Социальные утопии ренессансной эпохи (Т. Мор, Т. Кампанелла)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 17:13, доклад

Описание работы

Социальные теории Возрождения в сущности своей развивались в двух направлениях. Одно из них ставило и пыталось решать проблемы политики и права, государства, в том числе причин его возникновения, функций государства, форм правления и т.п. Его представляли в эпоху Ренессанса итальянский философ Никколо Макиавелли и французский – Жак Боден. Другое – критическое направление, как реакция на явления буржуазного общества, вызванная социальной дифференциацией и социальным неравенством. Это направление разрабатывает пути устранения социального неравенства и утверждения социальной справедливости. Но являет оно собой утопический и иллюзорный характер, т.к. не имеет объективных основ ни в настоящем, ни в будущем.

Файлы: 1 файл

Sotsialnye_utopii_renessansnoy_epokhi (1).docx

— 21.10 Кб (Скачать файл)

Кужелевич Н.Н. УД-22

Доклад по философии  на тему: «Социальные утопии ренессансной эпохи (Т. Мор, Т. Кампанелла)»

 

Социальные  теории Возрождения в сущности своей  развивались в двух направлениях. Одно из них ставило и пыталось решать проблемы политики и права, государства, в том числе причин его возникновения, функций государства, форм правления  и т.п. Его представляли в эпоху  Ренессанса итальянский философ  Никколо Макиавелли и французский – Жак Боден. Другое – критическое направление, как реакция на явления буржуазного общества, вызванная социальной дифференциацией и социальным неравенством. Это направление разрабатывает пути устранения социального неравенства и утверждения социальной справедливости. Но являет оно собой утопический и иллюзорный характер, т.к. не имеет объективных основ ни в настоящем, ни в будущем.

Классическими представителями утопического учения являются английский гуманист Т.Мор и итальянский философ Т.Кампанелла.

 

 Томас Мор (1479-1535). Выходец из богатой семьи. Учился в Оксфордском университете. Сделал блестящую карьеру, в том числе и политическую. Но будучи противником реформаторских усилий английского короля Генриха VIII, был казнен в 1535 году.

 Творчество Т.Мора является ярким выражением гуманистического нравственного идеала, учением о достоинстве человека и его свободе. И в то же время трагические обстоятельства его смерти – явное предзнаменование конца мечтаний о золотом веке безграничной человеческой свободы.

Основная  работа Мора – трактат "Утопия" переводится с латыни как «место, которого нет и не может быть». Книга написана в популярном в то время жанре “рассказа путешественника”. Якобы некий мореплаватель Рафаэль Гитлодей побывал на неизвестном острове Утопия, общественное устройство которого его так поразило, что он рассказывает о нём другим. В первой части дается основательная критика общественного устройства тогдашней Англии, во второй – рисуется вымышленное общество на о. Утопия.

 Мор не удовлетворялся поверхностным анализом периода первоначального накопления капитала, которое в Англии шло очень жестоко, но попытался вскрыть социальные причины этого явления. Он считал, что они коренятся в частной собственности. Поэтому он и изображает идеальное общество, в котором ликвидирована частная (и даже личная) собственность и введено не только уравнительное потребление, но и до предела обобществлены производство и быт. Труд в Утопии составляет обязанность всех граждан, рабочий день составляет не более 6 часов, остальное время предоставлено личности для самосовершенствования. В таком обществе, правда, возможны нерадивые и даже преступники. Путь их исправления один: самый тяжелый физический труд.

 Политический строй Утопии основан на принципах выборности и старшинства. Во главе государства должен стоять образованный правитель, сила разума которого и должна обеспечить идеальное общество. Субъектом быта должна быть семья, но организована она должна быть не столько на родственных, сколько на производственных началах.

 Справедливости ради, необходимо отметить, что Т.Мор был решительным противником революционного пути воплощения этого идеала, и прежде всего народных революций, видя в них лишь разрушительное начало и анархию.

 

Томмазо Кампанелла (1568 – 1639). Итальянский философ, поэт, политический и религиозный деятель, замышлявший освободительное восстание с целью свержения испанских захватчиков. Он был раскрыт и брошен в тюрьму, где провел 27 лет, занимаясь писательской деятельностью. Один из его трудов, «Город Солнца» обессмертил имя своего автора. Многогранность личности определила его мировоззрение, которое нельзя оценить однозначно. В философии он натурфилософ, но не принимает, например, учение о бесконечности Вселенной Бруно и Галилея. В своем социальном учении он отстаивает единство церковной и светской власти. Он выражает мысль о необходимости существенных общественных преобразований, направленных на установление царства божия на земле, в то же время призывает на основе нравственных устоев человеческих отношений ликвидировать частную собственность, неравенство людей, эксплуатацию. И в то же время он убежден в возможности реализации этого переворота революцией народа.

Еще раз  напомню, что жизнь в то время  у Томазо и его народа была не сахар. Грязь, эксплуатация, нищета, неравенство, глупость и необразованность широких масс. За 27 лет заключения Кампанелла, безусловно, долго думал о неравенстве и о наилучшем государственном устройстве. Как сделать общество более справедливым?

Осмыслив  окружавшую его действительность, он пришел только к одному выводу: существующий государственный строй несправедлив. Чтобы люди жили лучше, его должен сменить другой, более совершенный  строй, где все люди равны между  собой.

Кампанелла  в своем труде «Город Солнца»  пишет о наболевшем. Он рисует идеальное, с его точки зрения общество, где трудятся все и нет «праздных негодяев и тунеядцев». Несомненно, эта концепция утопична уже потому, что всеобщее социальное преобразование он мыслит на основе общности имущества. Государственное устройство солнечного города представляет собой идеализированную теократическую монархию, во главе которой стоит жрец, первый духовник, отмеченный солнечным символом. Его помощники – Власть, Мудрость и Любовь – занимаются вопросами войны и мира, ремесла и свободными искусствами, наукой и образованием. В идеальном коммунистическом обществе упразднена семья, вопросами контроля рождаемости занимаются представители власти, дети воспитываются государством. Будущее человечества он видит во всемирном объединении людей ("Монархия Мессии"), в реальности ее должен возглавлять папа.

Социальная  теория Кампанеллы еще более утопична, чем концепция Мора, в том числе  и потому, что она не является результатом социального анализа  противоречий той эпохи и сама крайне противоречива.

    И тем не менее в ней есть много положительных сторон. Так, Кампанелла предсказывает огромную роль науки в социальном прогрессе, говорит о роли образованности и культуры народа, о путях ликвидации войн и др.

В своих  книгах Мор и Кампанелла пытались найти черты, которыми должно обладать идеальное общество.

Таким образом, Мор и Кампанелла стоят у истоков утопического социализма определенным образом повлиявших и на социальную философию марксизма.

 

Список используемых  источников:

  1. http://abc.vvsu.ru/Books/Ist_fil/page0020.asp
  2. http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%E0%EC%EF%E0%ED%E5%EB%EB%E0,_%D2%EE%EC%EC%E0%E7%EE

 

 

 

Вопросы:

  1. В каком труде Т.Мор строит своё идеальное общество?
  2. Считает ли Т.Мор, что к становлению идеального общества можно прейти путем революции народа?
  3. Кто написал свой наиболее значимый труд сидя в тюрьме?
  4. Как писатели относятся к частной собственности в своих утопичных теориях.

Информация о работе Социальные утопии ренессансной эпохи (Т. Мор, Т. Кампанелла)