Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 12:46, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на следующие вопросы:
1. Философия и мировоззрение. Сущность мировоззрения, его структура и роль в жизни человека.
2. Исторические типы мировоззрения. Генезис философского мировоззрения и его особенности.
4. Основные направления в философии и критерии их выделения.
7. Философия Сократа. Платона и Аристотеля.
9. Основные черты средневековой философии.

Файлы: 1 файл

Философия.doc

— 82.00 Кб (Скачать файл)
  1. Ф-ия и мировоззрение. Сущ-ть мировоззрения, его структура и роль в жизни чел-ка.

Возникновение ф. это объективный факт развития чел-ого разума. Ф. возник. в каждом общ. имеющего письменную традицию. Ф.это феномен общ-ого сознания, кот. стоит на одном уровне с др. феноменами:  наука, религия, мифология. Ф. отлич. от науки тем, что: 1.фил-ое знание не носит объективного хар-ра, носит субъект. х-р (зависит от конкретного философа). 2. в процессе познания и своего развития ф. использ. запрещённый в науке приём (запрещ. выходить за границы реальности). Значение ф.для науки состоит в том, что ф. поставляет науке гепотизы.

Философия-это форма познания окруж. реальности и самого чел-ка направленная на поиск общих закономерностей мира, чел-ка и его мышления с позиции чел-ого разума.

Самая гл.проблема ф.это проблема чел-ка и его место в окруж. мире. Осн-ые представления об этом идеи теории концепции носят наз. мировоззрения. Мировоззрение совокупность представлений о окр. мире и месте чел. в нём (мировоз. появл. вместе с чел-ом при ответе на вопросы кот-ые принято наз-ть мировоззренческими).

Без каких мировоз. чел. не может  сущ.: 1. В чём смысл чел-ого существования и как появился чел.? 2. Что представляет из себя окр. мир, имеет ли он начало,  имеет он конец или он сущ-ет вечно? 3. Каково место разума, как соотносится духовное и материальное? 4. Можно ли познать истинную природу окр. Реальности? Исторической 1-ой формой ответа на эти вопросы – миф. В мире чел. пытается ожитворить природу, придать смысл в происходящих в ней процессов, путём придумывания духовных сущностей кот-ые этими процессами управляют. 2-ая форма – религия – выступает не только как средство объяснения мира, но и как ср-во определённого воздействия на этом мир. 3 форма – фил-ия пытается объяснить всё с позиции разума и логического непротиворечия.

 

 

Мировоззрение есть система обобщенных чувствований, интуитивных представлений и теор. взглядов на окружающий мир и место человека в нем, на многосторонние отнош. чел. к миру, к самому себе и к др. людям, система не всегда осознанных основных жизненных установок чел., определенной соц. группы и общества, их убеждений идеалов, ценностных ориентаций, соц.полит., нравственных, этических и религиозных принципов познания и оценок. М. - это своего рода каркас структуры личности, класса или общества в целом. Субъект М. - личность, соц. группа и общество в целом.

Основа М. - знания. Они составл. информационную сторону М. Всякое познание формирует мировоззр. каркас. Наибольшая роль  в формир. этого каркаса принадлежит Ф., так как Ф. возникла и сформировалась как ответ на мировоззренческие вопросы человечества. Любая ф. выполняет М. функцию, но не всякое М. философично. Ф. - это теорет. ядро М.

В структуру М. входят не только знания но и их оценка. Т.е. М присуща не только информ. но и ценностная (аксиологическая) насыщенность.

Знания входят в М. в виде убеждений. У. - это та призма через кот. видится  действительность. У. - не только интелект. позиция, но и эмоц. состояние, устойчивая психол. установка; уверенность в правоте своих идеалов, принципов идей взглядов, которые подчиняют себе чувства совесть волю и поступки человека.

В структуру М. входят и идеалы. И. могут быть как научно обоснованными  так и иллюзорными, как достижимыми так и нереальными. Как правило они обращены в будущее. И. - основа духовной жизни личности. Наличие И. в М. характеризует его как опережающее отражение, как силу не только отраж. действительность но и ориентирует на ее изменение.

“Жизнь идет к совершенству руководясь идеалом,- тем, что еще не сущ., но мыслится, воображается возможным к осущ. Действительность всегда суть воплощение идеала, и, отрицая, изменяя ее, мы делаем это потому, что идеал воплощенный нами же в ней, уже не удовлетворяет нас, мы имеем - создали в воображении - иной, лучший” - Горький.

М. складывается под воздействием соц. условий, воспитания и образования. Его форм. начинается с детства. Оно определяет ж. позицию ч.

Ф. - это система самых общих  теор. взглядов на мир, место в нем чел., уяснение разл. форм отношения чел. к миру. Ф. отличается от др. форм М. не столько предметом, сколько способом его осмысления, степенью интелект. разработанности проблем и методов подхода к ним.

