Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 15:09, реферат
Томас Гоббс-английский филосов-материалист.Один из основателей теории общественного договора и теории государственного суверенитета. Известен идеями, получившими распространение в таких дисциплинах, как этика, теология, физика, геометрия и история.
Общественный договор — теория, объясняющая происхождение гражданского общества, государства, права как результат соглашения между людьми. Понятие общественного договора подразумевает, что люди частично откажутся от суверинитета и передадут его правительству или другой власти, чтобы получить или поддержать общественный строй через господство права. Общественный договор означает соглашение управляемыми на наборе правил, по которым ими управляют.
|
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ ФГБОУ ВПО МГАВМиБ ФВМ |
Реферат |
Лист / |
РЕФЕРАТ
По дисциплине: «Философия»
На тему: «Социальная философия Гоббса»
Выполнила: студентка 1 курса 3 группы
ФВМ
Воронина Марина Павловна
Научный руководитель:
(Тихомиров Никита Вадимович)
Москва 2014 г.
Томас Гоббс-английский филосов-материалист.Один
из основателей теории общественного
договора и теории государственного суверенитета.
Известен идеями, получившими распространение
в таких дисциплинах, как этика, теология,
физика, геометрия и история.
Общественный договор — теория, объясняющая происхождение гражданского общества, государства, права как результат соглашения между
людьми. Понятие общественного договора
подразумевает, что люди частично откажутся
от суверинитета и передадут его правительству или другой власти, чтобы получить или
поддержать общественный строй через господство права. Общественный
договор означает соглашение управляемыми
на наборе правил, по которым ими управляют.
Гоббс создал первую законченную систему механистического матер
Выдающийся английский мыслитель XVII ст.
Томас Гоббс (1588-1679 гг.) исследовал в первую
очередь вопрос социальной философии.
В понимании Томаса Гоббса - синоним науки,
и главный ее предмет - тело. Категория
тело интерпретируется очень широко: естественное
тело - вещь, естественное и одновременно
социальное тело - человек, искусственно
созданное тело - государство.
Соответственно существуют три раздела
философии (науки вообще): философия природы,
философия человека (антропология), философия
государства. Всю же философию Томас Гоббс
разделяет на две части: естественную
или, в Аристотелевской интерпретации
первую философию (натурфилософию), и философию
гражданскую или моральную.
В натурфилософии природа рассматривается
как совокупность тел, причем никакой
первобытной материи кроме бесчисленного
количества тел не существует. Дух отдельных
тел, сменяемость одного другим создает
субъективный образ времени в форме общей
длительности, в действительности же времени
как объективного явления не существует.
Объективно не существуют и пространства
как определенной общей протяжности отдельных
тел. «Бесконечное не может постичь человек,
потому что воспринимает только конечность.
Поэтому бесконечное можно лишь уважать».
Онтологические и гносеологические вопросы
Томас Гоббс рассматривает из позиций
номинализма. В соответствии с такой концепцией,
материя, движение, пространство, время
- лишь названия, символы, знаки ума, для
определения разных состояний тел, их
координации. Номиналистска точка зрения
проводится философом и в понимании сущные
ряды качеств - цвета, звука, вкуса, но др.
Все, на его взгляд, ничто другое, как привидения,
субъективные психические образования,
которые возникают под воздействием движения
внешних тел. Дух, за Томасом Гоббсом, -
неотъемлемое свойство каждого тела.
В XVII ст. выразительно определились две
гносеологических концепции: Сенсуалистика
(Френсис Бекон, Джон Локк) и рационализм
(Рене Декарт, Бенедикт Спиноза). Но некоторые
мыслители пытались избежать таких двух
крайностей. К ним принадлежит Томас Гоббс.
Вслед за сенсуалистами отдает должное
чувствам в познании: «Нет ни одного понятия
в человеческом уме, которое бы не было
порождено первобытно, полностью или частично,
в органах чувства». Отбывание влекутся
внешними объектами субъекта. Представление
и память - это ослабленные ощущения. Вместе
с тем Томас Гоббс называет ощущение и
мысли привидениями, то есть не отождествляет
в содержательном психический образ с
его действиями, а считает, что опыт - это
источник первобытного знания, который
потом подлежит логической обработке
умом. Следовательно, знание истины, постигания
сути явлений, возможно лишь благодаря
умственной деятельности. Сама же умственная
деятельность реализуется благодаря языку,
который считается формой существования
мышления.
Учение о языке - одно из важнейших достижений
философии Томаса Гоббса. Основная мысль
такова: язык - это средство социализации
человека. «Без способности людей к языку,
у людей не было бы ни государства, ни общества,
ни договора, ни мира, так же, как нет языка
у львов, медведей и волков». Язык - такие
же сильные орудия, как и другие материальные
орудия людей. Томас Гоббс склонялся к
конвенциолистической концепции, считая,
что язык - это сугубо условная система
знаков, которая основывается на согласии
между людьми определенного круга общения.
Язык нуждается в постоянной проверке
и уточнении, потому что в процессе общения
люди могут вкладывать в слова разное
содержание и этим усложнять поиск истины.
