Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 20:53, реферат
Понятие материи является фундаментальным как для философии, так и для естествознания. Их связь при решении основного вопроса философии (об основе единства мира, человека, сущности бытия этого мира) определила этапы, эволюцию взглядов на материю и ее атрибуты, что, в свою очередь, нашло отражение в существовании основных исторических форм материализма.
Введение…………………………………………………………………………...2
1.Формирование научно-философского понятия материи………………..……2 Философия о разнообразии и единстве мира. Научная картина мира ………..5 Пространство и время ………….…………….………………………………..…8
2. Понятие ценностей, их природа ……………………………………….…….10
Социальные ценности и социализация личности ……………………………..13
Список литературы…………………………….………………………………...19
Пермь, 2013 г
Введение…………………………………………………………
1.Формирование научно-философского понятия материи………………..……2 Философия о разнообразии и единстве мира. Научная картина мира ………..5 Пространство и время ………….…………….………………………………..…8
2. Понятие ценностей, их природа ……………………………………….…….10
Социальные ценности и социализация личности ……………………………..13
Список литературы…………………………….…
Введение.
Понятие материи является фундаментальным
как для философии, так и для естествознания.
Их связь при решении основного вопроса
философии (об основе единства мира, человека,
сущности бытия этого мира) определила
этапы, эволюцию взглядов на материю и
ее атрибуты, что, в свою очередь, нашло
отражение в существовании основных исторических
форм материализма.
Можно выделить несколько этапов в
развитии взглядов на материю: античная философия,
эпоха Возрождения и позднейшее развитие
философии и естествознания, марксистская
философия.
В античности
философия строилась на обычной наблюдательности
(первый этап). Выводы делались на основе
обобщений повседневного опыта. Характерная
особенность взглядов на материю в этот
период заключалась в том, что какой-то
элемент природы считался самым элементарным,
входящим в каждую вещь природы (всего
мира).
Такой взгляд на материю позволял проще
объяснять качественное разнообразие
мира: вещи возникают в результате соединений
и разъединения указанных элементов.
Для Демокрита материя – это атомы, которые
имеют свою противоположность – пустоту
(то место, где нет атомов). Они не обладают
какими-нибудь качествами, а только отличаются
друг от друга величиной. По Демокриту,
все состоит из атомов, в том числе и душа.
Последователь Демокрита – Эпикур наделил
атомы самодвижением. Он объяснял, что
они в своем движении могут случайно нарушать
закономерные траектории. Это имело большое
значение для того, чтобы объяснить связь
между движением и развитием. Атомистическая
гипотеза материи оказала влияние на развитие
естествознания, получила широкое распространение
в науке Нового времени.
Аристотель под материей понимал какой-то
бесформенный, лишенный активности субстрат
(то, на чем все держится), который приобретает
движение и деятельность только после
соединения с формой, т.е. Богом.
Средневековая философия
в разработке понятия материи не достигла
уровня древнегреческой, однако она сосредоточила
внимание на духовной жизни человека,
что содействовало развитию и обогащению
содержания понятия сознания.
Второй этап в
становлении взглядов на материю связан
с дальнейшим развитием представлений
о мире. Материя в это время отождествлялась
с веществом, атомами. Русский ученый Д.И.Менделеев
отмечал, что вещество (или материя) имеет
вес, массу и т.д.
Н.Коперник и Д.Бруно в своих работах возродили
представления греческих философов о
внутренней активности материи. Д.Бруно
считал материю единым началом всего существующего,
утверждал, что для природы Бог не нужен.
Он высказывал идеи о единой бесконечной
субстанции, из которой возникает множество
миров. Такие мысли созвучны проблеме
материального единства мира.
Развитие в XVII–XVIII вв. математики и механики
содействовало изучению природы и обогащению
представлений о материи. Материи приписывались
такие свойства, которые изучались на
основе механики Ньютона: протяженность,
непроницаемость, инерция, вес, неизменная
механическая масса и др.
