Социальное бытие человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 23:03, реферат

Описание работы

Под бытием в самом широком смысле этого слова имеется в виду предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще. Бытие и реальность как всеохватывающие понятия - это синонимы. Бытие есть все то, что есть – «вся видимая же и невидимая», как утверждается Символом веры. Это и материальные вещи, это и все процессы (физические, химические, геологические, биологические, социальные, психические, духовные), это их свойства, связи и отношения. Плоды самой буйной фантазии, сказки, мифы, даже бред больного воображения – все это тоже существует как разновидность духовной реальности, как часть бытия.
Бытие в обыденном понимании – существование. Бытие как философская категория – это не просто существование, а то, что гарантирует существование.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..3
1. Сущность человеческого бытия……………………………………………………….4
2. Формы человеческого бытия………………………………………….……………….5
3. Образ жизни и жизненный выбор человека…………………………………………11
4. Социальное бытие…………………………………………………………………….14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………

Файлы: 1 файл

реферат по философии.doc

— 94.00 Кб (Скачать файл)

Социальное бытие понимается как жизнь общества, связанная  с деятельностью, производством материальных благ и включающая в себя многообразие отношений, в которые люди вступают в процессе жизнедеятельности. Общественное бытие - это онтология социальной жизни.

По структуре  общественное бытие представлено реалиями повседневности, практической деятельностью  и отношениями между людьми. Общественное бытие (отношения людей к природе  и друг к другу) возникает вместе со становлением человеческого общества и существует относительно независимо от индивидуального сознания каждого индивида. Общественное бытие это объективная общественная реальность, она первична по отношению к сознанию отдельного индивида и поколения.

Согласно трудовой гипотезе марксизма в центре социального бытия находится труд. Идея первичности материального производства в жизни общества отличает материалистическое понимание истории от идеалистического.

Развитие общественного  бытия невозможно без непрерывного взаимодействия со сферой неорганики (косной материи) и органической формой бытия. Специфика бытия живого, телесность человека, законы функционирования человеческой физиологии ставят реальные ограничения сфере общественного бытия. В то же время становление и развитие общественного бытия предполагает непрерывное расширение природных границ. Социальное бытие выступает как вид социального творчества и тесно взаимодействует с общественным сознанием.

Каково место  и значение бытия человека в целостном  единстве бытия? Некоторые мыслители  полагали, что человек и даже человечество в целом - лишь незначительная часть необозримого мира.

В последние  годы статус человека и человечества в мире значительно вырос. Согласно доминирующей в настоящее время  точке зрения человек и человечество - не просто часть мира. Своим бытием человечество активно влияет на мир и самого себя. Именно человек способен познавать не только бытие в целом, но и собственное бытие в мире. Осознавая бытие мира и себя как часть единого бытия, человек одновременно осознает величайшую ответственность за бытие человеческого рода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ОБРАЗ ЖИЗНИ  И ЖИЗНЕННЫЙ ВЫБОР ЧЕЛОВЕКА

 

Человек проявляет  себя в общении и деятельности. Так как мир многообразен, то для  отдельного субъекта возникает проблема выбора: что благоприятно лично для  него? На что направить свои собственные усилия? В чем и как реализовать способности? Иначе говоря, человеку приходится выбирать вариант своей жизни. Чем более развит человек, тем сознательнее его выбор.

Жизненный выбор - это предпочтение, отданное индивидом  определенному способу удовлетворения своих потребностей и определенному способу самоотдачи.

На жизненный  выбор влияют условия воспитания, образования, общественного устройства. В демократическом обществе у  человека больше возможностей выбора; в тоталитарном обществе, где свобода личности подавляется, возможности выбора ограничены: каждый обязан делать то, что ему предписано сверху. Но не только от общества зависит, жизненный выбор. В нем осуществляется свободная воля человека; проявляется внутренние мотивы и ценностные ориентации. В жизненном выборе выражается самодеятельная активность человека, его творческое отношение к миру.

Для исследования конкретно социального поведения  человека в социологии применяется  понятие «образ жизни». В нем отражаются особенности общения, поведения и склада мышления людей различных слоев (образ жизни трудящихся, образ жизни студентов, образ жизни предпринимателей и т. п.). Это понятие позволяет показать, с одной стороны, как живет человек в данном обществе, а с другой - что делает общество для развития его индивидуальности, реализации творческих и способностей.

