Социальное пространство и время

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 09:10, реферат

Описание работы

Цель работы – рассмотреть социальное пространство и время.
Для реализации данной цели необходимо решение следующих задач:
- раскрыть понятие пространства и времени;
- определить концепции пространства и времени;
- рассмотреть социальное пространство и время.

Содержание работы

Введение…………………………..………………………………………...3
1. Понятие пространства и времени…………………………………..…..4
2. Концепции пространства и времени…………………………………...6
3. Социальное пространство и время……………………………………..8
Заключение………………………………………………………………..14
Список литературы……………………………………………………….15

Файлы: 1 файл

Sotsialnoe_prostranstvo_i_vremya_-_kontr.doc

— 117.50 Кб (Скачать файл)

Специфика социального пространства тесно связана со спецификой социального времени, которое является внутренним временем общественной жизни и как бы вписано во внешнее по отношению к нему время природных процессов. 11

Социальное время, как и социальное пространство, имеет сложную структуру. Оно возникает как наложение друг на друга различных временных структур. Здесь можно выделить также и время индивидуального бытия человека: время то «бежит», то «замедляется», что зависит от тех или иных конкретных ситуаций; в детстве нам кажется, что время течет медленно, а в зрелом возрасте — что оно ускорило свой бег. Это субъективное чувство времени, и оно лишь в целом соответствует реально-физическому времени. Как отмечают специалисты, оценка времени индивидом включает: оценки одновременности, последовательности, длительности, скорости протекания различных событий жизни, их принадлежности к настоящему, удаленности в прошлое и будущее, переживания сжатости и растянутости, прерывности и непрерывности, ограниченности и беспредельности времени, осознание возраста, возрастных этапов, представления о вероятной продолжительности жизни, о смерти и бессмертии, об исторической связи собственной жизни с жизнью предшествующих и последующих поколений и т.п.12

Социальное время является мерой изменчивости общественных процессов, исторически возникающих преобразований в жизни людей. На разных стадиях общественного развития ритмы социальных процессов были замедленными. Родоплеменные общества и пришедшие им на смену первые цивилизации древнего мира воспроизводили на протяжении многих столетий существующие социальные отношения. Социальное время в этих обществах носило квазициклический характер. Ориентиром общественной практики было повторение уже накопленного опыта, воспроизводство действий и поступков прошлого, которые выступали в форме священных традиций. Отсюда особая ценность прошлого времени в жизнедеятельности традиционных обществ. Человек древнейших цивилизаций жил, как бы оглядываясь в прошлое, которое представлялось ему золотым веком. Не случайно в традиционных обществах понятия «древний» и «хороший», «добрый» были почти синонимами.

Идея направленности времени и ориентация на будущее возникли в культуре значительно позднее. Линейно направленное историческое время проявляется наиболее отчетливо в обществе эпохи формирования капиталистических отношений. Капиталистическая система производства по сравнению с предшествующими ей формациями привела к резкому ускорению развития производительных сил и всей системы социальных процессов. Еще в большей мере это ускорение свойственно современной эпохе с ее бурно развертывающимся научно-техническим прогрессом.

Таким образом, социально-историческое время течет неравномерно. Оно как бы уплотняется и ускоряется по мере общественного прогресса.

Для философского осмысления трудным и интересным оказывается вопрос от соотношении времени и вечности. Касаясь этого вопроса, Н.А. Бердяев отмечал следующее. Время разбивается на прошлое, настоящее и будущее, и если мы подумаем об этих трех частях, то придем к странному выводу о том, что их нет. Настоящее есть лишь какое-то бесконечно мало продолжающееся мгновение, когда прошлого уже нет, а будущего еще нет, но которое само по себе представляет некую отвлеченную точку, не обладающую реальностью. Прошлое призрачно потому, что его уже нет. Будущее призрачно потому, что его еще нет. Нить во времени разорвана на три части, нет реального времени. Это поедание одной части времени другой приводит к какому-то исчезновению всякой реальности и всякого бытия во времени. Во времени обнаруживается злое начало, смертоносное и истребляющее. Будущее есть убийца прошлого и настоящего. Будущее пожирает прошлое для того, чтобы потом превратиться в такое же прошлое, которое в свою очередь будет пожираемо последующим будущим.