На основе механистического понимания
материи природа представлялась
в виде сложной механической системы,
элементами которой являются атомы.
Абсолютизация роли законов механики
при познании материи привела к забвению
представлений античной философии о самодвижении
материи. На вопрос, что заставляет материю
двигаться, был дан ответ – первотолчок.
Но что это такое? Значительную часть своей
научной деятельности Ньютон посвятил
поиску ответа на этот вопрос. Механицизм
требовал наличия источника движения
материи в механистической картине мира
за ее пределами, вне материи.
Важно при этом подчеркнуть и то, что механистические
представления о материи нельзя было распространить
на общественные и духовные процессы,
понять процесс развития материи до возникновения
сознания. Сознание просто соотносилось
с материей, но между ними не налаживалась
связь на научной основе. Отсутствовал
взгляд на бытие как развитие единой природно-социальной
системы. В результате "материя" и
"сознание" метафизически противопоставлялись
друг другу, рассматривались вне развития,
как застывшие, неизменные.
Третий этап в
эволюции взглядов на материю относится
к середине XIX в. В естествознании и в социальной
практике сложились предпосылки диалектического
понимания сущности мира. И связаны они
в значительной мере с деятельностью К.Маркса
и Ф.Энгельса. Новое объяснение материи,
а точнее диалектики материи и сознания,
позволило лучше постигнуть сущность
отношений человека к миру и самому человеку.
По Ф.Энгельсу, материя бесконечна не только
в количественных, но и в качественных
отношениях. Ей присущи противоречивость
и самодвижение. Это активное начало мира.
Материя первична по отношению к сознанию,
которое является результатом развития
материи. Мир – это материальный мир со
множеством вещей и явлений, которые остаются
и исчезают, отражаются в сознании человека,
но существуют независимо от него, объективно.
Материя – понятие,
философская категория, считал Ф.Энгельс,
которая отражает, обозначает своим содержанием
то общее, что характерно
всем вещам и явлениям окружающей среды,
– объективность их существования.
Материя не существует вне вещей как что-то,
положенное рядом. "Материя как таковая,
– считал Ф.Энгельс, – это – чистое создание
мысли и абстракция. Мы отвлекаемся от
качественных различий вещей, когда объединяем
их, как телесно существующие, под понятием
материи. Материя как таковая, в отличие
от определенных существующих материй,
не является чем-то чувственно существующим".
Каждая чувственно, реально существующая
вещь (в современных представлениях –
вещество и поле) существует объективно,
т.е. вне и независимо от человека. И это
общее свойство всех элементов мира и
есть материя. Это общее нельзя воспринимать
чувственно, а только при помощи разума.
Отсюда определение Ф.Энгельсом материи
как абстракции, философской категории.
Новое понимание материи позволило К.Марксу
и Ф.Энгельсу сформулировать принцип материалистического
понимания истории, понять диалектику
материи и сознания, показать эти категории
как очень широкие, которые позволяют
понять не только сущность отношений человека
к миру, но и самого человека. При этом
в методологическом отношений не имеет
значения, каким подходом пользоваться
при анализе исторического процесса –
формационным или цивилизационным, поскольку
сознание – это не только свойство высокоорганизованной
материи (мозга), но и продукт общественной
жизни, отражение материального бытия
людей. Мир есть материя, которая закономерно
развивается, а сознание – закономерный
результат этого развития. Мир един.
В.И.Ленин, анализируя кризис в естествознании,
главным образом в физике, возникший на
рубеже XIX–ХХ вв., в работе "Материализм
и эмпириокритицизм" пришел к выводу: "Материя есть
философская категория для обозначения
объективной реальности, которая дана
человеку в ощущениях его; которая копируется,
фотографируется, отображается нашими
ощущениями, существуя независимо от них".
Выражение "кризис в естествознании"
не совсем точно характеризует ситуацию.
Естествознание (а также и физика) развивалась
довольно успешно. Кризис наблюдался в
философском осмыслении новых открытий.
