Введение
Прошло более полувека системного движения,
инициированного Л. фон Берталанфи. За
это время идеи системности, понятие системы
и системный подход получили всеобщее
признание и широкое распространение.
Созданы многочисленные системные концепции.
Пристальный анализ показывает, что множество
рассматриваемых в системном движении
вопросов принадлежит не только науке,
типа общей теории систем, но охватывают
обширную область научного познания как
такового. Системное движение затронуло
все аспекты научной деятельности, а в
его защиту выдвигается все большее число
аргументов[1].
В основе системного подхода, как методологии
научного познания, лежит исследование
объектов как систем. Системный подход
способствует адекватному и эффективному
раскрытию сущности проблем и успешному
их решению в различных областях науки
и техники.
Системный подход направлен на выявление
многообразных типов связи сложного объекта
и сведения их в единую теоретическую
картину.
В различных областях науки центральное
место начинают занимать проблемы организации
и функционирования сложных объектов,
изучение которых без учета всех аспектов
их функционирования и взаимодействия
с остальными объектами и системами просто
немыслимо. Более того, многие из таких
объектов представляют сложное объединение
различных подсистем, каждая из которых
в свою очередь тоже является сложным
объектом.
Системный подход не существует в виде
строгих методологических концепций.
Он выполняет свои эвристические функции,
оставаясь совокупностью познавательных
принципов, основной смысл которых состоит
в соответственном ориентировании конкретных
исследований.
Преимуществами системного подхода прежде
всего является то, что он расширяет область
познания по сравнению с той, что существовала
раньше. Системный подход, основываясь
на поиске механизмов целостности объекта
и выявления технологии его связей, позволяет
по-новому объяснить сущность многих вещей.
Широта принципов и основных понятий системного
подхода ставит их в тесную связь с другими
методологическими направлениями современной
науки.
1. Основные понятия
системного подхода
Существенное место в современной
науке занимает системный метод исследования
или (как часто говорят) системный подход.
Специальная разработка системного
подхода началась с середины ХХ века с
переходом к изучению и использованию
на практике сложных многокомпонентных
систем.
Системный подход — направление
методологии исследования, в основе которого
лежит рассмотрение объекта как целостного
множества элементов в совокупности отношений
и связей между ними, то есть рассмотрение
объекта как системы.
Говоря о системном подходе,
можно говорить о некотором способе организации
наших действий, таком, который охватывает
любой род деятельности, выявляя закономерности
и взаимосвязи с целью их более эффективного
использования. При этом системный подход
является не столько методом решения задач,
сколько методом постановки задач. Как
говорится, "Правильно заданный вопрос
- половина ответа". Это качественно
более высокий, нежели просто предметный,
способ познания.
Основные понятия системного
подхода: "система", "элемент",
"состав", "структура", "функции",
"функционирование" и "цель".
Раскроем их для полного понимания системного
подхода.
Система - объект, функционирование
которого, необходимое и достаточное для
достижения стоящей перед ним цели, обеспечивается
(в определенных условиях среды) совокупностью
составляющих его элементов, находящихся
в целесообразных отношениях друг с другом.
Элемент - внутренняя исходная единица,
функциональная часть системы, собственное
строение которой не рассматривается,
а учитываются лишь ее свойства, необходимые
для построения и функционирования системы.
"Элементарность" элемента состоит
в том, что он есть предел членения данной
системы, поскольку его внутреннее строение
в данной системе игнорируется, и он выступает
в ней в качестве такого явления, которое
в философии характеризуют как простое. Хотя
в иерархических системах элемент тоже
может быть рассмотрен как система. А от
части элемент отличает то, что слово "часть"
указывает лишь на внутреннюю принадлежность
чего-либо объекту, а "элемент" всегда
обозначает функциональную единицу. Всякий элемент -
часть, но не всякая часть - элемент.