Такое рассуждение, полагает Н.А. Бердяев, должно быть включено в более широкую концепцию, в которой выявляется разрыв конечного с выходом в вечность. Философия истории, пишет он, должна признать прочность исторического, признать, что историческая действительность, та действительность, которую мы считаем прошлым, есть действительность подлинная и пребывающая, не умершая, а вошедшая в какую-то вечную действительность; она является внутренним моментом этой вечной действительности. Имеется целостная жизнь, которая совмещает прошлое, настоящее и будущее в едином целостном всеединстве, поэтому действительность, отошедшая в прошлое, не есть умершая историческая действительность; не менее реальна она, чем та, которая свершается в данное мгновение или та, которая будет свершаться в будущем. Каждый может быть приобщен к истории постольку, поскольку он существует в этом зоне мировой действительности. Христианское учение открывает эту вечность. С этой точки зрения, по Н. А. Бердяеву, исторический процесс имеет двойственную природу: он что-то истребляет, но, с другой стороны, сохраняет. В мире действует истинное время, в котором нет разрыва между прошлым, настоящим и будущим, время ноуменальное, а не феноменальное. Настоящая философия истории выявляет единство времени.13

 

 

Заключение

 

Таким образом, мы видим, что вопрос о понимании пространства и времени до сих пор остается открытым. Современная наука говорит, что пространство - форма проявления бытия, которая характеризуется протяженностью, структурностью, сосуществованием и взаимодействием; а время - форма осуществления бытия, которая характеризуется длительностью и последовательностью смены состояний. Так же выделяются свойства трехмерности, одномерности, однородности, изотопности и необратимости. Однако возможно, что данные определения и свойства не полные и что с новыми достижениями науки пространство и время найдут новые характеристики.

Говоря о субстанциональной и реляционной концепциях, можно выделить их основное отличие: зависимость или не зависимость от материальных объектов. Как уже говорилось, современная наука отдает предпочтение реляционной концепции, что подтверждает теория относительности.

Социальное же понимание пространства и времени существует вне научных теорий. В ходе истории оно изменчиво. Также оно различно в разных слоях общества, возрастных и территориальных группах. Тут нельзя говорить о каком-либо едином восприятии пространства и времени ни у отдельных индивидов, ни у отдельных социальных групп, ни у всего обществав целом.

 

Список литературы

 

  1. Аженов Г.П. О причине времени // Вопросы философии. – 2006. – №1. – С. 19.
  2. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2010. - 608 с.
  3. Ахундов М.Д. Концепции пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы. – М.: Наука, 2007. – 312 с.
  4. Ерыгин А.Н., Основы философии: Учебник. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К°"Ю, 2007. – 450 с.
  5. Жаров A.M. Об эмпирическом и теоретическом обосновании одномерности времени // Вопросы философии. – 2008. – №7. – С. 13.
  6. Зотов А.Ф. Современная западная философия: Учебник. - 2-е изд., испр. - М.: Высшая школа, 2010. – 420 с.
  7. Кальной И.И., Сандулов Ю.А. Философия для аспирантов: Учебник / Под ред. И. И. Кального. 3-е изд., стер. — СПб.: Издательство «Лань», 2009. - 512 с.
  8. Райхенбах Г. Философия пространства и времени. – М.: Наука, 2005. – 220 с.
  9. Фролов И. Т. Введение в философию 3-е изд.,. - М.: Республика, 2008. - 623 с.
  10. Ярская В.Н. Философско-социологическое исследование времени / Материалы совещания // Вопросы философии. - 2007. - № 5. – С. 26.

 

 

 

 

 

 

 

Министерство сельского хозяйства

ФГВПО «Тюменская государственная сельскохозяйственная академия»

Кафедра

1 Кальной И. И., Сандулов Ю. А.Философия для аспирантов: Учебник / Под ред. И. И. Кального. 3-е изд., стер. — СПб.: Издательство «Лань», 2009. — С.84.

2 Кальной И. И., Сандулов Ю. А.Философия для аспирантов: Учебник / Под ред. И. И. Кального. 3-е изд., стер. — СПб.: Издательство «Лань», 2009. — С. 87.

3 Фролов И. Т. Введение в философию: 3-е изд. - М.: Республика, 2008. – С. 53.

4 Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2010. — С.113.

5 Алексеев П.В., Панин А.В. Философия:– М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2010. — С. 125.

6 Кальной И. И., Сандулов Ю. А. К 17 Философия для аспирантов: Учебник / Под ред. И. И. Кального. 3-е изд., стер. — СПб.: Издательство «Лань», 2009. — С. 95.

7 Алексеев П.В., Панин А.В. Философия:– М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2010. — С. 137.

8Кальной И. И., Сандулов Ю. А. Философия для аспирантов: Учебник / Под ред. И. И. Кального. 3-е изд., стер. — СПб.: Издательство «Лань», 2009. — С.96.

9 Фролов И. Т. Введение в философию: 3-е изд. - М.: Республика, 2008. – С. 62.

10 Ярская В.Н. Философско-социологическое исследование времени / Материалы совещания // Вопросы философии. - 2007. - № 5. – С. 26.

11 Фролов И. Т. Введение в философию: 3-е изд. - М.: Республика, 2008. – С.76.

12 Алексеев П.В., Панин А.В. Философия:– М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2010. — С.157.

13 Аженов Г.П. О причине времени // Вопросы философии. – 2006. – №1. – С. 19.

 


 



Информация о работе Социальное пространство и время