Прежнее понимание материи не могло "работать"
по той причине, что вместе с таким видом
материи, как вещество, был открыт другой
ее вид – поле. Более того, эти виды материи
не только взаимосвязаны, но и при определенных
условиях преобразуются один в другой.
Вещество охватывает только те объекты
и системы, которые обладают массой покоя.
Фотоны, нейтроны и другие элементарные
частицы массы покоя не имеют. Именно по
этой причине к ним нельзя было применить
старое понимание материи.
Таким образом, категория "материя"
одновременно выполняет и гносеологическую,
и методологическую функции, поскольку:
Понятие движения.
Движение и развитие
Понимание движения как способа существования
материи сложилось в XVII в. Эта категория
в диалектическом материализме обозначает
разные типы изменений. "Движение, в
применении к материи, – считал Ф.Энгельс,
– это изменение вообще". Оно может
быть качественным или количественным.
Механическое движение – один из случаев
количественных изменений.
Диалектический материализм рассматривает
движение материи как ее атрибут, способ
существования. Движение неотъемлемо
от материи, материя без движения невозможна,
как и движение без материи. Движение поэтому
также несоздаваемо и неуничтожаемо, как
и сама материя.
Движение вместе с тем представляет собой противоречивое единство
абсолютного и относительного. Абсолютность
движения определяется всеобщностью его
как способа бытия материи. Движение есть
всегда там, где есть материя. Всеобщность
движения материи отражается в сознании
(знаниях человека). Отрыв движения от
материи и отождествление его с энергией
характерны для энергетизма,
который отрицает научное определение
энергии как меры движения материи.
Из закона сохранения и превращения энергии
вытекает, что движение (и энергия) не может
исчезнуть, а только переходит из одной
формы в другую. Противоположной точки
зрения придерживались сторонники так
называемой "теории тепловой смерти
Вселенной".
Как видим, движению присущи объективность,
всеобщность, абсолютность, неуничтожимость
и несотворимость, противоречивость. Вместе
с тем выделяют два типа движения.
Первый связан с сохранением вещества,
когда происходят только количественные
изменения. Второй – с переходом вещества
от одного качества к другому. А это и есть
не что иное, как развитие, переход от старого
качества к новому через отрицание отрицания.
Основные формы движения
материи. Качественное разнообразие
веществ и процессов материального мира,
наличие различных уровней материальных
и социальных систем, неотъемлемость движения
от материи находят свое проявление в
формах движения материи. Заметим, что
под формой движения материи понимают
движение с материальным носителем, который
охватывает явления, что обладают определенным
качественным единством и подчиняются
одним и тем же законам (основным закономерностям).
Такие открытия в естествознании XIX в.,
как закон сохранения и превращения энергии,
клеточная теория строения живых организмов,
а также политические процессы в странах
Западной Европы выявили философско-методологическую
необоснованность существовавших взглядов
на природу и социальный мир, в том числе
и на проблему движения и развития. Учитывая
это, Ф.Энгельс выделил пять основных форм
движения материи: механическую (перемещение
макротел в пространстве), физическую
(тепловые, электрические, магнитные и
другие процессы), химическую (взаимодействие
атомов и молекул), биологическую (развитие
и функционирование живых организмов)
и социальную (развитие общества).
Все формы движения материи связаны между
собой генетически и структурно. Генетическая
связь проявляется в том, что высшие формы
движения материи возникают на основе
низших и представляют их синтез.
Известно, что научные представления о
мире будут развиваться и дальше. Энгельсовская
классификация форм движения материи
в какой-то степени дополнится, однако
как методологическая основа она сохранится.
Все большую методологическую значимость
приобретает принцип материального единства
мира, который предполагает наличие разных
форм движения материи и их взаимосвязь.
Выделение движения как атрибутивного
свойства материи недостаточно для описания
бытия материальных вещей и процессов.
В ходе движения, развития одни вещи возникают,
другие – исчезают. Для выявления этого
бытия материи, материальных систем, вещей
в истории философии сформулировались
понятия пространства и времени.
