Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июля 2013 в 18:52, реферат
Многие великие произведения имеет смысл перечитать в зрелом возрасте. Накопленный жизненный опыт позволит иначе взглянуть на ситуацию, юношеский максимализм уступает место терпимости. Теперь, даже если с чем-то не согласен в книге, не бросаешь ее из-за этого читать, не осуждаешь. Юное несогласие заставляет уйти в сторону, с возрастом ощущение несогласия заставляет вчитываться. И вчитываешься еще более внимательнее не для того, чтобы доказать свою правоту, или же опровергнуть ее, а для того чтобы глубже проникнуть в замысел писателя.
Введение 3
Смысл жизни, любви, смерти, сущности красоты в романе С. Моэма "Луна и Грош" 5
Заключение 12
Список литературы 13
Оглавление
Многие великие произведения имеет смысл перечитать в зрелом возрасте. Накопленный жизненный опыт позволит иначе взглянуть на ситуацию, юношеский максимализм уступает место терпимости. Теперь, даже если с чем-то не согласен в книге, не бросаешь ее из-за этого читать, не осуждаешь. Юное несогласие заставляет уйти в сторону, с возрастом ощущение несогласия заставляет вчитываться. И вчитываешься еще более внимательнее не для того, чтобы доказать свою правоту, или же опровергнуть ее, а для того чтобы глубже проникнуть в замысел писателя.
Одним из таких произведений является роман Сомерсета Моэма "Луна и грош". Этот роман попал в мои руки дважды и дважды вызвал очень сильные впечатления - но совершенно разные. В первое прочтение я главного героя не поняла совсем – жуткий эгоист, причиняет боль всем, кого встречает на своём жизненном пути. Но когда этот роман я прочитала во второй раз, уже в возрасте главного героя, впечатления тоже были яркие, но другие. Основной смысл данного романа связан с пониманием, что же такое искусство, какие жизненные смыслы вдохновляют на творчество. Очень часто этими жизненными смыслами является любовь. Но так ли это? Способен ли великий художник любить что-то, кроме своего искусства? Мы не всегда понимаем и принимаем талант и гениальность того или иного человека, которые по своей природе уже странность, но странностей с ними связанных как думается неразрывно, мы не принимаем и не понимаем. И поэтому очень часто на гениальных людей вешается ярлык "безумства".
В романе мы видим человека, которого несет его собственное "безумие", невозможность поступать иначе, сила таланта, страсти. Совершенно очевидно, что Стрикленд живет так, потому что не может жить иначе, и этим чувством пронизан весь роман. Споры ведутся вокруг этого романа уже давно. Кто-то безумно восхищается им, роман вызывает у них сильнейшие чувства, а страсть Чарлза Стрикленда поражает. Другие считают роман неудачным, настаивая на том, что творец и творение не разделены, картины полностью отождествлены с личностью художника. Но все они едины в одном – в данном романе подняты такие вечные вопросы, ответы на которые не могут быть однозначными.
В чем смысл жизни? Почему у каждого человека он свой, и что, в конечном счете, определяет идеалы человека, которые наполняют его жизнь смыслом? Очень часто говорят, что смысл жизни – это любовь. Но так ли это? В чем вообще заключается сущность любви? Все мы смертны, век человека недолог, и если придерживаться взгляда, что смысл жизни – это семья, любовь или материальное благополучие, что тогда останется после смерти человека? Возможно, именно в искусстве воплощается главный смысл жизни, в постижении красоты и гармонии? Художник умирает, как и все люди, но после него остаются полотна, которые из поколения в поколении передают свой особый смысл, который заключил в них творец. Все эти проблемы неоднократно поднимаются в романе «Луна и грош».
Таким образом, цель данной работы – рассмотреть проблемы смысла жизни, любви, смерти, сущности красоты в романе С. Моэма "Луна и Грош".
