Социально-этические проблемы в учениях античных философов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 15:04, реферат

Описание работы

Античная философия возникла и развивалась в тесной связи с зачатками конкретных знаний о природе. Первые древнегреческие философы были одновременно и естествоиспытателями. Они делали попытки научно объяснить происхождение Земли, Солнца, звезд, животных, растений и человека.В этот период были высказаны интересные идеи о бытии, первооснове, движении, материи, познании, которые определили основные направления философствования на достаточно длительный последующий период. В-третьих, спецификой древнегреческой философии в ее начальный период является стремление понять сущность природы, мира в целом, космоса, т.е. космогонизм. Милетская школа известна как первая философская школа. В ней впервые сознательно был поставлен вопрос о первоосновах всего сущего.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………2
Античная философия……………………………………………………3
Античные философы……………………………………………………4
3.1Анаксимандр, Гераклит, Эмпедокл, Демокрит, Пифагор…………4
3.2Сократ, Платон……………………………………………………….5
3.3Аристотель……………………………………………………………6
Направления и проблемы ……………………………………………….7
Заключение……………………………………………………………...15
Список литературы………… .…………………………................……16

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 43.21 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Удмуртской республики

бюджетное образовательное  учреждение среднего профессионального  образования

«Сарапульский техникум машиностроения и информационных технологий»

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

«Социально-этические проблемы в учениях античных философов»

По дисциплине: «Философия»

 

 

 

Выполнил                                                                               

 

Проверил 

 

 

 

 

Сарапул 2013

Содержание

  1. Введение…………………………………………………………………2
  2. Античная философия……………………………………………………3
  3. Античные философы……………………………………………………4

3.1Анаксимандр, Гераклит, Эмпедокл, Демокрит, Пифагор…………4

3.2Сократ, Платон……………………………………………………….5

3.3Аристотель……………………………………………………………6

  1. Направления и проблемы ……………………………………………….7
  2. Заключение……………………………………………………………...15
  3. Список литературы………… .…………………………................……16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В своей работе я хочу рассказать про античную философию, о проблеммах в античной филосоии, назвать ее основных представителей.

Античная философия возникла и  развивалась в тесной связи с  зачатками конкретных знаний о природе. Первые древнегреческие философы были одновременно и естествоиспытателями. Они делали попытки научно объяснить  происхождение Земли, Солнца, звезд, животных, растений и человека.В этот период были высказаны интересные идеи о бытии, первооснове, движении, материи, познании, которые определили основные направления философствования на достаточно длительный последующий период. В-третьих, спецификой древнегреческой философии в ее начальный период является стремление понять сущность природы, мира в целом, космоса, т.е. космогонизм. Милетская школа известна как первая философская школа. В ней впервые сознательно был поставлен вопрос о первоосновах всего сущего.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Античная философия.

Античная философия - совокупность философских учений, созданных в период античности, т.е. греческой и греко-римской древности.

Возникновению и развитию античной философии способствовали благоприятные социально-экономические  и политические условия, сложившиеся  в Древней Греции: политическая свобода, развитие ремесел и торговли, активная политическая и гражданская жизнь  в городах государствах (полисах) и др. Античная философия тесно  связана со всеми сторонами античной культуры.

Введение термина "философия" традиция приписывает Пифагору. Возникновение  античной философии относят к VI в. до нашей эры. Ее расцвет приходится на IV в до н.э. и связан с именами Платона и Аристотеля.

Древнегреческая и грекоримская философия имеет более чем тысячелетнюю историю, которая завершилась в 529 г. н.э., когда византийский император Юстиниан закрыл языческие, т.е. нехристианские школы и разогнал их последователей. В истории античной философии выделяются следующие периоды:

  1. период натуралистической или "философии физиса" - ионийская школа, пифагорейцы, элеаты (VI - V вв. до н.э.);
  2. период гуманистический, когда центр философии смещается к осмыслению сущности человека софисты и особенно Сократ (V в. до н.э.);
  3. период большого синтеза Платона и Аристотеля (IV в. до н.э.), когда создаются обобщающие философские концепции;
  4. период эллинистических школ от эпохи Александра Македонского и до возникновени христианства (IV в. до н.э. - I в н.э.) - кинизм, эпикуреизм, стоицизм, скептицизм, эклектизм;
  5. античные школы христианского периода (I - начало VI вв. н.э.) - неостоицизм, неоскептицизм, медиоплатонизм, неопифагоризм, неоплатонизм.

Античные философы.

Анаксимандр, Гераклит, Эмпедокл, Демокрит, Пифагор, Сократ, Платон, Аристотель.

