Шпаргалки по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 19:18, шпаргалка

Описание работы

Древняя Индия.
Индия --- нравственность человека, пути освобождения его от мира объектов и страстей. Путь самосовершенствования души и тела, достижение нирваны. Дело освобождения путем растворения души-атмана в мировой душе, универсальном принципе мира-брахмане. Концепция круговорота жизни -сансара и закон воздаяния -карма. Бесконечная цепь перерождений и совершенствования души, если достоин, то воплощаешься в священнослужителя -брахмана, представителя власти-кшатрия, земледельца, торговца или ремесленника - вайшья. Если неправедный образ жизни – низшая каста-шудра (непосредственные производители и зависимое население) или в животного. Человек мыслится как часть мировой души со стремлением к свободе.

Файлы: 1 файл

ответы по философии.doc

— 195.00 Кб (Скачать файл)

 

20. Французское  просвещение 18-го века.

Ламетри "человек-машина". При этом рассмотрение человека как  продукт природы, абс детерминированного, он не может даже в мыслях выйти из природы. Не признавали свободу воли из принципа мех детерминизма. Человек по природе изначально добр и не греховен.

 

22. Френсис  Бэкон.

Первым ф. , сознательно  поставившим перед собой задачу разработки научного метода на основе мат. понимания природы, был Ф.Бэкон (1561 - 1626). Естествознание - истинная наука, а физика, опир. на чувств опыт - важнейшая часть естествознания. Чувства непогрешимы и есть источник всякого знания. Наука есть опытная наука и состоит в применении рацион. метода к чувственным данным. Индукция, анализ, сравнение, наблюдение, эксперимент суть главные условия рац. метода. Главный труд - "Новый Органон". В этом произвед Б. сознательно противопоставляет свое понимание науки и ее метода тому пониманию,  на кот. основан "Органон" Аристотеля. Б. различает 2 вида опытов: 1. "плодоносные"  - цель - принесение непоср. пользы человеку  2. "светоносные" -  цель не непоср. польза, а познание законов и свойств вещей. Предпосылка преобраз науки - критика всей сущ схол. и сомнение в истинности всего, что до сих пор казалось истиной.  Однако сомнение лишь средство нахождения дороги к истине. Недостоверность известного доселе знания обусловлена ненадежностью умозрительного метода умозаключений и доказательства. Первым условием реформы науки явл. усовершенствование методов обобщения - индукции. Следующим шагом должно быть очищение разума от заблуждений. Б. различает 4 вида таких забл. или идолов - рода, пещеры, рынка , театра. Идолы рода - преп, обусл природой человека. Чел судит о прир по аналогии с собственными свойствами. Отсюда возник телеологическое представление о природе, ошибки, проистекающие из несовершенства чел чувств, под влиянием различных желаний, влечений. Пещеры - ошибки, возн. вследствие субъект предпочтений, симпатий, антипатий ученых: одни больше видят различий между предметами, др. – их сходства. Одни склонны верить в непогреш авторитет древности, др, наоборот, отдают предпочтение только новому. Рынка -  преп, возник вследствие общения между людьми посредством слов. Но во многих сл. значения слов были установлены не на основе познания сущности предмета, а на основе сов. случ впечатления от этого предмета. Театра - преп, порождаемые некритически усвоенными ложными мнениями. идолы. т.  не врождены нашему уму? они возникают вследствие подчинения ума ошиб мнениям.

До сих пор  открытия делались случайно. Их было бы больше, если бы исследов. были вооружены  прав методом. Метод - это путь, главное  средство исл. К нему относятся орудия, соверш. способность нашего восприятия, и орудия, соверш. саму челов мысль. Науку расширяет не пассивное созерцание, а эксперимент, т.е активное испытание природы. Главное условие прогресса знания - совершенствование способности умозаключения, важнейшей формой кот. является правильная индукция. До Б. фил, писавшие о индукции обращали внимание на те случаи, кот подтверждают доказываемые или обощ. ими положения. Б. подчеркнул значение тех случаев, кот. опровергают обобщение, противоречат ему. Это так назыв. отрицательные инстанции. Материя --- совокупность частиц, природа --- совокупность тел с многообразными качествами. Материя имеет желтизну, теплоту, тяжесть и т.д. Не согласен с пустотой, фактически пространство связано с местом, занимаемым материей (протяженность), а время ---- объективная мера скорости материальных тел (получается, что это есть внутреннее свойство материи).движение есть прирожденное свойство материи. оно вечно. Назвал 19 форм движения.

 

23. Декарт.

