Синергетика как наука о случайностных
процессах.
Диалектика и синергетика
Синергетика
- Синерге́тика (от др.-греч.. συν- — приставка со значением совместности и ἔργον — «деятельность») — междисциплинарное направление научных исследований, задачей которого является изучение природных явлений и процессов на основе принципов самоорганизации систем (состоящих из подсистем).
- «…Наука, занимающаяся изучением процессов самоорганизации и возникновения, поддержания, устойчивости и распада структур самой различной природы…» * .
*Данилов Ю. А., Кадомцев Б. Б. Что
такое синергетика?//Нелинейные волны. Самоорганизация —
М., Наука, 1983.
- Синергетика – наука о самоорганизующихся, случайностных процессах – действительно, оперирует иными, чем диалектика понятиями. Она предлагает и новый взгляд на соотношение необходимости и случайности, на роль случая в биологических и социальных системах.
- Система (политическая, правовая, экономическая) подвергается различным воздействиям (флуктуациям – отклонениям, возмущениям).
- Если система находится в неравновесном, неустойчивом, кризисном состоянии, то процесс воздействия (флуктуации) достигает критической точки – точки бифуркации, в которой состояние системы становится максимально неопределенным, индетерминистским, случайностным.
- В этом состоянии – подчас именно случай толкает систему в неожиданном, непредсказуемом направлении. Здесь случайное малое, порой совсем незначительное и даже незамечаемое воздействие может порождать во всей структуре системы и для всей системы колоссальные перемены. Система делает новый выбор и уже только и новом качестве, в новом содержании подчиняется принципу детерминизма.
- Синергетика выступает как новое мировидение, мировосприятие, коренным образом меняющее понимание необходимого (закономерного, детерминированного) и случайного и самих основах мироустройства. По-новому начинают трактоваться причины и формы развития неживой материи и исторических процессов в экономической, политико-социальной, правовой и иных сферах человеческой жизнедеятельности. Возникает новое понимание случая как самостоятельного фактора биологической и социальной эволюции, признание его роли и самоорганизующихся процессах.
- «Детерминизм– представлявшийся неизбежным следствием рациональной модели динамики, сводится ныне к свойству, проявляющемуся лишь в отдельных случаях» - пишет один из основоположников синергетического мировосприятия И. Пригожин.
*Пригожим И. Переоткрытие
времени // Вопросы философии.
1989. № 8. С. 4.
- Словом, речь, по-видимому, идет – не больше и не меньше – о смене парадигмы общественных наук, об отказе от предыдущего понимания и признания детерминизма и, возможно, об открытии новых видов детерминизма, а в отечественной науке еще и о переосмыслении материалистической диалектики как основного метода научного познания действительности.
- Современный этап науки характеризуется парадигмальными сдвигами, существенным моментом которых является проблема соотношения диалектики и синергетики. Этот вопрос актуален в нескольких аспектах.
- Во-первых, с возникновением и развитием синергетики ряд ученых перенесли методологическую роль с диалектики на синергетику.
- Во-вторых, другие отечественные исследователи, как и некоторые западные, стали подвергать сомнению саму методологическую роль диалектики.
- В-третьих, ученые, отстаивающие прежние позиции диалектики в науке, пытаются найти в синергетике подтверждение, углубление и конкретизацию некоторых положений диалектики.
- В-четвертых, отдельные ученые, по-видимому, совсем не связывают эти 2 научных направления.
- «На наш взгляд, никакой особой диалектической логики, противостоящей обычной формальной логике, просто не существует. Это... обычное рациональное мышление, взявшееся рассуждать о достаточно сложных материях»*
*Ахундов М.Д., Бажанов
Л.Б. Естествознание и религия
в системе культуры //
Вопросы философии. № 12. (с.50-51).
- По-видимому, новая парадигма в методологии общественных наук, кроме всего прочего, либо будет включать диалектику как частный метод синергетики, и то лишь для некоторых областей, либо вообще заменит ее принципиально новыми подходами к действительности.
- Многие истоки кризиса идеологии и практики марксистской теории, в том числе и ее политико-правового сегмента, находятся в глубинах диалектики, на которой базировалась эта теория.
- Материалистическая диалектика с ее приматом необходимого над случайным и другими постулатами под напором новых знаний конца XX века и нового исторического опыта исчерпала в основном свой познавательный и прогностический потенциал, по крайней мере в социальной сфере.
- Искусно, хотя во многом, разумеется, и искусственно, познавательный и прогностический потенциал был приспособлен для антигуманных, а порой и геноцидных политических целей в нашей стране, особенно в 20-30-х годах. Чего стоило только одно обоснование политического вывода «об обострении классовой борьбы по мере победы социализма» ссылками на диалектическое положение «о борьбе противоположностей как источнике развития»!