Анаксимандр (около. 610 - после 547 до н. э.), древнегреческий философ, представитель милетской школы, автор первого философского сочинения на греческом языке "О природе". Ученик Фалеса. Создал геоцентрическую модель космоса, первую географическую карту. Высказал идею о происхождении человека "от животного другого вида" (рыб).

Гераклит Эфесский  (кон. VI - нач. V вв. до н. э.), древнегреческий философ, представитель ионийской школы. Первоначало сущего - мировой огонь, который есть также душа и разум (логос); он "мерами вспыхивает и мерами угасает"; путем сгущения из огня возникают все вещи, путем разрежения в него возвращаются. Высказал идею непрерывного изменения, становления ("все течет", "в одну реку нельзя войти дважды"). Противоположности пребывают в вечной борьбе ("раздор есть отец всего"), в то же время в космосе существует "скрытая гармония".

Эмпедокл из Агригента (ок. 490 - ок. 430 до н. э.), древнегреческий философ, поэт, врач, политический деятель. В гилозоистической натурфилософии Эмпедокла "корни" всего сущего - четыре вечных неизменных первовещества (земля, вода, воздух, огонь), а движущие силы - любовь (сила притяжения) и вражда (сила отталкивания), под действием которых космос то соединяется в единый бескачественный шар, то распадается. По Эмпедоклу, подобное познается подобным

Демокрит (ок. 470 или 460 до н. э. - умер в глубокой старости), из Абдер (Фракия), древнегреческий философ, один из основателей античной атомистики. По Демокриту, существуют только атомы и пустота. Атомы - неделимые материальные элементы (геометрические тела, "фигуры"), вечные, неразрушимые, непроницаемые, различаются формой, положением в пустоте, величиной; движутся в различных направлениях, из их "вихря" образуются как отдельные тела, так и все бесчисленные миры; невидимы для человека; истечения из них, действуя на органы чувств, вызывают ощущения. В этике развил учение об атараксии.

Пифагор Самосский (VI в. до н. э.), древнегреческий философ, религиозный и политический деятель, основатель пифагореизма, математик. Пифагору приписывается изучение свойств целых чисел и пропорций, доказательство теоремы Пифагора и др.

Сократ (около 470-399 до н. э.), древнегреческий философ, один из родоначальников диалектики как метода отыскания истины путем постановки наводящих вопросов - т.н. сократического метода майветика (греческого maieutike, букв - повивальное искусство), метод Сократа извлекать скрытое в человеке знание с помощью искусных наводящих вопросов). Был обвинен в "поклонении новым божествам" и "развращении молодежи" и приговорен к смерти (принял яд цикуты).

Излагал свое учение устно; главный  источник - сочинения его учеников Ксенофонта и Платона. Цель философии - самопознание как путь к постижению истинного блага; добродетель есть знание, или мудрость. Для последующих эпох Сократ стал воплощением идеала мудреца.

Платон (428 или 427 до н. э. - 348 или 347), древнегреческий философ. Ученик Сократа, ок. 387 основал в Афинах школу. Идеи (высшая среди них - идея блага) - вечные и неизменные умопостигаемые прообразы вещей, всего преходящего и изменчивого бытия; вещи - подобие и отражение идей. Познание есть анамнесис - воспоминание души об идеях, которые она созерцала до ее соединения с телом. Любовь к идее (Эрос) - побудительная причина духовного восхождения. Идеальное государство - иерархия трех сословий: правители-мудрецы, воины и чиновники, крестьяне и ремесленники. Платон интенсивно разрабатывал диалектику и наметил развитую неоплатонизмом схему основных ступеней бытия. В истории философии восприятие Платона менялось: "божественный учитель" (античность); предтеча христианского мировоззрения (средние века); философ идеальной любви и политический утопист (эпоха Возрождения).

Аристотель (384-322 до н. э.), древнегреческий философ. Учился у Платона в Афинах; в 335 основал Ликей, или перипатетическую школу. Воспитатель Александра Македонского. Сочинения Аристотеля охватывают все отрасли тогдашнего знания. Основоположник формальной логики, создатель силлогистики. "Первая философия" (позднее названа метафизикой) содержит учение об основных принципах бытия: возможности и осуществлении, форме и материи, действующей причине и цели.

Колебался между материализмом  и идеализмом; идеи - внутренние движущие силы вещей, неотделимые от них. Источник движения и изменчивого бытия - вечный и неподвижный "ум", нус (перводвигатель). Ступени природы: неорганический мир, растение, животное, человек. "Ум", разум, отличает человека от животного. Центральный принцип этики - разумное поведение, умеренность (метриопатия). Человек - существо общественное. Наилучшие формы государства - монархия, аристократия, "политика" (умеренная демократия), наихудшие - тирания, олигархия, охлократия. Суть искусства - подражание (мимесис), цель трагедии - "очищение" духа (катарсис).

