциал в целостной системе материальной и духовной культуры медиков. И вообще, как показывает практика, без философии имидж самой медицины как важнейшей сферы общечеловеческой культуры заметно тускнеет. Медицина совместно с философией постигает сложный мир жизни человека, управляет его здоровьем. При этом она и сама становится объектом специального философского познания. Общие контуры медицины в критериях античной философии обозначил еще Гиппократ. Оформление медицины в самостоятельную естественно-научную и гуманитарную сферу воздействия на человека относится к Новому времени, когда она стала органично связываться с философскими концепциями жизни философии Бэкона, Канта и других мыслителей.

Сегодня можно говорить о том, что медицина – это не только искусство практического врачевания, но и интеграционная наука, да и к тому же, не столь эмпирическая, сколько теоретическая. Стремление теоретически обобщить и философски интегрировать эмпирические знания, то есть критически осмыслить богатый арсенал опытных данных, в медицине наблюдается с давних времен.

Медицина принципиально отличается как от известных общественных наук, так и от общественно-научных и гуманитарных дисциплин. Она представляет собой уникальное единство познавательных и ценностных форм умственного отражения и практического преобразования человеческой жизни. Последнее сближает медицину с философией.

 

Холизм — в широком смысле — позиция в философии и науке по проблеме соотношения части и целого, исходящая из качественного своеобразия и приоритета целого по отношению к его частям.

В узком смысле под холизмом понимают «философию целостности».

Онтологический принцип холизма гласит: целое всегда есть нечто большее, чем простая сумма его частей. С холистической позиции, весь мир — это единое целое, а выделяемые нами отдельные явления и объекты имеют смысл только как часть общности.

В гносеологии холизм опирается на принцип: познание целого должно предшествовать познанию его частей.

 

Редукционизм — методологический принцип, согласно которому сложные явления могут быть полностью объяснены с помощью законов, свойственных явлениям более простым (например, социологические явления объясняются биологическими или

41. Методология  оптимальности в медицинском  знании и практике (критерии оптимальности  в стоматологии). Междисциплинарный  характер современного медицинского  знания.

Методология оптимальности, характерный показатель решения задачи, по значению которого оценивается оптимальность найденного решения. применяется при решении разного рода задач. всякое живое начало в мире может находиться в различных более или менее оптимальных состочниях. и определяються по нескольким, разным критериям.

Соотношение философии и медицины сегодня обычно внешне и случайно. Более глубокое взаимопроникновение в восточных культурах, где медицина и философия издавна рассматривались как две стороны одного начала. Но в последнее время происходит сближение западного и восточного образов медико-биологических наук и формируется синтетическая медицина. Критерии оптимальности - признак, на основании которого производится сравнительная оценка возможных решений и выбор наилучшего. В медицине: степень жизни (жизнь ослабленная, жизнь сильная), объем выживания (множество ситуаций, в которых организм может остаться живым), функция благополучия (количественные показатели благополучия организма в каждой конкретной ситуации).

В социологии редукционизм существует в виде методологического натурализма и механицизма. В современной западной философии редукционизм вновь уступил свои позиции холизму, понятие которого было на новом уровне введено в оборот Я. Смэтсом. Он процитировал слова из «Метафизики» Аристотеля «целое больше, чем сумма его частей».

Аутопоэзис — термин, введенный в начале 1970-х годов учёными У. Матураной и Ф. Варелой, означающий самопостроение, самовоспроизводство живых существ, в том числе человека, которые отличаются тем, что их организация порождает в качестве продукта их самих без разделения на производителя и продукт.

Согласно теории У. Матураны и Ф. Варелы, живые существа отличаются «аутопоэзной организацией», то есть способностью к самовоспроизводству — к порождению, «строительству» самих себя: аутопоэзная система как бы «вытаскивает сама себя за волосы», создавая собственные компоненты. Аутопоэзные системы — это «системы, которые, в качестве единств, определяются как сети производства компонентов, которые (1) рекурсивно, через свои интеракции, генерируют и реализуют сеть, которая производит их; и (2) конституируют, в пространстве своего существования, границы этих сетей как компоненты, которые участвуют в реализации сети». Так, клетка производит компоненты своей мембраны, без которой клетка не могла бы ни существовать, ни производить эти компоненты. Именно аутопоэзная организация служит для У. Матураны и Ф. Варелы критерием, определяющим жизнь.

