Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 12:41, контрольная работа
Конфуций (28 сентября 551 - 479 гг. до н.э) родился в городе Цюйфу в семье 63-летнего чиновника Шу Лянхэ и 17-летней наложницы по имени Янь Чженцзай. Он был потомком знатного аристократического рода, к тому времени почти разорившемуся. Отец Конфуция умер, когда мальчику было 3 года, и молодая мать посвятила всю жизнь воспитанию мальчика. Её постоянное руководство, чистота личной жизни сыграли большую роль в формировании характера ребенка. Уже в раннем детстве Конфуций отличался выдающимися способностями и талантом предсказателя. Он любил играть, подражая церемониям, бессознательно повторяя древние священные ритуалы.
1. Биография _____________________________________________________2
2. Учение ________________________________________________________4
2.1 ,,Государственная этика” Конфуция ______________________________4
2.2 Пять постоянств праведного человека ____________________________6
2.3 Что есть человеколюбие и гуманность ____________________________8
2.4 Благородный и культурный человек в понимании Конфуция _________10
2.5 Школа Конфуция _____________________________________________11
2.6 Некоторые изречения Конфуция, записанные его учениками ________12
3. Список литературы ____________________________________________14
Содержание
1. Биография ______________________________
2. Учение ______________________________
2.1 ,,Государственная этика”
Конфуция ______________________________
2.2 Пять постоянств праведного человека ____________________________6
2.3 Что есть человеколюбие и гуманность ____________________________8
2.4 Благородный и культурный человек в понимании Конфуция _________10
2.5 Школа Конфуция ______________________________
2.6 Некоторые изречения Конфуция, записанные его учениками ________12
3. Список литературы ______________________________
1. Биография
Конфуций (28 сентября 551 - 479 гг. до н.э) родился в городе Цюйфу в семье 63-летнего чиновника Шу Лянхэ и 17-летней наложницы по имени Янь Чженцзай. Он был потомком знатного аристократического рода, к тому времени почти разорившемуся. Отец Конфуция умер, когда мальчику было 3 года, и молодая мать посвятила всю жизнь воспитанию мальчика. Её постоянное руководство, чистота личной жизни сыграли большую роль в формировании характера ребенка. Уже в раннем детстве Конфуций отличался выдающимися способностями и талантом предсказателя. Он любил играть, подражая церемониям, бессознательно повторяя древние священные ритуалы. И это не могло не удивлять окружающих. Маленький Конфуций был далек от игр, свойственных его возрасту; главным его развлечением стали беседы с мудрецами и старцами. Конфуций родился с беспредельной восприимчивостью к учению, пробужденный ум заставлял его читать и, самое главное, усваивать все знания, изложенные в классических книгах той эпохи, поэтому впоследствии о нем говорили: «Он не имел учителей, но лишь учеников». В 6-5 веках до н.э. образованным в Китае считался тот, кто в совершенстве владел "шестью искусcтвами" (лю и): выполнять ритуалы, понимать музыку, стрелять из лука, управлять колесницей, читать и считать. Конфуций владел всеми этими умениями.
В 19 лет Конфуций берет в жены девушку из семьи Ци, проживавшей в царстве его предков - Сун. Через год после женитьбы у Конфуция родился сын Бо Юй (юй - рыба, бо - старший из братьев). Он расчитывал иметь еще детей, но судьба распорядилась иначе.
В возрасте 20 лет Конфуций поступил на службу в дом Цзи - один из наиболее знатных и влиятельных аристократических родов царства Лу. Вначале он ведал амбарами (сказалось, видимо, его умение считать и вести деловые книги). «Мои счета должны быть верны — вот единственно о чем я должен заботиться», — говорил Конфуций. Позже в его ведение поступили стада, принадлежавшие Цзи. «Быки и овцы должны быть хорошо откормлены — вот моя забота», — таковы были слова мудреца. Это было время заката империи Чжоу, когда власть императора стала номинальной, разрушалось патриархальное общество и на место родовой знати пришли правители отдельных царств, окружённые незнатными чиновниками. Крушение древних устоев семейно-кланового быта, междоусобные распри, продажность и алчность чиновников, бедствия и страдания простого народа — всё это вызывало резкую критику ревнителей старины.
