Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2013 в 11:11, реферат
Социальный идеал общества, которое необходимо и возможно создать в России на базе органического синтеза социалистических, либеральных, а также элементов консервативных ценностей, - это идеал свободного человека в справедливом и солидарном обществе. Именно на это должна ориентировать новая ценностная парадигма, которая по сути своей совпадает с извечной мечтой человечества, нашедшей свое выражение в многочисленных утопических проектах, - свести воедино свободу и справедливость.
Цель данной работы – коротко рассмотреть проблему социальных ценностей современного российского общества.
Введение…………………………………………………………………………...3
Понятие «социальные ценности» в современной литературе…………..4
Основные черты социальных ценностей современного российского общества…………………………………………………………………………...6
Заключение……………………………………………………………………….10
Список использованной литературы…………………………………
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
РЕФЕРАТ
Дисциплина______Философия_____
Тема: Социальные ценности современного российского общества_____
______________________________
Выполнила Пунда Мария
Проверил:____________________
Оценка:______________________
Дата:________________________
2013 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы…………………………………………...
Введение
Правовое государство, появление которого напрямую связано с формированием развитого гражданского общества, в российском исполнении может привиться лишь с учетом его нравственной составляющей, по необходимости приняв «смешанный», морально-правовой характер и вид. Российские граждане на собственном опыте увидели и убедились в том, что государство, именующее себя «демократическим», может их обмануть и бросить на произвол судьбы, что принятые парламентом законы, даже самые правильные, не соблюдаются, что их права и свободы буквально на каждом шагу нарушаются. Неприятие россиянами либеральных реформ объясняется тем, что они проводятся с нарушением элементарных норм нравственности и справедливости - не в интересах народа и за счет народа. Именно поэтому ориентиром для настоящих и будущих поколений остается идея «справедливого общества», основывающаяся на реальной динамике и равновесии коллективистских и индивидуальных ценностей и соответствующая нормам и ценностям российского менталитета.
Социальный идеал общества, которое необходимо и возможно создать в России на базе органического синтеза социалистических, либеральных, а также элементов консервативных ценностей, - это идеал свободного человека в справедливом и солидарном обществе. Именно на это должна ориентировать новая ценностная парадигма, которая по сути своей совпадает с извечной мечтой человечества, нашедшей свое выражение в многочисленных утопических проектах, - свести воедино свободу и справедливость.
Цель данной работы – коротко рассмотреть проблему социальных ценностей современного российского общества.
Индивид становится личностью в ходе социализации, т. е. усвоения элементов современной ему культуры, в том числе соответствующих ценностей и норм поведения. Спектр социальных ценностей достаточно разнообразен: это ценности моральные и этические, идеологические, политические, религиозные, экономические, эстетические и др. Ценности непосредственно связаны с общественными идеалами. Ценности — это не то, что можно купить или продать, это то, ради чего стоит жить. Ценности – то, что имеет для нас значимость в нравственном, эстетическом и познавательном отношении [7].
Важнейшая функция социальных ценностей — играть роль критериев выбора из альтернативных способов действий. Ценности любого общества взаимодействуют между собой, являясь принципиальным содержательным элементом данной культуры.
Отношение между культурно предопределяемыми ценностями характеризуется двумя следующими чертами. Во-первых, ценности по степени их общественной значимости складываются в определенную иерархическую структуру, подразделяясь на ценности более и менее высокого порядка, более предпочитаемые и менее предпочитаемые. Во-вторых, отношения между этими ценностями могут быть как гармоничными, взаимно подкрепляющими, так и нейтральными, даже антагонистическими, взаимоисключающими. Эти отношения между социальными ценностями, складываясь исторически, наполняют конкретным содержанием культуру данного типа.
Основная функция социальных ценностей — быть мерилом оценок — ведет к тому, что в любой системе ценностей можно выделить:
Сформировавшаяся
система ценностей
Общество – фундаментальная
ценность. Ее фундаментальность, в идеале,
не конкурирует с
Существует огромное множество теорий общества, но для гуманизма главным является определить ценностную составляющую отношений между человеком и обществом, а также составить каталог социальных ценностей.
Какие ценности находит и защищает гуманизм в области социальной жизни? В первую очередь такие, как общество (коллектив, человечество), семья, народ, государство, общественные институты: предприятия, школы, вузы, больницы, музеи, театры и другие учреждения культуры, больницы, парки, средства массовой информации и коммуникации.
Общество – это находящаяся в естественной среде обитания совокупность людей и социальных институтов, достаточная для того, чтобы поддерживать постоянные и устойчивые экономические, гражданские, нравственные, культурные, информационные и политические отношения между человеком и человеком, человеком и обществом, между обществом и природой.