В романе Сомерсета Моэма «Луна и грош» поднимается множество философских вопросов. Безусловно, одним из основных является вопрос о смысле жизни. На протяжении всей своей жизни человек постоянно задает себе вопрос: «А в чем смысл жизни? Для чего я живу?». Человек может на время, и даже на очень долгое время, совсем забыть о нём, погрузится с головой в будничные интересы сегодняшнего дня, материальные заботы, но жизнь так устроена, что совсем и навсегда отмахнуться от него не возможно.
В романе «Луна и грош» показан путь поиска смысла жизни главного героя - Стрикленда. В начале романа он живет обычной жизнью обывателя, ему необходимо содержать семью и поддерживать ее благосостояние. Для многих все это могло бы стать смыслом жизни, так как благосостояние и создание семьи часто встречаются на первых местах жизненных приоритетов людей. Но для Стрикленда такая жизнь напротив лишена всякого смысла. Настоящей, счастливой семьи у них с женой не получилось: миссис Стрикленд чувствовала себя комфортно - у неё есть муж, дети, она ведёт светскую окололитературную жизнь, находиться в придуманном ею мире, и это её не тяготит. Для Чарлза Стрикленда же всё было иначе. Еще в молодости ему пришлось отказаться от своей мечты заниматься рисованием. Родители не поддержали его увлечения, объясняя, что рисованием на жизнь не заработаешь. Так он стал биржевым маклером.
Авторитет родителей,
необходимость содержать семью,
зависимость от мнения общества –
все это заставило его
Через год творческий порыв и невозможность так жить дальше, окончательно заставили его принять решение уйти из семьи навсегда, ради искусства. Поселяется он в самой бедной гостинице, в самом дешевом номере. Лондонские волнения супруги и будущее детей его не волнуют. Они уже выросли и сами могут позаботиться о себе. Все аргументы литератора в пользу возвращения его в лоно семьи вызывают удивление и отторжение.
Этот момент является для читателей одним из спорных в данном романе. Осуждать Стрикленда в том, что он оставил семью и абсолютно не заботиться, что с ними будет дальше? Но посмотрим на эту ситуацию иначе. Да, родители его не поддержали, но если бы рядом с ним оказалась любящая женщина, которая в его работах видела не «мазню», а возможность самовыражения, исход их взаимоотношений мог быть иным. Человек не может долгое время зажимать себя, свои мысли, побуждения и рано или поздно приходит желание изменить что-то в своей жизни. Могла бы семья Стриклендов превратиться в творческую семью – муж пишет картины, а жена воспринимает его творческую самореализацию как нечто необходимое? Думаю, что нет. Она жила в своём воображаемом мире. Стрикленд нужен ей именно как «машина» для добывания денег, право на творческую самоотдачу, как человека, отсутствует. Кто-то постигает смысл жизни тогда, когда находит ту точку, в которой чувствует себя счастливыми, а затем строит вокруг этого всю оставшуюся жизнь. А кому-то нужно идти к этому, преодолевая трудности и прилагая огромные усилия. Так получилось и у Стрикленда. Он свой смысл жизни обретал непросто.
Человек приходит в мир, чтобы сделать свою жизнь осмысленной. В процессе жизни люди, которые находятся рядом, общество – формируют его, и он сам формирует собственный тип мировоззрения, свой взгляд на мир. И вот в зависимости от того какая личность формируется – понимание смысла жизни - разное. Жизнь каждого человека имеет тот смысл, который он сам в нее вкладывает. Поэтому Стрикленд без сомнения поменял свой образ жизни, чтобы исполнить свои устремления, наполнить свою жизнь смыслом.
Очень многие не поняли Стрикленда, ведь он бросил все – семью, работу, свое положение в обществе. Но смысл жизни человека заключается в достижении своих собственных идеалов, которые могут не совпадать с идеалами окружающих. Подлинное понимание смысла жизни является результатом высокого развития и зрелости самосознания. Может быть, именно поэтому Стрикленду понадобилось так много времени для того, чтобы заняться тем, для чего он был предназначен. Стрикленд не только понял свой субъективный мир и не только и не столько познал свою относительную самостоятельность, автономность, личность, но и познал объективные общественные отношения.
