Смысложизненные проблемы в философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2015 в 22:01, контрольная работа

Описание работы

Разные философские учения отвечают на него по-разному. Представители материализма обращаются к рассмотрению объективной действительности и реальной жизнедеятельности людей, представители идеалистических направлений устремляют свой взгляд к Богу, обращаются к разуму, духу, идеям и т.д. Но, несмотря на постоянное внимание и обилие точек зрения, на сегодняшний день этот вопрос остается открытым и нет никаких оснований считать, что он может быть решен абсолютно.

Файлы: 1 файл

3090-2.docx

— 43.13 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Один из основных вопросов философии - смысложизненный (каков истинный мир человеческих ценностей и смысл жизни человека?), возникал и формировался неравномерно, в ходе истории философии "выдвигаясь" и уходя с переднего плана.

Разные философские учения отвечают на него по-разному. Представители материализма обращаются к рассмотрению объективной действительности и реальной жизнедеятельности людей, представители идеалистических направлений устремляют свой взгляд к Богу, обращаются к разуму, духу, идеям и т.д. Но, несмотря на постоянное внимание и обилие точек зрения, на сегодняшний день этот вопрос остается открытым и нет никаких оснований считать, что он может быть решен абсолютно. Именно в этом заключается актуальность темы данной контрольной работы.

 Цель контрольной работы  – рассмотреть смысложизненный вопрос в философии и ответить на вопросы о смысле жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Что означает смысложизненный вопрос в философии?

 

Может быть, больше всех над вопросом о смысле и цели жизни размышлял и мучился Л.Н. Толстой. В результате он пришел к выводу, что и то и другое заключается в самосовершенствовании личности. Вместе с тем для него было ясно, что смысл жизни отдельной личности нельзя искать отдельно от смысла жизни других людей. Однако все это еще не говорит о том, что Толстой в конце концов разрешил для себя эту проблему. “Одна тайна всегда останется для человека, только одна: зачем я живу? Ответ разумный один: затем, что этого хочет Бог. Зачем Он этого хочет? Это — тайна” — таков окончательный вывод Толстого.[5, с. 180]

Русский философ Н.Ф. Федоров (1828-1903) считал безнравственной идею личного спасения. Считал возможным всеобщее воскрешение всех умерших. Сделать это возможным — долг детей перед родителями.

Атеистический экзистенциализм рассматривает смерть как избавление от бессмысленного существования. Религиозный экзистенциализм (Шестов, Бердяев, Ясперс) понимает смерть как таинство соединения божественного и человеческого. Смерть бессмысленна, но не от бессмысленности бытия, а от скрытости его смысла для человека.

Марксизм рассматривает смерть как диалектический момент существования человечества. По Марксу, смерть — это победа рода над индивидом. Истина индивидуального бытия в бытии рода. Трагизм смерти снимается тем, что индивид остается жить в роде. Смысл жизни в данном случае в служении роду, в обеспечении его счастливого будущего.

Но где гарантии, что служение общему делу не обессмыслит дальнейшую жизнь. И дает ли цель смысл этой жизни. (Базаров у Тургенева: «Какое мне дело до того, что мужик будет счастлив, когда из меня самого лопух будет расти?») Почему одни должны страдать, а другие наслаждаться?  Да и будет ли то будущее поколение наслаждаться, будет ли оно благодарно предшествующим, добывшим для них блага жизни? Скорее всего, нет.[6, с. 182]

Смерть отдельного индивида ставит вопрос о смысле жизни как конкретного человека, так и  всего человечества.

Неумолимая дилемма: либо жизнь в целом имеет смысл, и тогда она должна иметь его каждое мгновение, для каждого человека. Либо жизнь бессмысленна, и все грядущее блаженство не искупает сегодняшних страданий. Достоевский так и говорит, что счастье будущих поколений не стоит одной слезинки замученного ребенка.