«Эпи» – от греческого «над», «вне». Эпигенетика, таким образом, – это своего рода «над-генетика». Разница между созвучными понятиями в том, что наследование по механизмам эпигенетики определяется не молекулами наследственности (ДНК и РНК), а их ближайшим окружением.

На ДНК (и, как было доказано совсем недавно, также на РНК) в определенных местах в буквальном смысле надстраиваются, т.е. прикрепляются снаружи, некоторые группы атомов – метильные группы. Они не изменяют саму генетическую информацию, но значительно влияют на ее судьбу.

Метильные группы могут заставить гены «замолчать». Этим и обусловлено разнообразие клеток организма при одной и той же ДНК. У человека есть клетки мышц, крови, кожи и прочие. По сути, они отличаются друг от друга тем, что в клетках одного типа «молчат» одни гены, а в других – другие.

«Говорят» же только те гены, продукты которых необходимы в настоящий момент. Так происходит в течение всей жизни. Каждый раз во время своего деления новые клетки, расходясь, забирают вместе со своей «порцией» ДНК также сопутствующий ей, специфический для каждого клеточного типа, эпигенетический фактор.

Биосемиотика — наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем (знаковые процессы) в живых системах. Биосемиотика, согласно одному из определений — «достаточно самостоятельная и относительно замкнутая область междисцплинарных исследований, лежащая на пересечении биологии и семиотики и занимающаяся

42. Феномен  биоэтики, история и условия ее  возникновения. Основные подходы  к этике. Нормативная, дескриптивная  этика и метаэтика. Соотношение биоэтики и медицинской этики.

Биоэтика - учение о нравственной стороне деятельности человека в медицине.

1969г. – термин ввел Поттер.

Нормативная этика - философское исследование морали и нравственности.

Дескриптивная – этика, к-рая занимается конкретно-социологическим и историческим анализом морали того или иного об-ва.

Метаэтика - раздел этики, в к-ром разрабатываются проблемы гносеологической и логической природы морального языка.

Формирование и развитие биоэтики тесно связано с процессом изменения традиционной этики в целом, а также медицинской и биологической этики в частности. Ее можно объяснить прежде всего значительно возросшим вниманием к правам человека (в частности, в медицине это права пациента) и созданием новейших медицинских технологий, которые порождают массу проблем, требующих неотложного решения, с точки зрения как права, так и нравственности.

40. Философско-методологические  основания медицины. Категория меры  и ее роль в философских  основаниях медицины.

Философские категории и понятия фиксируют сущность и специфику культурно-исторического развития, а значит, и сущность человека - субъекта жизни и созидательной деятельности. Они отражают как объективные характеристики общественных систем, так и формы самосознания, в которых происходит осмысление места человека в мире и обществе, роли целесообразной деятельности человека и его преобразования, способности человека быть субъектом разнообразной материальной и духовной деятельности, познание отношения человека к миру, обществу и себе.

Мера - фил. категория, выражающая органическое единство качественной или количественной определённости.

Категория «мера» неразрывно связана с проблемой количества и качества. Она, по сути, служит тем интервалом количественных изменений, в которых сохраняется данное качество. Мера является демаркационной линией, отделяющей одно качество от другого. Причем границы меры не всегда имеют точное количественное обозначение. Категория «мера» имеет большое философско-методологическое значение для анализа и осознания роли и значения такого важного медико-биологического понятия, каковым является «норма».

Методология оптимальности, характерный показатель решения задачи, по значению которого оценивается оптимальность найденного решения. применяется при решении разного рода задач. всякое живое начало в мире может находиться в различных более или менее оптимальных состочниях. и определяються по нескольким, разным критериям.


 

44. Основные  типы этической теории, используемые  в биоэтике (Кант, Росс, Ролз, Нозик).

Типы этических теорий: 1) Натуралистическо-прагматический тип этических теорий представлен в истории культуры даосской традицией на Востоке, киническим гедонизмом в античности, идеологами "естественности" человеческой природы, права, морали в Новое время, прагматизмом, утилитаризмом, социобиологизмом в современной культуре. 2 позиции: исходная - признание "первичности" реальности природных потребностей или нужд, социальных интересов человека, которые являются "базисом" для череды сменяющих друг друга ценностей и идеалов, конечная - нигилизм, т.е. отрицание ценности идеального измерения человеческих отношений.