Но часто ли именно в зрелом возрасте человек способен понять, что в этой жизни действительно для него важно – материальные ценности, семья, духовное развитие или что-то еще? Случается так, что человек может найти своё призвание ещё в молодом возрасте, общество признаёт его талант, его ожидают - карьера, великое будущее и благополучие, но он совершает поступки, непонятные обществу, как, например, поступок Абрахама. Он увидел Александрию и понял, что это его родина, какая-то непреодолимая сила потянула его туда. И он уехал, оставив все то, что пророчило ему успех. И Абрахам никогда не пожалел об этом, он считал, что прожил счастливую жизнь, а больше ему ничего и не нужно. Отчего так происходит? Почему иногда человек совершает поступки, непонятные большинству людей. Они считают таких людей чудаками, не понимают, как можно отказаться от того, чем хочет обладать каждый: положение в обществе, карьера, великое будущее. Абрахам был не понят, как можно бросить все и уехать в другую страну, жить в бедности, когда здесь ждет такое обеспеченное и великое будущее.
Так и Стрикленд был не понят, он поступил в противовес общественному мнению о счастье, о смысле жизни, о виденье красоты. Никто не задумался о том, какой силой духа и желанием найти себя, должен был обладать Стрикленд, раз смог вот так бросить все и начать свою жизнь с начала.
В романе С. Моэм показывает другого художника – Дирка. У него - родители не препятствовали его желанию рисовать, всячески помогали ему, всегда радовались его успехам. В итоге Дирк стал художником, но он сам прекрасно понимал, что ему недостаточно таланта для того, чтобы стать великим. Он рисует картины на псевдоитальянские темы – пышных женщин, красивых юношей, нежных девушек на фоне моря, гор и прочих красивостей. Дела Дирка идут неплохо – он имеет стабильный доход за счет своих картин. Он видится очень добрым человеком, который способен многое понять и простить. В его жизни не всё безоблачно, и насмешки, и обиды, и обман, и предательство, но Дирк при этом научился видеть красоту и талант других художников, кроме того он умел сострадать и помогать людям. Будь его воля, он бы заставил мир обратить внимание на истинных гениев и раскошелиться. Но, увы, мир обывателей достаточно упорен и верит бездарным критикам. Он не завидовал тем, кто талантливее его, он умел любить и прощать. И если Стрикленд выбрал смыслом своей жизни искусство, то для Дирка смыслом стали любовь, сострадание и взаимопомощь.
Проблема любви также неоднократно поднимается в романе «Луна и грош». Но любовь не просто как отношения между мужчиной и женщиной, а любовь как фактор формирования личности, любовь как чувство, которое направляет человека на деятельность. Именно любовь представляет человека как личность и, более того, является фактором более глубокого, а потому и более осознанного человеческого формирования.
Каждый человек обладает особым искусством индивидуально любить, по-своему. Ведь каждое любовное чувство, каждое любовное отношение хотя и похожи в своей основе, но все-таки они совершенно иначе проявляются в повседневной жизни и необычны по своему содержанию.
Смысл жизни Стрикленда – это творчество, а любовь – это лишь эпизод его жизни. В романе словами молодого литератора говориться об этом так: «Любовь, как правило, только один из эпизодов в жизни человека... Мало найдётся мужчин, для которых любовь – самое важное на свете, и это по большей части неинтересные мужчины; их презирают даже женщины, для которых любовь превыше всего…В любви разница между мужчиной и женщиной в том, что женщина любит весь день напролёт, а мужчина – только урывками".1 С этим можно и согласиться и не согласиться. Конечно же мужчины и женщины разные, ведь на одни и те же вещи они могут смотреть по – разному, чувствовать по- разному, но главное - твоя ли это женщина или твой ли это мужчина. И тогда всё может быть иначе и любовь, и творчество, и жизнь.
