Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 22:19, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по "Философии"

Файлы: 1 файл

философия.doc

— 60.50 Кб (Скачать файл)
1 вариант

Предмет, роль ф.

Вопрос  о предмете ф всегда был спорен. Ф определялась как продукт изумления, т.е. как область поиска новых  знаний; фил это наука наук и  вкл в себя возможность умозрительного постижения любых знаний из любых  областей.т.е. весь окружающий мир является предметом непосредств фил исслед. Наиб адекватн сыти фил знания явл рефлексивная концепция предмета фил. Ее автор Кант. В 1781г Кант выпустил «Картину чистого разума» по нему предм фил – рефлексивное исследование оснований разума. Предметом фил рефлексии с т.з. Канта не может быть мир и сам по себе, ее предмет – только то, как этот мир представлен в сознании или самосознании.

 Фил  предлагает человеку способы  самост поиска ответов на вечные  вопросы в каждую эпоху. 

Кант  так опред круг фил ? 1. что я могу знать; 2. Что я должен делать; 3. На что я могу надеяться; 4. Что есть человек. 

Проблема  соотнош веры и разума.

Разум и вера это 2 противопол типа отноше-я  к истине:

- разум-  это такой тип отнош к истине, в кот треб логич обоснование  и другого типа аргументации убеждений, выдвигаемых в качестве истинных.

- Вера- это такой тип отнош к истине, кот предпол интуитивное принятие  утверждений, выжвигаемых в качестве  истинных.

Вера  в отличие от разума не требует  логич обоснования.

То, что  утвержд разумом м.б. принято на веру.

Христианск  теологи разраб неск моделей соотнош  разума и веры: 1) Августин Блаженный : верую, чтобы понимать». 2) Пьер Абеляр: истины веры только укрепляются док-ми разума. 3) Фома Аквинский: истины веры неуязвимы со стороны истины разума, но  и не противоречат им. Это принцип гармонии разума и веры, оказал существ влияние на развитие Зап цивилизации. 

Теодицея  Августина Блаженного

(«оправдание  бога»)

За что  надо оправдывать бога? Эту проблему поставил ещё язычник Эпикур: ход  его рассуждений таков: Бог по определению это совершенное сущее, от него не может исходить зло, но оно есть в созданном им мире. Однако, в созданном богом мире есть зло – т.е. несовершенство.

Бог всеблаг, всесущ, всесилен.

Но если в мире есть зло, то один из этих атрибутов невозможен.

 Ход  рассуждений авг. Блаженного в  его теодицее таков:

1) добро  и зло диаметрично связаны:  д и з познается в сравнении.

2) зло,  как несовершенство мира, - это  необход атрибут творения, потому  что мир, сотворенный богом  отягощен материей, иначе это был 2-ой бог.

3) все  в мире, созданном богом, есть  благо, а то, что мы называем  злом – недостаток.

 

2 вариант 

Мировоззр и структ фил знания.

Мир-е  – это систематич обобщенные взгляды  на мир как целое.

Это то что выступает действующей основой чел-го поведения.

Оно складывается стихийно, у него нет автора.

Уровни  мир-я:

Верхний: теоретический Ур мир- это сист научно обоснованных знаний.

Средний: сокральный – идеалы и ценности, как светские, так и религиозные.

Нижний: обыденный: стандарты повседневных практик, обычаев, суеверия.

Все эти  уровни взаимодействуют и взаимопроникают.

Носителями  или суб-ми мир-я м.б. отдельные  люди, а так же разл рода соц  группы.

В совр мире сущ способы правовой защиты, охраны, суверенности, индивид мировоззр. Сегодня одной из наиболее актуальных тем явл ? о толерантности (терпимости). Тема толерантности связана с правами чел-ка, а в сылу этого противоречива.

Структура ф знания.(СФЗ)

СФЗ выделяется по разным основаниям:

1. По  проблемным областям: - онтология  (наука о бытии) – гносеология (наука о познании) – аксиология (наука о ценностях)

2. по  отраслям ФЗ – собственно Ф, - ф истории, - ф права, политики, - ф этика, эстетика.

3. По  историко-культурным периодам. –  космос, - антропоцентризм (человек), - социоцентризм (общ-во), - натурцентризм (природа). 