Советский философ Н.Н. Трубников (1929-1983) утверждал, что в жизни самой по себе нет никакого заранее смысла. Смысл жизни находится в ее становлении. Если бы был заранее заданный смысл, человек был бы лишен возможности выбирать и созидать свою человеческую сущность. Это счастье, что  нет заранее заданного смысла. Этот смысл можно и нужно находить в человеческой жизни сегодня. («А не ходить босиком и плести лапти для будущих поколений людей»). Но чтобы полюбить жизнь, надо полюбить смерть. Жизнь не противоположна смерти. Отсутствие смерти предполагает не жизнь, а отсутствие рождения. Если мы принимаем рождение, мы должны принять и смерть. Мысль о бессмертии может напугать страшнее всякой смерти. Смерть ужасна, но ужасно и бессмертие.

Но если природа не дает нам смысла жизни, его приходится искать в самой жизни. Австрийский психолог В.Франкл поиск смысла жизни рассматривает как врожденное  стремление человека, основной двигатель поведения и развития личности. Если в реальной жизни человек не находит смысла своей жизни, он пытается найти его в жизни иллюзорной. Отсюда пьянство, наркомания. Найти смысл жизни может каждый человек. Но нахождение смысла жизни это не познание ее, а призвание человека. Жизнь призывает человека ответить на вопрос о смысле жизни. Человек отвечает на него своими поступками. Но, найдя смысл жизни, надо его осуществить. Человек сам несет ответственность за его осуществление.[2, с. 81]

По Фрейду, психическая болезнь есть подсознательное «бегство в болезнь» от  действительности, так и смерть есть «бегство в небытие» от жизни. Человек должен очень хорошо жить, чтобы жить долго. Бесконечная жизнь предполагает бесконечно хорошие условия жизни.

Итак, в чем заключается смысл жизни?

Смысл жизни - это понятие, которое отражает постоянное стремление человека соотносить свои поступки с системой общественных ценностей, с высшим благом, чтобы таким образом получать возможность оправдывать себя в своих глазах, в глазах других людей или перед каким-то авторитетом, Богом. Иначе говоря, это объяснение себе и другим, для чего ты живешь.

Смысл жизни каждого человека уникален и неповторим, как и его жизнь. Человек всегда свободен в выборе смысла и в его реализации.  Но свободу нельзя отождествлять с произволом ее следует воспринимать с точки зрения в ответственности. Человек отвечает за верно найденный и реализованный смысл своей жизни. Человек должен следовать своему призванию, в котором жизнь приобретает смысл.

С точки зрения содержания высшего блага выделяют следующие типы обоснования жизни: гедонизм, аскетизм, эвдемонизм, корпоративизм, прагматизм, перфекционализм, гуманизм

Представители гедонизма смыслом жизни человека и его высшим благом считают наслаждение. Представители аскетизма смысл жизни видят в крайнем ограничении потребностей человека, самоотречении, в отказе его от жизненных благ и наслаждений с мечтою самосовершенствования или достижения морального или религиозного идеала. В основе эвдемонизма лежит стремление человека к счастью, что является главной мечтою жизни. Корпоративизм исповедует групповой эгоизм, видит смысл жизни в принадлежности к ограниченной сообщества, для которой главное-частные интересы. Прагматизм выражает стремление человека к выгоде, благам. Перфекционализм связывает смысл жизни с личным самосовершенствованием, даже когда оно осуществляется за счет интересов других людей. Представители гуманизма направляют свои усилия на утверждение достоинства и разума человека, его прав на земное счастье свободное выражение естественных человеческих чувств и способностей.

С точки зрения осуществления замысла жизни выделяют: оптимизм, скептицизм, пессимизм и не существует ситуаций, которые были бы действительно лишены смысла - даже самоубийца верит в смысл если не жизнь, то смерть и жизнь я и смерть, любовь и эгоцентризм, этика и аморальность, осмысленность и абсурд, нигилизм и самопожертвование - эти противоположные, но взаимосвязанные "абсолюты" человеческого бытия явно или косвенно детерминирует выбор человеком самого себя.

