Подробной из просветительских
прогрессистских концепций философии
истории была концепция Ж.А. Кондорсе,
изложенная в его труде "Эскиз
исторической картины прогресса
человеческого разума" (1794). Всемирная
история рассматривается французским
мыслителем как неуклонный и линейный
прогресс, при этом не по отдельным человеческих
индивидов, а сравнительно их многих. Основой
и движителем этого исторического прогресса
просветитель считал (как это и положено
просветителей) человеческий ум как высшую
посреди способностей человека. "Если
ограничиться наблюдением, познанием
общих фактов и неизменных законов роста
таких способностей" - отмечал Кондорсе,
- того общего, что есть у различных представителей
человеческого рода, то получим науку,
называемую метафизикой. Однако если рассматривать
тот же развитие с позиции результатов
сравнительно многих индивидов, сосуществующих
одновременно на данном пространстве,
и если проследить его из поколения в поколение,
то тогда он предстанет перед нами как
картина прогресса человеческого разума
"17.
С подобной трактовкой
исторического прогресса Кондорсе
приближался к Вольтера и Тюрго. Однако,
в отличие от них, он ряд прямолинейно
проводил тезис о том, что исторический
прогресс в собственном всемирно-историческом
масштабе необратим. Максимум отклонений
- лишь только замедление поступательного
движенья общества на конкретных отрезках
его существования. "Без сомнений, -
утверждал мыслитель, - прогресс может
оказаться вроде бы быстрым, однако никогда
развитие не пойдет вспять; по крайней
мере до тех пор, пока земля будет занимать
то же место в мировой системе и пока общие
законы этой системы не вызовут на земном
шаре общего потрясения или перемены,
которые не дали бы возможности более
человеческому роду на нем сохраняться,
развернуть свои способности и находить
подобные же источники существования
"18.
В целом же история
людей предстает в труде Кондорсе
как динамическая картина прогресса
человеческого разума, который подразделяется
на 10 эпох - от сочетания людей в
племена - в I-ой, к будущему прогрессу
человеческого разума - в десятой.
Кондорсе дает и
серьезно узагальненишу периодизацию
исторического процесса - выделяет 3 крупных
эпохи. На протяжении I-ой случается объединение
людей в семьи, а семей - в племена; появляется
скотоводство, а потом земледелие, продолжается
последующее разделение усилий, возникают
жрецы, зарождаются науки и искусство.
Тут определяющую роль играют, как считал
Кондорсе, материальные факторы.