Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 22:19, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по "Философии"
1
вариант
Предмет, роль ф. Вопрос о предмете ф всегда был спорен. Ф определялась как продукт изумления, т.е. как область поиска новых знаний; фил это наука наук и вкл в себя возможность умозрительного постижения любых знаний из любых областей.т.е. весь окружающий мир является предметом непосредств фил исслед. Наиб адекватн сыти фил знания явл рефлексивная концепция предмета фил. Ее автор Кант. В 1781г Кант выпустил «Картину чистого разума» по нему предм фил – рефлексивное исследование оснований разума. Предметом фил рефлексии с т.з. Канта не может быть мир и сам по себе, ее предмет – только то, как этот мир представлен в сознании или самосознании. Фил
предлагает человеку способы
самост поиска ответов на Кант
так опред круг фил ? 1. что я могу
знать; 2. Что я должен делать; 3. На что я
могу надеяться; 4. Что есть человек. Проблема соотнош веры и разума. Разум и вера это 2 противопол типа отноше-я к истине: - разум- это такой тип отнош к истине, в кот треб логич обоснование и другого типа аргументации убеждений, выдвигаемых в качестве истинных. - Вера-
это такой тип отнош к истине,
кот предпол интуитивное Вера в отличие от разума не требует логич обоснования. То, что утвержд разумом м.б. принято на веру. Христианск
теологи разраб неск моделей соотнош
разума и веры: 1) Августин Блаженный
: верую, чтобы понимать». 2) Пьер Абеляр:
истины веры только укрепляются док-ми
разума. 3) Фома Аквинский: истины веры
неуязвимы со стороны истины разума,
но и не противоречат им. Это принцип
гармонии разума и веры, оказал существ
влияние на развитие Зап цивилизации. Теодицея Августина Блаженного («оправдание бога») За что надо оправдывать бога? Эту проблему поставил ещё язычник Эпикур: ход его рассуждений таков: Бог по определению это совершенное сущее, от него не может исходить зло, но оно есть в созданном им мире. Однако, в созданном богом мире есть зло – т.е. несовершенство. Бог всеблаг, всесущ, всесилен. Но если в мире есть зло, то один из этих атрибутов невозможен. Ход рассуждений авг. Блаженного в его теодицее таков: 1) добро и зло диаметрично связаны: д и з познается в сравнении. 2) зло, как несовершенство мира, - это необход атрибут творения, потому что мир, сотворенный богом отягощен материей, иначе это был 2-ой бог. 3) все в мире, созданном богом, есть благо, а то, что мы называем злом – недостаток.
|
2 вариант
Мировоззр и структ фил знания. Мир-е – это систематич обобщенные взгляды на мир как целое. Это то что выступает действующей основой чел-го поведения. Оно складывается стихийно, у него нет автора. Уровни мир-я: Верхний: теоретический Ур мир- это сист научно обоснованных знаний. Средний: сокральный – идеалы и ценности, как светские, так и религиозные. Нижний: обыденный: стандарты повседневных практик, обычаев, суеверия. Все эти
уровни взаимодействуют и Носителями или суб-ми мир-я м.б. отдельные люди, а так же разл рода соц группы. В совр мире сущ способы правовой защиты, охраны, суверенности, индивид мировоззр. Сегодня одной из наиболее актуальных тем явл ? о толерантности (терпимости). Тема толерантности связана с правами чел-ка, а в сылу этого противоречива. Структура ф знания.(СФЗ) СФЗ выделяется по разным основаниям: 1. По проблемным областям: - онтология (наука о бытии) – гносеология (наука о познании) – аксиология (наука о ценностях) 2. по отраслям ФЗ – собственно Ф, - ф истории, - ф права, политики, - ф этика, эстетика. 3. По
историко-культурным периодам. –
космос, - антропоцентризм (человек),
- социоцентризм (общ-во), - натурцентризм