Пространство и
время
Субстанциональная
и релятивистская концепции пространства
и времени. В нашей повседневной практике
пространство и время – это нечто простое
и очевидное. На самом деле это совсем
не так.
В отдельных направлениях философии, а
также в классической физике, пространство
и время отделялись от материи, рассматривались
как самостоятельные сущности или внешние
условия существования и движения вещей.
Наиболее ярко такой взгляд отстаивал
Ньютон. Время он называл абсолютным и
рассматривал его как обычную продолжительность,
на которую проецируются изменения вещей.
Представления об абсолютных пространствах
и времени были неразрывно связаны с пониманием
движения, которое признавалось вторичным
в отношении покоя.
Для классической механики такой взгляд
не имел значения, однако содействовал
формированию религиозных и идеалистических
взглядов на пространство и время, поскольку
они трактовались как внешние условия
бытия вещей.
Диалектический материализм исходит из
того, что пространство и время являются
атрибутами материи, формами ее бытия,
характеризуют материю в единстве.
Пространство
– это философская категория, которая
выражает протяженность, взаимное расположение
материальных объектов и их элементов
(частей).
Время – это философская
категория, которая выражает продолженность
сосуществования (бытия) вещей и процессов,
последовательность смены их качественного
состояния. Сосуществование пространства
и времени обусловлено существованием
движущейся материи.
Абсолютность
пространства и времени заключается в
том, что они являются всеобщими и необходимыми
формами существования материи. Науке
неизвестно бытие материальных систем
вне пространства и времени. Но пространству
и времени присуща и противоположная характеристика
– относительность, которая указывает
на связь пространственных структур и
ритмов времени с состоянием движущейся
материи, характером взаимодействия материальных
объектов (систем) и т.д.
Относительность
пространства и времени наиболее полно
проявляется в специальной (СТО) и общей
(ОТО) теории относительности А.Эйнштейна.
Так, специальная теория относительности
исходит из того, что при приближении скорости
движения тела к скорости света линейные
параметры тела уменьшаются (сжатие стержня),
а ритм течения времени замедляется. Общая
теория относительности подтвердила философское
положение о зависимости пространства
и времени от движения материи и выявила,
что пространство и время характеризуют
бытие материи как пространственно-временное
отношение, т.е. здесь прослеживается не
просто единство пространства и движущейся
материи, а зависимость пространства и
времени от движущейся материи и друг
от друга. Кроме того, пространство и время
имеют и специфические свойства. Для пространства
– это трехмерность и обратимость. Для времени –
одномерность и необратимость. Чтобы лучше
понять значение категорий, о которых
идет речь, надо знать, что в истории философии
сложились две концепции пространства
и времени: субстанциональная и релятивистская.
Субстанциональная
концепция берет начало от Демокрита,
который бытию атомов противопоставил
пространство как то место, где еще нет
атомов. Его мысль продолжил Ньютон. Пространство
и время рассматриваются (субстанциональная
концепция) как сущности (субстанции),
существующие вне материи, рядом с ней.
Такого взгляда могут придерживаться
как материалисты, так и идеалисты, ибо
первые признают пространство и время
существующими объективно, другие – объявляют
эти категории отдельной субстанцией,
порожденной сознанием.
Релятивистская концепция идет от Аристотеля,
и получила дальнейшее развитие у Лейбница,
который считал, что пространство и время
характеризуют порядок размещения тел
(пространство) и последовательность их
изменения (время). Таким образом, пространство
и время являются объективными, независимыми
ни от человека, ни от человечества формами
бытия движущейся материи.
Специфика пространства и времени соотносится
и с социальными процессами. На разных
этапах развития цивилизации формируются
разные пространственные сферы жизнедеятельности
человека. Сейчас наметилась тенденция
к усилению общечеловеческих факторов
в развитии общества, стремление к планетарному
пространству. Меняет социальное пространство
и выход человека в космос, создание ноосферы,
а также единой биотехносоциосферы.
Материальный мир неисчерпаем, а поэтому
неисчерпаемы и пространственно-временные
формы его существования.