Образ жизни - это формы человеческой жизнедеятельности, типичные для исторически конкретного общества. Образ жизни формируется под влиянием социально-экономических, культурных и природных условий человека. Понятие «образ жизни» отражает устойчивые черты жизни и деятельности определенных групп людей и отдельных индивидов.

В зависимости  от используемого критерия выделяют различные виды образа жизни. Так, если в качестве критерия используется формационный подход (по отношению к средствам производства), то говорят о первобытнообщинном, рабовладельческом, феодальном, буржуазном и т. д. образе жизни, с точки зрения деятельности - о городском, сельском; с точки зрения социальной структуры общества - об образе жизни социальной общности, социальной группы на том или другом историческом этапе их развития. Выделяют также активный и пассивный, нравственный и безнравственный, спортивный и т. д. образы жизни.

Изучение образа жизни имеет большое значение при формировании социальной политики государства, которая учитывает демографические показатели, показатели материального благополучия, социального обеспечения, здравоохранения, охраны окружающей среды, трудовой, культурной, бытовой, общественно-политической и т. п. деятельности.

Каждый человек  представляет собой особую, уникальную личность. Неповторимость личностных свойств зависит от природных  задатков, образования и культурной среды обитания. Различие этих факторов приводит к тому, что люди при  достижении возраста активной деятельности оказывается наделенными различными возможностями. Однако проблема для общества и индивида состоит не в том, чтобы обеспечить всем равные возможности (что в принципе невозможно), а в том, чтобы индивид сумел свои, Только ему присущие возможности, превратить в действительность, т. е. реализовать, актуализировать все, что в него заложила природа при рождении, а общество дало при воспитании.

Итак, самореализация человека - это осуществление его  возможностей. Трудности самореализации связаны с тем, что человеку не всегда удается осознать действительное содержание своих возможностей, с одной стороны, а с другой - человек может не найти общественной потребности в своих способностях, знаниях и таланте. И лишь при гармоничном сочетании личных возможностей и общественных потребностей происходит самореализация человека.

Самопознание  является одним из видов познавательной деятельности человека. Это познание, направленное на внутренний мир человека, на его собственное «Я». Так как  самопознание осуществляет сам познающий субъект, то здесь предмет познания совпадает с процессом познания, или иначе говоря, субъект познания становится объектом познания. Для самопознания необходимы самонаблюдение, самоанализ, а также деятельное общение с другими людьми и с миром вообще. Последнее особенно важно, так как в одном только самосозерцании трудно узнать границы своих поступков и предел своих чувств.

Проблема здоровья человека на сегодняшний день - одна из приоритетных в социальной политике. Всем известно, что болезнь легче предупредить, чем лечить. Здоровый образ жизни - это индивидуальная система поведения человека, направленная на сохранение и укрепление своего здоровья. Здоровый образ жизни - это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и в то же время защищающий от, неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.

Единой точки  зрения на понятие здорового образа жизни нет, но основное его содержание составляют следующие элементы: оптимальный уровень двигательной активности, удовлетворяющей суточную потребность организма в движении; закаливание, способствующее увеличению сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям внешней среды и заболеваниям; рациональное питание: полноценное, сбалансированное по набору жизненно необходимых веществ (белки, жиры, углеводы, витамины и микроэлементы); соблюдение режима труда и отдыха; личная гигиена; экологически грамотное поведение; психическая и эмоциональная устойчивость.

Потребность в  здоровом образе жизни складывается под воздействием семьи, образовательных  учреждений, общественных организаций  и многих других факторов. Существуют активные формы здорового образа жизни (физическая культура, закаливание, рациональное питание, гиена труда и отдыха). Используя эти формы, человек этими действиями стремится сохранить и укрепить свое здоровье. Есть и пассивные формы, когда человек старается воздержаться от таких привычек, которые отрицательно влияют на его здоровье.

4. СОЦИАЛЬНОЕ  БЫТИЕ

 

Проблема бытия - центральная для любого философского учения и философской системы. Даже если философ не конкретизирует (эксплицирует) проблему, что есть бытие, тем не менее его философствование предусматривает определенное влияние этой проблемы.

До начала философствования необходимо выяснить, что значит быть и не быть, как возможно бытие, в  каких формах оно присутствует. Вся  истории философии есть исторические онтологии, т.е. учения о бытие. Впервые проблему бытия поставили элеаты (сер. 1 тысячелетия до н.э.). Для них: 1) бытие познается только в мышлении; 2) бытие тождественно мышлению.

