Социально-культурная реабилитация как возвращение личности к «высшим» идеалам

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 10:24, статья

Описание работы

На сегодняшний день в теоретическом плане недостаточно осмыслена такая форма социальной культурной-деятельности как социально-культурная реабилитация. В учебной литературе под социально-культурной реабилитацией подразумевается адресная помощь личности, совместное выявление с ней её собственных духовных целей, интересов и потребностей, путей и способов преодоления препятствий1.
Однако в рамках данного определения теряется суть социально-культурной реабилитации, которая заключается в возрождении человека, т.е. в формировании средствами культуры утраченных им общественных связей и морально-нравственных идеалов. Ведь само понятие «реабилитация», произошедшее, как указывается в толковом словаре Д.Н.Ушакова от позднелатинского слова «rehabilitatio»2 раскрывается через следующие ключевые слова: «воссоздание», «восстановление», «возобновление».

Файлы: 1 файл

Статья Трофимова СК реабилитация.doc

— 43.00 Кб (Скачать файл)

М. Ю. Трофимов доцент, канд. филос. наук, доцент

Омский государственный  университет им. Ф.М. Достоевского

Социально-культурная реабилитация как возвращение личности к «высшим» идеалам

На сегодняшний день в теоретическом плане недостаточно осмыслена такая форма социальной культурной-деятельности как социально-культурная реабилитация. В учебной литературе под социально-культурной реабилитацией подразумевается адресная помощь личности, совместное выявление с ней её собственных духовных целей, интересов и потребностей, путей и способов преодоления препятствий1.

Однако в рамках данного определения  теряется суть социально-культурной реабилитации, которая заключается в возрождении человека, т.е. в формировании средствами культуры утраченных им общественных связей и морально-нравственных идеалов. Ведь само понятие «реабилитация», произошедшее, как указывается в толковом словаре Д.Н.Ушакова от позднелатинского слова «rehabilitatio»2 раскрывается через следующие ключевые слова: «воссоздание», «восстановление», «возобновление».

По мнению автора данной статьи, социально-культурная реабилитация – это комплекс мероприятий, направленных на создание оптимальной среды жизнедеятельности человека, обеспечивающей условия для восстановления его социального статуса и морально-нравственной основы.

Социально-культурная реабилитационная деятельность редко осуществляется сама по себе. Она включена в структуру социальной реабилитации, и по существу является одним из её видов или направлений.

Цель социально-культурной реабилитации: восстановление связи индивида с обществом через средства культуры, благодаря которым он обретает морально-нравственные идеалы, направленные на повышение эффективности выживания.

Для того чтобы лучше понять специфику  социально-культурной реабилитации раскроем содержание понятий «идеал» и «морально-нравственный идеал».

«Идеал – это мысленный образец совершенства,… к которому следует стремиться как к конечной цели деятельности»3. Соответственно, чтобы раскрыть значение того или иного деятельностного акта, необходимо увидеть какой идеал лежит в его основании. Если идеал понимать, исходя из данного определения, то у каждого человека он может быть индивидуальным.

Морально-нравственный идеалы – это образцы совершенства человеческой активности, которые с одной стороны, являются требованиями общества по отношению к каждому своему члену (мораль от лат. «moralitas», «moralis», «mores» – изначально относилась к традиции, обычаю, позднее – нраву, характеру), с другой – предполагают свободный выбор. Иначе говоря, моральные идеальные образцы «выдвигаются как универсальные и общеобязательные, направляясь от всех ко всем, поддерживаясь силой общественного мнения и примера»4. Нравственные идеальные образцы произвольно устанавливаются личностью на основе своей совести, разума, интуиции, воображения. Всякий моральный идеал становится нравственным тогда, когда внутренне принимается личностью и глубоко осмысливается ею.

Морально-нравственные идеалы изменчивы  по своему содержанию, зависят от идеологических установок и могут привести общество к социальному потрясению, а личность к примитивному мышлению. Достаточно вспомнить идеалы фашистского общества, к числу которых относятся свободное самоценное существование своей нации и расовое превосходство. Нередко морально-нравственные идеалы разрушаются в личности в связи с тем, что она оказывается в деструктивной социальной среде и упрощает их содержание, подменяет их смысл, подстраивая под сиюминутные «хочу» и «удобно». Таким образом, морально-нравственные идеалы могут деформироваться либо в связи с социально-политическими изменениями в обществе, либо в связи с личностной деградацией. Поэтому корректно выделять низшие (псевдонравственные идеалы) и высшие идеалы (т.е. нравственные).