2. СОФИСТЫ.

Софисты обучали искусству спора. Сократ презирал софистов.

Они обучали  приемам ведения диалога, спора, т.о., чтобы запутать собеседника, противника . Т.о. принебречь правилами логики, чтобы это было не заметно и служило корыстным целям.

Один  из основ-ей школой Софистов Протогор остается известен высказыванием: «Человек – мера всех вещей».

В разл точках зрения это формула приобретала  разичные оттенки смысла. Сегодня она ассоциируется с доктриной прав чел-ка, но в то время она носила гноссеологический смысл: «нельзя противоречить».

Софисты разраб очень важн для разв культ, науки принципы, кот нашли свое отраж в Европ. Юриспр-ии:

1) это  принц завис истины от S и от способа ее получения.

2) это  принцип относит истины, кот нашел отраж в Евр праве, в сфере процесс юр дисципл.

3) принц,  согл кот – нормы – это  рез-т деят-ти людей, имеющих  свои интересы, т.е. это принцип  значимости S-ой стороны в законод деят.

4) соф  разраб принц формальн правоты,  нашел отраж в евр юр-ии

5) культура  красноречья, кот была развита  Соф в сфере правогенеза, нашл  отраж в евр праве. 

3. Доказат  бытия бога.

Док бытия  бога средневек  фил-ы также активно  исп идей  античн фил-в 

Известно  неск моделей таких док-в:

 Наиб  изв док-ва бытия бога Фомы Акв, кот выдвинул 5 док-в в каждой из кот одна и та же логика.

Главный вопрос на кот давал ответы Ф,А,  «Что в зримом мире наводит нас  на мысль о боге?» он давал на него след ответы:

1. все  в зримом мире имеет свою  степень совершенства – это  наводит на мысль о сосредоточии всех совершенств, т.е. о Боге. Здесь Ф.А.  основывается на теории эйдосов Платона.

2. Все  в зримом мире имеет свою  причину – это наталкивает  нас на мысль о первопричине, т.е. о Боге. В основе этого  удержания – логика рассужд Аристотеля.

3. мир  устроен столь  разумно, что  это наталкивает нас на мысль  о разумном его творце, т.е.  о Боге. В основе – мысли  античных философов.   

3 вариант

Онтологич проблем в античн фил.

Центр понятием в онтологии явл понятие  Бытие. Синонимы этого понятия: - сущность (основа всех св-в вещи)

- субстанция (это бытие, ничем вне себя  не обусловленное, не имеющее  внешн причин)

Античные  фил периода архаика искали ответы на вопросы о: -первоматерии, - перводвигателе.

Они имели  приметивные представления , в кот «первоматерия» отождествлялась с конкр видами вещ-ва, но уже в эту эпоху возникали и более абстрактные представления: - Апейрон (безграничное, из чего он сост) – Атом

В эпоху  Классику в понятии «бытие» появились  новые представления:

А) Платон выделял 2 вида бытия: бытие вещей (конечное бытие), бытие идей (бесконечное бытие)

Б) Аристотель обосновал идею субстанции 

Античная  диалектика.

Диалектика  – это учение о всеобщих законах  развития природы, общ-ва, мышления.

Этот  метод мышления основан на выделении противоположных сторон в исследуемом объекте.

Противоположности – это такие стороны процессов (предметов), кот взаимно отрицают др-друга, но и доп-ют, составляют единое целое.

В античной диалектике можно быделить 2 школы:

1. Милетская  школа: перенос отношения диолога на прир и соц силы.

2. Элейская  школа – исследование диалектики мышления, т.е. противоречие в мышлении.

Родонач диалект именно как метода мышления счит Сократ. Методы ведения диалога: 1. Герония – метод поиска истины в диалоге путем приведения мнения оппонента к истинной т.з. с помощью доведения мысли оппонента до абсурда при видимом с ним согласии.

2. Маевтика  – это родовспоможение мысли  с пом наводящих  вопросов  и замечаний. 

Философия Аристотеля.

Арист- ученик Платона, критковавший т эйдосов, поскольку считал, что сущности не могут существовать отдельно от вещей.