Другое представление  о бытии мы видим у Платона  и Демокрита. Для Платона бытие есть независимое от субъекта бытие идеальных сущностей - идеи. Эта позиция объективного идеализма.

Атомисты представляли бытие как бытие независимых  от сознания материальных сущностей - атомов. Это позиция материалистична, позиция натурализма.

В 17 в. Беркли и  Юм провозглашают принцип "Esse est percipi" - существовать, значит быть воспринимаемым - это позиция субъективного материализма.

Представления о бытии в исторической философии  можно продолжить, но если подходы  к решению проблемы бытия можно  свести к вышеизложенному, т. е. под бытием можно понимать мышление, мир идей, Бог, мир ощущений (комплекс ощущений), материя.

В 20 в. под бытием часто понимается бытие языка (язык науки / обыденный язык) - это аналитическая  философия.

Самое оригинальное представление о бытии в 20 веке было представлено в учении нем. философа, феноменолога, экзистенционалиста и герменевта Мартина Хайдеггера. Как и для элеатов, для Х. бытие не существует вне и не для человека. Если вся история философии до 20 в. традиционно разделяла и сущее, и бытие (сущее - все то, что есть и до, и вне человека, физическое бытие человека; бытие - осознание сущего как существующего).

Для Хайдеггера существует онтическое и онтологическое. С его точки зрения, вся предыдущая философия занималась онтологией, т. е. она пыталась с помощью мышления, логики изменить сущее.

Между тем для нее ускользало понятие истинного бытия. Истинное бытие - бытие себя сознающее, эти бытие-Тут, бытие Dasein. В последних русских переводах этот термин проводится как присутствие. Носитель истинного бытия - человек.

Основными характеристиками бытия являются длительность, время. Dasein всегда озабочено. Забота является непременным атрибутом истинного бытия. Быть значит быть всегда озабоченным.

Конкретизацией понятия бытия является понятие субстанции и материи (в рамках философских систем). В новое время появляется понятие субстанции - нечто единое, которое порождает многообразие вещей и явлений и куда все возвращается после разрушения.

Субстанция  бывает материальной (протяженность) и  идеальной (мышление). В соответствии с общей направленностью определенной философской концепции вычленяются одна (монизм), две (дуализм) или множество (плюрализм). Если основой всего мыслится одна субстанция, которая порождает другую, то такая позиция называется монизмом, который бывает материалистическим и идеалистическим.

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Важной философской  проблемой остается взаимосвязь  возможного (потенциального) и реального (актуального) бытия. Принципиальной проблемой  философии традиционно считается  соотношение материального и  идеального (нематериального) бытия.

В философии марксизма данная проблема обозначена как основной вопрос философии. Он формулировался как вопрос об отношении мышления к бытию, духа - к природе.

Соотношение материального  и идеального, природы и духа рассматривается  по двум основным позициям. Первая позиция (или первая сторона основного вопроса философии) выясняет первичность материального или идеального. Вторая позиция (или вторая сторона основного вопроса философии) состоит в аргументации возможности человека познавать бытие.

"Линия" (традиция) объективного идеализма была положена, как признано многими философами, древнегреческим мыслителем - Платоном. Он выдвинул положение об идее как особой сущности, независимой от вещи. Не сознание человека, а идеи предшествуют всем материальным предметам. Идея, по Платону, - это «вне сознания человека и вещей существующее начало всего».

Бытие в философском понимании представляет все существующее, известное или неизвестное человеку. Сам человек - элемент бытия, обладающий важной особенностью - сознанием и деятельностью.

Структура бытия  характеризуется соотношением материального  и идеального бытия, бытия потенциального и актуального, бытия природы, человека и общества. Материальный мир может  быть структурно представлен единством  микро-, макро-, и мегамира.

Проблема бытия - одна из важнейших мировоззренческих и методологических проблем теории всеобщего.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М., 2006.

2. Голубинцев  В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. – Рн/Д., 2006.

3. Ильенков Э.В. Философия и культура. – М., 1991.

4. Коган Л.А. Закон сохранения бытия //Вопросы философии, 2001. - №4.

5. Кохановский В.П., Матяш Г. П., Яковлев В. П., Жаров Л. В. Философия для средних и специальных учебных заведений. Ростов н/Д, 2008.

Информация о работе Социальное бытие человека