Социальное и биологическое в человеке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 16:44, доклад

Описание работы

С проблемой сущности и существования связан и вопрос о соотношении этих двух начал. Человек есть существо социальное. В то же самое время он есть дитя природы и не может в своем существовании выйти за ее рамки, функционировать безотносительно к своей собственной биологической природе, не может перестать есть, пить, покинуть свою телесную оболочку и т.д. Биологическое в человеке выражается в генах, в морфофизиологических, электрохимических, нервно-мозговых и других процессах его организма. Социальное и биологическое находятся в человеке в неразрывном единстве, сторонами которого являются личность как его «социальное качество» и организм, который составляет его природную основу.

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 25.15 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Псковский  государственный университет» 
 
 

Финансово-экономический  факультет 
 
 

Доклад  «Социальное и биологическое в человеке »

Дисциплина: Философия 
 
 

Выполнил  студент 

группы 072-1307Б

                                                                    Торбенко Анатолий Александрович

                                                                    Номер студенческого билета 1001079

                                                                    Руководитель: Габдулова Нина Николаевна                                                       
 
 

Псков

2012 

      Словарь русского языка СИ. Ожегова определяет человека как «живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда». Такое определение объединяет в этом понятии две сущности человека — его биологическое начало и его социальную сущность. 

      С проблемой сущности и существования  связан и вопрос о соотношении  этих двух начал. Человек есть существо социальное. В то же самое время он есть дитя природы и не может в своем существовании выйти за ее рамки, функционировать безотносительно к своей собственной биологической природе, не может перестать есть, пить, покинуть свою телесную оболочку и т.д. Биологическое в человеке выражается в генах, в морфофизиологических, электрохимических, нервно-мозговых и других процессах его организма. Социальное и биологическое находятся в человеке в неразрывном единстве, сторонами которого являются личность как его «социальное качество» и организм, который составляет его природную основу.

      Но  человек не только биологическое существо, он еще и существо социальное (общественное). Это значит, что человек без общества остается биологическим существом, неким «маугли», которому присущи исключительно животные привычки. Известны случаи, когда новорожденные дети похищались дикими животными и те из них, кто оставался в живых, принимали повадки животных. Чтобы стать человеком разумным, ребенок должен воспитываться людьми и получить человеческое воспитание. 

      Человек отличается от животных прежде всего  способностью рассуждать и мыслить, то есть наличием своего внутреннего  духовного мира. Только человек может  размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, мечтая и строя планы. Мышление — это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут быть непосредственно восприняты человеком. Благодаря мышлению человек не просто приспосабливается к природе, как животное, но и преобразует окружающий мир. Используя то, что ему дает природа, а также опыт и знания предыдущих поколений, человек создает новые предметы с теми характеристиками, какие ему нужны. Делает он это с помощью разных видов деятельности (интеллектуальной, производственной, художественной и т.д.). 

      В отличие от животных, человек воспроизводит  не только свою биологическую, но и  социальную сущность, и поэтому должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности. Удовлетворение духовных потребностей связано с формированием духовного (внутреннего) мира человека. Он формируется под влиянием того общества, в котором живет человек. Понятие «общество» является одноко-ренным словом с термином «общение» (в последнее время в литературе часто стал применяться его синоним — коммуникация, что означает «связь, путь сообщения»). Именно благодаря общению человек может передать другим то, что он осознает, о чем он думает. Средством общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе является прежде всего язык. 

      К тому же человек может отражать действительность не только с помощью языка и  речи, но и с помощью музыки, живописи и других образных форм. 

      Каждый  человек обладает своими особыми  признаками, которые отличают его  от многих других. Часть этих признаковисключительно индивидуальна, то есть в природе не существует двух людей с одинаковыми признаками. К ним можно отнести особенности радужной оболочки глаз, отпечатки пальцев (даже у близнецов они отличаются) и другие. В науке принят специальный термин «индивид» (от лат. нераздельный, неделимый) — человек как отдельная личность в среде других людей.

