Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 09:34, контрольная работа
Изучение истории у славянофилов было направлено на поиск устойчивых факторов, влияющих на исторической процесс. Такими факторами, по мысли славянофилов, не могли быть ни природно-климатические условия, ни сильная личность, а только сам народ как “единственный и постоянный действователь” в истории.
Славянофилы считали, что экономические, политические и другие факторы вторичны и сами определяются более глубоким духовным фактором — верою, обусловливающей историческую деятельность народов. Народ и вера соотносятся так, что не только вера создает народ, но и народ создает веру, причем именно такую, которая соответствует творческим возможностям его духа.
ВВЕДЕНИЕ ………………...…………………………………….… 3
1. Западничество …………………………………………………… 5
1.1 Сущность и основные идеи……………………………………. 5
1.2 И.В.Киреевский: критика западного рационализма…………. 5
2. Славянофильство ……………………………………………….. 10
2.1 Сущность и основные идеи…………………………………… 10
2.2 Хомяков А.С.: концепция живого знания и принцип соборности 12
3. Отличительные особенности западничества и славянофильства 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………… . 18
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ……………….……………. 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Славянофилов часто упрекали и упрекают в идеализации истории России и желании восстановить старое. Эти упреки совершенно несправедливы. Они прекрасно понимали, что возврата к прошлому нет, история не может пойти вспять, что, например, изменения, происшедшие вследствие петровских реформ, носят необратимый характер. Они проповедовали не возврат к прошлому, а восстановление жизнеспособных начал российского общества в изменившихся условиях.
Иван Киреевский, Хомяков и другие славянофилы мечтали создать систему новой русской философии, как и система Григория Сковороды, построенной на религиозных идеях Православия. Если это им и не удалось, то тем не менее "они оказались зачинателями, всего оригинального, что дала потом русская философская мысль. Основная их заслуга остается в том, что они круто и убежденно повернулись к Православной Церкви, как к единственному источнику Истины и окончательному судье всех человеческих помыслов и домыслов"/13/.
"Гоголь, Киреевский, Хомяков,
Константин Леонтьев — вот
крупнейшие русские строго
Виднейшие из славянофилов достигли той же духовной гармонии и целостности, как и "Непонятый Предвозвеститель — Пушкин". Эту целостность души они приобрели изучая "духовную философию Восточных Отцов Церкви", которая осталась почти неизвестной философам XIX столетия, и у которых духовные воспитатели русского народа Сергий Радонежский и другие русские святые приобрели целостность духа, которую они и передали русскому народу.
И. Киреевский достиг редчайшей целостности духа. По словам одного из старцев, он был "весь душа и любовь". По оценке Н. Арсеньева, автора биографического очерка о Хомякове, жизнь Хомякова — "есть редко встречающееся проявление необычайного и последовательного посвящения себя и своих сил единой высшей цели — проповеди И СЛОВОМ, И ДЕЛАМИ, той высшей Правде, которой он служил всем своим существом"./15/
Хомяков был убежденным противником крепостного права. "Христианин, — писал он гр. Я.И.Ростовцеву, — может быть рабом, но не должен быть рабовладельцем"/16/. Он был горячим проповедником освобождения крестьян и является идейным вдохновителем виднейших деятелей эпохи Великих Реформ.
Влияние славянофилов на русскую мысль было необычайно сильным. В новых исторических условиях в пореформенной России прямым продолжением славянофильства выступило почвенничество. Большое влияние оказали их идеи и на философию всеединства.
Учение славянофилов, как и сами славянофилы не имеют ничего общего с учением их идейных противников — западников — "людей потревоженного духа". Учение славянофилов исходит из основной духовной традиции Православия — борьбы с умственным "безмерием". Славянофилы не только на словах боролись с душевной раздвоенностью русского образованного человека со времен Петровской революции, но личным примером доказали, что Православие способно вернуть душе образованного человека былую целостность.
СПИСОК СНОСОК
/1/ - История философия : Учебник для ВУЗов / А.Н.Волкова, В.С.Горнев – М.: изд-во Приор, 1997 г. c.123
/2/ - Философия : Учебник для ВУЗов – Ростов н/д.: Феникс, 1997 г. с.202-203
/3/ - Хомяков А.С. Полн.собр.соч. М., 1986 г. с. 109
/4/ - Философия : Учебник для ВУЗов / под ред.проф. В.Н.Лавриненко, проф. В.П.Ратникова – М.: Культура , 1998 г. с.55
/5/ - История России с древности до наших дней /под ред.Зуева М.Н.-М.: Высшая школа,1997 г. с. 34
/6/ - История философия : Учебник для ВУЗов / А.Н.Волкова,
В.С.Горнев – М.: изд-во Приор, 1997 г. с.23
/7/ - Хомяков А.С. Полн.собр.соч. М., 1986 г. с. 45
/8/ - Философия : Учебник для ВУЗов – Ростов н/д.: Феникс, 1997 г. с.56
/9/ - Устрялов Н. Национальная
проблема у первых
/10/- Философия : Учебник для ВУЗов / под ред.проф. В.Н.Лавриненко, проф. В.П.Ратникова – М.: Культура , 1998 г. с.77
/11/- Устрялов Н. Национальная
проблема у первых
/12/- Лосев А.Ф. Русская Философия- М.,1991 г. с.66
/13/- Киреевский И.В. Избранные статьи. М., 1984 г с.69
/14/- История России с древности до наших дней /под ред.Зуева М.Н.-М.: Высшая школа,1997 г. с.122
/15/- Философия : Учебник для ВУЗов / под ред.проф. В.Н.Лавриненко, проф. В.П.Ратникова – М.: Культура , 1998 г. с.206
/16/- Лосев А.Ф. Русская Философия- М.,1991 г. с.78
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1 История России с древности до наших дней /под ред.Зуева М.Н.-М.: Высшая школа,1997 г.
2 Философия : Учебник для ВУЗов / под ред.проф. В.Н.Лавриненко, проф. В.П.Ратникова – М.: Культура , 1998 г.
3 История философия : Учебник для ВУЗов / А.Н.Волкова, В.С.Горнев – М.: изд-во Приор, 1997 г.
4 Философия : Учебник для ВУЗов – Ростов н/д.: Феникс, 1997 г.
5 Устрялов Н. Национальная
проблема у первых
6 Лосев А.Ф. Русская Философия- М.,1991 г.
7 Киреевский И.В. Избранные статьи. М., 1984 г.
8 Хомяков А.С. Полн.собр.соч. М., 1986 г.
Информация о работе Славянофильство и западничество в русской философии.