 

  1. Истор-ие типы мировоззрения. Генезис философского мировоззрения и его особенности.

1-й ист.этап 6 век до н.э. – античная ф.

2-й ист.этап 4-14 вв. – средневековая  западная и арабская ф.

3-й ист.этап  14-16 вв. – ф. возрождения

4-й ист.этап 16-19 вв. – ф. нового  времени

5-й ист.этап 20 в. – современная  ф.

  1. Древнеиндийская философия.

 

  1. Осн. направления в ф-ии и критерии их выделения.

И все же уже в ант. говорилось о ОНТОЛОГИИ - учении о бытии и  о ГНОСЕОЛОГИИ или ЭПИСТЕМОЛОГИ - учении о познании, и о ЛОГИКЕ - учении о формах мышления.

 

 

  1. Ф-ия Древнего Китая.

 

  1. Досократовская ф-ия античности.

 

  1. Ф-ия Сократа. Платона и Аристотеля.

 СОФИСТЫ. СОКРАТ  И СОКРАТИЧЕСКИЕ  ШКОЛЫ.

 

 Фил. по С. - учение о том как следует жить. С. выступает против натур. фил., эмпирического изучения природы, невысоко оценивает познав знач. органов чувств. Главная задача познания - позн. самого себя (самопознание).

Знание это обнаружение общего для целого ряда вещей, т.е. знание есть понятие о предмете и достигается посредством определения понятия. Должна сущ. единая общая и высшая цель, кот. подчин. все частные цели и кот. есть безусловное высшее благо.

В этике С. отждествляе добродетель  со знанием. Нет человека, кот. зная, что он может сделать что-то лучшее, стал бы напротив делать худшее. Дурное действие есть незнание, а мудрость - совершенное знание.

Сократические школы: мегарская, элидоэритрийская, киническая, киренская.

КИРЕНАИКИ. благо чел. - это его  наслождение. В этом и смысл и  цель жизни. Реально только настоящее, ценно только то, что ты получаешь в наст. момент. Основатель этой ветви Гедонип - облагораживал эти принципы, считая , что чел. должен властвовать над наслаждениями. Однако его последователи на это наплевали. Федор атеист:” ради наслаждения все средства хороши”. Гигезий: “наслаждение мимолетно, его трудно получить, оно прехлдяще, но если смысл жизни в насл. которое так трудно получить, то стоит ли жить?”

КИНИКИ. Диоген, Антисфен. Чел должен освободить себя от зависимостей, привяз. к удовольствиям связыв. человека. Единственно реальны единичные вещи, общего не существ. Нет общтх норм и законов природы. Каждый сам по себе.

МЕГАРСКАЯ: Соединили Сокр. добродетель с Парменидовским бытием. Всеобщее и еделимое бытие носит хар.всеобщего блага. Все единичное _ лишается статуса самостоятельной реальности. Т.е. реально только общее. Сущ. только необходимое, возможности нет.

 

ФИЛОСОФИЯ ПЛАТОНА. (Федон, Софист, Пир, Федр - по выбору)

До конца 5 в до н.э основным типом древнегреческой фил. был материализм.

Платон (427-347до н.э). Афинянин, был противником афинской демократии. Фил-ое развитие началось в школе Сократа.

Ф. учение П охватывает широкий круг вопросов - о бытии, мире и его происхождении, душе и познании, обществе, раздел труда, воспитании в искусстве.

Мир чевств. вещей не есть мир подлинно сущего: чувств вещи возник и погибают, изменяются и движутся, в них нет ничего истинного. Подлинной сущностью вещей их причинами явл. бестелесные нечувственные формы (идеи или виды), постигаемые умом. По отнош к чувст вещам идеи и причины и образцы и цели, кот стремятся вещи, и понятия об общей основе вещей каждого класса.

Т.к. чувст вещи преходящи то они должны быть обусловлены не только бытием, но и небытием. Это небытие есть материя. Материя принимает на себя идеи и превращает их во множество ч. вещей, разделенных пространством.

Область идей представляет собой пирамиду, на вершине которой идея блага. Она обуславливает познаваемость, сущ-ть предметов, от нее они получают свою сущность. Идея блага явл. не только верховной причиной бытия, но и его целью (телеология - учение о целесообразности)

Идеи вечны, неизменны, тождественны, не зав от условий пространства и времени. Мир ч. вещей - мир вечного возникновения и гибели, движения и изменчивости, в нем все свойства относительны, ограничены условия пространства и времени.

Знание есть припоминание. До своего вселения в  оболочку душа пребывала на небе и созерцала там истинно сущее. Соединившись с телом душа забывает то, что знала, но в глубине эти знания остаются. Восприятия материи предметов напоминают душе позабытые ей знания.