С т.зрения Арист каждая вещь явл рез-м соединения бесформенной материи и бесплодной формы (эйдоса)

Аристотель- автор идеи субстанции.

Субстанция  – понятие, идея.

Субст: бытие, сущность, понятие, эйдос.

Субстанция  – это бытие, ничем вне себя не обусловленное, причина самого себя.

Материя по А – это нечто, т.к. не что  не обладает формой, не имеет «чтойности»

По А  понятие – это другая форма  бытия. А считал, что каждая вещь сущ в понятийной и предметной ипостатии. По А нельзя отделить от сущности ни  кусочка, а от конкретной вещи – можно. 

Этика Киников и Киренаиков

От слова  Киник произошло слово циник.

Киники  – сообщество, пропагандирующее среди  граждан полиса следующие идеи:

1. чтобы  быть свободным и счастливым  нужно жить по природе и отказаться от того, что не является крайне необходимым. 

2. Придерживались  вольных нравов (иногда это доходило  до эпатажа)

Но не стоит сводить идеи Киников только к внешним проявлениям их античных носителей. На самом деле это были интеллектуалы высокого класса.

Киренаики – придерживались следующих позиций:

1. человек  похож на осожденную крепость: его осаждают собственные страсти  и вожделения.

2. чтобы  быть свободным и счастливым  нужно бить независимым от наслаждений, но если есть такая возможность, то пользоваться ими.

Аристип – основоп течения киренаиков.

4 вариант 

Философия Платона.

Платон  известен как создатель т Эйдосов. (эйдос-идея).

Он выделял 2 вида быия:

- бытие  вечное, неизменное, это бытие идей, т.е. эйдосов.

- бытие  приходящее, тленное, конечное, зависимое.  Это бытие вещей.

С т.з. П подлинной реальностью облад только бытие идей, потому, что то, что существ временно не явл по-настоящему реальным.

По П  сущ 2 мира: земной и Гипер-урания (мир  Эйдосов). Т.е. П стоял на позиции самост существ идей, что хар-но для идеализма вообще.

Считал, что душе ф-фа лучше , чем у др людей  припоминает то, что видела в мире эйдоса, а познание – это припоминание душей того, что она видела в  мире эйдоса.

Платон  считал, что не одна вещь не может полностью воплощать в себе эйдос того класса, к кот она относится.

 Методологически  отсюда следует, что не м.б.  идеального гос-ва, полностью воплощающего  в себе эйдос гос-ва. 

Гносеологич проблематик в античной Ф

Гносеология – фил-ое учение о познании.

Античные  Ф выделяли 2 вида знания:

ЭПИСТЕМА (знание сущностное, т.е это знание в понятиях. Это знание необход  и всеобщеейчивое и нетленное. Доступна прежде всего фил-м. ДОКСА (знание случайное, неустойчиваое, всего лишь мнение толпы, кот редко посещает здравый смысл. Докса – это достояние невежеств толпы.

В античности истинность определялась как АЛЕТЕЯ (несокрытность бытия, сущности).

Большое внимание ант фил (особенно софисты) уделяли проблеме постижения истины, методов познания. Софисты разраб тему ? роли субъект моментов в познан: они считали, что истина зависит от способов, методов ее достижения, а так же от познават способностей Субъектов. 

Спор  об универсалиях

Универсалии – общее понятие.

Спор  теории об универсалиях: что явл  первичным в вере – вера в Бога вообще или вера в 3 его ипостаси:

1. Бог-отец, 2. Бог-сын, 3. Бог-святой дух.

В споре  об универсалиях номиналисты утверждали, что универсалии – это только имена вещей (номины), а вещи первичны сами по себе. 

Онтологическая  проблематика в новое время.

В нов  время с сер 16в склад фил  направл: материализм и идеализм

Материализм  - это фил направление в кот. обосновывается   первичность материи, вторичность сознания, а так же невозможность существования идеального без материального носителя.

Идеализм  – это фил направл, в кот  обосновывается первичность идеального (духа, воли, мысли, ощущения), а так  же самост существ идеального без  материального носителя.

1. Объективный  идеализм (независимый от воли  и сознания суб-та)

2. Субъективный идеализм (суб-т значит зависит от воли и сознания суб-та)

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"