Философское учение о ценностях
и их природе называется аксиологией
(от греч. axios — ценность и logos — учение).
Но прежде чем сложиться в ее современном
виде, эта теория прошла исторический
путь развития, равный становлению самой
философии, в рамках которой она и формировалась.
В античной, а затем и средневековой философии
ценности отождествлялись с самим бытием,
а ценностные характеристики включались
в его понятие. Ценности, таким образом,
не отделялись от бытия, а рассматривались
как находящиеся в самом бытии. Начиная
уже с Сократа и Платона основными вопросами
были: Что есть благо? Что есть справедливость?
Они же являлись и главными критериями
истинного бытия. Не случайно Платон в
учении об идеальном государстве положил
в основу такого государства принцип справедливости.
Уже в античной философии наблюдаются
разные подходы к вопросу об абсолютном
и относительном характере ценностей.
Если, например, по мнению Платона, высшие
ценности носят абсолютный характер, то
с точки зрения софистов, все ценности
индивидуальны и относительны. Это вытекало
из их основного тезиса: «человек есть
мера всех вещей». Попытка дифференцированного
подхода к ценностям содержится в философии
Аристотеля, который, с одной стороны,
признает самодостаточные ценности, или
«самоценности», к которым, в частности,
относятся человек, счастье, справедливость
и т. д. Но вместе с тем он утверждает и
относительный характер большинства ценностей,
ибо разные вещи кажутся ценными детям
и мужам, добрым и мудрым людям. Мудрость
состоит как раз в «постижении умом вещей
по природе наиболее ценных».
Различные исторические эпохи и разные
философские системы накладывают свой
отпечаток на понимание ценностей. В Средние
века они связываются с божественной сущностью,
приобретают религиозный характер. Эпоха
Возрождения выдвигает на первый план
ценности гуманизма. В Новое время развитие
науки и новых общественных отношений
во многом определяют и основной подход
к рассмотрению предметов и явлений как
ценностей.
И. Кант впервые употребляет понятие ценности
в специальном, узком смысле. Предпосылкой
аксиологии у него является разведение
сущего и должного, реальности и идеала.
Ценности — это: требования, обращенные
к воле; цели, стоящие перед человеком;
значимость тех или иных факторов для
личности. Гегель особое внимание уделяет
разграничению ценностей на экономические
(утилитарные) и духовные. Первые выступают
как товары и характеризуются со стороны
их «количественной определенности».
По существу, здесь имеется в виду абстрактная,
меновая стоимость товара.
Поскольку вещи имеют ценность, — пишет
он, — мы рассматриваем их как товары.
Их значимость состоит в ценности, и только
в ценности, не в их специфических качествах.
Эти ценности всегда относительны, т.е.
зависят от спроса, «от продажи, от вкуса
публики». Во втором смысле ценности связываются
со свободой духа, и все, «что имеет ценность
и значимость, — духовно по своей природе».
После выделения аксиологии в самостоятельную
область философских исследований сформировалось
несколько типов теорий ценностей. Отметим
лишь некоторые из них.
Натуралистический психологизм (представлен
трудами Дж. Дьюи, 1859—1952) рассматривает
ценности как объективные факторы реальности,
которые эмпирически наблюдаемы, а их
источник связывает с биологическими
и психологическими потребностями человека.
С этой точки зрения любой предмет, удовлетворяющий
какую-либо потребность людей, является
ценностью.
Аксиологический трансцендентализм (В.
Винделъбанд, Г. Риккерт). Здесь ценность
— не объективная реальность, а идеальное
бытие. Ценности рассматриваются как не
зависимые от человеческих желаний. Это
добро, истина, красота, которые имеют
самодостаточное значение, являются целями
сами по себе и не могут служить средством
для каких-то иных целей. Ценность, таким
образом, — это не реальность, а идеал,
носителем которого является «сознание
вообще», т.е. трансцендентальный (потусторонний,
запредельный) субъект. Кроме того, ценности
рассматриваются в этой концепции как
нормы, которые не зависят от человека
и образуют общую основу конкретных ценностей
и культуры.
