Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 22:38, реферат
Вопрос о смысле жизни можно назвать одним из основных «человеческих» вопросов, который задает себе, наверное, каждый человек, а не только философ. Этот вопрос часто переходит к вопросам, что такое жизнь, смерть, способен ли человек предотвратить смерть и стать бессмертным.
Введение…………………………………………………………………….
Жизнь……………………………………………….……………………….
Счастье – смысл жизни человека………………………………………….
Заключение………………………………………………………………….
Список использованной литературы………………………………………
Или жизнь -- судьба, или жизнь -- мудрость! Но так как жизнь неуничтожима и неискоренима, то и жизнь, и судьба, и мудрость – одно и то же. Мудр тот, кто знает судьбу; а знает судьбу тот, кто знает жизнь; а знает жизнь тот, кто живет и мыслит».
А вот еще один отрывок:
«В знании успокаивается жизнь. Знанием разрешается противоречие жизни. К появлению знания стремится жизнь. Тоска и алкание жизни есть порыв к знанию, влечение к мудрости. Жизненное смятение есть тоска по знанию, вопль о не достигнутой или загубленной мудрости; жизненная борьба, жизненное самопорождение и самопожирание есть тайная любовь к мысли, к знанию, скрытая эротика мудрости. Жизнь хочет породить из себя мудрость. Вот-вот из нее должно выбиться великое знание, и--не рождается, не рождается. А не рождается потому, что знание есть разрешение противоречия жизни, и мудрость есть ставшая жизнь, внутренне пронизанная смыслом жизнь. Пока же становится жизнь, то есть пока жизнь есть только жизнь, а не есть ставшее, все ее силы и весь ее смысл уходит здесь пока еще на это самополагание и самоуничтожение; тут еще нет сил остановиться и, остановившись, обозреть пройденный путь. А ведь только обозревши пройденный путь жизни, можно говорить о мудрости жизни. Итак, жизнь не есть мудрость, но она есть назревание мудрости, она есть восхождение к знанию, она вот-вот родит из себя великий смысл, но она не рождает и не рождает... Жизнь заряжена смыслом, она -- вечная возможность мудрости, она -- заряд, задаток, корень и семя мудрости, но не есть еще сама мудрость. Надо выйти из жизни, чтобы разрешить ее противоречие; надо, чтобы для тебя, в известном смысле, остановилась жизнь, чтобы она перестала ослеплять тебя своей жгучей непосредственностью; и только тогда она становится смыслом, знанием и мудростью».
Далее философ задается вопросом, каково же содержание этого знания:
«Знание законов природы не есть жизненное знание. Это – царство рассудка, а не жизни. Законы природы требуют, чтобы все было неизменно, чтобы завтра было так же, как и сегодня. А жизнь требует изменения. Жизнь неповторима. Вся жизнь и все стенание жизни в том и заключается, что ее нельзя повторить. В некоторых очень узких пределах ее можно сократить или продлить, но ее нельзя произвольно создать или повторить. Мудрость жизни не захватывается внешней практикой человека так же, как она несводима и на отвлеченные законы природы.
…жизнь есть, и жизнь есть нечто органическое и историческое, то есть в ней не только рассудочная необходимость, но и синтез необходимости и случайности. В жизни, в морали, в красоте заложены семена мудрости жизни, но развиты в них односторонне...
Созерцание жизни, даже самое глубокое, никогда не способно заменить самой жизни. Я понял, что созерцание красоты, при видимой своей мудрости и глубине, слишком отдаляет нас от жизни, слишком изолирует нас, слишком делает нас бездеятельными.
Не такова жизнь. Жизнь всегда есть интимнейшее прикосновение как раз общего; это есть интимнейшее осуществление как раз не этого отдельного, частичного и раздробленного, но всегда -- общего, всегда того, что очень далеко выходит за пределы каждой отдельной частности.
То, что рождает человека, и то, что поглощает его после его смерти, есть единственная опора и смысл его существования. Было время, когда этого человека не было; и будет время, когда его не станет. Он промелькнул в жизни, и часто даже слишком незаметно.
В чем же смысл его жизни и смерти?
Только в том общем, в чем он был каким-то переходным пунктом. Если бессмысленно и это общее, бессмысленна и вся жизнь человека. И если осмысленно оно, это общее, осмысленна и жизнь человека. Но общее не может не быть для нас осмысленно. Оно -- наша Родина (Лосев в это понятие вкладывает не только страну, но и человеческий род в целом, то, что объединяет всех людей, он намеренно не дает определения своей «Родине», чтобы таким образом не сужать то общее, к чему сводится смысл). Значит, жизнь и смерть наша --не пустая и бессмысленная, жалкая пустота и ничтожество, но -- жертва. В жертве сразу дано и наше человеческое
ничтожество и слабость, и наше человеческое достоинство и сила. Гибнет моя жизнь, но растет и крепнет общая жизнь, поднимается и утверждается человеческое спасение; и страдания, слезы и отчаяние в прошлом залегают как нерушимый фундамент для будущей радости, а бессмыслица и тьма прожитой жизни отмирают и забываются как тяжелый и уже миновавший сон. Повторяю: или есть что-нибудь над нами родное, великое, светлое, общее для всех, интимно-интимно наше, внутреннейше наше, насущно и неизбывно наше, то есть Родина, или --жизнь наша бессмысленна, страдания наши неискупаемы, и рыданию человеческому не предстоит никакого конца.
