Социально-политические учения Античности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2014 в 18:23, контрольная работа

Описание работы

Политология рассматривает все социальные явления и процессы соотносительно политической власти. Знание о политике развивалось с античности и до появления современной политической науки называли протополитикой. Протополитика - это теоритическая деятельность предшественников современной политической науки.[4, стр.21] Это знание и стало основой для политологии. Определение ее как сферы знания. Ее место в системе научного знания. Развитие политологии происходило периодами: институциональный, бихевиоралистический, постбихевиоралистский.

Содержание работы

Введение………………………………………...……………………….…3
Социально-политические учения Античности…………………....... 4
2. Место политологии в системе современного научного знания, её структура и функции в обществе …………………………………….....8
Заключение…………………………………………………….…………11
Список использованных источников …………………………………12

Файлы: 1 файл

осгн.docx

— 65.66 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение………………………………………...……………………….…3

    1. Социально-политические учения Античности…………………....... 4

2. Место политологии в системе  современного научного знания, её структура и функции в обществе …………………………………….....8

Заключение…………………………………………………….…………11

Список использованных источников …………………………………12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ      

    В данном вопросе мы рассмотрим: как развивались в Античности общественные цели государства, как они овладевали знаниями и навыками и умениями их применять. Античная философия включала в себя древнегреческую и древнеримскую философию. В это время происходит переход от мифологического сознания, к рационально-критическому мышлению. Ученые начинают смотреть и мыслить реально.   Мы рассмотрим поэтапное описание развития социально – политических умений Античности. Было около трех этапов развития: натурфилософский, классика, эпоха эллинизма. В исследования античной натурфилософии были созданы основные школы античности: Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит), Пифагорейский союз (Пифагор), Элейская школа (Парменид, Зенон), школа атомистики (Левкипп, Демокрит). В классический период основной темой становится человек, а вместе с ним проблемы познания. И на конец третий период античной философии, в это время философов волнует вопрос отдельного индивида, то есть отдельный человек и его уникальность в роде. Основное внимание уделялось выяснению цели и смысла человеческого бытия и человеческой деятельности. Поэтому главным предметом исследования было государство и поиск наилучшей формы правления. Находясь у истока всех наук. В том числе естественных и социально – политических, философия по праву считается самой фундаментальной и важной для человека.

    Политология рассматривает все социальные  явления и процессы соотносительно политической власти. Знание о политике развивалось с античности и до появления современной политической науки называли протополитикой. Протополитика - это теоритическая деятельность предшественников современной политической науки.[4, стр.21] Это знание и стало основой для политологии. Определение ее как сферы знания. Ее место в системе научного знания. Развитие политологии происходило периодами: институциональный, бихевиоралистический, постбихевиоралистский. Рассмотрим взаимосвязь политологии с другими социальными науками. Она дружит с многими науками и определяется во всех направлениях по разному. Структура политического знания  и функции. К главным функциям относится: методологическая, теоретическая, прогностическая и практическая. Функции, которые выполняет политология, раскрывает ее роль в жизни современного общества. Политология способствует усовершенствованию политической деятельности и формированию гражданина, который обладает необходимыми знаниями для правильного анализа политической жизни. Своеобразие предмета политологии в том, что все социальные явления рассматриваются соотносительно политической власти.

 

 

 

 

1. Социально-политические учения Античности.

Социология (от греч. socio — общество, лат. logos — слово, наука) — наука об обществе, о его функционировании, системе, взаимодействии людей. Её основной целью является анализ структуры социальных отношений, складывающиеся в ходе социального взаимодействия. [6]

Политика, как наука, в обычном определении изучает условия и способы осуществления целей государства.

 Учение — это процесс систематического овладения знаниями, навыками, умениями.

Античность (восходит к лат. antiquitas — древность) — термин, означающий греко-римскую древность — цивилизацию Древней Греции и Древнего Рима во всём многообразии её исторических форм.[6]

   Политическая наука, как и другие сферы знания, является постоянно изменяющейся и развивающейся. Примитивные представления о политике появляются уже в древности с возникновением политической власти и государства.

   В середине I тысячелетия до н. э. в античности происходит переход от мифологического сознания к рационально-критическому мышлению, возникает философия. [4, стр.21]

   Социально-политические учения античности включают в себя: древнегреческую и древнеримскую философию начиная с VI века до н. э. по VI в. н. э. Основными особенностями античной философии является космологизм, объективизм, синкретизм.

