Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 10:24, статья
На сегодняшний день в теоретическом плане недостаточно осмыслена такая форма социальной культурной-деятельности как социально-культурная реабилитация. В учебной литературе под социально-культурной реабилитацией подразумевается адресная помощь личности, совместное выявление с ней её собственных духовных целей, интересов и потребностей, путей и способов преодоления препятствий1.
Однако в рамках данного определения теряется суть социально-культурной реабилитации, которая заключается в возрождении человека, т.е. в формировании средствами культуры утраченных им общественных связей и морально-нравственных идеалов. Ведь само понятие «реабилитация», произошедшее, как указывается в толковом словаре Д.Н.Ушакова от позднелатинского слова «rehabilitatio»2 раскрывается через следующие ключевые слова: «воссоздание», «восстановление», «возобновление».
М. Ю. Трофимов доцент, канд. филос. наук, доцент
Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского
Социально-культурная реабилитация как возвращение личности к «высшим» идеалам
На сегодняшний день в теоретическом плане недостаточно осмыслена такая форма социальной культурной-деятельности как социально-культурная реабилитация. В учебной литературе под социально-культурной реабилитацией подразумевается адресная помощь личности, совместное выявление с ней её собственных духовных целей, интересов и потребностей, путей и способов преодоления препятствий1.
Однако в рамках данного определения
теряется суть социально-культурной реабилитации,
которая заключается в возрожде
По мнению автора данной статьи, социально-культурная реабилитация – это комплекс мероприятий, направленных на создание оптимальной среды жизнедеятельности человека, обеспечивающей условия для восстановления его социального статуса и морально-нравственной основы.
Социально-культурная реабилитационная деятельность редко осуществляется сама по себе. Она включена в структуру социальной реабилитации, и по существу является одним из её видов или направлений.
Цель социально-культурной реабилитации: восстановление связи индивида с обществом через средства культуры, благодаря которым он обретает морально-нравственные идеалы, направленные на повышение эффективности выживания.
Для того чтобы лучше понять специфику социально-культурной реабилитации раскроем содержание понятий «идеал» и «морально-нравственный идеал».
«Идеал – это мысленный образец совершенства,… к которому следует стремиться как к конечной цели деятельности»3. Соответственно, чтобы раскрыть значение того или иного деятельностного акта, необходимо увидеть какой идеал лежит в его основании. Если идеал понимать, исходя из данного определения, то у каждого человека он может быть индивидуальным.
Морально-нравственный идеалы – это образцы совершенства человеческой активности, которые с одной стороны, являются требованиями общества по отношению к каждому своему члену (мораль от лат. «moralitas», «moralis», «mores» – изначально относилась к традиции, обычаю, позднее – нраву, характеру), с другой – предполагают свободный выбор. Иначе говоря, моральные идеальные образцы «выдвигаются как универсальные и общеобязательные, направляясь от всех ко всем, поддерживаясь силой общественного мнения и примера»4. Нравственные идеальные образцы произвольно устанавливаются личностью на основе своей совести, разума, интуиции, воображения. Всякий моральный идеал становится нравственным тогда, когда внутренне принимается личностью и глубоко осмысливается ею.
Морально-нравственные идеалы изменчивы по своему содержанию, зависят от идеологических установок и могут привести общество к социальному потрясению, а личность к примитивному мышлению. Достаточно вспомнить идеалы фашистского общества, к числу которых относятся свободное самоценное существование своей нации и расовое превосходство. Нередко морально-нравственные идеалы разрушаются в личности в связи с тем, что она оказывается в деструктивной социальной среде и упрощает их содержание, подменяет их смысл, подстраивая под сиюминутные «хочу» и «удобно». Таким образом, морально-нравственные идеалы могут деформироваться либо в связи с социально-политическими изменениями в обществе, либо в связи с личностной деградацией. Поэтому корректно выделять низшие (псевдонравственные идеалы) и высшие идеалы (т.е. нравственные).
