Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 18:04, доклад
Социально-политические концепции Т. Гоббса и Дж. Локка, их понятие функций государства, влияние идей данных философ на общественно-политическую мысль Европейского Просвещения.
Социально-политические взгляды в философии Нового времени.(Т.Гоббс,Дж.Локк)
Воззрения Фрэнсиса Бэкона продолжили английские философы Томас Гоббс и Джон Локк. Гоббс выступил в духе последовательного материализма, утверждал, что не существует Бога и бессмертной человеческой души, а есть только чувственный мир, состоящий из множества физических тел. Познание же происходит в результате их воздействия на наши органы чувств, в результате чего в уме и возникают различные идеи.
Локк также говорил о том, что все знания выводятся из окружающего мира посредством чувственных восприятий. Он назвал первоначальное состояние человеческого сознания «чистой доской» (tabula rasa), на которой в процессе жизненного опыта появляется различная информация. Свое утверждение он выразил в следующем изречении, ставшем впоследствии классической формулой эмпиризма: «Нет ничего в разуме, чего раньше не было бы в чувствах».
Материализм просматривается и в социальных воззрениях Гоббса и Локка, которые были революцией во взглядах на происхождение общества и государства. В средние века это объяснялось теологически: Бог предписал людям жить общественной жизнью, даровал им законы и государственную власть. Английские мыслители выдвинули натуралистическое представление, то есть попытались объяснить общество и государство естественными причинами. Их учение получило название «теории общественного договора», по которой когда-то давно люди жили в естественном состоянии, когда «человек был человеку волк» и шла «война всех npoтив всех». Чтобы не истребить друг друга окончательно, люди договорились упорядочить свою жизнь, создать законы - такие правила, которые должен был бы соблюдать каждый, а также сформировать общество и государство, которые контролировали бы выполнение законов и гарантировали бы порядок. Подчиняясь этим законам, обществу и государству, человек терял часть своей прежней природной свободы, но зато обретал защиту и безопасность от посягательств окружающих его. Таким образом, люди перешли из естественного состояния в гражданское. «Теория общественного договора» внесла_существенный вклaд в идейную секуляризацию: социaльнaя мысль освобождалась от теологических представлений.
По Гоббсу индивиды должны
поручать государству и уполномочивать
его
побуждать их к деятельности на благо
общества. Только таким путем,
утверждает он, можно прийти к общему благу,
в котором эгоизм индивидов
найдет наиболее здоровое проявление.
Сами по себе люди не могут отрешиться
от близорукого эгоизма и поэтому не в
состоянии достичь благополучия. Им не
остается ничего другого , кроме как определить
в своей среде некий авторитет,
который будет силой побуждать их к альтруизму.
Однако внешними средствами организованное
общество не может приобщить
индивида ко всем действиям, необходимым
для всеобщего блага. Оно должно
стремиться к тому, чтобы получить власть
над индивидом одновременно и путем воздействия
на его интеллект силой своего убеждения.
Такую возможность учитывает Джон Локк . Согласно его концепции, бог и общество сообща принуждают индивида к альтруизму , апеллируя при этом к его эгоизму. В своём политико-юридическое учение «Два трактата о государственном правлении» (1690 г.) он выдвигает иной взгляд на первоначальное, естественное состояние человека. В отличии от Гоббса с его тезисом о «войне всех против всех», Локк считает первоначальной абсолютной свободе людей не источник борьбы, а выражение естественного их равенства и готовности следовать разумным естественным, природным законам. Эта естественная готовность людей приводит их к осознанию того, что в интересах общего блага необходимо, сохранив свободу, часть функции отдать правительству, которое призвано обеспечить дальнейшее развитие общества. Так достигается общественный договор между людьми, так возникает государство.
Основная цель государства – защита естественных прав людей, прав на жизнь, свободу и собственность. Легко заметить, что Локк существенно отходит от теории Гоббса. Гоббс подчеркивал абсолютную власть государства над обществом и людьми. Локк акцентирует другое: люди отдают государству лишь часть своей естественной свободы. Государство обязано защищать их естественные права на собственность, жизнь, свободу. Чем больше прав у человека, тем шире круг его обязанностей перед обществом. Государство при этом не обладает абсолютной произвольной властью. Общественный договор предполагает, по мнению Локка, и ответственность государства перед гражданами. Если государство не выполняет своего долга перед людьми, если оно нарушает естественные свободы – люди вправе бороться против такого государства. Локка часто называют в числе основных теоретиков демократического государственного устройства.
При всех различиях в частностях
концепции Гоббса и Локка совпадают
в
общем понимании этики . Разница , собственно,
лишь в том, что у Гоббса бичом
размахивает одно общество, в то время
как у Локка это делают сообща бог и
общество.
Также Локк одним из первых выдвинул идею о разделении властей. Разъясняя принцип разделения властей, он указывает, что нужно различать три власти: законодательную, исполнительную и федеральную Законодательная власть (парламент) осуществляет право издавать законы, исполнительная (правительство) — проводить законы в жизнь, а федеральная (король и министры) занимается вопросами внешней политики. Власти, по мнению Локка, неравноправны. Законодательная власть — верховная, она должна повелевать другими властями.
Социально-политические концепции Т. Гоббса и в особенности Дж. Локка оказали огромное влияние на общественно-политическую мысль Европейского Просвещения и получили свое дальнейшее развитие, прежде всего в трудах Ш. Монтескье и Ж.-Ж. Руссо.
Информация о работе Социально-политические взгляды в философии Нового времени (Т. Гоббс, Дж. Локк)