2) Идеалистический (Религиозный) тип - тип этических учений, к которому  относятся: религиозно-этическая доктрина  иудаизма, конфуцианство на Востоке, этические воззрения Гераклита, Сократа, Платона в античности. Для этого типа этических теорий опорой и основанием решения морально-нравственных проблем является идеальная самодостаточная реальность, не сводимая ни к человеческой природе, ни к практическому расчету, ни к экономической выгоде, ни к социальной целесообразности, но задающая направление и смысл не только нравственному поведению, но и человеческому существованию в целом.

Позиция Канта – Этика Ответственности. Нравственный закон – решающий фактор в вопросах биоэтики.

45. Основные  биоэтические принципы.

Основные биоэтические принципы:

1) Принцип «не навреди» (модель Гиппократа). Вред, вызванный  бездействием, небрежностью, неквалиф. Действиями, а также неразглашение  врачебной тайны.

2) Принцип «делай благо» (модель Парацельса). Согласно этой модели, должны учитываться эмоционально-психологические особенности личности, а душевный контакт пациента с врачом признается необходимым элементом лечебного процесса. Тесно связан с 1.                                                 

3) Принцип «соблюдения  долга» (деонтологическая модель). Медработник  должен строго выполнять предписанные  медицинской этикой нормы и  правила и в соответствии с  ними свои профессиональные обязанности.

4) Принцип уважения прав  и достоинств человека. Ведущий принцип в биоэтике. Уважение прав и достоинств личности пациента проявляется в следовании четырем этическим правилам: справедливости, правдивости, конфиденциальности и информированного согласия. Укреплено законодательно. Правдивость также со стороны пациента.

46. Моральные  обязательства врачей и права  пациентов. Модели отношений «врач-пациент».

Правило добровольного информированного согласия в клинической и исследовательской практике.  Право пациента на информацию и обязанность врача и исследователей информировать.  Право пациента на отказ от медицинского вмешательства. Правомочность оказания медицинской помощи и проведения медицинских исследований в случаях невозможности получить согласие пациентов. Клятва Гиппократа и обещание сохранения врачебной тайны. Признание неприкосновенности частной жизни как основа уважения человеческого достоинства пациентов и испытуемых медико-биологичес­ких экспериментов.

Модели: 1) Патерналистская – Врач как волшебник, бог. Пациент – ребенок. 2) Модель технического типа – ответственность несут равную. Врач исправляет ощибки в организме пациента и беспристрастен. 3) Модель коллегиального типа – как коллеги борятся с болезнью, соц. Статус, возраст не влияют. 4) Модель контрактного типа – равная ответственность, в рамках договора все аспекты.

47. Этические  и юридические проблемы смерти  и умирания.

Отношение человека к смерти моделирует всю систему моральных взаимосвязей. Проблема смерти является одной из основных тем философского, морально-религиозного и биомедицинского размышления.  
Различие клинической смерти (обратимого этапа умирания) и биологи ческой смерти (необратимого этапа умирания) явилось определяющим для становления реаниматологии – науки, изучающей механизмы умирания и оживления умирающего организма.  
Смерть – прекращение жизнедеятельности организма и вследствие этого – гибель индивида как обособленной живой системы.  
Клиническая смерть – особый вид существования – терминальное состояние, граница бытия и небытия живого; процесс умирания как переход одного качества в другое. Специфическая особенность клинической смерти – ее принципиальная обратимость, поскольку с биологической точки зрения при ней сохраняется еще достаточное количество «элементов жизни», многие функции которых лишь приостановились. Временной интервал, характеризующий клиническую смерть – 5-6 минут (иногда менее) – количественно выраженная мера еще сохраняющейся жизни. Этический императив требует от медиков отношения к клинической смерти как состоянию, нуждающемуся в неотложных мерах помощи.  
Критерии смерти – признаки, определяющие окончательную степень деградации жизненного процесса и объективное наступление смерти. Современные концепции предлагают считать таким критерием омертвление головного мозга, ибо именно в этом случае утрачивается автономность и индивидуальность личности.  
Формирование в 60-70-е годы реаниматологии многие считают признаком революционных изменений в медицине. Это связано с преодолением традиционных критериев человеческой смерти – прекращения дыхания и сердцебиения – и выходом на уровень принятия нового критерия – «смерти мозга». Коренные изменения, вносимые достижениями медицинской науки во временное пространство смерти, оборачиваются ростом этической напряженности врачебной деятельности. Безусловно, комплекс технических средств для поддержания жизни дает возможность предотвратить смерть ряду больных, но в то же время для других это «поддержание» оказывается лишь способом продления умирания.