Осознав невозможность повлиять на политику государства, Конфуций в возрасте 50 лет подал в отставку и отправился в сопровождении учеников в путешествие по Китаю, во время которого он пытался донести свои идеи правителям различных областей. Через 10 лет Конфуций вернулся домой и провёл последние годы жизни, обучая новых учеников, а также систематизируя литературное наследие прошлого Ши-цзин (Книга Песен), И цзин (Книга Перемен) и др. Конфуцию приписывается редактура множества классических произведений, однако в настоящее время большинство учёных согласны с тем, что единственный текст, действительно представляющий его идеи, — это «Лунь юй» («Беседы и суждения»), составленный его учениками.
2. Учение
2.1 ,,Государственная этика” Конфуция
Как же привести в порядок
государственные дела, как избежать
хаоса и разрухи? В связи с
этими проблемами Конфуций предлагает
людям не столько политическое или
духовное учение, сколько чисто этическую
систему. Важно сначала исправить
людей, очистить их, вернуть к нормам
поведения, а все остальное –
и государство в том числе
– постепенно само придет в равновесие.
Надо больше интересоваться не политикой
или экономикой, а состоянием души
человека. Таким образом, Конфуций смотрит
на решение государственных
Время показало, что это
наиболее удачный вариант "жизненной
философии": с одной стороны, он
признавал мир "тонких" материй,
мир духов, общение с Небом, с
другой – призывал больше обращать
внимание на соблюдение простейших этических
норм в повседневной жизни. Правда,
сами по себе эти нормы, или особые
правила поведения, - Ритуал – имели
исключительно священный
Но воплотить в реальность самые простейшие нормы поведения не так легко, как кажется. Даже если очень подробно и доступно объяснить человеку, как он должен себя вести, то вряд ли стоит ожидать, что он тотчас изменится. Нужен был особый подход к душе человека, и Конфуций нашел его.
Великий учитель воспользовался одним из самых древних культов Китая – культом предков. Пример этих людей, их светлые и одновременно окутанные мифами образы стали для конфуцианцев более значимыми, чем поклонение далекому абстрактному Небу. Легендарные предки в Китае в Китае занимают место неких образцов для подражания, являются мерилом человеческих поступков. Они же превращаются в символ китайской нации. Таким символом позже стал и сам Конфуций.
Ритуал – священный закон Конфуция
Ритуал по Конфуцию – это не правила поведения человека, придуманные им самим же, а правила высшие, осмысленные человеком и переведенные им на язык слов и жестов. Ритуал – явление самостоятельное, данное природой, как всякий естественный закон.
Понятие "Ритуал" весьма сложно и многогранно. Сам Конфуций признавал, что "нелегко следовать Ритуалу, древние – и те не все следовали". Но, тем не менее, есть определенные нормы поведения, которых способен придерживаться каждый. Это человеколюбие, долг, преданность, искренность, почтительность, забота о младших. Вот на этих качествах и основывалось этическое учение Конфуция, которое переросло в мощную социальную и политическую доктрину.
Нормы поведения в семье Конфуций переносил на правила поведения в государстве, считал, что "вся Поднебесная – одна страна". Залог гармонии отношений в стране в том, чтобы каждый находился в предназначенном ему месте. Конфуций называл это ,,да лунь” – основными принципами взаимоотношений между людьми. Стержнем же этих отношений должно стать человеколюбие. Конфуций сформулировал золотое правило этики: «Не делай человеку того, чего не желаешь себе».
2.2 Пять постоянств праведного человека
· Жэнь (仁) — «человеческое начало», «любовь к людям», «человеколюбие», «милосердие», «гуманность». Это — человеческое начало в человеке, которое является одновременно его долгом. Нельзя сказать, что представляет собой человек, не ответив одновременно на вопрос о том, в чём заключается его нравственное призвание. Говоря по-другому, человек есть то, что он сам из себя делает. Как Ли следует из И, так И следует из Жэнь. Следовать Жэнь значит руководствоваться сочувствием и любовью к людям. В XVII веке в Британии сформировался идеал совершенного человека как джентльмена, причём gentle тоже переводится как «мягкость». Это то, что отличает человека от животного, то есть то, что противостоит звериным качествам дикости, подлости и жестокости. Позже символом постоянства Жэнь стало Дерево.
· И (义 [義]) — «правда», «справедливость». Хотя следование Ли из собственных интересов не является грехом, справедливый человек следует Ли так как это правильно. И основано на взаимности: так, справедливо почитать родителей в благодарность за то, что они тебя вырастили. Уравновешивает качество Жэнь и сообщает благородному человеку необходимую твёрдость и строгость. И противостоит эгоизму. «Благородный человек ищет И, а низкий — выгоды». Добродетель И впоследствии была связана с Металлом.
