Социально-политические взгляды в философии Нового времени (Т. Гоббс, Дж. Локк)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 18:04, доклад

Описание работы

Социально-политические концепции Т. Гоббса и Дж. Локка, их понятие функций государства, влияние идей данных философ на общественно-политическую мысль Европейского Просвещения.

Файлы: 1 файл

Философия.Гоббс и Локк.docx

— 16.95 Кб (Скачать файл)

Социально-политические взгляды в философии Нового времени.(Т.Гоббс,Дж.Локк)

 

Воззрения Фрэнсиса Бэкона продолжили английские философы Томас Гоббс и Джон Локк. Гоббс выступил в духе последовательного материализма, утверждал, что не существует Бога и бессмертной человеческой души, а есть только чувственный мир, состоящий из множества физических тел. Познание же происходит в результате их воздействия на наши органы чувств, в результате чего в уме и возникают различные идеи.

Локк также говорил о том, что все знания выводятся из окружающего мира посредством чувственных восприятий. Он назвал первоначальное состояние человеческого сознания «чистой доской» (tabula rasa), на которой в процессе жизненного опыта появляется различная информация. Свое утверждение он выразил в следующем изречении, ставшем впоследствии классической формулой эмпиризма: «Нет ничего в разуме, чего раньше не было бы в чувствах».

Материализм просматривается  и в социальных воззрениях Гоббса и Локка, которые были революцией во взглядах на происхождение общества и государства. В средние века это объяснялось теологически: Бог предписал людям жить общественной жизнью, даровал им законы и государственную власть. Английские мыслители выдвинули натуралистическое представление, то есть попытались объяснить общество и государство естественными причинами. Их учение получило название «теории общественного договора», по которой когда-то давно люди жили в естественном состоянии, когда «человек был человеку волк» и шла «война всех npoтив всех». Чтобы не истребить друг друга окончательно, люди договорились упорядочить свою жизнь, создать законы - такие правила, которые должен был бы соблюдать каждый, а также сформировать общество и государство, которые контролировали бы выполнение законов и гарантировали бы порядок. Подчиняясь этим законам, обществу и государству, человек терял часть своей прежней природной свободы, но зато обретал защиту и безопасность от посягательств окружающих его. Таким образом, люди перешли из естественного состояния в гражданское. «Теория общественного договора» внесла_существенный вклaд в идейную секуляризацию: социaльнaя мысль освобождалась от теологических представлений.

По Гоббсу индивиды должны поручать государству и уполномочивать его 
побуждать их к деятельности на благо общества. Только таким путем, 
утверждает он, можно прийти к общему благу, в котором эгоизм индивидов 
найдет наиболее здоровое проявление. Сами по себе люди не могут отрешиться 
от близорукого эгоизма и поэтому не в состоянии достичь благополучия. Им не 
остается ничего другого , кроме как определить в своей среде некий авторитет, 
который будет силой побуждать их к альтруизму. 
 
Однако внешними средствами организованное общество не может приобщить 
индивида ко всем действиям, необходимым для всеобщего блага. Оно должно 
стремиться к тому, чтобы получить власть над индивидом одновременно и путем воздействия на его интеллект силой своего убеждения.

Такую возможность учитывает  Джон Локк . Согласно его концепции, бог и общество сообща принуждают индивида к альтруизму , апеллируя при этом к его эгоизму. В своём политико-юридическое учение «Два трактата о государственном правлении» (1690 г.) он выдвигает иной взгляд на первоначальное, естественное состояние человека. В отличии от Гоббса с его тезисом о «войне всех против всех», Локк считает первоначальной абсолютной свободе людей не источник борьбы, а выражение естественного их равенства и готовности следовать разумным естественным, природным законам. Эта естественная готовность людей приводит их к осознанию того, что в интересах общего блага необходимо, сохранив свободу, часть функции отдать правительству, которое призвано обеспечить дальнейшее развитие общества. Так достигается общественный договор между людьми, так возникает государство.

Основная цель государства  – защита естественных прав людей, прав на жизнь, свободу и собственность. Легко заметить, что Локк существенно  отходит от теории Гоббса. Гоббс подчеркивал абсолютную власть государства над обществом и людьми. Локк акцентирует другое: люди отдают государству лишь часть своей естественной свободы. Государство обязано защищать их естественные права на собственность, жизнь, свободу. Чем больше прав у человека, тем шире круг его обязанностей перед обществом. Государство при этом не обладает абсолютной произвольной властью. Общественный договор предполагает, по мнению Локка, и ответственность государства перед гражданами. Если государство не выполняет своего долга перед людьми, если оно нарушает естественные свободы – люди вправе бороться против такого государства. Локка часто называют в числе основных теоретиков демократического государственного устройства.

При всех различиях в частностях концепции Гоббса и Локка совпадают  в 
общем понимании этики . Разница , собственно, лишь в том, что у Гоббса бичом 
размахивает одно общество, в то время как у Локка это делают сообща бог и 
общество.

Также Локк одним из первых выдвинул идею о разделении властей. Разъясняя принцип разделения властей, он указывает, что нужно различать три власти: законодательную, исполнительную и федеральную Законодательная власть (парламент) осуществляет право издавать законы, исполнительная (правительство) — проводить законы в жизнь, а федеральная (король и министры) занимается вопросами внешней политики. Власти, по мнению Локка, неравноправны. Законодательная власть — верховная, она должна повелевать другими властями.

Социально-политические концепции  Т. Гоббса и в особенности Дж. Локка оказали огромное влияние на общественно-политическую мысль Европейского Просвещения и получили свое дальнейшее развитие, прежде всего в трудах Ш. Монтескье и Ж.-Ж. Руссо.


Информация о работе Социально-политические взгляды в философии Нового времени (Т. Гоббс, Дж. Локк)