(природа). 2. СОФИСТЫ. Софисты обучали искусству спора. Сократ презирал софистов. Они обучали приемам ведения диалога, спора, т.о., чтобы запутать собеседника, противника . Т.о. принебречь правилами логики, чтобы это было не заметно и служило корыстным целям. Один из основ-ей школой Софистов Протогор остается известен высказыванием: «Человек – мера всех вещей». В разл точках зрения это формула приобретала разичные оттенки смысла. Сегодня она ассоциируется с доктриной прав чел-ка, но в то время она носила гноссеологический смысл: «нельзя противоречить». Софисты разраб очень важн для разв культ, науки принципы, кот нашли свое отраж в Европ. Юриспр-ии: 1) это принц завис истины от S и от способа ее получения. 2) это принцип относит истины, кот нашел отраж в Евр праве, в сфере процесс юр дисципл. 3) принц, согл кот – нормы – это рез-т деят-ти людей, имеющих свои интересы, т.е. это принцип значимости S-ой стороны в законод деят. 4) соф
разраб принц формальн правоты, 5) культура
красноречья, кот была развита
Соф в сфере правогенеза, нашл
отраж в евр праве. 3. Доказат бытия бога. Док бытия бога средневек фил-ы также активно исп идей античн фил-в Известно неск моделей таких док-в: Наиб изв док-ва бытия бога Фомы Акв, кот выдвинул 5 док-в в каждой из кот одна и та же логика. Главный вопрос на кот давал ответы Ф,А, «Что в зримом мире наводит нас на мысль о боге?» он давал на него след ответы: 1. все в зримом мире имеет свою степень совершенства – это наводит на мысль о сосредоточии всех совершенств, т.е. о Боге. Здесь Ф.А. основывается на теории эйдосов Платона. 2. Все в зримом мире имеет свою причину – это наталкивает нас на мысль о первопричине, т.е. о Боге. В основе этого удержания – логика рассужд Аристотеля. 3. мир устроен столь разумно, что это наталкивает нас на мысль о разумном его творце, т.е. о Боге. В основе – мысли античных философов. |
3 вариант
Онтологич проблем в античн фил. Центр понятием в онтологии явл понятие Бытие. Синонимы этого понятия: - сущность (основа всех св-в вещи) - субстанция (это бытие, ничем вне себя не обусловленное, не имеющее внешн причин) Античные фил периода архаика искали ответы на вопросы о: -первоматерии, - перводвигателе. Они имели приметивные представления , в кот «первоматерия» отождествлялась с конкр видами вещ-ва, но уже в эту эпоху возникали и более абстрактные представления: - Апейрон (безграничное, из чего он сост) – Атом В эпоху Классику в понятии «бытие» появились новые представления: А) Платон выделял 2 вида бытия: бытие вещей (конечное бытие), бытие идей (бесконечное бытие) Б) Аристотель
обосновал идею субстанции Античная диалектика. Диалектика – это учение о всеобщих законах развития природы, общ-ва, мышления. Этот метод мышления основан на выделении противоположных сторон в исследуемом объекте. Противоположности – это такие стороны процессов (предметов), кот взаимно отрицают др-друга, но и доп-ют, составляют единое целое. В античной диалектике можно быделить 2 школы: 1. Милетская школа: перенос отношения диолога на прир и соц силы. 2. Элейская школа – исследование диалектики мышления, т.е. противоречие в мышлении. Родонач диалект именно как метода мышления счит Сократ. Методы ведения диалога: 1. Герония – метод поиска истины в диалоге путем приведения мнения оппонента к истинной т.з. с помощью доведения мысли оппонента до абсурда при видимом с ним согласии. 2. Маевтика
– это родовспоможение мысли
с пом наводящих вопросов
и замечаний. Философия Аристотеля. Арист- ученик Платона, критковавший т эйдосов, поскольку считал, что сущности не могут существовать отдельно от вещей. С т.зрения Арист каждая вещь явл рез-м соединения бесформенной материи и бесплодной формы (эйдоса) Аристотель- автор идеи субстанции. Субстанция – понятие, идея. Субст: бытие, сущность, понятие, эйдос. Субстанция – это бытие, ничем вне себя не обусловленное, причина самого себя. Материя по А – это нечто, т.к. не что не обладает формой, не имеет «чтойности» По А
понятие – это другая форма
бытия. А считал, что каждая вещь
сущ в понятийной и предметной ипостатии.