- В книге В. Лазарева «Теория государства и права» (1993г): «В силу закона отрицания отрицания государство и право своим появлением не просто заменяют органы и нормы первобытного общества, но и наследуют, вбирают в себя нечто от «взорванных» институтов родового строя»*.
*Лазарев В.В. Теория
государства и права. М., 1993.
С. 30.
Сопоставление диалектики
и синергетики
- 1. Объектом диалектики и синергетики является весь мир во всех его проявлениях.
- 2. Предметом диалектики служат всеобщие законы мироздания так же, как предметом синергетики – законы самоорганизации мира.
- 3. Диалектика и синергетика рассматривают мир как единое целое, как самоорганизующуюся систему. Единство мира отражено в диалектике в принципе “единство в многообразии”, т.е. в субстанциональной организации материи. В диалектике субстанция выступает основой внутреннего единства и взаимодействия составляющих целое частей. Субстанция, как причина самой себя, является интегральным имманентным качеством целого. Лежащая в основе взаимодействия всех его сторон, она есть “имманентная причинность”, “субъект” взаимодействия.
- Известно высказывание Ф. Энгельса по этому поводу: “Спинозовское: субстанция есть causa sui – прекрасно выражает взаимодействие...” *. Согласно диалектике, с исследования взаимодействия начинается и заканчивается познание.
* Энгельс Ф. Диалектика природы. М., 1969. С. 199.
- Согласно диалектике, с исследования взаимодействия начинается и заканчивается познание.
- исходная единица и категория анализа в данном исследовании - понятие взаимодействия, так как оно предельно абстрактно и в то же время предельно конкретно, имеет всеобщий характер.
- Ю.А. Жданов подчеркивает, что природе в ее целостности присуще универсальное взаимодействие и задача науки заключается в том, чтобы познать его во всем богатстве форм, многообразии, разносторонности. *
Жданов Ю.А. Значение трудов Ф. Энгельса
для развития материалистической
диалектики // История марксистской
диалектики. М., 1971. С. 413.
- Взаимодействие включает в себя такие системные понятия, как элемент, структура, цель, информация, энергия, а также исходные диалектические категории – бытие (существование), тождество и различие, движение и покой
- Взаимодействие может иметь место только между элементами, которые хотя бы минимально различаются. Нет различия – нет самих элементов и нет взаимодействия, и наоборот. Основной постулат диалектики гласит: если есть одно, то, значит, должно быть и другое, отличное от него.
- Так фиксируются различие и, следовательно, элементы, части. Это исходное противоречие, которое и должно быть сведено к минимуму, согласно закону экономии энергии, но которое принципиально неустранимо. В этом состоянии система находится в максимальной устойчивости.
- Пример: модель химических часов Белоусова-Жаботинского. Но поскольку одно и другое отличаются, то, следовательно, они могут быть принципиально сравнимыми, а значит, в них есть и общее. Так фиксируется тождество. А так как о различии и тождестве можно говорить лишь при условии взаимодействия сравниваемых элементов, то единство тождества и различия образует целое, систему. Так фиксируется само движение. Поэтому неизбежность и необходимость диалектического противоречия являются следствием единства принципов целостности и различимости.
- В точке начала развития мира, согласно современным космогоническим представлениям, качественное многообразие отсутствовало и единственной формой качества выступало взаимодействие как проявление энергии. П. Дэвис пишет по этому поводу: «С точки зрения “наивного реалиста”, Вселенная представляет собой совокупность объектов. Для специалистов по квантовой физике это подвижная единая ткань, состоящая из всплесков энергии, и ни одна из частей этой “ткани” не существует независимо от целого, а это целое включает и наблюдателя».*
*Девис П. Суперсила. М., 1989. С. 56
- Современная физика рассматривает вещество как “запертую” энергию, так как оно возникает и исчезает, но всегда остается энергия.
- Идея взаимодействия элементов является исходной и во всех концепциях самоорганизующихся систем, т.е. в синергетике.
- Диалектика говорит о противоречии взаимодействующих сторон. Движение, взаимодействие, выступает формой существования материи. В этом философском обобщении заключен глубочайший смысл диалектического противоречия – чтобы сохраняться, нужно изменяться. Сохранение имплицитно содержит в себе изменение, а изменение означает и сохранение. Синтез этих противоположностей в диалектике находит отражение в понятии развития. Так диалектика доказывает неизбежность развития материи. Этот абсолютный диалектический принцип и составляет субстанциональную основу всеобщего закона взаимодействия.
- С точки зрения системного подхода, мир в целом представляет собой метасистему – систему систем и, как замечает Н.Н. Моисеев, любые гипотезы несистемного характера Вселенной непроверяемы в принципе и поэтому должны быть отброшены.* Мир как целое, как система имеет предельно всеобщий характер, поэтому имеют место самообоснование и самодетерминация через ее атрибут – движение, которое выступает единственным способом существования мировой системы.
*Моисеев Н.Н. Универсальный эволюционизм.
(Позиция и следствия) //