Состав - полная (необходимая и достаточная)
совокупность элементов системы, взятая
вне ее структуры, то есть набор элементов.
Структура - отношения между элементами
в системе, необходимые и достаточные
для того, чтобы система достигла цели.
Функции - способы достижения цели, основанные
на целесообразных свойствах системы.
Функционирование - процесс реализации целесообразных
свойств системы, обеспечивающий ей достижение
цели.
Цель - это то, чего система должна
достигнуть на основе своего функционирования.
Целью может быть определенное состояние
системы или иной продукт ее функционирования.
Значение цели как системообразующего
фактора уже отмечалось. Подчеркнем его
еще раз: объект выступает
как система лишь относительно своей цели. Цель,
требуя для своего достижения определенных
функций, обусловливает через них состав
и структуру системы.[1]
В центре внимания при системном
подходе находится изучение не элементов
как таковых, а прежде всего структуры
объекта и места элементов в ней. В целом
же основные моменты системного подхода
следующие:
1. Изучение феномена целостности
и установление состава целого,
его элементов.
2. Исследование закономерностей
соединения элементов в систему,
т.е. структуры объекта, что образует
ядро системного подхода.
3. В тесной связи с
изучением структуры необходимо
изучение функций системы и
ее составляющих, т.е. структурно-функциональный
анализ системы.
4. Исследование генезиса
системы, ее границ и связей
с другими системами.
Развернутое определение системного
подхода включает также обязательность
изучения и практического использования
следующих его аспектов:
1. системно-элементного или
системно-комплексного, состоящего
в выявлении элементов, составляющих
данную систему.
2. системно-структурного, заключающегося
в выяснении внутренних связей
и зависимостей между элементами
данной системы и позволяющего
получить представление о внутренней
организации (строении) исследуемого
объекта;
3. системно-функционального,
предполагающего выявление функций,
для выполнения которых созданы
и существуют соответствующие
объекты;
4. системно-целевого, означающего
необходимость научного определения
целей исследования, их взаимной
увязки между собой;
5. системно-ресурсного, заключающегося
в тщательном выявлении ресурсов,
требующихся для решения той
или иной проблемы;
6. системно-интеграционного,
состоящего в определении совокупности
качественных свойств системы, обеспечивающих
ее целостность и особенность;
7. системно-коммуникационного,
означающего необходимость выявления
внешних связей данного объекта
с другими, то есть, его связей
с окружающей средой;
8. системно-исторического,
позволяющего выяснить условия во времени
возникновения исследуемого объекта,
пройденные им этапы, современное состояние,
а также возможные перспективы развития.[2]
Основные принципы системного
подхода:
Целостность, позволяющая рассматривать
одновременно систему как единое целое
и в то же время как подсистему для вышестоящих
уровней.
Иерархичность строения, т.е.
наличие множества (по крайней мере, двух)
элементов, расположенных на основе подчинения
элементов низшего уровня - элементам
высшего уровня. Реализация этого принципа
хорошо видна на примере любой конкретной
организации. Как известно, любая организация
представляет собой взаимодействие двух
подсистем: управляющей и управляемой.
Одна подчиняется другой.
Структуризация, позволяющая
анализировать элементы системы и их взаимосвязи
в рамках конкретной организационной
структуры. Как правило, процесс функционирования
системы обусловлен не столько свойствами
ее отдельных элементов, сколько свойствами
самой структуры.
Множественность, позволяющая
использовать множество кибернетических,
экономических и математических моделей
для описания отдельных элементов и системы
в целом.[3]
2. Реализация системного
подхода
Системный подход обладает
следующими достоинствами:
– расширением путей для познания
объекта исследования, в том числе его
синергетических свойств;
– возможностью декомпозировать
любой изучаемый объект с необходимой
глубиной для достижения цели исследования,
что обеспечивает выявление всего необходимого
для изучения любого относительно неделимого
элемента;
– созданием более глубокой
схемы обоснования и выявления характера
и достоверности связей и отношений в
исследуемом объекте, при этом формируются
предпосылки для поиска новых механизмов
эффективного функционирования объекта;
– тесной связью с другими методологическими
направлениями науки, а при необходимости
имеется возможность совместного интегративного
применения других методологических подходов,
что повышает результативность исследования.