Следовательно, анализируя познавательную
деятельность как целостный процесс, философ
стоит на позиции единства чувственного
и логического (рационального), но считает
рациональное ведущей формой познания.
На такой же позиции стоит Томас Гоббс
и в решении проблемы метода познания.
Первое знание, которое люди получают
с помощью чувства, требует использования
методов индукции и анализа. В результате
формируются конкретные понятия, дефиниции
и принципы, определяются причины явлений.
Потом познание переходит в теорию. Ученый
использует методы дедукции и синтеза,
логично обосновывает выводы, создает
систему доказательств, делает разные
обобщения, выводит из причин последствия,
формулирует законы. Томас Гоббс отдавал
преимущество в процессе определения
и познания истины методам дедукции и
синтеза, что непосредственно связанные
с подходом рационализма в научном познании.
Для Томаса Гоббса главным предметом
философии является человек. Но в отличие
от других философов, обращает внимание
преимущественно на социально-политический
и моральный аспекты человеческого бытия.
Если мировоззрение средневекового человека
опиралось на принцип геоцентризму, то
в следующие исторические периоды - Возрождения
и позже в XVIII-XIX столетия на передний план
выходит принцип антропоцентризма. Правда,
Томас Гоббс, будучи деистом, признает
существование бога-творца, но, как замечал
Карл Маркс, деизм - удобный и легкий способ
избавиться от религии. Человек, по мнению
Томаса Гоббса, житель двух миров - природы
и общества. Человеческая природа такова,
что люди в обществе приблизительно равные
за своими физическими и умственными способностями:
если один человек в чем-то превосходит
другую, то в другом уступает. Через равенство
способностей и надежд на достижение цели,
люди пытаются подчинить или покорить
друг друга и вступают в отношения, отношения
общей войны. Такое состояние, по мнению
Томаса Гоббса, и есть «естественное состояние
людей». Как же иначе объяснить такие проявления
человеческой природы: собираясь в дорогу,
каждый ополчается и пытается идти большой
компанию, отправляясь спать, застирывает
двери; даже в своем доме запирает ящики,
но др. Вывод один: человек от природы злое
существо и его спасение в уме, которое
подсказывает выход: необходимо искать
мира и придерживаться его. В идее мира
осуществляется переход от «естественного
состояния» к общественным отношениям,
то есть к заключению общественного договора.
Общественное положение допускает отказ
от права на все вещи в той мере, в которой
это необходимо в интересах мира и самозащиты.
Человек должен удовлетворяться такой
степенью воли в отношении к другим людям,
который допускает в отношении к себе
со стороны других людей. Именно такой
закон провозглашает Евангелие: обращайся
с другими так, как ты бы хотел, чтобы другие
обращались с тобой. По мнению Томаса Гоббса,
такой закон умного эгоизма - основное
моральное кредо человека, к такому закону,
в сущности, возводятся все другие социальные
законы. Но кто должен стоять на стороже
такого закона и быть гарантом его использования?
Таким посредником между людьми, которые
находятся в состоянии войны друг с другом,
должен стать искусственный, то есть, создан
самими людьми субъект - Левиафан. Левиафан
- это земной Бог, воплощение власти и порядка
в обществе, символизирует государство
как гарант человеческой свободы. То масс
Гоббс физиологически интерпретирует
функции такого искусственного человека,
социального обладателя: власть - душа,
должностные лица - суставы, награда и
наказание - нервы, богатство - сила, советники
- память, закон - воля, гражданский мир
- здоровье, смута - хвороба, гражданская
война - смерть.
Следовательно, естественное положение
- общая война всех против всех, заставила
людей перейти к общественному положению.
Люди заключили общественный договор
между собой ради своей же пользы и необходимости
выживания. «Естественное положение принуждает
людей ценой потери свободной естественной
жизни переходить к жизни в более комфортных
условиях, то есть к цивилизации. Государство,
правительство, монарх, институты цивилизации,
осуществляют насилие над естественной
жизнью человека, вынуждают ЕЕ покориться
новой общественной силе - общей власти.
Без государства жить нельзя, ведь альтернатива
такова: «Нет места для трудолюбивости,
нет развитого производства, угрожают
постоянный страх и опасность насильственной
смерти, жизни человека, бедное, беспросветное,
тупое и кратковременное. Естественное
положение характеризуется отсутствием
собственности, владения. Деление между
моим и твоим. Люди, в сущности, живут не
в обществе, а в одиночестве. Страх смерти,
желания вещей, роскошной жизни, и надежда
приобрести их своей трудолюбивостью
подсказывают выход: необходимы сильная
общественная власть, четкое законодательство
и законопослушные граждане. Верховная
власть не такая гиблая, как ЕЕ отсутствие.
По мнению Томаса Гоббса, самым эффективным
вариантом государственного строя является
монархия, при условии, что монарх и правительство
придерживаются законов, определенных
существующим правом.
Томас Гоббс вошел в историю культуры
как творец оригинальной философской
системы, где в центр поставленная проблема
людей моральнополитичных, которая пытается
всесторонне познать свою личную природу
и суть.