Низшие идеалы в виде субъективных предпочтений возникают в сознании из подражания кому-либо, под влиянием социальной и асоциальной среды или из эгоистических интересов. Человек массовой культуры низводит нравственный идеал до естественной потребности – стремления достичь конкретной цели-желания: обладания вещью или получения определенного эмоционального состояния. Легко исполняемые желания и потребность в их немедленном удовлетворении приводят человека к тому, что он теряет способность к творчеству, а его чувствительность ослабевает. Безграничные желания, снимающие сдерживающие факторы на пути их реализации, по мнению австрийского исследователя Конрада Лоренца, вызывают «болезнь культуры» – «неофилию», вследствие которой наступает «эмоциональная тепловая смерть» личности5. Из этого тезиса вытекает следующий тезис: пресыщение желаний, низводящих человека на уровень животного, лишает его способности к нравственному и духовному самоизменению. Высшие идеалы становятся чужды ему. Он не может их глубоко пережить и осмыслить. Ведь его жизненная стратегия обусловлена прагматичной выгодой, принципом удовольствия, согласно которым всякий нравственный идеал видится средством для удовлетворения биологических, эмоциональных и социальных. Например, идеал любви часто низводится до телесных вожделений, романтическо-страстных отношений или мещанской жизни в браке, основанной на взаимовыгодных интересах. Стремление ублажать естественные биологические потребности, напитывать эмоциональную сферу яркими захватывающими переживаниями, играть на чувстве социальной значимости – узнаваемые цели, свойственные современной культуре массового досуга. Склоняя сознание личности к выбору данных потребностей, менеджеры культуры должны отдавать себе отчёт в том, что они не просто предлагают культурные продукты низкого качества, а являются активными проводниками низших идеалов.
Высшие идеалы лежат
в основании моральных
Итак, критерием качества социально-культурной реабилитации является формирование в сознании личности высших идеалов. Последние задают смысложизненные ориентиры и становятся источником мотивации активности реабилитируемой личности. Нахождение смыслов в идеалах – это глубоко интимный и отнюдь не автоматический процесс. Он запускается сознанием, переживающим внутренний конфликт между старыми смыслами (познанными) и новыми (непознанными). Исполнение постигаемых смыслов приводит личность к новой расстановке приоритетов в потребностях, границы которых определяются высшими идеалами.
Следует подчеркнуть: сущность социально-культурной реабилитации состоит не в том, что человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит, а в том, что в его сознании создаются ценностные смыслы жизни, благодаря которым он интегрируется в обществе. Личность словно заново рождается в социальном и в нравственном смысле. Отсюда социально-культурная реабилитация представляет собой сложный процесс взаимодействия личности с обществом. Свободно избирая высшие идеалы, личность органично включается в систему социальных отношений. Она не механически усваивает ценности и нормы, а сквозь призму значимых для неё переживаний.
Для того, чтобы личность обратилась к высшим идеалам социально-культурная реабилитация должна преследовать следующие главные задачи:
– формирование культурного пространства, благодаря которому реабилитируемая личность запечатлевает, переживает морально-нравственные идеалы;
– изменение образа мира, ценностных ориентаций, мышления реабилитируемой личности средствами культуры.
1 См.: Киселёва Т. Г., Красильников Ю. Д. Социально-культурная деятельность: учебное пособие. – М., 2004. – С. 231-232.
2 Первоначально значение понятия реабилитации раскрывалось сквозь призму права: «восстановление прежней незапятнанной репутации,…полное восстановление в правах». См.: Реабилитация // Толковый словарь русского языка в 4 томах / Под ред. Д.Н.Ушакова – М., 1939. – Т. III. – С. 1301-1302.
3 Яценко А. И. Целеполагание и идеалы. – Киев, 1977. – С. 153.
4 Мораль // Краткий философский словарь / Под ред. А. П. Алексеева. – М., 2008. – С. 233.
5 См.: Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. – М., 1998. – С. 21-26.
6 См.: Платон. Гиппий Больший // Собрание сочинений в 4 т. – М., 1990. – Т. 1. – С. 393 – 401.
Информация о работе Социально-культурная реабилитация как возвращение личности к «высшим» идеалам