Славянофилы и западники: дискуссии о России и ее судьбе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 18:33, контрольная работа

Описание работы

Становление самобытной русской философии начиналось с постановки и
осмысления вопроса об исторической судьбе России. В напряженной полемике
конца 30-х — 40-x г.г. ХIX в. о месте России в мировой истории оформились
славянофильство и западничество как противоположные течения русской
социально-философской мысли.
Главная проблема, вокруг которой завязалась дискуссия, может быть
сформулирована следующим образом: является ли исторический путь России
таким же, как и путь Западной Европы, и особенность России заключается лишь
в ее отсталости или же у России особый путь и ее культура принадлежит к
другому типу? В поисках ответа на этот вопрос сложились альтернативные
концепции русской истории.

Содержание работы

Введение 2
1 Глава. К истории вопроса 4
2 Глава. Славянофилы и западники: дискуссии о России и ее судьбе 8
2.1. Славянофилы 8
2.2. Западники 10
2.3. Отличительные особенности западничества и славянофильства 11
Заключение 13
Список использованной литературы 18

Файлы: 1 файл

Россия и Европа в работах Славянофилов и Западников.doc

— 134.50 Кб (Скачать файл)

влияние тайных международных богоборческих  сил достигло такой величины,  что

на повестку дня был поставлен  вопрос об уничтожения России.

    «Когда самодержавная Россия останется последней цитаделью христианства,

мы  спустим  с  цепи  революционеров-нигилистов  и  безбожников  и   вызовем

сокрушительную социальную катастрофу, которая покажет  всему  миру  во  всем

его ужасе  абсолютный  атеизм,  как  причину  одичания  и  самого  кровавого

беспорядка...   Тогда   все   бесчисленное   множество   разочарованных    в

христианстве,  жаждущее  в   душе   своей   божественного   идеала,   примет

просвещение через всемирную  проповедь  чистейшего  люциферианского  (т.  е.

сатанинского) учения, к тому времени  уже открытую и всенародную»[1].

    Неужели  ошибки  прошлого  ничему   не   учат?   Документ,   содержащий

вышеприведенные страшные строки, подписан 15  августа  1871  года  Альбертом

Пайком,   духовным   вождем   международного   масонства    того    времени.

Обнародованный во Франции задолго  до революции  1917  года,  он  был  вскоре

переведен  на  русский  язык  и  опубликован   в   России,   но...   остался

незамеченным.

    Уверенное в несокрушимой  мощи российского государства, русское общество

беспечно взирало  на  набиравший  силу  процесс  «расцерковления»  народного

сознания.  Напрасно  Православная  Церковь  взывала  устами   своих   святых

подвижников: «Западом и наказывал  и накажет нас Господь, а  нам  в  толк  не

берется. Завязли в грязи западной по уши, и все  хорошо.  Есть  очи,  но  не

видим; есть уши, но не  слышим  и  сердцем  не  разумеем.  Господи,  помилуй

нас!.. Вдохнув в себя этот адский угар, мы кружимся,  как  помешанные,  сами

себя не помня...»

    Слова эти принадлежат  русскому подвижнику, епископу Феофану,  затворнику

Вышенскому.

    Именно тогда и возникли  новомодные течения философской  мысли о судьбе и

назначении России, ее сближения  с Западом, демократизации.

    Не горько ли, что и  сегодня звучат они как нельзя более современно?

 

 

 

      2 Глава. Славянофилы  и западники: дискуссии о России  и ее судьбе

 

 

 

    2.1. Славянофилы

 

 

 

    Лидеры славянофильства  - Алексей Степанович Хомяков  (1804—1860),  Иван

Васильевич  Киреевский  (1806—1856),  Константин  Сергеевич  Аксаков  (1817-

1860),  Юрий  Федорович  Самарин  (1819—1876)  —  выступили  с   обоснованием

самобытного пути развития России. Они Киреевский исходили  из  того,  что  у

России  свой особый  путь,  определяемый  ее  историей,  положением  в  мире,

огромностью территории и численности населения, географическим положением  и

особенно  своеобразными чертами  русского  национального  характера,  русской

«души».

    К этим чертам они относили: ориентацию на духовные (религиозные), а  не

материальные  ценности,  примат  веры  над  рациональностью,  первенствующее

значение  мотивов  коллективизма   —   «соборности»,   готовность   личности

добровольно включать свою  деятельность  в  деятельность  целого  —  община,

государство.