Схематично и весьма условно можно выделить следующие варианты решения проблемы смысла жизни в истории человеческой культуры.[3, с. 101]

  1.  Смысл жизни изначально существует в глубинах самой жизни. Для этого варианта характерно религиозное истолкование жизни. Единственное, что делает осмысленной жизнь и имеет для человека абсолютный смысл, есть не что иное, как активная соучастие в Богочеловеческой жизни. Не переработки мира на основах добра, а взращивание в себе субстанциального добра, усилия жить со Христом и во Христе. Бог создал человека по своему образу и подобию. И мы своей жизнью должны проявить его, потому эмпирическое жизни мира, как писал Семен Франк, бессмысленное, как беспорядочно вырванные из книги страницы.
  2. Смысл жизни находится за пределами жизни. Его можно назвать "жизнью ради других людей". Для человека жизнь становится осмысленным, когда она служит интересам семьи, нации, общества, когда она живет ради счастья грядущих поколений, ей небезразлично, что она оставит после себя. Недаром прожить жизнь - это и продолжиться в своих потомках, и передать им результаты материальной и духовной деятельности. Но на этом пути существует опасность оказаться в ситуации, когда все твое неповторимая жизнь превращается в средство для создания какой-то идеи или идеала (это может быть идея коммунизма, "светлого будущего" и т.д.). Если такая позиция не связана с духовной эволюцией человеческой личности, человек становится на путь фанатизма (история знает множество вариантов и классового и национального, и религиозного фанатизма).
  3. Смысл жизни создается самим субъектом. Этот вариант можно понимать как "жизнь ради жизни". Его основателем был древнегреческий философ Эпикур. Жить нужно так, считал философ, чтобы наслаждаться жизнью, получать удовольствие от жизненных благ и не думать о смерти. Ценность эпикурейской позиции состоит в том, что она предостерегает нас от ситуации, при которой поиск смысла жизни отодвигает на второй план. Жизнь сама по себе является ценностью, редким даром, и человеку к нему следует относиться с благодарностью и любовью. Ведь дана возможность переживать неповторимость собственного существования во всех йог в проявлениях - от радости, взлетов и побед к падению, отчаяния и страданий. Вместе с тем эпикурейское отношение к жизни, если оно лишено ответственности за этот подарок, утверждает в человеке эгоистических в положение "жизни ради себя» и ведет к потере чувства его полноценности.

Объективная логика развития будущей цивилизации предполагает дальнейшее социальное, духовный прогресс человека, утверждение более достойного человека гуманного смысла бытия Немецко-французский мыслитель Альберт Швейцер (1875-1965) неоднократно подчеркивал: "Задача современников - достичь истинной доброты, жить в согласии с самим собой. Только победа гуманного мировоззрения над антигуманным, даст нам возможность с надеждой смотреть в будущее".

 

 

 

  1. Надо ли, на Ваш взгляд размышлять над смыслом своей жизни? Почему?

 

«Если человек задумался о смысле жизни, значит, он серьезно болен» - так считал знаменитый психолог Зигмунд Фрейд. Другой известный психолог пришел к выводам иным: утрату смысла жизни он считал – главной причиной не только болезней, но и множества других человеческих бед, поиск смысла жизни он назвал путем к душевному здоровью. Вопрос смысла становиться особенно острым во времена жизненных испытаний, по этому поводу Ницше сказал: «Тот, кто знает, зачем жить, может вынести почти любое».

На мой взгляд, человеку необходимо периодически размышлять над смыслом своей жизни. Для того-то и наделен человек разумом, чтобы хоть иногда поднимать такие вопросы. Это помогает во многом разобраться. Когда ты просто думаешь, для чего еще существуешь на этом свете, то многое начинаешь понимать, то, чего раньше просто не видел. Еще В. Маяковский писал «Ведь, если звезды зажигают - значит - это кому-нибудь нужно?». Если мы живем, значит, есть какой-то смысл в этом. У каждого человека смысл свой. Кто-то видит смысл в продолжение человеческого рода, кто-то в интеллектуальном наследии. Главное, найти свой смысл жизни. Ведь, например, таких людей как Пушкин, Менделеев  мы помним в XXI веке и пользуемся их трудами, наверное, эти люди нашли свой смысл жизни.