-- Вы умрете, и вы этому рады, -- говорил мне тоже один интеллигентишка. -- Но ведь если вы умрете, то все равно ваша жизнь бессмысленна, и все равно судьба властвует над вами.
-- Нет! -- отвечал я. -- Я умру, но я останусь жить.
-- Хе-хе! Бессмертие, дескать, души?
-- Как хотите называйте. Вернее, бессмертие моего дела.
-- Но ведь дело-то умрет?
-- Нет, товарищ, не умрет. Именно не умрет.
-- Дело ваше умрет, раз вас не будет.
-- Физически меня не будет, а жизнь моя не умрет.
-- Но ведь она же
растворится в
-- Вы рассуждаете как эгоист, от всего уединившийся и ничего не любящий. Кто любит, тот не умрет»7.
Вот так достаточно интересно выдающийся философ XX века из разных в отдельности бессмысленных граней жизни вывел для себя смысл жизни в целом – служение своему роду. А бессмертие по Лосеву достигается путем создания творческого наследия и заботы о роде Человеческом и его будущем.
Счастье – смысл жизни человека.
В отличие от Лосева многие люди считаю, что смысл человеческой жизни в достижении счастья. Это общее желание всех людей – и мужчин и женщин, и образованных и необразованных, малых и старых. Вряд ли можно встретить человека, который бы сказал для себя: «Я не хочу быть счастливым. Я вот такой человек, что хочу жить плохо». «Человек создан для счастья как птица для полета», - говорит Иван Сергеевич Тургенев на страницах повести «Ася».
Странно, но факт: все люди хотят быть счастливыми, а счастье в жизни всегда было и теперь есть не так уж много – гораздо больше скорбей, горя, всякого рода неприятностей и переживаний. В чем же дело?
Мы знаем, что если люди объединяются каким-то одним желанием, так эти люди преодолевают любые препятствия и добиваются желаемого. Люди перегораживают плотинами многоводные реки, покоряют океаны, осваивают космические пространства, превращают пустыни в цветущие сады. И все это делают сравнительно небольшие группы людей, движимые одной целью. А тут не группы людей, а все хотят быть счастливыми, и это у них так плохо получается. Почему?
Долгое время считалось (а многими и теперь считается), что счастье человеческое напрямую зависит от материального благополучия: чем достатка больше, тем больше и счастья. Многие надеялись и старались осчастливить людей, облегчая их труд, окружая комфортом, улучшая условия жизни. Но человек все равно может быть глубоко несчастным.
От чего же, в таком случае, зависит счастье и смысл жизни? Где его искать?
Вопрос непраздный. Одни ищут на верхних ступенях общественной лестницы – для таких людей счастье и смысл жизни обуславливается высокой и хорошо оплачиваемой должностью; другой ищет счастья в любимой работе, третий – в интересных книгах; развратник – в красивых женщинах, пьяница – в вине, наркоман - героине…Кто в чем. Отчего ж не находим? Наверное, ответ прост: не там ищем. Не находим, потому что не той дорогой шагаем, разыскивая смысл жизни. На этой дороге могут быть только лишь временные, скоропреходящие удовольствия, суррогаты счастья. Но финал этих обольщений известен: душевное разочарование, уныние, неудовлетворенность жизнью, мысли о самоубийстве.
Да, деньги значительно расширяют свободу наших действий. Да, свобода – одна из важнейших потребностей человека. Но самый интерес жизни человеческой не в свободе как таковой, но в самозабвенном служении свободно выбранной цели. Едва человек становится вполне свободным, тут же является вопрос: что ему с этой свободой делать? Свобода сама по себе, не дает жизни никакого содержания. И содержание, и смысл, и интерес к жизни дает присутствие в ней чего-то горячо любимого и стремление к этому любимому приблизиться.
Чем обуславливается счастье? При всем разнообразии ответов на этот вопрос, можно вычленить один общий ответ, с которым трудно не согласиться: счастье человеческое обуславливается теми же успехами и неудачами, которые человек встречает на пути желанной цели. Успехи делают его счастливым, неудачи – огорчают. А разные мнения о счастье от того, что разные люди преследуют в жизни разные цели.