    Тремя основами особого исторического пути  России  славянофилы  считали

православие,  самодержавие  и  народность,  но  понимали   их   иначе,   чем

официальная правительственная  идеология.  Во-первых,  из  этих  трех  основ

главной  считалось  православие,  а  не  самодержавие  (как  в   официальной

правительственной идеологии). Во-вторых, и это  важно,  над  «самодержавием»

понималась  некая образцовая самодержавная  монархия — совокупность  идеальных

принципов,  на  которых  должно  базироваться  государство.  Эти   идеальные

принципы, по мнению славянофилов, отнюдь не адекватно, а  в  ряде  отношений

уродливо  воплотились в российской действительности, но  их  можно  и  должно

исправить.

    Также и под «православием»  понималось основное содержание  православной

религии  —  воплощение  вечных  истин  добра,  справедливости,   милосердия,

человеколюбия.   Это   содержание   не   отождествлялось   с   «официальным»

православием, тем более с практикой православной церкви.

    Славянофилы отнюдь  не  были  теми  реакционерами,  которыми  их  часто

изображают. Они были скорее своеобразными утопистами. Свой идеал они  видели

в своеобразной от всякой  вещной  зависимости  высоконравственной  личности.

Свобода  личности  предполагает,   как   независимость   от   рациональности

мышления, так и  независимость  от  какого-либо  авторитета.  Личность  сама

познает нравственную истину и  познает  ее  не  только  разумом,  а,  прежде

всего, чувствами, верой, интуитивно. Свобода личности не может  быть  понята

как  произвол,  ибо  эта  свобода подчинена   нравственной   необходимости,

выраженной   в   религиозных   ценностях.    Личность    не    может    быть

противопоставлена и  обществу.  Свободу  личности,  противопоставившей  себя

обществу,  славянофилы  сравнивали  со  свободой,   которую   «смерть   дает

органическим элементам разлагающегося тела».  Исходную  ячейку  нравственных

отношений в обществе они видели в  семейных  отношениях.  По  принципу  этих

отношений должна строится община и  государство.  Славянофилы  любили  также

сравнивать должные социальные отношения с отношениями певцов в хоре.

    С позиций сконструированного  ими идеала, славянофилы резко   критиковали

реальность, как европейскую, так  и  российскую.  «На  Западе,  —  писал  К.

Аксаков,  —  души  убивают,  заменяясь  усовершенствованием  государственных

форм, полицейским благоустройством,  совесть  заменяется  законом...»[2].  С

другой стороны, А. Хомяков, критикуя  российскую  действительность,  отмечал

такие  ее  типичные  черты,  как  «безграмотность,   неправосудие,   разбой,

крамолы,  личности  угнетения,  бедность,  неустройство,   непросвещение   и

разврат»[3].

    Таким образом, когда  славянофилы говорили об «особом  пути  России»  они

отнюдь  не  имели  ввиду  сохранение  существующей   в   России   социальной

реальности.  Они  подразумевали   следование   определенным   социальным   и

нравственным ценностям. Эти ценности славянофилы считали  традиционными  для

России и противоположными  ценностям  западноевропейской  культуры.  Главную

задачу  они  видели  в  том,  чтобы   лучшие   ценности   русской   культуры

реализовались в жизни полнее.

    Славянофилы  не  отрицали  достижений  европейской  культуры  в   сфере

естественных наук, образования, культуры поведения. Однако они считали,  что

эти положительные моменты не есть главное в западной культуре, и что в  ходе

развития на первый план все более  выходят негативные  стороны:  материализм,

атеизм,  обрядность,  приоритет  форм  духовной  и  социальной   жизни   над

содержанием,  утилитаризм  и  узкий  рационализм,  индивидуализм,   питающие

эгоизм  и мещанство.

    «Славянофильская  критика  Запада  —  законный  момент  общеевропейской

романтической мысли, связанной  с  Шеллингом...  во  многом  предвосхищающий

«культур-критику» XX века, вплоть до Хайдеггера...»[4].

    Славянофилы смотрели на  мир   широко,  в  основе  из  воззрений   лежало

хорошее знакомство с Западом; они видели,  с  одной  стороны,  невозможность

исторически и  духовно  обособить  от  него  Россию,  а  с  другой  стороны,

утверждали русское своеобразие, существенную самобытность русского народа.

 

 

2.2. Западники

 

 

 

    «Западники» П. Чаадаев,  А. Герцен и др. считали, что  у России не  может

быть противоположного  западноевропейскому  пути  развития,  обеспечивающего

процесс и общества, и личности. Они резко критиковали не  только  российскую

действительность (это делали и  славянофилы), но и также основы социальной  и

духовной жизни России того времени, как самодержавие и православие.  Главную

задачу они видели в просвещении  народа, в развитии демократических начал,  в

достижении большей социальной и политической свободы личности.

    Ориентация  на  западноевропейскую  цивилизацию,  критика  православной

церкви, обоснование приоритета личностного  начала  над  коллективным  четко

просматривается уже у П.  Чаадаева.  Вместе  с  тем,  критикуя  церковь,  П.