      Со  стороны своей биологической  природы каждый индивид обусловлен с самого начала определенным генотипом  — набором генов, получаемых от родителей. Уже при рождении он получает ту или иную биологическую наследственность, которая в виде задатков зашифрована  в генах. Эти задатки влияют на внешние, физические данные индивида (рост, цвет кожи, форму лица, силу голоса, продолжительность жизни и т.д.), на его психические качества (эмоции, темперамент, отдельные черты характера  и т.п.). По мнению некоторых ученых, в какой-то мере по наследству передается и одаренность людей в различных  видах деятельности (художественном творчестве, музыке, математике и др.). Однако отсюда не следует делать вывод  о только природной обусловленности  способностей человека. Задатки —  это лишь предпосылки способностей человека, которые нельзя свести к  генотипу. Способности обусловлены, в общем виде, единством трех факторов: биологическим (задатки), социальным (социальная среда и воспитание) и психическим (внутреннее Я человека, его воля и т.п.).

      Производный от слова «индивид» термин «индивидуальность» характеризует человека как одного из многих, но учитывает его личные особенности, в том числе внешний облик, специфическую манеру поведения, характер и т.д.

      При рассмотрении проблемы социального  и биологического следует избегать двух крайних точек зрения: абсолютизации  социального фактора — пансоциологизма  и абсолютизации биологического фактора — панбиологизма. В первом случае человек предстает как  абсолютный продукт социальной среды, как tabula rasa (чистая доска), на которой  эта среда от начала до конца пишет  все развитие индивида. Сторонники этой концепции не только сущность человека, но и все человеческое существование связывают с влиянием социальной среды. Именно на этих позициях стояли у нас в свое время люди, боровшиеся против генетики как «буржуазной» науки.

      Ко  второй концепции относятся различного рода биологизаторские учения. В частности, сюда относятся расистские теории, утверждающие о природном превосходстве  одной расы над другой. Несостоятельность  расизма объясняется тем, что  уникальность генотипа человека проявляется  не на расовом (или каком-нибудь социальном) уровне, а на индивидуальном уровне. Какого-либо расового, национального  или социального генотипа в природе  не существует. На биологизаторских позициях стояли и представители социал-дарвинизма, пытавшиеся объяснить общественную жизнь, основываясь на учении Дарвина  о естественном отборе.

      По  мнению современных социобиологов, принципиальные изменения в представления  о природе человека должна внести «теория генно-культурной коэволюции». Суть ее состоит в том, что процессы органической (генной) и культурной эволюции человека происходят совместно. Гены и культура в совместной эволюции неразрывно связаны между собой. Однако ведущая роль в этом процессе отводится генам. Они оказываются  конечными причинами многих человеческих поступков. Поэтому человек выступает  на самом деле объектом биологического знания.

      Однако  объяснять развитие и поведение  человека преимущественно в терминах и рамках биологии было бы неверно. Как мы уже отметили, биологическое  и социальное в человеке находятся  между собой в тесной взаимосвязи. Младенец, попавший в животные условия  существования, даже если и выживает физически при благоприятных  обстоятельствах, однако не становится человеком. Для этого индивиду нужно  пройти определенный период социализации. Нельзя не присоединиться в этой связи  к суждению о том, что: «Ребенок в  момент рождения лишь кандидат в человека, но он не может им стать в изоляции: ему нужно научиться быть человеком в общении с людьми». Другими словами, вне социальных условий одна биология еще не делает человека человеческой личностью.

      Еще один аспект влияния социального  на биологическое в человеке состоит  в том, что биологическое в  человеке осуществляется и удовлетворяется  в социальной форме. Природно-биологическая  сторона существования человека опосредуется и «очеловечивается»  социокультурными факторами. Это касается и удовлетворения таких сугубо биологических  потребностей, как продолжение рода, еда, питье и т.д. Правда, следует отметить, что это «очеловечивание» природы на практике не всегда означает ее облагораживания. Подобно тому как отдельный индивид способен, в отличие от животного, на удовлетворение своих естественных потребностей в извращенной форме, общество способно пагубно влиять на свою природную среду. Такое влияние сегодня — это не только факт, но и важнейшая глобальная проблема, решение которой связано с выживанием самого человека.

      Человек ценен для общества прежде всего  своими социально значимыми качествами, которые в своей совокупности характеризуют личность. Чтобы стать личностью, надо обладать — разумом, самосознанием, способностью отвечать за свои поступки и действия. Каждый этап развития человеческого общества предъявляет свои требования к личностным качествам человека.


Информация о работе Социальное и биологическое в человеке