· Ли (礼 [禮]) — буквально «обычай», «обряд», «ритуал». Верность обычаям, соблюдение обрядов, например почтение к родителям и правителям. В более общем смысле Ли — любая деятельность, направленная на сохранение устоев общества. Символ — Огонь. Слово «ритуал» — не единственный русский эквивалент соответствующего китайского термина «ли», который может быть переведен также как «правила», «церемонии», «этикет», «обряд». В самом общем виде под ритуалом понимаются конкретные нормы и образцы общественно достойного поведения. Его можно истолковать как своего рода смазку социального организма.
· Чжи (智) — здравый смысл, благоразумие, «мудрость», рассудительность — умение просчитать следствия своих действий, посмотреть на них со стороны, в перспективе. Уравновешивает качество И, предупреждая упрямство. Чжи противостоит глупости. Чжи в конфуцианстве ассоциировалась с элементом Воды.
· Синь (信) — искренность, «доброе намерение», непринуждённость и добросовестность. Синь уравновешивает Ли, предупреждая лицемерие. Синь соответствует элемент Земли.
Нравственные обязанности, поскольку они материализуются в ритуале, становятся делом воспитания, образования, культуры. Эти понятия у Конфуция не были разведены. Все они входят в содержание категории «вэнь» (первоначально это слово означало человека с разрисованным туловищем, татуировкой). «Вэнь» можно истолковать как культурный смысл человеческого бытия, как воспитанность. Это не вторичное искусственное образование в человеке и не его первичный естественный слой, не книжность и не природность, а их органический сплав.
2.3 Что есть человеколюбие и гуманность
Эти понятия, по мнению Учителя,
должны отличать человека от любого другого
существа и, прежде всего, от некитайского
"варвара". Именно человеколюбие
должно царить в мире гармонии. Какой
же человек может считаться
А был ли гуманен сам Конфуций? Кто бы мог усомниться в неискренности Учителя. Но в жизни его есть эпизод, который поможет нам, западным людям, понять тот смысл, который вкладывал Конфуций в понятие "человеколюбие". Однажды Учитель в качестве знатока всех тонкостей и особенностей Ритуала был приглашен в дом одного аристократа. Когда началось представление и зазвучала "музыка четырех сторон света", Конфуций потребовал прекратить это, так как культурным людям не подобает слушать музыку "варваров". Когда же на площадку выбежали скоморохи и акробаты, Конфуций повелел придать смерти простолюдинов, которые осмелились насмехаться над знатными особами. В итоге актеров подвергли страшной казни – им отрубили руки и ноги. Разве это не жестокость? Ведь исполнять песни и танцы – работа актеров, к тому же простолюдины не обязаны разбираться во всех тонкостях Ритуала. В этом и заключается особенность восточных религий. Человек обязан строго подчиняться установленным правилам, иначе его считают "варваром" и жестоко наказывают.
2.4 Благородный
и культурный человек в
Итак, каждый уважающий себя человек обязан был соблюдать Ритуал. Но каким же, по представлениям Учителя, должен быть человек в идеале?
Думы благородного мужа всегда о возвышенном, о самом трепетном и непостижимом в культуре. По сути это и есть размышления о смысле самой культуры: "Благородный муж думает о Пути (Дао) и не думает о еде. Когда пашут – то за этим стоит страх голода. Когда учатся – за этим стоит стремление к жалованью. Благородный муж печалится о пути и не печалится о бедности". Есть и другой критерий проявления культуры в человеке – это знание меры. Животное, увидев пищи, стремится съесть столько, сколько сможет. Хищник будет преследовать жертву, пока сам не упадет от истощения. Но человеку должно быть свойственно осознание меры, или, как однажды назвал это Конфуций, "золотой середины". Правда, по словам того же Конфуция, "золотая середина – это добродетельный принцип, народ давно уже утратил" О себе Конфуций отзывался критически. Ни разу он не назвал себя благородным мужем, считая это состояние пределом стремлений. Философ говорил: "У благородного мужа три пути. Но ни по одному из них я не смог пройти до конца: человеколюбивый не беспокоится; знающий не сомневается; смелый не боится". Перед нами три пути – отшельника и одинокого подвижника (человеколюбие), чиновника (знание) и военного (смелость). Но Конфуций действительно не стал ни одним из них – он стал Учителем.