   В развитие философии Древней  Греции выделяют три этапа:

  • Натурфилософский;
  • Классика;
  • Эпоха эллинизма. [4, стр.31]

    В первый период развития  античные философы занимаются поисками первоначала. В этом этапе античная философия представляет собой натурфилософию ранних греческих философов (VI вв. до н. э.). Основной проблемой для философов данного периода была проблема первоначала (архэ).

  Основными особенности данного периода:

  • Космологизм: в центре внимания этого периода находится античный космос, его возникновения и устройство.
  • Объективизм – вся реальность, включая человеческие представления, понимается предельно объективно.
  • Синкретизм: невыделенность человека из природы и общества.

   Основными школами и представителями этого периода являются:

   Милетская школа.

    Ее основатель – Фалес, политик и философ. Архэ для него – божественная разумная вода. Последователь Фалеса Анаксимандр в качестве первоначала считал бесформенную массу вещества. Еще один представитель данной школы Анаксимен считает началом всего воздух, элемент, который в силу своей легкости и независимости совмещает в себе как физические, так и духовные характеристики.

    Пифагорейский союз.

    Основателем данной школы является великий греческий философ Пифагор, который после 12 лет странствий по свету вернулся в Грецию и основал религиозно-политическую организацию. Обучение в данной школе состояло из двух ступеней. На первой обучались акусматики, или послушники, которые должны были 5 лет молчать, не произнеся ни слова, слушать и внимать тому, что им говорил учитель. Цель подобной практики состояла в том, чтобы сформировать в учащемся необходимую базу знаний, чтобы затем он мог мыслить самостоятельно и доказательно. На второй ступени обучались математики, то есть учёные которые получали знания самостоятельно. Вторая ступень пифагорейского союза была закрытым формированием, там обучались самые умные и достойные. Цель состояла в подготовке мудрых правителей, которые могли бы установить в полисе аристократическое правление.

   Пифагор полагал, что начало всему - число. Все есть число: душа, справедливость, гармония, пропорция, космос. В пифагорействе формулируется основная пара категорий античного мышления – единое (идеальное) и многое (материальное) и ставится проблема их соотношения.

   Элейская школа

   Основателем этой школы является Ксенофан. Он отождествлял космос с единым Богом, постигаемым разумом, но не чувствами. Главной проблемой рассуждения элеатов является единство космоса, которое может быть постигнуто только разумом. Ксенофан критиковал мифологические представления о богах, полагая, что они отнюдь не похожи на человека. Тем самым он требовал отказаться от образного мышления во имя понятийного. Его последователь Парменид выдвигал требования различать космос как неизменное единое бытие, постигаемое разумом, и космос как множество изменчивых отдельных вещей, воспринимаемых чувствами. Его ученик Зенон создал ряд аргументов, доказывавших, что не возможно помыслить без противоречия пустоту, множество и движение. Таким образом Элейская школа утверждала иллюзорность чувственного опыта, то есть обманчивым не реальным.

   Школа атомистики

   Представители  Левкипп и Демокрит. Признавая основой и первопричиной всего существующего атомы(единицы), которые наделялись, как и единое элеатов, характеристиками вечного и неземного бытия, Левкипп и Демокрит также признавали первоначалом пустоту или небытие. Скептически относясь к возможностям чувственного познания, Демокрит, в духе элеатов, считал, что реально существуют только атомы и пустота,  все многообразие чувственного мира – лишь иллюзия.

    Афинский философ Анаксагор доводит до конца логику развития натурфилософии. В его учении идеальное первоначало – космический Ум – упорядочивает и структурирует материальные частицы, каждая из которых содержит в себе физические характеристики всего существующего. Философия Анаксагора является провозвестником нового этапа в развитии античной философии, когда в центре внимания будет уже не космос, а мышление, ум, как космический, так и человеческий.

    Второй период развития – классика  ( середина V – середина IV вв. до н. э.). В этот период происходит «антропологический поворот»: центральной темой философии становится сам человек, а вместе с ним проблемы познания, этики, социальной философии. Парадоксы натурфилософии, выразившиеся в учениях Гераклита и Парменида, были восприняты как доказательство невозможности познания космоса. Поэтому проблемы человека и общества стали единственной сферой философских размышлений. Платон и Аристотель завершают классический период, соединяя учения натурфилософов о природе с учением Сократа о человеке и обществе. [5, стр.31] В Афинах устанавливается демократическая форма государственности с элементами аристократического правления, которая предполагает участие всех граждан управлении государством. В данный период развиваются риторика, эристика и логика.