 

Направления и проблемы

Традиционно развитие греческой философии  рассматривается как единый цикл от ее зарождения (VI в. до н.э.), через расцвет и зрелость (V-IV вв. до н.э.), к упадку.

Период классики в античной философии  опирается на представление о  цельном чувственно-материальном Космосе  как объекте философских размышлений. Этап ранней классики (Фалес, Анаксимандр, Гераклит, Пифагор, Парменид, Анаксагор, Демокрит) характеризуется интуитивным рассмотрением чувственно-материального космоса. Это своеобразная интуитивная натурфилософия.

Поиски первоэлементов мира ведутся  здесь в материальных, реальных, осязаемых органами чувств вещах, явлениях и стихиях, окружающих человека. Человек  живет на земле, это его основа, поэтому, безусловно, верным было бы предположить, что это и основа Космоса. Однако земля неподвижна, а мир движется, значит, должны быть основы этой текучести  мира, и их находят в воде и  воздухе. Но и земля, и вода, и воздух как бы всегда присутствуют, всегда есть, а в мире существует еще  смерть и уничтожение, и в качестве стихии, отражающей данные процессы, выбирается огонь, подвижный и тонкий элемент  материи. Кроме того, требовалось  еще и некоторое менее конкретно-чувственное  представление, отражающее вечность мира и материи. В качестве такового выступает  эфир как особая разновидность огня-света.

Философы понимали, что любое  явление, любой исследуемый объект многообразен и обладает свойствами, которые не всегда могут быть обнаружены чувствами. Поэтому ионийской традиции Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена, разрабатывающей учение о физической материи как первичной по отношению  к форме, противостоит пифагорейская  традиция, в которой важное место  занимает форма, с помощью которой  материя, обладающая потенциальными свойствами, становилась конкретным предметом (оформлялась). Реализацией этого  представления стало пифагорейское  учение о числах.

В результате философских споров сформировалось то, что мы сейчас называем основным достижением античности, а именно диалектика как такой метод рассмотрения объектов, при котором видится  единство противоположных сторон и  представляется возможность синтетического, объединяющего рассуждения о многообразии окружающего нас мира, о разнородности процессов в нем.

Одно из центральных мест в античной философии занимает учение о Логосе. В обыденном значении "логос" - не что иное, как просто речь, а  также беседа, суждение, решение  или даже общий математический смысл, порядок. Кроме того, в греческой  традиции логос рассматривался как  жанр прозы, отличной от поэзии, а люди, работающие в данном прозаическом жанре, назывались логографами. В античной драме логос обозначал диалог действующих лиц в отличие  от хорового выступления. Однако в современную  культуру входит иное понимание данного  термина в античности, прежде всего его философская интерпретация. И здесь логос означает процесс рационального (логического) проникновения мыслящего человека в смысл явлений, противостоящий нерациональному мышлению.

Гераклит (550-480) считал, что речь сама по себе уже упорядочивает, придает  смысл отдельным звукам, хотя и  необходимо говорить или изрекать свой логос с умом. Логос - это не речь обычного человека, а особое свойство чувственного космоса. Он как нечто  объективное, субстратное является выражением деятельности Космоса по упорядочиванию мира, это все, что  противостоит хаотичному и бесформенному. Выслушать Речь (Логос) - это как  бы понять мировой порядок, мировое  устройство. Так же как и Космос, Логос вечен, согласно ему все  происходило и происходит.

На этапе средней классики активно  разрабатываются проблемы герменевтики и диалектики. Развитие герменевтики было связано, прежде всего, с деятельностью  софистов - первых греческих филологов. В этот период потребовались новая  интерпретация и истолкование древних  текстов Гомера и других греческих  поэтов. Дело в том, что со времени  жизни Гомера произошли значительные изменение в языке, а произведения поэта были уже в то время литературными  памятниками. Одновременно произведения Гомера и некоторых древних поэтов были источником классической письменной речи, по которым люди изучали грамоту. Поэтому интерпретация и перевод  их на новый греческий язык были весьма актуальными практическими  задачами. Интеллектуальная работа в  этой области приводит к созданию ряда герменевтических программ. Но поскольку  перевода в современном смысле этого  слова древние греки не знали, зарождается и получает распространение  особый прием истолкования текста - парафраза, который совмещает в  себе элементы комментаторства и перевода и является первым применением контекстного анализа.

Информация о работе Социально-этические проблемы в учениях античных философов