Наиболее видный представитель этого
направления М. Шелер утверждал объективный
характер ценностей. По его мнению, они
образуют онтологическую основу личности.
Но ценности, находящиеся в предметах,
не следует отождествлять с их эмпирической
природой. Так же, как, например, цвет существует
независимо от предметов, которым он принадлежит,
так и ценности (приятное, величественное,
доброе) могут созерцаться вне зависимости
от тех вещей, свойствами которых они являются.
Познание ценностей и их созерцание основано
в конечном счете на чувстве любви или
ненависти. Ценности тем выше, чем они
долговечнее и чем выше удовлетворение,
которое мы от них получаем. В этом смысле
наименее долговечными являются ценности,
связанные с удовлетворением чувственных
желаний и с материальными благами. Более
высокие ценности — это ценности «прекрасного»
и «познавательные» ценности. Высшей ценностью
является ценность «святого», идея Бога,
а любовь к Богу рассматривается как высшая
форма любви. Все ценности имеют поэтому
свою основу в ценности божественной личности.
Основатель этой концепции М. Вебер ввел
проблему ценностей в социологию. С его
точки зрения, ценность — это норма, которая
имеет определенную значимость для социального
субъекта. В этой связи он особо подчеркивал
роль этических и религиозных ценностей
в развитии общества.
В современной литературе также существуют
разные точки зрения по вопросу о природе
ценностей и их понятии. В частности, ценность
рассматривается как предмет, имеющий
какую-либо пользу и способный удовлетворить
ту или иную потребность человека; как
идеал; как норма; как значимость чего-либо
вообще для человека или социальной группы
и т.д. Все эти понимания отражают определенную,
реальную сторону ценностей, и их надо
рассматривать не как взаимоисключающие,
а как взаимодополняющие общую концепцию
ценностей. Они имеют разные основания
и связаны с разными субъектами ценностного
отношения. Поэтому каждый из подходов
имеет право на существование, ибо он отражает
то или иное реально существующее в социальной
действительности ценностное отношение.
В этом плане даже религиозные ценности,
связанные с верой в сверхъестественное,
являются также реальными ценностями,
которые служат ориентиром в жизни верующих,
обусловливают нормы и мотивы их поведения
и поступков.
Если иметь в виду самое общее понимание
ценностей, то можно сказать, что ценность
— это понятие, указывающее на культурное,
обшественное или личностное значение
(значимость) явлений и фактов действительности.
Все многообразие мира может выступать
в качестве «предметных ценностей», т.е.
оцениваться с точки зрения добра и зла,
истины и лжи, прекрасного и безобразного,
справедливого и несправедливого и т.
д. К таким ценностям относятся предметы
материальной и духовной деятельности
людей, общественные отношения и включенные
в их круг природные явления, имеющие для
человека положительное значение и способные
удовлетворять их многообразные потребности.
Другим видом ценностей являются «субъектные
ценности», к которым относятся установки,
оценки, требования, запреты и т.д., выраженные
в форме норм. Они выступают ориентирами
и критериями деятельности людей. Таким
образом, в центре понимания ценностей
находится ценностное отношение человека
к миру, сторонами которого и являются
«предметные ценности» и «субъектные
ценности».
Ценности всегда являются человеческими
ценностями и носят социальный характер.
Они формируются на основе общественной
практики, индивидуальной деятельности
человека и в рамках определенных конкретно-исторических
общественных отношений и форм общения
людей.
На ценностное восприятие и процесс формирования
ценностей оказывают влияние все сколько-нибудь
значимые факторы человеческого существования
— биологические, социальные, психические
и т.д. Их индивидуальное сочетание обусловливает
личностный характер ценностей человека,
который, однако, не отрицает наличия общечеловеческих
ценностей. Не следует только думать, что
общечеловеческие ценности существуют
наряду с индивидуальными ценностями.
Информация о работе Социальные ценности и социализация личности