Низшие идеалы в виде субъективных предпочтений возникают в сознании из подражания кому-либо, под влиянием социальной и асоциальной среды или из эгоистических интересов. Человек массовой культуры низводит нравственный идеал до естественной потребности – стремления достичь конкретной цели-желания: обладания вещью или получения определенного эмоционального состояния. Легко исполняемые желания и потребность в их немедленном удовлетворении приводят человека к тому, что он теряет способность к творчеству, а его чувствительность ослабевает. Безграничные желания, снимающие сдерживающие факторы на пути их реализации, по мнению австрийского исследователя Конрада Лоренца, вызывают «болезнь культуры» – «неофилию», вследствие которой наступает «эмоциональная тепловая смерть» личности5. Из этого тезиса вытекает следующий тезис: пресыщение желаний, низводящих человека на уровень животного, лишает его способности к нравственному и духовному самоизменению. Высшие идеалы становятся чужды ему. Он не может их глубоко пережить и осмыслить. Ведь его жизненная стратегия обусловлена прагматичной выгодой, принципом удовольствия, согласно которым всякий нравственный идеал видится средством для удовлетворения биологических, эмоциональных и социальных. Например, идеал любви часто низводится до телесных вожделений, романтическо-страстных отношений или мещанской жизни в браке, основанной на взаимовыгодных интересах. Стремление ублажать естественные биологические потребности, напитывать эмоциональную сферу яркими захватывающими переживаниями, играть на чувстве социальной значимости – узнаваемые цели, свойственные современной культуре массового досуга. Склоняя сознание личности к выбору данных потребностей, менеджеры культуры должны отдавать себе отчёт в том, что они не просто предлагают культурные продукты низкого качества, а являются активными проводниками низших идеалов.

Высшие идеалы лежат  в основании моральных поступков  или духовных ориентиров. Если низшие идеалы пытаются найти путь к предметному воплощению, то высшие идеалы значительно шире предметных объектов. В диалоге древнегреческого философа Платона «Гиппий Больший» Сократ приходит к выводу, что идеал прекрасного не может быть тождественен отдельным предметам, а потому следует продолжить поиски определения прекрасного6. Продолжая его рассуждения, становится очевидным, что прекрасная ваза разобьётся, красивый цветок увянет, красивая девушка состарится, но сама категория прекрасного, как духовная ценность, вечна. Высшие идеалы дистанцируют сознание личности от конкретных целей и устремляют его на объективное постижение мира, максимально освобождая от власти биологической природы.

Итак, критерием качества социально-культурной реабилитации является формирование в сознании личности высших идеалов. Последние задают смысложизненные ориентиры и становятся источником мотивации активности реабилитируемой личности. Нахождение смыслов в идеалах – это глубоко интимный и отнюдь не автоматический процесс. Он запускается сознанием, переживающим внутренний конфликт между старыми смыслами (познанными) и новыми (непознанными). Исполнение постигаемых смыслов приводит личность к новой расстановке приоритетов в потребностях, границы которых определяются высшими идеалами.

Следует подчеркнуть: сущность социально-культурной реабилитации состоит  не в том, что человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит, а в том, что в его сознании создаются ценностные смыслы жизни, благодаря которым он интегрируется в обществе. Личность словно заново рождается в социальном и в нравственном смысле. Отсюда социально-культурная реабилитация представляет собой сложный процесс взаимодействия личности с обществом. Свободно избирая высшие идеалы, личность органично включается в систему социальных отношений. Она не механически усваивает ценности и нормы, а сквозь призму значимых для неё переживаний.

Для того, чтобы личность обратилась к высшим идеалам социально-культурная реабилитация должна преследовать следующие главные задачи:

– формирование культурного пространства, благодаря которому реабилитируемая личность запечатлевает, переживает морально-нравственные идеалы;

– изменение образа мира, ценностных ориентаций, мышления реабилитируемой личности средствами культуры.

1 См.: Киселёва Т. Г., Красильников Ю. Д. Социально-культурная деятельность: учебное пособие. – М., 2004. – С. 231-232.

2 Первоначально значение понятия реабилитации раскрывалось сквозь призму права: «восстановление прежней незапятнанной репутации,…полное восстановление в правах». См.: Реабилитация // Толковый словарь русского языка в 4 томах / Под ред. Д.Н.Ушакова – М., 1939. – Т. III. – С. 1301-1302.

3 Яценко А. И. Целеполагание и идеалы. – Киев, 1977. – С. 153.

Мораль // Краткий философский словарь / Под ред. А. П. Алексеева. – М., 2008. – С. 233.

5 См.: Лоренц К. Оборотная сторона зеркала. – М., 1998. – С. 21-26.

6 См.: Платон. Гиппий Больший // Собрание сочинений в 4 т. – М., 1990. – Т. 1. – С. 393 – 401.


Информация о работе Социально-культурная реабилитация как возвращение личности к «высшим» идеалам