 

  1. Как Вы представляете свое призвание в жизни?

 

Я считаю, что  в мире нет ни одного человека без каких-либо способностей, которыми он может гордиться, способности произвести, породить что-либо новое и красивое, обогатить существование. Нет ни одного человека, который бы пришел в этот мир пустым. Для того, чтобы определить свое призвание, на мой взгляд, необходимо ответить на вопросы:

Ощущаю ли я желание заниматься чем-либо? Хочу - самый сильный закон жизни. Если мы чего-то хотим очень сильно, то всегда этого достигаем. Ничто и никто не может остановить Хочу.

Чувствую ли я интерес к чему-либо? Необходимо прислушаться к себе. Мы не чувствуем интереса к тому, что не наше. Сильная тяга, увлеченность, настолько сильный интерес, когда бывает трудно оторваться от своего занятия - все это способы, которыми жизнь подталкивает людей к их предназначению.

На сегодняшний момент, я нахожусь в поиске своего призвания в жизни, выясняю, чем я хочу заниматься, что будет приносить не только удовольствие, но и пользу обществу.

 

  1. На какие ценности Вы предпочитаете ориентироваться в своей жизни?

 

"В наши дни слишком  много людей знают всему цену, но не понимают истинных ценностей" — Энн Ландерс.

В моей жизни, первостепенное значение имеют семейные ценности – любовь, уважение, верность, взаимопонимание. Социальные ценности – справедливость, уважение; Личные ценности – здоровье, самореализация. Мы живем в эпоху рыночных отношений, поэтому, немаловажное значение, в моей жизни, занимают материальные ценности. Однако они, в иерархии моих ценностей, никогда не будут выше семейных и социальных ценностей.

 

  1. Как Вы думаете, можно, ли прожить без идеала?

 

Вопрос, конечно, двоякий. Некоторые люди, зацикливаясь на своем идеале, забывают про реальные вещи, забывают про реальный мир, думая, что все, что не соответствует идеалу - является ужасным и недостойным его внимания. В то же время, идеал является мотивацией и целью к движению человека, ориентиром. Я считаю, что прожить без идеала можно, многие люди именно так и живут, но в их жизни отсутствует стремление лучшему, мотивация. На мой взгляд, идеал должен быть, но он должен быть реалистичным, достижимым.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Жизнь человека нельзя сводить к чисто биологическому существованию, она включает в себя все формы жизнедеятельности. Стало быть, и духовная, и биологическая сферы со всеми их атрибутами входят в рассматриваемое понятие в качестве его составных частей. Противопоставление духовного биологическому (телесному) есть не что иное, как дуалистический подход, расчленение человека на две части. «Если мы и впредь будем считать, - справедливо замечает И.И. Хомич, - что духовная жизнь человека и его физическое существование - вещи, не имеющие ничего общего между собой, что великие идеалы, во имя которых человек может пожертвовать своим физическим существованием, не входят в емкое понятие «человеческая жизнь», мы всегда будем повторять ошибки наших предшественников».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2009. – 608 с.
  2. Данильян О.Г., Тараненко В.М. Философия. Учебник. — М: Изд-во Эксмо, 2005. — 512 с.
  3. Зеленцова М.Г. Мир, человек, общество. Актуальные проблемы философского знания. Ч. 2. Специфика бытия человека в мире: учеб. пособие / ГОУВПО Иван. гос. хим.-технол. ун-т. – Иваново, 2008. - 100
  4. Петров Г.В.. Философия смысла жизни: учебник.- Псков. ПГПИ. – 2002.-80 с.
  5. Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юристъ, 1998. — 520 с.
  6. Философия. Учебник для вузов / Под общ. ред. В. В. Миронова М.: Норма, 2005. — 928 с.

Информация о работе Смысложизненные проблемы в философии