РЕНЕ  ДЕКАРТ родился в 1596 г во Фр. в семье дворянина. Служил в армии. Много путешествовал. Долгие годы жил в Нидерландах,  где занимался научной деятельностью.  В 1649г. переселился в Стокгольм, где и умер в 1650г. Осн. черта ф. мировоззрения - дуализм. Д. допускает 2 независимых друг от др. первоначала: мыслящую субстанцию и материальную "протяженную субстанцию". Первую изучает метафизика, а вторую --- физика. Метафизика --- вопросы духовные, познания и бытия. Физика --- природу. В границах его физики материя представляет собой единств. субстанцию, единственное основание бытия и познания. В то же время в психологии, теории познания, в учении о бытии Д. - идеалист. В теор позн. Д. объявляет самой достоверной истиной истину о сущ. сознания, мышления: "Я мыслю следовательно Я существую". В уч. о бытии он не только признает сущ духовной субстанции, но и утверждает, что над ними обеими в качестве высшей субстанции пребывает бог. Д. отождествлял материю с протяжением, или пространством, считая, что чувств. воспринимаемые качества предметов сами по себе, т.е объективно не сущ. Выводы из этого : мировая материя (=пространство) беспредельна, однородна, не имеет пустот и бесконечно делима. плотность и геометрические свойства являются сущностью телесности. Сводит все качественное разнообразие прир. явлений к : 1. материи, тожд. с пространством и 2. к ее движению. Дв. возникает в р-те толчка. первон. толчок дал бог. Бог создал материю, движение и покой. При этом противоречие – пустоты нет, но при этом есть относительное движение, что означает косвенное признание пустоты. Проблема метода. Д. ищет безусловно достоверный исходный тезис для всего знания и метод, посредством которого можно, опираясь на этот тезис, построить столь же достоверное здание науки. За исх пункт он принимает сомнение в общепринятом знании ( так как такого тезиса он не нах в схоластике). Это сомнение есть только предварит. прием. Можно сомневаться во всем, однако само сомнение во всяком случае существует. Сомнение есть один из актов мышления. Я сомневаюсь, поскольку я мыслю. Если т.о сомнении - достов. факт, то оно сущ. лишь поскольку сущ мышление, лишь поск я сам сущ в качестве мыслящего. (Я мыслю следов. я сущ) Это положение и есть искомая достоверная опора знания. Этот вывод не тр. логического док-ва, он есть р-т интуиции ума. Ясность и отчетливость мышления Д ошибочно объявляет необх и достаточными признаками всякого достоверного знания. Критерий истинности знания т.о не в практике, а в челов. сознании. Человек есть соединение бездушного, безмысленного телесного механизма с волевой и мыслящей душой (две субстанции) посредством шишковидной железы. Возм истины обусловлена сущ. врожденных идей или истин (предрасположения ума к известным аксиомам и положениям) к кот. он относит прежде всего мат. аксиомы. В познании главную роль играет разум - рационализм.  Д. полагал, что источником достоверности знания может быть только сам разум. В проц. познания исключ. место отвел дедукции. Исходные положения - аксиомы. Всеобщий и необходимый характер математического знания вытекает из самой природы человеческого ума. В лог цепи дедукции, след. за аксиомами, каждое след звено достоверно. Однако для ясного и отчетливого представления всей цепи нужна сила памяти. Поэтому непоср. очевидные исходные положения, или интуиции, имеют преимущество сравнительно с рассужд. дедукции. Воор. интуицией и дедукцией разум может достичь достоверного знания в случае если будет вооружен методом. Метод Д. состоит из 4 требований: 1.допускать в кач. истинных только такие положения, кот представл. уму ясно и отчетливо, не могут вызвать никаких сомнений в истинности; 2. расчленять каждую сложную пробл. на составляющие ее частные пробл; 3. методически переходить от известного и доказанного к неизв. и недок.;  4. не допускать никаких пропусков в ог. звеньях исследования.

 

24. Лейбниц,  Локк.

Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 - 1716) Закончил Лейпцигский университет как юрист. Работал придворным историографом и дипломатом. Развивает учение о бытии в форме учения о субстанции. Декарт свел материальность к протяжению. Л. полагал, что из протяжения могут быть выведены лищь геометр, но не физ св-ва тел: их движение, действие, сопротивление... Поэтому необходимо предполагать в субст такие св-ва, из кот могли бы быть выведены основные физ хар-ки тел. Материя протяженна и в силу этого делима, субстанция должна быть абсолютно простой. Монада есть неделимая душевная субстанция, создают умопостигаемый мир, производная от которого - физический мир. монады не находятся в пространстве и не имеют протяженности. Вечны, неуничтожимы, не изменяются под внешним воздействием. Число является внешним выражением духовной сущности монады. Деятельность и движение --- сущность монады. каждая монада есть и обоснование своих действий, и их цель. душа --- цель тела. взаимодействие души и тела монады есть Богом предустановленная гармония. бог есть абсолютная монада. Каждая мон одновременно - форма и материя, ибо любое мат тело обладает опред формой. Форма - нематериальна и представляет целесообразно действующую силу, а тело - это механ. сила. Поэтому прир. нельзя объяснять только з-нами механики, необходимо ввести понятие о цели. Монада есть сразу и основание всех своих действий и их цель. Как субстанции монады независимы друг от друга. Между ними нет физ взаимодействия. Однако, будучи независимы, мон. не изолированы: в каждой монаде отражается весь мировой строй, вся совок. монад. Поэтому Л. назыв м. "живым зеркалом" вселенной. Т.к. действия м. – это акты, то они подчиняются природе тела и требуют мех. объяснения, т.е. объясн. через "действующие причины". А т.к. действия эти есть действия развивающейся монады, то они подчиняются природе души, требуют объясн. при помощи целесообразности, т.е "конечные"(целевые) причины. Понятие развития у Л. очень широко. В природе все нах. в развитии. Развитие есть лишь изменение первонач. форм путем бесконечно малых изменений (нет ни происхождения ни уничтожения).  Отрицает возм скачков или разрывов непрерывности в развитии. Движ сила развития. В мон. происх непрер. изменение, вытекающее из ее внутр. принципа. Бескон разнообразие моментов, раскрывающихся в развитии монады, таится в ней не материально, а лишь идеально, т.е. как представление. Т.о. сила, леж. в основе развития всех монад есть сила представления - перцепции. Представление не отождествляется с сознанием. Сознание присуще лишь существу, наделенному спос. самосознания - апперцепции - человеку. Т.к. способность представл. присуща всем мон, Л. делает вывод о том, что прир. одушевлена. Мон.Л. не только подобие атома, но и подобие микроорганизма - это "сжатая вселенная". В теор развития Л дает схему перехода неорг. мира в органический. Мон представляют разл. ступени развития, определяемые разл. в способности представления. На низшей ступени стоят мон, обладающие темным представлением (не отличает представляемого ни от себя, ни от всего остального)--- монады жизни(неорганическая природа). Затем мон с смутным представлением (отличают от всего остального , но не от себя)---монады души(животные). Высш. ступень - отчетливое представление---монада духа (человек). Центр понятие теории Л. - понятие о "малых перцепциях", т.е о бескон малых разностях между ступенями развив сознания. Отсюда Л. выводит, что всякое настоящее сост мон. всегда: 1. чревато будущим и 2. обременено всем ее прошлым. Буд. мон. заключено только в ней самой, и развитие может состоять только в последов. развертывании ее нач. состояния.

ЛОКК Джон (1672--1704).материалист. развил теорию материалистического эмпиризма. Единственный источник всех идей --- опыт. Идеи возникают вследствие вещей на органы чувств (идеи ощущения) или следствие внимания, направленного на состояние или деятельность души (идеи рефлексии). телам присущи только количественные особенности. первичные качества --- величина, фигура, движение и покой. Вторичные --- запахи, звуки, цвет, вкус. НЕ принадлежат самим вещам, а возникают в субъекте под воздействием первичных качеств. Идеи из опыта есть материал для знаний, но надо их переработать деятельностью рассудка (сравнение, сочетание, отвлечение=абстракция). Эти операции становятся предметом рефлексии. и простые идеи преобразуются в сложные. умозрительное знание есть усмотрение соответствия двух идей друг другу. Опытное знание лишь вероятно, в нем усмотрение тождественности достигается ссылкой на факты. Сенситивное знание - то, что опирается на чувства (наше убеждение в существовании внешнего мира). (Между опытом и умозрит. знанием).Наша задача знать не все, а то, что необходимо для поведения и практической деятельности. Государство -- его цель есть сохранение свободы и собственности, приобретенной посредством труда. Не может быть произвола. Власть 1) законодательная;2) исполнительная;3)  союзная=федеративная=судебная.

 

25. Философия  нового времени (Паскаль, Гоббс,  Спиноза).

Бенедикт Спиноза.(материалист) - (1632 - 1677). Родился в Амстердаме в  еврейской семье. Знакомство С. с  идеями Дек. привело к разрыву с иудаизмом. С. был отлучен от общины и вынужден был поживать в среде сектантов и добывать свой хлеб шлифовкой линз для  телескопов. Умер от туберкулеза. Представляет монизм в форме пантеизма. Основная цель фил. - завоевание господства над внешней природой и соверш. челов. природы. Развивая эти идеи предшественников, он дополнил их учением о свободе.

