Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 16:02, реферат
Целью данного реферата будет выяснить какие варианты ответа смысла жизни существуют.
Задачи:
Узнать смысл человека.
Узнать бессмысленна ли жизнь человека
Выяснить основную проблему смысла жизни.
Выяснить является ли счастье смыслом жизни
Издавна - свидетельство тому заглавие известного, когда-то прогремевшего романа Чернышевского - русский интеллигент привык вопрос о "смысле жизни" ставить в форме вопроса "что делать?".
Вопрос "что делать?" может ставиться, конечно, в весьма различных смыслах. Наиболее определенный и разумный смысл - можно сказать, единственный вполне разумный смысл, допускающий точный ответ, - он имеет, когда под ним подразумевается отыскание пути или средства к какой-либо уже заранее признанной и бесспорной для вопрошающего цели. Можно спрашивать, что нужно делать, чтобы поправить свое здоровье, или чтобы получить заработок, обеспечивающий жизнь, или чтобы иметь успех в обществе и т.п. И притом наиболее плодотворна постановка вопроса, когда она обладает максимальной конкретностью; тогда на нее часто может следовать один-единственный и вполне обоснованный ответ. Так, конечно, вместо общего вопроса "что делать, чтобы быть здоровым?" плодотворнее поставить вопрос так, как мы его ставим на консультации у врача: "что нужно делать мне в моем возрасте, при таком-то моем прошлом, при таком-то образе жизни и общем состоянии организма, чтобы вылечиться от такого-то определенного недуга?" И по этому образцу надлежало бы формулировать все аналогичные вопросы. Легче найти ответ, и ответ будет более точным, если вопрос о средствах достижения здоровья, материального благополучия, успеха в любви и т.п. ставится в форме совершенно конкретной, в которой учтены и все частные, индивидуальные свойства самого вопрошающего, и окружающая обстановка, и если - главное - сама цель его стремления есть не нечто неопределенно-общее, вроде здоровья или богатства вообще,а нечто вполне конкретное - излечение данной болезни, заработок по определенной профессии и т.п. Такие вопросы: "что мне делать в данном случае, чтобы достигнуть данной конкретной цели", мы, собственно, ставим себе ежедневно, и каждый шаг нашей практической жизни есть итог разрешения одного из них. Нет никакого основания обсуждать смысл и законность вопроса "что делать?" в такой совершенно конкретной и вместе с тем рассудочно-деловой его форме.
Русский человек страдает от бессмыслицы жизни. Он остро чувствует, что, если он просто "Он ивет как все" - ест, пьет, женится, трудится для пропитания семьи, даже веселится обычными земными радостями, он живет в туманном, бессмысленном водовороте, как щепка уносится течением времени, и перед лицом неизбежного конца жизни не знает, для чего он жил на свете. Он всем существом своим ощущает, что нужно не "просто жить", а жить для чего-то. Но именно типичный русский интеллигент думает, что "жить для чего-то" значит для соучастия в каком-то великом общем деле, которое совершенствует мир и ведет его к конечному спасению. Он только не знает, в чем же заключается это единственное, общее всем людям дело, и в этом смысле спрашивает: "что делать?"
Нигилист Базаров в тургеневском романе "Отцы и дети" вполне последовательно говорит: "Какое мне дело до того, что мужик будет счастлив, когда из меня самого будет лопух расти?" Но мало того, что наша жизнь остается при этом бессмысленной - хотя, конечно, для нас это и есть самое главное; но и вся жизнь в целом, а потому даже и жизнь самих грядущих участников блаженства "спасенного" мира тоже остается в силу этого бессмысленной, и мир совсем не "спасается" этим торжеством,когда-то в будущем, идеального состояния. Есть какая-то чудовищная несправедливость, с которой совесть и разум не может примириться, в таком неравномерном распределении добра и зла, разума и бессмыслицы, между живыми участниками разных мировых эпох, - несправедливость, которая делает бессмысленной жизнь как целое. Почему одни должны страдать и умирать во тьме, а другие, их грядущие преемники, наслаждаться светом добра и счастья? Для чегомир такбессмысленноустроен, что осуществлению правды должен предшествовать в нем долгий период неправды и неисчислимое множество людей обречены всю свою жизнь проводить в этом чистилище, в этом утомительно долгом "приготовительном классе" человечества? Пока мы не ответим на этот вопрос -для чего?, мир остается бессмысленным, а потому бессмысленно и само грядущее его блаженство. Да оно и будет блаженством разве только для тех его участников, которые слепы, как животные, и могут наслаждаться настоящим, забыв о своей связи с прошлым, - так же, как и сейчас могут наслаждаться люди-животные; для мыслящих же существ именно поэтому оно не будет блаженством, так как будет отравлено неутолимой скорбью о прошлом зле и прошлых страданиях неразрешимым недоумением об их смысле.7
Размышления над проблемами смысла жизни, нельзя игнорировать ту первоначальную сферу, в которой она как проблема может не осознаваться, но в которой она назревает именно как проблема. Сфера эта-повседневность. Человек и только он сам определяет сво предназначение и смысл жизни. Поиск цели жизни имеет в своей основе мысль о ценности человеческой жизни, причем ценности не только для самого человека, но и для общества, для других людей.