Можно ли назвать осмысленной жизнь, протекающей «от зарплаты до зарплаты»? Это – не жизненная цель, а только средство к достижению цели. Автомобиль существует не для того, чтобы его заправлять бензином и ремонтировать. Его обслуживают для того, чтобы он перевозил людей или груз.
Можно ли назвать счастливой жизнь людей, добывающих свое счастье и деньгами, и бицепсами, где угодно и какими угодно средствами.
Чревоугодник ищет счастья в изысканном и обильном обеде. И вот он пьет свое счастье и попадает в больницу с ожирением или инфарктом. У пьяницы счастье в стакане. Его счастье строиться не истерзанных родительских сердцах, на слезах жены, на загубленном здоровье детей, на собственном истраченном здоровье. Вот так и получается, что люди строят счастье на чьем-то горе, страдании, на слезах.
Наверное, на вопрос, в чем смысл жизни и как обрести счастье верный ответ надо искать не в телевизоре, не в рекламных проспектах, не у друзей, и даже не у родителей, хотя они, конечно, более чем кто-нибудь другой желают счастья своим детям – но и они ошибаются. На мой взгляд, единственно верный ответ вопрос о смысле жизни, счастье может дать только Бог. Цель, поставленная Богом перед человеком – жизнь вечная, смыслом же вечной жизни является вечное богопознание и богоуподобление. И в этих-то богопознании богоуподоблении и находит душа человеческая единственное прибежище и спасение от неизбежных при погоне за иными идеалами горестей пустоты и разочарования. Любые другие цели – достижимы, а значит, исчерпываемы и преходящи; и только эта – вечна, а значит, всегда желанна: стремление стать совершенным, как совершенен Бог. Причем, чем ближе к этой цели продвигаешься, тем она становится желанней. И эта вечная жизнь ожидает каждого из нас не по ту сторону смерти. Она всегда, на то она и вечна.
Заключение
В заключение хочется сказать, что независимо от того, как человек определил свой путь, нашел свой смысл жизни, уже самое искание этого смысла делает человека достойным названия его Человеком, личностью. В разные годы своей жизни, в разные эпохи развития человеческого общества в обществе доминировали различные взгляды на смысл жизни. Эти взгляды в личном отношении можно свести к совершенствованию человека, воспитанию личности, в общественном - к сопряжению личных интересов и интересов общества, устроению удовлетворенности, благосостояния всего общества.
Хочется повториться, что определить личностный смысл жизни - это значит осмыслить жизнь во всей её сути и большом плане; это значит объяснить, что в ней подлинное, а что мнимое; это значит, наконец определить не только
основные задачи и цели жизни, но и реальные средства их осуществления. По мнению С.Л. Рубинштейна, всё это бесконечно превосходит всякую учёность и связано с драгоценным и редким свойством - мудростью.
Приемлемо и допустимо одно самое главное - это постоянный рост личности, самосозидание, стремление к физическому интеллектуальному, эмоционально-чувственному и духовному совершенствованию. Кто может реализовать себя в жизнь, кто может придать свой смысл жизни? Только личность. Сила личности не имеет ничего общего с господством. Господство личности - симптом её слабости, социальное порождение невежества, страха и эгоизма. Сила личности, напротив, основана на знании, смелости и сотрудничестве. Сила личности - синоним мудрости, опыт, добытый сердцем и увенчанный интеллектом. Сила личности аккумулируется в течение всей жизни, она собирается по кирпичикам из каждодневного опыта и стоит на основных ІкитахІ: желании преодолеть трудности, самоконтроле, гармонии. Ибо каждое испытание, постигшее сильную личность, одновременно и подстёгивает и предостерегает. А что такое самоконтроль? Самоконтроль - это сознательное, творческое использование жизненной энергии на более высоком уровне. Испытания создают огромное поле деятельности для тренировки в самоконтроле - когда, например, раздражение и гнев сменяются спокойствием и терпением, зависть - добродетелью, коварство великодушием, жестокость - милосердием, нетерпимость - состраданием, скепсис - надеждой, безделье - инициативностью. Мудрее преодолеть семь смертных грехов: гордыню, измена-ложь, жадность, похоть, гнев, чревоугодие, зависть, лень и приблизиться к четырём главным добродетелям: благоразумие, храбрость, умеренности во всём, справедливости. Нелепо опровергать старую, еврейскую пословицу, ум ржавеет от злости. Доктор Ганс Селье обнаружил, что самым мощным источником физиологических симптомов стресса являются негативные мысли и чувства. Основную защиту от этих симптомов Селье видит в позитивных эмоциях. Любовь, вера, отвага, благодарность и доверие активизируют деятельность щитовидной железы и повышает жизненную энергию. Высшее счастье давать любовь: тот, кто любит счастливее того, кто любим, лучше давать, чем брать. Эгоистичный, неспособный к любви человек, обрекает себя на безрадостное одиночество и изоляцию.