С. учил, что сущ лишь одна субстанция - природа, кот является причиной самой себя. Прир. является с одной стороны природой творящей, а с др. - природой сотворенной. Как природа творящая она есть субстанция, или, что тоже самое - бог. Отождествляя прир и бога, С. отрицает сущ. сверхприродного существа, растворяет бога в природе и тем самым обосновывает материалист. понимание природы.

Обосновывает важное различие между сущностью и существованием. В единичных, преходящих вещах сущн. не совп. с существ., но в вечной и бесконечной субстанции из сущности с необходимостью следует ее существование. Поэтому бытие бога (или субст) может быть доказано, т.е существование бога м.б. выведено из понятия о сущности бога (природы).

Бытие субст. одновременно и  необходимо и свободно т.к. не сущ. никакой  причины, кот. побуждала бы субст  к действию,кроме ее собств. сущности. Единичная вещь не следует из субст как из своей ближайшей причины. Она может следовать только из др. конечной  вещи. Поэтому всякая ед. вещь не обладает свободой.

От субст. следует отличать мир кон. вещей, или совокупность модусов. Модус это то, что сущ. не само по себе , а в другом. Субст - едина,  ее сущность исключает всякое множество. Модусов же бесконечное множество. Они относятся к  субст как бесчисленные точки, лежащие на прямой относятся к самой прямой. Модусы двух видов --- бесконечные и вечные (атрибуты) и конечные.

 

26. Беркли, Юм.

Джордж Беркли (1684 - 1753)- субъективный идеализм. Родился  в Ирландии, дворянин. Окончил Дублинский университет. С 1734 по 1752 г Б. был епископом.

Б. отбрасывает  материалист. исходный пункт ф. Локка  и объявляет ощущения единственной воспринимаемой чел. реальностью. Локк стремился выяснить метод, посредством которого мы приходим к идеям о материи и пространстве. Этот метод есть по Л. - абстракция. Б. пытается всеми доступными средствами доказать , что ум чел. не способен к образованию опис. Л абстракции. Общая абстр идея протяжения, или пространства невозможна. Она абсурдна и внутренне противоречива. То же самое и с абстр. материи. Док-ву этого Б посвятил "Трактат о началах челов знания" , "Три разговора между Гиласом и Филонусом", где он не скрывает, что его главная цель- борьба против материализма и всех его проявлений в науке.

По Б., в основе понятия  о мат.(и о пространстве) лежит  допущение, будто мы можем отвлекаясь от частных св-в вещей, воспринимаемых посредством ощущений, образовывать отвлеченную идею об общем для них вещ. субстрате. Но это невозможно. У нас нет чувст. восприятия материи как таковой. Мы восприн. лишь отдельные вещи и каждое из этих восприятий есть сумма отдельных ощущений или "идей". "мы видим отдельные цвета, а не окрашенную материю"...

Не может быть и общей  отвлеченной идеи о материи и  пространстве. Слово становится общим  не потому, что оно есть знак отвл. общей идеи, а потому, что оно  способно быть знаком многих частных  идей. Ум чел. может образовывать общую  идею о вещи, но не общую отвлеч. идею. Отвл. идея материи не может прибавить к св-вам вещей ни одного свойства сверх тех, кот. открываются в них в ощущении.

Учение это- субъект. идеализм. Признается сущ. лишь челов. сознания, в кот. Б. различает идеи и души. Идеи - это воспринимаемые нами субъект качества. Души - воспринимающие, деятельные нематериальные субъекты дух. деятельности.

Идеи- пассивны; это лишь состояния. Души же активны. Б. пытается доказать, что вещи возникают  благодаря восприятию и исчезают, когда прекращ. восприятие.

Б. пытается избежать солипсизма, т.е. вывода о том, что сущ. лишь один воспринимающий субъект. Он утверждает, что субъект сущ. в мире не один. Вещь, кот. перестал воспринимать один субъект может быть воспринята другими. Но даже если бы все субъекты исчезли, вещи не превратились бы в ничто. Они продолжили бы сущ. как сумма идей в уме Бога. Бог не может исчезнуть. Поэтому не мож исчезнуть и весь сотвор. им мир.Бог вкладывает в сознание отдельных субъектов содержание ощущений. - Это уже шаг по напр. к объект идеализму. Цель науки есть научиться понимать язык творца, а не притязать на объяснение явления телесными причинами.

Информация о работе Шпаргалки по "Философии"