Славянофильство и западничество в русской философии.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 09:34, контрольная работа

Описание работы

Изучение истории у славянофилов было направлено на поиск устойчивых факторов, влияющих на исторической процесс. Такими факторами, по мысли славянофилов, не могли быть ни природно-климатические условия, ни сильная личность, а только сам народ как “единственный и постоянный действователь” в истории.
Славянофилы считали, что экономические, политические и другие факторы вторичны и сами определяются более глубоким духовным фактором — верою, обусловливающей историческую деятельность народов. Народ и вера соотносятся так, что не только вера создает народ, но и народ создает веру, причем именно такую, которая соответствует творческим возможностям его духа.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ………………...…………………………………….… 3
1. Западничество …………………………………………………… 5
1.1 Сущность и основные идеи……………………………………. 5
1.2 И.В.Киреевский: критика западного рационализма…………. 5
2. Славянофильство ……………………………………………….. 10
2.1 Сущность и основные идеи…………………………………… 10
2.2 Хомяков А.С.: концепция живого знания и принцип соборности 12
3. Отличительные особенности западничества и славянофильства 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………… . 18
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ……………….……………. 20

Файлы: 1 файл

КР Философия.docx

— 47.23 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Славянофилов часто упрекали и упрекают в идеализации истории  России и желании восстановить старое. Эти упреки совершенно несправедливы. Они прекрасно понимали, что возврата к прошлому нет, история не может пойти вспять, что, например, изменения, происшедшие вследствие петровских реформ, носят необратимый характер. Они проповедовали не возврат к прошлому, а восстановление жизнеспособных начал российского общества в изменившихся условиях.

Иван Киреевский, Хомяков  и другие славянофилы мечтали  создать систему новой русской  философии, как и система Григория Сковороды, построенной на религиозных  идеях Православия. Если это им и  не удалось, то тем не менее "они оказались зачинателями, всего оригинального, что дала потом русская философская мысль. Основная их заслуга остается в том, что они круто и убежденно повернулись к Православной Церкви, как к единственному источнику Истины и окончательному судье всех человеческих помыслов и домыслов"/13/.

"Гоголь, Киреевский, Хомяков,  Константин Леонтьев — вот  крупнейшие русские строго церковно-православные  мыслители и в то же время  яркие религиозные личности, которые  глубоко поняли первенствующее  значение Русской Православной  Церкви в истории русской духовной  культуры и которые отдали  все свои, полученные от Бога, высокие таланты на служение  этой Церкви, — пишет проф. Ив. Андреев в статье "Религиозное  лицо Гоголя"./14/

Виднейшие из славянофилов достигли той же духовной гармонии и целостности, как и "Непонятый  Предвозвеститель — Пушкин". Эту  целостность души они приобрели изучая "духовную философию Восточных Отцов Церкви", которая осталась почти неизвестной философам XIX столетия, и у которых духовные воспитатели русского народа Сергий Радонежский и другие русские святые приобрели целостность духа, которую они и передали русскому народу.

И. Киреевский достиг редчайшей  целостности духа. По словам одного из старцев, он был "весь душа и любовь". По оценке Н. Арсеньева, автора биографического  очерка о Хомякове, жизнь Хомякова — "есть редко встречающееся проявление необычайного и последовательного  посвящения себя и своих сил единой высшей цели — проповеди И СЛОВОМ, И ДЕЛАМИ, той высшей Правде, которой  он служил всем своим существом"./15/

Хомяков был убежденным противником  крепостного права. "Христианин, — писал он гр. Я.И.Ростовцеву, — может быть рабом, но не должен быть рабовладельцем"/16/. Он был горячим проповедником освобождения крестьян и является идейным вдохновителем виднейших деятелей эпохи Великих Реформ.

Влияние славянофилов на русскую  мысль было необычайно сильным. В  новых исторических условиях в пореформенной  России прямым продолжением славянофильства  выступило почвенничество. Большое влияние оказали их идеи и на философию всеединства.

Учение славянофилов, как  и сами славянофилы не имеют ничего общего с учением их идейных противников  — западников — "людей потревоженного духа". Учение славянофилов исходит  из основной духовной традиции Православия  — борьбы с умственным "безмерием". Славянофилы не только на словах боролись с душевной раздвоенностью русского образованного человека со времен Петровской революции, но личным примером доказали, что Православие способно вернуть душе образованного человека былую целостность.

 

 

 

СПИСОК СНОСОК

/1/ - История философия : Учебник для ВУЗов / А.Н.Волкова, В.С.Горнев – М.: изд-во Приор, 1997 г. c.123

/2/ - Философия : Учебник для ВУЗов – Ростов н/д.: Феникс, 1997 г. с.202-203

/3/ - Хомяков А.С. Полн.собр.соч. М., 1986 г. с. 109

/4/ - Философия : Учебник для ВУЗов / под ред.проф. В.Н.Лавриненко, проф. В.П.Ратникова – М.: Культура , 1998 г. с.55

/5/ - История России с  древности до наших дней /под  ред.Зуева М.Н.-М.: Высшая школа,1997 г. с. 34

/6/ - История философия : Учебник для ВУЗов / А.Н.Волкова,

В.С.Горнев – М.: изд-во Приор, 1997 г. с.23

/7/ - Хомяков А.С. Полн.собр.соч. М., 1986 г. с. 45

/8/ - Философия : Учебник для ВУЗов – Ростов н/д.: Феникс, 1997 г. с.56

/9/ - Устрялов Н. Национальная  проблема у первых славянофилов, Русская мысль, 1996 г. с.76

/10/- Философия : Учебник для ВУЗов / под ред.проф. В.Н.Лавриненко, проф. В.П.Ратникова – М.: Культура , 1998 г. с.77

/11/- Устрялов Н. Национальная  проблема у первых славянофилов, Русская мысль, 1996 г. с.35

/12/- Лосев А.Ф. Русская  Философия- М.,1991 г. с.66

/13/- Киреевский И.В. Избранные  статьи. М., 1984 г с.69

/14/- История России с  древности до наших дней /под  ред.Зуева М.Н.-М.: Высшая школа,1997 г. с.122

/15/- Философия : Учебник для ВУЗов / под ред.проф. В.Н.Лавриненко, проф. В.П.Ратникова – М.: Культура , 1998 г. с.206

/16/- Лосев А.Ф. Русская  Философия- М.,1991 г. с.78

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1 История России с древности  до наших дней /под ред.Зуева М.Н.-М.: Высшая школа,1997 г.

2 Философия : Учебник для ВУЗов / под ред.проф. В.Н.Лавриненко, проф. В.П.Ратникова – М.: Культура , 1998 г.

3 История философия : Учебник для ВУЗов / А.Н.Волкова, В.С.Горнев – М.: изд-во Приор, 1997 г.

4 Философия : Учебник для ВУЗов – Ростов н/д.: Феникс, 1997 г.

5 Устрялов Н. Национальная  проблема у первых славянофилов, Русская мысль, 1996 г.

6 Лосев А.Ф. Русская  Философия- М.,1991 г.

7 Киреевский И.В. Избранные  статьи. М., 1984 г.

8 Хомяков А.С. Полн.собр.соч. М., 1986 г.


Информация о работе Славянофильство и западничество в русской философии.