Признавая значение проблемы поиска смысла жизни для каждого индивида, ряд современных философов и психологов категорически отрицают возможность постановки этой проблемы в общетеоретическом плане, философском аспекте. Существует только смысл конкретной человеческой жизни. Утрата его равносильна смерти. Представления о смысле жизни у каждого человека свое. Но в этих индивидуальных представлениях неизбежно присутствует общее, обусловленное целями и интересамиобщества, к которым принадлежит человек. Вопрос о смысле жизни человека ключевая мировоззренческая проблема. От ее решения зависит направленность его социальной деятельности. Не случайно религия и идеализм с древнейших времен боролись против материализма именно по вопросам смысла жизни. Раз Бог вдохнул в человека жизнь, значит, смысл жизни, и назначение человека заключается в том, чтобы жить ради прославления своего творца таков исходный пункт любой религии при всем различии вероучений.
Рассматривая вопрос, уместно выявить, как эта проблема рассматривалась в различные эпохи. Ряд толкователей проблемы пытались уменьшить значение самоценности человеческой жизни путем призывов к самоотречению и жертвенности во имя будущих поколений. Но человек должен быть счастлив не в чужой, а в своей жизни. Счастлив не за счет других и не в ущерб другим. Суть проблемы сжато выражается в форме вопроса: "Для чего жить?". Есть, пишет французский философ А.Камю, только одни фундаментальный вопрос философии. Это вопрос о том, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить. Все остальное - имеет ли мир три измерения, руководствуется ли разум девятью или двенадцатью категориями - второстепенно. Среди многих подходов к решению этой сложной проблемы можно выделить несколько.
Приверженцы
философии гедонизма и эвдемонизма, сегодня,
как и много веков назад, утверждают в
качестве смысла жизни и ее высшей цели:
первые - достижение максимальных наслаждений,
вторые - достижение счастья. Сторонники утилитаризма
В современной
христианской православной традиции провозглашается:
"человек не имеет границ своей человеческой
природе". Если Бог есть свободная духовная
личность, то и человек должен стать таким
же. Перед человеком вечно остается возможность
становиться все более и более богоподобным.
Не переделка мира на началах добра, но
взращивание в себе субстанциального
добра. Совершенствование человеческой
природы внутри природы Божьей оказывается
источником радости и свободы.
Сторонники материалистических представлений
полагают, что развитие человека и человечества
определяются их внутренней логикой саморазвития.
Предназначение человека не имеет ничего
общего с неким мировым разумом, абсолютом
или богом. В материалистической традиции
смысл жизни усматривается в саморазвитии
человека, в совершенствовании его сущностных
сил, способностей и потребностей. Этот
процесс обусловлен предыдущим развитием
и имеет конкретное историческое реальное
содержание.
Поэтому, категорию "смысл жизни"можно определить как регулятивное понятие, присущее всякой развитой мировоззренческой системе, которое оправдывает и истолковывает свойственные этой системе моральные нормы и ценности, показывает, во имя чего необходима предписываемая деятельность.
Смысл жизни - это философская категория, отражающая долговременную, устойчивую, ставшую внутренним убеждением личности, имеющую общественную и личную ценность задачу, реализующуюся в ее социальной деятельности. Эта задача определяется системой общественных отношений, целями и интересами общества и свободным выбором личности.
Найти смысл жизни для всех времен и народов невозможно, поскольку наряду с общечеловеческими, вечными истинами, он включает нечто специфическое - чаяния людей каждой данной эпохи. Смысл жизни каждому человеку открывается по-разному. Содержание цели жизни меняется не только в зависимости от исторических условий бытия человека, но и от его возрастных особенностей: в юности цели одни, в зрелости и старости они другие. Только мы сами сознательно или стихийно, намеренно или невольно самими способами нашего бытия придаем ей смысл и, тем самым, выбираем и созидаем свою человеческую сущность. "Только мы и никто другой", пишет в своей книге "Время человеческого бытия"талантливый философН.Н.Трубников.