Идеи познаются  путем интуиции, независимой от чувст. восприятия, чувств вещи отражаются лишь во мнениях, кот не дают подлинного знания. Середину между мн и подлинным знанием занимают математ-ие знания. Они имеют нечто родственное чувст. вещам и идеям.

Бытие - тождественное  и неизменное, однако в диалогах Софист и Парменид П. приходит к выводу, что высшие роды сущего - бытие, движение, покой, тождество и изменение - могут мыслится только таким способом, что каждый из них и есть и не есть, и равен  самому себе и не равен., и тождественен себе и переходит в иное. Так бытие, поскольку оно рассматривается само по себе - едино, вечно, тождественно, неизменно, неподвижно, но оно же поскольку оно рассм. по отношению к иному, содержит в себе различие, изменчиво, подвижно. Поэтому бытие содержит в себе противоречия: оно едино и множественно, вечно и преходяще, неизменно и изменчиво.

Противоречия  есть необходимые условие для побуждению души к мышлению. Искусство побуждать к размышлению посредством выявления противоречий, таящихся в повседневных мнениях, есть, по П., искусство диалектики.

В космогоническом учении П утверждает, что последними эл-тами всех вещей явл. неделимые треугольники или геометрические бестелесные атомы.

Чел-ая душа независима от тела и бессмертна. Душа состоит из 3 частей: разумной, кот создается самим творцом, аффективной и вожделеющей, кот создаются низшими богами. Победа разумной части над страстями и вожделениями возможного при соотв. воспитании. Т.к. люди не могут личными усилиями приблизиться к совершенству то необходимо гос-во и законы. Гос-во основано на разделении труда между разрядами своб. граждан.

В уч. о делении  граждан на разряды П руководствуется  своей классиф. частей души. Раз части должен соотв разряд правителей-философов, аффектной - воинов, вожделенной - ремесленников. Каждый разряд должен быть ограничен выполн своих обязанностей и воздержив от вмеш в дела других.

Частная собств и семья - подрывают условия общества. Поэтому П разработал план общежития, основанного на устранении для правит и воинов - личной собственности, а также учение о общности жен и гос воспитании детей.

ФИЛОСОФИЯ АРИСТОТЕЛЯ.

Ф. А. охватывает вопросы логики, психологии теори познания, Учения о бытии, космологии, физики, зоологии, полит. экономии, политики, этики, педагогики, риторики, эстетики. Он обсуждает и критикует отдельные положения П., атомистов, пифагорейцев, ранних материалистов.

По А. каждая един. вещь есть единство материи и  формы. Форма нематериальна, но она  не есть и потусторонняя сущность. Так медный шар есть единство вещества - меди - и формы - шаровидности, кот. придана меди мастером, но в реально сущ. шаре она составляет одно с веществом.

Противопол. материи и формы  небезусловная. Медь есть материя по отношению к шару, но она же и  форма по отнош. к физ. элементам, соединением кот., по А. является медь. Медь лишена формы т.к. еще не явл. шаром и в то же время она есть возможность формы. Форма есть действительность того возможностью чего явл. материя. Согласно в пределах мира чувств. вещей возможен последов. переход от материи к соотносительной ей форме и наоборот. Категории эти т.о. становятся текучими.

Каждая форма может рассм. и как материя для кот. должна сущ. соотв. ей высшая форма. Например если кирпич, явл. формой глины, рассм. как материю, то формой этой мат. будет дом. Однако так мы поднимаемся до формы, кот. уже нельзя рассм как материю. Такой предельной формой явл. перводвигатель или бог. - идеализм. Но вообще по А. чувственно- восприн вещи есть единство материи и формы.

Теория познания. Исходная точка - существ. независимой от субъекта объективной  действительности. Ощущ. чел. являются отражениями, копиями предметов вн. мира. Т. о. источником познания явл. чувств опыт, а ощущ. предполагает независимый от сознания предмет восприятия. И хотя он полагает , что в разуме нет ничего, что е было бы раньше в ощущ., утверждение это он не распростаняет на последние аксиомы науки, кот по его мнению не могут быть выведены из высших по отношению к ним положений и кот. должны быть признаны умозрительными, а не опытными предпосылками знаний.

Логика по А. - науа о доказательстве, а также о формах мышления, необх для познания. Связи мыслей явл. по А. отражениями объект. сущ связей. А. рассм. лог. строение суждений,  вопросы о терминах, об определении строении и о прав умозаключений и док-в. В центре всех этих иссл. лежит теория умозаключений. В соотв. с спецификой античного знания, огранич. прямым наблюдением и построением умозрит. гипотез, А. главное знач. придает достоверным и необходимым выводам, а не выводам вероятности и возможности. Поэтому он на первый план выдвигает движ мысли от общего к частному (дедукция) а на индукциюобращ. мало внимания.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"