 
Психология терминальных больных. Право на правду о последнем диагнозе.

Реакции пациентов на сообщение врача о наличии у них смертельного заболевания могут быть разнообразными.   
Первый этап: отрицание и изоляция. Такое первоначальное отрицание присуще и пациентам, которым сказали правду в самом начале развития болезни, и тем, кто догадался о печальной истине самостоятельно. Отрицание – даже частичное – присуще почти всем пациентам не только на первых стадиях болезни, но и впоследствии, когда оно проявляется время от времени. Отрицание играет роль буфера, смягчающего неожиданное потрясение.  
Второй этап: гнев. Когда пациент уже не в силах отрицать очевидное, его начинают переполнять ярость, раздражение, зависть и негодование. Возникает следующий логичный вопрос: «Почему именно я?» В противоположность этапу отрицания, с этапом гнева и

ярости семье больного и сотрудникам больницы справиться очень трудно. Причина заключается в том, что возмущение пациента распространяется во всех направлениях и временами выплескивается на окружающих совершенно неожиданно. Но лишь немногие люди пытаются поставить себя на место больного и представить, что может означать эта раздражительность.  
Третий этап: торговля. Третий этап, когда пациент пытается договориться с болезнью, не так хорошо известен, но тем не менее очень полезен для больного, хотя длится совсем недолго. Пациент ищет соглашение, которое отсрочит неизбежное. По опыту прошлого он знает, что всегда существует слабая надежда на вознаграждение хорошего поведения, исполнение желаний за особые заслуги. Его желание практически всегда заключается сначала в продлении жизни, а позже сменяется надеждой на хотя бы несколько дней без болей и неудобств. По существу, подобная сделка представляет собой попытку отсрочить неизбежное.  
Четвертый этап: депрессия. Когда обреченный пациент уже не может отрицать свою болезнь, грустные мысли уже не отбросишь. Оцепенение, раздражительность и обиды вскоре сменяются ощущением огромной потери. Интенсивное лечение и пребывание в больнице усугубляются денежными расходами. Сложность состоит в выявлении причины чувства вины, которое нередко сопутствует депрессии. 
Пятый этап: смирение. Если в распоряжении пациента достаточно много времени (то есть речь не идет о внезапной и неожиданной смерти) и ему помогают преодолеть описанные выше этапы, он достигнет той стадии, когда депрессия и гнев на «злой рок» отступают. Он уже выплеснул свои прежние чувства: зависть к здоровым людям и раздражение теми, чей конец наступит еще не скоро. Смирение не следует считать этапом радости. Оно почти лишено чувств, как будто боль ушла, борьба закончена и наступает время «последней передышки перед дальней дорогой». В это время помощь, понимание и поддержка больше нужны семье больного, чем самому пациенту.  

48. «Смерть  с участием врача». Эвтаназия, ее  виды. Эвтаназия и проблема страдания.

Эвтаназия. Бэкон 17в.  Добровольная безболезненная смерть.

Виды: пассивная эвтаназия (намеренное прекращение медиками поддерживающей терапии больного) и активная эвтаназия (введение умирающему медицинских препаратов либо другие действия, которые влекут за собой быструю и безболезненную смерть).

Страдание - эмоциональное сост. Человека, при кот. Испыт. Физич. и (или) эмоц. Дискомфорт.

Страдание м.б. без боли. Страдать может сопереживающий.

2 точки зр.: 1) Сильная боль  и страдания лишают достоинства (лучше смерть). 2) В страданиях проявл. Сущность человека (укрпляет его).

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"