Смысл жизни - это самостоятельный осознанный выбор тех ценностей, которые (по Э.Фромму) ориентируют человека не на то, чтобы иметь (установка на обладание), а на то, чтобы быть (установка на использование всех человеческих потенций). Смысл жизни - в самореализации личности, в потребности человека творить, отдавать, делиться с другими, жертвовать собой ради других. И чем значительней личность, тем больше она оказывает влияние на окружающих ее людей. Смысл жизни заключается в том, чтобы совершенствуя себя, совершенствовать мир вокруг себя.8
Эти общие представления о смысле жизни должны трансформироваться в смысл жизни каждого отдельного человека, обусловленный объективными обстоятельствами и его индивидуальными качествами.
Проблема смысла жизни имеет ряд аспектов: философский, социологический, этический, религиозный, социально-психологический. Основным является социологический, ибо он раскрывает зависимость смысла жизни от общественных отношений, в которые включён социальный объект, и показывает, что именно общественные отношения дают простор или, наоборот, тормозят осуществление жизненных целей.
Смысл человеческой жизни нельзя понять и объяснить, если замыкаться в узкой сфере этических категорий, ибо смысл и назначение человека выявляются только в практической деятельности по изменению окружающего мира, лишь в общественной практике реализуются цель и знание человека.9
Смысл и цель человека заключается в изменении окружающего мира ради удовлетворения его потребностей, это неоспоримо. Но, изменяя внешнюю природу, человек изменяет и свою собственную природу, то есть изменяет и развивает самого себя.
§3.Смысл жизни человека
Многие философы считают, что любые попытки обосновать смысл жизни, то есть абсолютную ценность человеческой жизни, через какие-либо частные принципы, связанные с эмпирическим бытием, обречены на провал, поскольку дают только относительное основание и относительный смысл. «Одно из двух, - пишет Франк, - или жизнь в целом имеет смысл – тогда она должна иметь его в каждое свое мгновение, для каждого поколения людей и дл каждого живого человека, сейчас, теперь же, совершенно независимо от всех возможных ее изменений и предполагаемого ее совершенствования в будущем, поскольку это будущее есть только будущее и вся прошлая и настоящая жизнь в нем не участвует; или же этого нет, и жизнь, наша нынешняя жизнь бессмысленна – и тогда нет спасения об бессмысленности, и все грядущее блаженство мира не искупает и не в силах искупить ее; а потому от нее не спасает и наша собственная устремленность на это будущее, наше мысленное предвкушение его и действительное соучастие в его осуществлении… мировой смысл, смысл жизни, никогда не может быть ни осуществлен во времени, ни вообще приурочен к какому-либо времени. Он или есть – раз навсегда! Или же его нет – и тогда тоже – раз навсегда!».10
Перед тем, как раскрывать смысл жизни человека, нужно понять системность нашего мира, нужно раскрыть принципы природы. Познавая красоту природы и принципы взаимодействия всех систем вселенной можно постичь и предназначение человека, как элемента всей системы и его функциональность, как системы.
Дело в том, что изучение или исследование чего-либо отдельно, рано или поздно приведет исследователя в тупик. Мы не можем полностью понять природу человека, если будем изучать его отдельно от всей природы. К примеру, если мы будем отдельно от организма изучать наши органы, то мы не сможем понять их предназначение. Представьте себе, что вы открываете холодильник, а там лежит печень. Если вы никогда до этого не видели печень, то вы и не догадаетесь что перед вами, тем более вы не сможете узнать ее предназначение, ее природу.
Вселенная настолько сложна для нашего разума, и в то же время она так проста и гармонична, что человек не перестает удивляться природе, не перестает узнавать все более новые и новые тайны и законы природы, которые позволяют существовать многим видам живых организмов в согласии и гармонии.
Природа – это система, в которой существуют другие системы, они одновременно являются элементами высших по иерархии систем, и в то же время являются системами, состоящих из других элементов, которые также есть системы. Вселенная – это множество систем, которые вложены друг в друга и взаимодействуют все между собой, поэтому нам так трудно уловить связь всего со всем.
Все же первоначальной целью человека является постижение своего предназначения, как элемента всей системы и изучение взаимосвязей с другими системами. Только если мы будем познавать мир с точки зрения теории систем, мы сумеем немного приблизиться к познанию смысла жизни человека, другими словами, мы раскроем законы формирования реальности, в которой мы существуем, узнаем каковы планы природы на человека и все человечество. Как результат познания смысла жизни человека, мы получим возможность изменять свою судьбу, и при этом не будем идти против законов природы. Мы научимся быть счастливыми, и гармонично взаимодействовать с другими людьми и другими системами природы.
Теперь мы слегка определили значение смысла жизни человека, и больше не будем путать его с целями, желаниями и мечтами.
Я надеюсь, вы теперь понимаете, что все в природе (вселенной) взаимосвязано. Все влияет на все. Все имеет значение. Благодаря системному подходу исследования можно раскрыть смысл жизни человека, благодаря системному подходу исследования можно увидеть объективную реальность сквозь запыленные стекла наших очков.