Чаадаев  считал  необходимым  сохранить  христианскую  религию,  как  основу

духовности личности. А А. Герцен больше склонялся к материализму и атеизму.

    При всем отличии западников и славянофилов, у них было много общего.  И

этим общим у них была любовь  к  свободе,  любовь  к  России,  гуманизм.  На

первое место на шкале ценностей  они ставили духовные ценности, были  глубоко

озабочены проблемой нравственного  роста личности, ненавидели  мещанство.  Из

всей системы западноевропейских  ценностей,  западники  по  существу  хотели

взять только ориентацию на разум, науку, рациональное осмысление мира.

    Западники  также   считали,  что  Россия  не  станет,  не  должна  слепо

копировать западноевропейский опыт.  Взяв  у  Западной  Европы  ее  основные

достижения,  Россия  не  повторит  отрицательных  сторон  западноевропейской

практики и явит миру более высокие, более совершенные образцы  социальной  и

духовной жизни. Идеал нравственной  личности  у  западников  и  славянофилов

имеет  ряд  общих   основных   черт:   нравственной   признается   личность,

ориентированная на высокие моральные  ценности и нормы, подчиняющая  им  свое

поведение на основе  свободного  волеизъявления,  без  какого-либо  внешнего

принуждения.

    Но как только от  общих, абстрактных характеристик  идеальных общества  и

личности переходили к их конкретным социальным,  политическим  и  культурным

характеристикам  различия  между  западниками  и  славянофилами  становились

резкими, порой превращались в противоположность.

    Различия взглядов относились, прежде всего,  к  таким   вопросам:  какой

должна быть форма правления, законы;  нужны  ли  правовые  гарантии  свободы

личности; каковы оптимальные пределы  автономии личности; какое место  должна

занимать  религия;  каково   значение   национальных   элементов   культуры,

традиций, обычаев, обрядов.

    Главное  принципиальное  различие  между  западниками   и  славянофилами

проходило по вопросу о том, на  какой  основе  можно  и  нужно  следовать  к

социальному и нравственному идеалу: религии и веры,  опоры  на  исторический

опыт народа, его сложившуюся  психологию, или опоры на разум, логику,  науку,

на преобразование в соответствии с ними социальной реальности.

   Развитие  этих  двух  разных  философских,  идеологических  подходов  к

проблеме  преобразования  социальной  реальности  имеет  продолжение  и   по

сегодняшний день.

    Вопрос о том,  какая   стратегия  является  актуальной  для  сегодняшней

русской действительности, остается пока открытым.

 

 

    2.3. Отличительные особенности  западничества и

 

славянофильства

 

 

    Западники и славянофилы  вошли в историю как люди  «сороковых годов».

    Основными  чертами   славянофилов  являлись  целостность   и   разум,   а

западников - раздвоение и рассудочность. Во множестве проявлений жизни  ярко

выражено это различие:

     - в Западной Европе - рассудочно-отвлеченное  богословие,  обоснование

       истины путем  логического сцепления понятий;  на Руси -  стремление  к

       истине «посредством внутреннего возвышения самосознания к сердечной

       целостности и  средоточию разума»;

     - на Западе - государственность  из насилий завоевания, на  Руси  -  из

       естественного  развития народного быта;

     - на Западе - враждебная разграниченность сословий, - в  Древней  Руси

       их «единодушная  совокупность»;

     - на Западе - поземельная  собственность - первое отношение  гражданских

       отношений,  на  Руси  -  собственность  только  случайное  выражение

       отношений личных;

     - на Западе - законность  формально-логическая, на Руси - выходящая   из

       быта.

    Вообще на Западе раздвоение  духа, наук, государства, сословий, семейных

прав и обязанностей; в России - стремление к цельности «бытия внутреннего  и

внешнего»; «постоянная память об отношении  всего  временного  к  вечному  и

человеческого к Божественному» - такова древнерусская жизнь,  следы  которой

сохранились и теперь в народе.

    Оторвавшись от бесконечной  цели, поставив себе мелкие задачи, «западный

человек почти всегда доволен  своим  состоянием»;  он  «готов,  с  гордостью

ударяя себя по сердцу, говорить  себе  и  другим,  что  совесть  его  вполне

спокойна, что он совершенно чист перед  Богом и людьми, что он одного  только

просит у Бога, чтобы другие люди были на него похожи». Если он столкнется  с

общепринятым  понятием  о  нравственности,  он  выдумает  себе  оригинальную

систему нравственности и опять  успокоится.

    «Русский человек, напротив  того, всегда живо чувствует свои  недостатки

и чем выше восходит по лестнице нравственного развития,  тем более требует

Информация о работе Славянофилы и западники: дискуссии о России и ее судьбе