Философский смысл любви не в статике устроения личной жизни, а в динамике движения ее, постоянном человеческом самотворчестве. Любовь во всех случаях выступает уникальным способом преодоления духовной самоизоляции и одиночества, т. к. она всегда соединяет людей, рассматривая любимого как самого себя. Любовь, с точки зрения ее философского смысла, представляет собой высшее ценностное измерение человеческой личности, которое характеризует ее духовную зрелость и нравственную чистоту. Без любви не дано раскрыть полностью жизненный потенциал человеческой личности. Может поэтому в жизни Стрикленда именно тогда осуществилась главная цель, и было создано лучшее произведение его искусства, когда он обрел любовь? Именно любовь способствует раскрытию в человеке нравственных и интеллектуальных начал. Любовь как бы «добавляет» человеку ума и, в свою очередь, находит в нем же себе опору. А это наивысшее предопределение смысла в человеческой жизни. Не испытав на себе лично прелестей истинной любви, человек остается обыденным земным существом, так и до конца не познавшим свое жизненное предназначение. И перед смертью Стрикленд, хочется верить, обрел это чувство.
Вместе с тем, любовь, как особо противоречивая область философского самопознания жизни, одновременно является стимулом к творческому созиданию жизни человека – формированию самого себя и сама любовь – творчество и красота. Это творчество любовью, человеческого счастья, радости, добрых отношений между людьми. Пример тому семья капитана Брюно.
Проблема творчества проходит через весь роман «Луна и грош». Не просто творчества, как одного из составляющих человеческой жизни, а именно Творчества с большой буквы, которое и составляет смысл жизни человека. У Стрикленда именно искусство становиться смыслом жизни. Пытаясь постичь красоту, он отдаёт всего себя созданию главного произведения своей жизни. Но как выглядит разграничение между понятиями искусство и красота? Должен ли объект искусства обязательно быть красивым и понятным всем? Наверное, нет. Для того чтобы какой-либо объект мог быть объектом искусства он должен лишь вызывать ассоциации выходящие за рамки простого понимания о роде, предназначении и использовании этого объекта. Является ли каждый красивый объект автоматически так же и объектом искусства? Тоже нет. Красивый объект прикладного искусства, который вызывает только ассоциации "красивый объект", используется для украшения помещений, не обязательно является объектом искусства в прямом понимании этого слова. Настоящее произведение искусства создает трещину в глади наших представлений о мире, о наших связях с людьми. Как молния, которая в краткий миг освещает все, что вокруг тебя. Тут же все снова погружается во тьму, но ты все-таки что-то увидел. Для того чтобы создать что-то подобное, нужна колоссальная сосредоточенность и талант. И Стрикленд смог создать это настоящее произведение искусства в конце своей жизни. Но сколько страданий ему пришлось пережить для этого? Даже если не брать во внимание, что произведение биографично (многие считают, что за основу произведения Моэм взял жизнь Гогена) автор зачем-то наделяет Стрикленда болезнью, при этом болезнь неприятна в своем внешнем проявлении (проказа). Для чего он это делает? Может для того, чтобы показать, на какие жертвы готов пойти художник, чтобы постичь красоту в искусстве? А может, эта страшная болезнь выбрана для того, чтобы показать его душу, которую он продал в обмен на постижение тайны искусства, и проказа на его лице олицетворяет проказу на его душе? Сложно ответить на этот вопрос. Как и на другой, который венчает данное произведение. Казалось бы, что отдав искусству свою жизнь и даже свою душу, логичным завершением должно стать по-настоящему великое произведение. И это действительно произошло – в конце своей жизни Стрикленд создает настоящий шедевр. Но перед смертью он завещает уничтожить его. Почему он это делает? Почему на пороге смерти он отказывается от того, чему посвятил свою жизнь?
Информация о работе Смысл жизни,любви,смерти,красоты в романе С Моэма "Луна и Грош"