Социальная динамика реформируемых обществ всегда связана с изменением социальных ценностей: установки, ценности, доминировавшие прежде, теряют свою привлекательность, другие в свою очередь набирают силу и приобретают всеобщее признание. Будущее любого общества задается или преобладающей системой ценностей, или ценностями, способными к доминированию. Пока в ожиданиях россиян преобладают катастрофизм, социальный взрыв, насилие и диктатура как средство преодоления социальных бед. Отсутствие эффективной государственной идеологии программирует пессимистическую социальную картину будущего [6].
Поэтому в России определяющей становится установка вторичности, необязательности образования, которое, к сожалению, не рассматривается как предпосылка успеха, карьеры, социального продвижения. Потеря интеллектуального потенциала закроет России дорогу в содружество государств мирового уровня. В этой связи главной задачей является воспитание свободного и образованного поколения граждан, прежде всего социально-экологической чистоты души, природы, социальных отношений. Реализация Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию предполагает решение задачи формирования экологического мировоззрения и ответственного отношения к природе. Приоритетным вопросом становится воспитание и образование населения на принципах понимания необходимости сохранения биосферы и поддержания ее равновесного состояния. "Только тогда, когда произойдет осознание каждым человеком своей роли в биосфере, когда ограничения и запреты, налагаемые законами ее развития, будут строго учитываться на практике, человечество, усовершенствовав свою мораль, сменив основы экономики и социального устройства, сможет встать на путь устойчивого развития".
Есть оценки состояния социальных ценностей российского общества.
Они состоят в следующем.
В России первопричииеи кризис умов и душ. Кризис, лежащий внутри человека и обусловливающий все остальные его напряжения. Многочисленные социологические исследования, выполненные в Международном университете в Москве, приводят к следующим выводам социальной диагностики российского общества первой половины 1990-х годов.
1. Энергично распространяются
и укрепляются в обществе
2. Доминируют ценности мозаической культуры, проявляющиеся в растерянности, клишированности сознания и дезадаптации в новых социальных условиях. Мозаическая культура проявляется в незнании и непонимании проблем общества и природы. Доминируют сведения, полученные из СМИ, из круга доверительных лиц (референтных групп). Массовые мистификации (ложь), суеверия, мистицизм. Представления об обществе, мире временны и неустойчивы. Они определяются пропагандой, рекламой, слухами, мнениями «сведущих» людей (имиджмейкерами и ньюс-мейкерами).
3. Доминируют ценности детерминизма и зависимости человека от внешних условий. Эти ценности проявляются на уровне личности (невозможность что-либо изменить в своей судьбе, упование на власть, на государство), на уровне государственной политики (усиление власти сложившегося режима). Личность в России по-прежнему не является субъектом социального действия. Воздействие внешних по отношению к личности обстоятельств «выдавливает» стратегические проблемы окружающей среды на периферию общественного сознания.
4. Доминируют ценности эволюционизма, проявляемые в отказе государственных институтов провозгласить цели и задачи реформ, разъяснить свою политику (этот отказ связан или с неспособностью, или с нежеланием властей вести диалог с народом). Доминируют в политике упования на то, что все само собой «рассосется», рынок выправит все напряжения в силу своей саморегуляционной способности. Реально это означает нарастание чувства растерянности и потерянности российского обывателя. Проблемы сохранения природы в этом случае неактуальны для россиянина.
На уровне личности доминируют вседозволенность, социальная неорганизованность и апатия. Стихийность эволюционизма в России проявляется в раздорах, в разобщенности людей и социальных институтов, в росте социальной напряженности.
5. Доминируют ценности атеистического мира. Социальная опасность этих ценностей состоит в оправдании аморальности, эгоизма, в особенности мессианства или класса (коммунизм), или нации (фашизм), или личности вождя.
Следует признать, что между фиксируемыми системами ценностей и желаемыми — пропасть. Такие системные кризисы сами по себе уникальны и требуют чрезвычайных мер, лежащих в сферах компетенции образования, культуры, религии и семьи. Без принятия этих мер ситуация будет только ухудшаться. Это означает, что шансы на гармоничную социобиологическую эволюцию в России будут снижаться [2].
Заключение
Таким образом, мы рассмотрели вопросы, связанные с социальными ценностями современной России. Определено понятие сущности социологических ценностей, их структура, взаимодействие между различными ценностями и оценками, роль тех или иных ценностей в конкретных исторических условиях, как прошлого России, так и в ее современности.
Информация о работе Социальные ценности современного российского общества