Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 18:02, реферат
Средневековый человек везде видел символы. У греков символ (цимболон) означал знак благодарности, две половинки предмета, разделенного между людьми. Символ — намек на утраченное единство. В средние века символ — это своеобразный вызов умению человека находить скрытое значение того или иного предмета. Выше мы уже видели, как за природным временем стремились распознать "святое" время. Аналогичным образом действовали всегда и везде. При этом, конечно, простые люди и философы достигали разных высот в символическом восприятии мира.
Средневековый человек везде
видел символы. У греков символ (цимболон)
означал знак благодарности, две
половинки предмета, разделенного между
людьми. Символ — намек на утраченное
единство. В средние века символ
— это своеобразный вызов умению
человека находить скрытое значение
того или иного предмета. Выше мы
уже видели, как за природным временем
стремились распознать "святое" время.
Аналогичным образом
Простой люд обходился магическими образами, в этом духе он осуществлял таинства, молился, считал яблоко символом зла, белую розу — символом Девы, прозрачный берилл, пропускающий свет, — образом христианина, красный сардоникс — образом, символом пролившего свою кровь за людей Христа. Весь мир представал как огромное многообразие символов.
Что касается ученых мужей, то
они стремились выработать особый инструментарий
для постижения скрытых значений
символов. Символизм, конечно же, не
чужд и античности, достаточно вспомнить,
как тогдашние философы стремились
в вещах рассмотреть идеи, как
стоики в своем подчинении року считали
его неочевидным смыслом. Но только
в средневековье, благодаря успехам
философии, символизм становится принципом
философии, ее существеннейшей
Заметим еще, что недостаток символизма не проходит безнаказанно. Об этом достаточно недвусмысленно свидетельствуют технические аварии, взрывающиеся газопроводы, неудобные для жизни человека дома и города, все то, что было создано без учета их символической природы, их предназначенности для человека. Без символизма невозможен гуманизм.
Каков же путь нахождения скрытых
символов, как их обнаружить? С этой
целью использовали некоторые приемы
толкования религиозных текстов (экзегеза),
равно как и вообще любых текстов
(герменевтика). Понятно особое внимание
к текстам. Ведь считалось, что все
тайны бытия содержатся в священных
писаниях, особенно в тексте Библии.
Текст, слово — главный объект
анализа. Обычно анализ проходил четыре
стадии: этимологический, семантический,
концептуальный и спекулятивный. На
стадии этимологического анализа обсуждалась
этимология, происхождение слов, их
привычные, первоначальные значения. Семантический
анализ, особенно если это касалось
священных текстов, был нацелен
на морализование, выяснение морального
смысла жизни. Концептуальный анализ претендовал
на выяснение хода мыслей автора текста.
На спекулятивной стадии выясняли следствия
из усвоенного, комментатор занимался
системотворческой
Средневековая философия была особенно внимательна к символике слов. Это и понятно, ибо средневековая символика начиналась с текстов Библии, т. е. со слов. Для Данте (XIII в.) слово было всеобщим знаком, символом. Отсюда становится более понятным библейское "Вначале было Слово". Но что есть слово? Что оно означает? В этой связи и разгорелся знаменитый "спор об универсалиях" между номиналистами и реалистами, позволивший значительно уточнить восходящий к Платону и Аристотелю вопрос о соотношении единичного и общего.
Для реалиста общее существует, причем для Фомы Аквинского трояким образом: в Боге, в вещах, в головах (т. е. мыслях) людей. Слово в таком случае обозначает общее. Позиция средневекового реалиста — это продолжение линии Платона.
Номиналист же продолжает
линию софистов, которых Сократ критиковал
за непонимание общего. Номиналист
считает, что общее не существует,
а понятия есть имена, ноумены, знаки.
Тут все дело, считал Оккам, в направленности
субъекта, его души на предмет познания.
Такое устремление, по определению,
есть интенция. По природе души ее интенция
такова, что она сказывается во
многих вещах, но общего в самих вещах
нет, оно приписано к душе, точнее,
к голове человека. Знаменитая "бритва
Оккама" не допускает преумножения
сущностей без необходимости. Если
для объяснения достаточно допустить
существование единичных вещей,
то нет оснований еще
Рассматриваемый спор можно представить в понятиях сущности и существования. Для реалиста существование есть проявление сущности, они совпадают, согласно Боэцию, только в Боге. Для номиналиста допустимо обойтись без сущности (вот и сработала "бритва Оккама").
Спор реалистов и номиналистов
тянется до наших дней. Речь идет
о принципиальных вопросах понимания
бытия. Исходя из этого, воспользуемся
современными данными науки. Отметим
сразу пикантность ситуации. Она
состоит в том, что эти данные
допускают как
Итак, существует ли общее в вещах? Многие споры поутихли бы, если общее можно было бы зафиксировать экспериментально, что считается невозможным. Однако так ли это? Здесь мы предлагаем читателю обратиться к вопросу об измерении. Почему мы в состоянии измерить одной и той же мерой представляющиеся нам столь различными объекты? Все, что обладает массой, измеряется в фунтах или килограммах, все, что является товаром, — в рублях или долларах и т. д. В присущих им единицах измерения все объекты качественно абсолютно одинаковы, касается ли это масс или товаров. Как стоимости (ценности) все товары качественно представляют собой одно и то же. Измерение потому и возможно, что существует общее. Измеряя нечто, мы имеем дело с общим. Реализм поэтому не заблуждался, настаивая на действительности общего. Номинализм практически также не упускает из виду общее постольку, поскольку он имеет дело с понятиями. Номиналистическая позиция нуждается в уточнении в том смысле, что следует четко различать термины наблюдений (собственные имена) и теоретические термины (понятия). Слова "этот человек", "все люди = человечество" — это термины наблюдений, они служат для обозначения какой-то совокупности объектов, об общем нет и речи. Слова "человечность", "пространственность", "временность" — это понятия, они служат специально для обозначения общего.
Факт существования общего отнюдь не указывает на полнейшую неправоту номинализма. Исторически номинализм всегда был противовесом схоластике, напрасному теоретизированию, которое, стремясь в высь небес, теряло под ногами земную почву. А этого в средневековье было в избытке, что затрудняло научные экспериментальные исследования. Сильная сторона номинализма — внимание к единичному — в средние века возвышало каждого единичного субъекта, в том числе и простолюдина, задавленного верхними этажами феодальной иерархии. Номинализм, безусловно, способствовал становлению принципа свободы, он возвысил личность. Прогрессивная роль средневекового номинализма, конечно же, была связана не с ограничением им общего, а с его вниманием к единичному. Что же касается вопросов "Что представляет собой явление?", "Как оно происходит?", то они не противоречат друг другу. Мир так уж устроен, что "бритва Оккама" — не всегда подходящий для использования инструмент. Это все-таки "бритва", хоть и в кавычках.
Спор номиналистов и реалистов знаменателен еще в одном отношении. Реалистов интересует в первую очередь общее вообще, независимо от того, где и как оно существует. Номиналисты сосредоточивают свои усилия на переходе от субъекта к несубъектному, на интенции. Номиналисты уделяют субъекту большее внимание, чем реалисты. Такой ход размышлений, как мы увидим ниже, особенно при рассмотрении философии Нового времени, будет существенно стимулировать развитие философской мысли.