На практике для реализации
системного подхода необходимо предусмотреть
выполнение нижеприведенной последовательности
действий.
1. Формулирование задачи
исследования.
2. Выявление объекта
исследования как системы из окружающей
среды.
3. Установление внутренней структуры
системы и выявление внешних связей.
4. Определение (или постановка)
целей перед элементами исходя из проявляющегося
(или ожидаемого) результата всей системы
в целом.
5. Разработка модели системы
и проведение на ней исследований.
В настоящее время
много работ посвящено системным исследованиям.
Общее у них то, что все они дают представление
о решении системных задач, в которых объект
исследований представляется в виде системы.
Системные задачи могут быть
двух типов: системного анализа или системного
синтеза.
Задача анализа предполагает
определение свойств системы по известной
ей структуре, а задача синтеза – определение
структуры системы по ее свойствам.
Задача синтеза – создание
новой структуры, которая должна обладать
желаемыми свойствами; задача анализа
– изучение свойств уже существующего
образования.
Системный анализ
– это комплекс исследований,
направленных на выявление общих тенденций
и факторов развития организации и выработку
мероприятий по совершенствованию системы
управления и всей производственно-хозяйственной
деятельности организации.
Системный анализ позволяет
выявить целесообразность создания либо
совершенствования организации, определить,
к какому классу сложности она относится,
выявить наиболее эффективные методы
научной организации труда, которые применялись
ранее.
Системный анализ деятельности
предприятия либо организации проводится
на ранних стадиях работ по созданию конкретной
системы управления. Это обусловлено следующими
причинами:
• продолжительностью и трудоемкостью
работ, связанных с предпроектным обследованием;
• подбором материалов для
проведения исследования;
• выбором метода исследования;
• обоснованием экономической,
технической и организационной целесообразности;
• разработкой компьютерных
программ.
Конечной целью системного
анализа является разработка и внедрение
выбранной эталонной модели системы управления.
В соответствии с главной целью
необходимо выполнить ряд исследований системного
характера:
1) выявить общие тенденции развития
данного предприятия и его место и роль
в современной рыночной экономике;
2) установить особенности функционирования
предприятия и его отдельных подразделений;
3) выявить условия,
обеспечивающие достижение поставленных
целей;
4) определить условия, препятствующие
достижению целей;
5) осуществить сбор
необходимых данных для проведения анализа
и разработки мероприятий по совершенствованию
действующей системы управления;
6) использовать передовой
опыт других предприятий;
7) изучить необходимые
сведения для адаптации выбранной (синтезированной)
эталонной модели к условиям рассматриваемого
предприятия.
В процессе системного
анализа находятся следующие характеристики:
1) роль и место данного
предприятия в отрасли;
2) состояние производственно-хозяйственной
деятельности предприятия;
3) производственная структура
предприятия;
4) система управления
и ее организационная структура;
5) особенности взаимодействия
предприятия с поставщиками, потребителями
и вышестоящими организациями;
6) инновационные
потребности (возможные связи данного
предприятия с научно-исследовательскими
и проектно-конструкторскими организациями);
7) формы и методы стимулирования
и оплаты труда сотрудников
Таким образом, системный анализ
начинается с уточнения или формулирования
целей конкретной системы управления (предприятия
или компании) и поиска критерия
эффективности, который должен быть
выражен в виде конкретного показателя.
Как правило, большинство организаций
являются многоцелевыми. Множество целей
вытекает из особенностей развития предприятия
(компании) и его фактического состояния
в рассматриваемый период, а также состояния
окружающей среды (геополитические, экономические,
социальные факторы).