Философия Бенедикта Спинозы Бенедикт
(Барух) Спиноза (1632-1677 гг.) родился в еврейской
купеческой семье и провел всю жизнь в
Голландии. Учился в религиозном училище,
но не закончил через сложность семейных
обстоятельств. За отход от иудаизма Спинозу
отлучили от еврейской общины в Амстердаме
и лишили поддержку. На достаточно скромную
жизнь Бенедикт Спиноза зарабатывал шлифованиям
линз, на которые тогда был значительный
спрос. Свое учение Бенедикт Спиноза изложил
в ряде трудов «богословско-политический
трактат», «Этика», «Переписка» но др.
Философские взгляды формировались под
воздействием трудов еврейских философов,
Библии, учения итальянских мыслителей
эпохи Возрождения. Особенно глубокое
влияние на его методологические позиции
мало физико-математические знания (труды
Галилея, Декарта, Лейбница). Бенедикт
Спиноза вошел в историю философии как
сторонник онтологического учения о субстанции.
Известно, что проблемы первоосновы всего
существующего, соотношения единичного,
и общей постоянно находились в центре
внимания мыслителей, начиная с древности.
их решение предусматривает признание
или непризнание объективно существующей
телесной или духовной субстанции. Своеобразие
мировоззренческой позиции Бенедикта
Спинозы оказывается при сопоставлении
ее с взглядами мыслителей-современников:
он крепко стоял на позициях пантеизма.
Если Френсис Бекон, Рене Декарт, Томас
Гоббс, Готфрид Лейбниц и другие дести
рассматривали Бога как первопричину,
творца всей природы, то Бенедикт Спиноза
выходил с того, что Бог и Природа - это
одна единственная субстанция, название
которой должно быть «бог-природа». Если
в Рене Декарта Бог выносится за пределы
природы, рассматривается как сверхприродное
существо, которое порождает две параллельно
существующих субстанции, - материальную
и духовную, то Бог у Бенедикта Спинозы
находится в самой природе, в вещах и определяет
их существование. Выступая против креационистской
концепции, за которой сверхприродный
бог-творец - это отдаленная причина вещей,
Бенедикт Спиноза, напротив, рассматривает
ее как ближайшую причину. Этим самым философ
пытается преодолеть дестичные представление,
которое идет еще от Аристотеля об извечной
пассивности материи. Поскольку Бог присутствует
в вещах, то и материя имманентно активна.
Бог-субстанция (Бог-природа) больше не
нуждается ни в какой внешней причине,
внешнем толчке, что предоставили бы ей
движению и активности, есть причина самой
себя и действует без всякого принуждения,
свободно. Но материя - это одновременно
и следствие самой себя, то есть находится
в состоянии самопричинення. Внутри бога-субстанции
Бенедикт Спиноза различает две природы:
природу влекущую, и природу вызванную,
порожденную .
Следовательно, субстанция появляется
как внутренне динамический и самодостаточный
универсум, как единственное целое проявляется
в многочисленных модусах. Каждый модус
(вещь, явление, процесс) конечен, ограничен
во времени и пространстве, субстанция
же, как целостность, бесконечная. Взаимоотношения
между субстанцией и ее модусами определяются
отношением ограничения. Модус как результат
самоутверждения - результат ограничения
субстанции, то есть одновременно и отрицания
ее как безграничной сущности. По мнению
Бенедикта Спинозы, «ограничение является
отрицанием». Составная часть онтологической
концепции: учение об атрибутах. Атрибут
- неотъемлемое свойство вещи, в ней более
четче проявляется ее суть.
Можно утверждать, что бесконечная субстанция
должна иметь бесконечное число атрибутов.
Но реально к числу существенных атрибутов
Бенедикт Спиноза относит лишь два основных
- протяжность и мышление, материю и сознание.
Выбор таких атрибутов, как основных, вовсе
не случайный: ведь это две формы реальности,
которые лежат в основе макро- и микрокосмосу,
то есть универсума и человека. У Рене
Декарта такие атрибуты определяются
как две самостоятельных субстанции, которые
творятся и координируются Богом. Бенедикт
Спиноза ум не выносит за пределы субстанции,
а словно окунает его у нее. Отсюда становится
очевидной и склонность к рационализму:
ум - это атрибут субстанции, а субстанция
рационализм. Связки между модусами, как
и суть самих модусов, в принципе узнаются
человеком, потому что умное (человек)
может познать умное (природу). «Порядок
и связь идей тот же, что порядок и связь
вещей», - делает вывод Бенедикт Спиноза.
Законы природы, в сущности, логические,
является проявлением общей необходимости
и причинной связи. Усовершенствование
ума, стремления умной жизни, - основное
кредо этики Бенедикта Спинозы. В жизни
много неумного, но человек должен учитывать
этот факт и подчинять свои действия ума.
Отсюда его моральное кредо: «не высмеивать
человеческие поступки... не огорчаться
ими и не проклинать их, а понимать». Смысл
философии, за Бенедиктом Спинозой, заключается
именно в умном восприятии мира, места
человека, в нем и на такой почве - достижение
счастья и воли.