По А нельзя отделить от сущности ни
кусочка, а от конкретной вещи – можно. Этика Киников и Киренаиков От слова Киник произошло слово циник. Киники – сообщество, пропагандирующее среди граждан полиса следующие идеи: 1. чтобы быть свободным и счастливым нужно жить по природе и отказаться от того, что не является крайне необходимым. 2. Придерживались вольных нравов (иногда это доходило до эпатажа) Но не стоит сводить идеи Киников только к внешним проявлениям их античных носителей. На самом деле это были интеллектуалы высокого класса. Киренаики – придерживались следующих позиций: 1. человек
похож на осожденную крепость:
его осаждают собственные 2. чтобы быть свободным и счастливым нужно бить независимым от наслаждений, но если есть такая возможность, то пользоваться ими. Аристип – основоп течения киренаиков. |
4 вариант
Философия Платона. Платон известен как создатель т Эйдосов. (эйдос-идея). Он выделял 2 вида быия: - бытие вечное, неизменное, это бытие идей, т.е. эйдосов. - бытие приходящее, тленное, конечное, зависимое. Это бытие вещей. С т.з. П подлинной реальностью облад только бытие идей, потому, что то, что существ временно не явл по-настоящему реальным. По П сущ 2 мира: земной и Гипер-урания (мир Эйдосов). Т.е. П стоял на позиции самост существ идей, что хар-но для идеализма вообще. Считал, что душе ф-фа лучше , чем у др людей припоминает то, что видела в мире эйдоса, а познание – это припоминание душей того, что она видела в мире эйдоса. Платон считал, что не одна вещь не может полностью воплощать в себе эйдос того класса, к кот она относится. Методологически
отсюда следует, что не м.б.
идеального гос-ва, полностью воплощающего
в себе эйдос гос-ва. Гносеологич проблематик в античной Ф Гносеология – фил-ое учение о познании. Античные Ф выделяли 2 вида знания: ЭПИСТЕМА (знание сущностное, т.е это знание в понятиях. Это знание необход и всеобщеейчивое и нетленное. Доступна прежде всего фил-м. ДОКСА (знание случайное, неустойчиваое, всего лишь мнение толпы, кот редко посещает здравый смысл. Докса – это достояние невежеств толпы. В античности истинность определялась как АЛЕТЕЯ (несокрытность бытия, сущности). Большое
внимание ант фил (особенно софисты)
уделяли проблеме постижения истины,
методов познания. Софисты разраб тему
? роли субъект моментов в познан: они считали,
что истина зависит от способов, методов
ее достижения, а так же от познават способностей
Субъектов. Спор об универсалиях Универсалии – общее понятие. Спор теории об универсалиях: что явл первичным в вере – вера в Бога вообще или вера в 3 его ипостаси: 1. Бог-отец, 2. Бог-сын, 3. Бог-святой дух. В споре
об универсалиях номиналисты утверждали,
что универсалии – это только
имена вещей (номины), а вещи первичны
сами по себе. Онтологическая проблематика в новое время. В нов время с сер 16в склад фил направл: материализм и идеализм Материализм - это фил направление в кот. обосновывается первичность материи, вторичность сознания, а так же невозможность существования идеального без материального носителя. Идеализм – это фил направл, в кот обосновывается первичность идеального (духа, воли, мысли, ощущения), а так же самост существ идеального без материального носителя. 1. Объективный идеализм (независимый от воли и сознания суб-та) 2. Субъективный идеализм (суб-т значит зависит от воли и сознания суб-та) |