    Третий периодом эпохи является эллинизм. Период характеризуется субъективизмом и индивидуализмом. В это время философов волнуют вопросы отдельного индивида, который ищет защиты от разрушительного воздействия внешнего мира. Основные течения этого периода – стоицизм, эпикуреизм, скептицизм, неоплатонизм.

   Стоицизм - философская школа, возникшая во времена раннего эллинизма и сохранившая влияние вплоть до конца античного мира. [6] Основатели стоицизма - Зенон, Хрисипп, Клеанаф. Признавая, что все в мире происходит по воле непознаваемой судьбы, стоики стремились достичь такого состояния, когда судьба не могла бы уже оказать на человека никакого воздействия. Зенон впервые самостоятельно выступил в качестве учителя. Человек не мог оказать влияния на судьбу, он только мог выбирать лишь между мудростью и глупостью, то есть между следованием разумна или неразумно собственными страстями и желаниями.

    Эпикуреизм — философское учение, исходящее из идей Эпикура и его последователей. [6] Представители эпикуреизма, в противоположность стоицизму, подчеркивали чувственную составляющую человека, полагая, что целью жизни является состояние удовольствия. Основатель этого течения Эпикур утверждал, что науки являются бесполезными и не спасают людей от глупости. Все знания возникают из ощущений, а за ощущениями следует удовольствие, которое есть, начало и конец блаженной жизни. [5, стр.46]

    Скептицизм  —  философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины. Полагает, что истина абсолютно непознаваема ни при помощи разума, ни при помощи чувств. Умеренный скептицизм ограничивается познанием фактов, проявляя сдержанность по отношению ко всем гипотезам и теориям. [6] Основатель этого течения – Пирон, продолжатель –Тимон, Энесидем и т.д.

     Скептицизм был естественной  защитой реакцией на непоследовательные  и противоречивые теории раннеэллинистической эпохи. В нем, как в огне, сгорели многочисленные концепции стоиков, эпикурейцев, платоников. Результатом такого «сожжения» стал неоплатонизм – последнее античное течение, возникшее в эпоху позднего эллинизма. [5, стр.48]

    Неоплатонизм — идеалистическое направление античной философии III—VI вв., соединяющее и систематизирующее элементы философии Платона, Аристотеля и восточных учений. Наиболее известным и значительным выразителем идей неоплатонизма является Плотин.

   Парадигма неоплатонизма сводится:

  • к диалектике платоновской триады Единое-Ум-Душа;
  • к концепции ступенчатого удаления-перехода от высшего «единого и всеобщего» к разобщенной материи;
  • к мистически-интуитивному познанию высшего;
  • к освобождению души человека от материйной обременённости, к достижению чистой духовности с помощью аскезы и/или экстаза. [6]

    В системе неоплатонизма главным принципом всего существующего является Божественное Первоединое, которое проявляется в интуитивно понятной целостности окружающего мира. Будучи непознаваемым для разума, Первоединое порождает структуру космоса как совершенного организма, в котором каждая вещь является неотъемлемой частью вселенской целостности. [5, стр.48]

  

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Место политологии в системе современного научного знания, её структура и функции в обществе.

         Политология  - это наука о политике, закономерностях политико-властных отношений в обществе. [2, стр.17] Возникновение политологии как науки и профессионального вида деятельности относится к концу XIX в.

    Современная политология является комплексной наукой о политике во всех ее проявлениях. Она комплектует отрасли научного знания, изучает различные аспекты политики, синтезирует и обогащает их выводы, выявляет и обосновывает  объективные закономерности и законы политической сферы общества. [1, стр.14]

    Основные причины возникновения  политики: объективная потребность  в регулировании социальных отношений, становление государства, необходимость  общих интересов. Развитие гражданского общества и демократии, вовлечение широких масс в политический процесс. Правоведение и социология уже не удовлетворяли познавательные потребности в сфере политического знания. Еще к этому времени было уже достаточно много накоплено оригинального знания о собственно политических процессах.

Информация о работе Социально-политические учения Античности