Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 01:24, доклад
Прогресс (от лат. progressus — движение вперед) есть такое направление развития, которое характеризуется переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. Заслуга выдвижения идеи и разработки теории общественного прогресса принадлежит философам второй половины XVIII в., а социально-экономической базой для самого возникновения идеи общественного прогресса послужило становление капитализма и вызревание европейских буржуазных революций.
«Социальный прогресс и концепции будущего человечества» 3
Прогресс 3
Характерные черты, отличающие первоначальные прогрессистские концепции. 3
Пределы роста 5
Критерии общественного прогресса 6
Понятие общественного прогресса в социальной философии 8
«Концепции будущего человечества» 9
Основные течения и концепции в прогнозировании 9
Утопизм 9
Смысл Будущего 11
Будущее Вселенной 11
Концепция развития от низшего к высшему 11
Примеры несбывшихся прогнозов 12
Сценарии будущего человечества 12
Покорение космоса 14
Итак, содержанием общественного прогресса было, есть и будет «очеловечение человека», достигаемое путем противоречивого развития его естественных и общественных сил, т. е. производительных сил и всей гаммы общественных отношений. Этому содержанию должен быть адекватен и избираемый нами основной критерий общественного прогресса.
Прогресс (от лат. progressus — движение вперед) есть такое направление развития, которое характеризуется переходом от низ- ' шего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. Заслуга выдвижения идеи и разработки теории общественного прогресса принадлежит философам второй половины XVIII в., а социально-экономической базой для самого возникновения идеи общественного прогресса послужило становление капитализма и вызревание европейских буржуазных революций. Кстати, оба творца первоначальных концепций общественного прогресса — Тюрго и Кондорсе — были активными общественными деятелями предреволюционной и революционной Франции. И это вполне объяснимо: идея общественного прогресса, признание того факта, что человечество в целом, в главном идет в своем движении вперед, есть выражение исторического оптимизма, свойственного передовым социальным силам.
Методология прогнозирования развивалась от аксиом в мировых священных писаниях, вещающих о конце света, до современных методов, начинающихся от вероятностных математических моделей, до сценарных моделей в компьютерных технологиях.
Процесс прогнозирования в основном шел по трем основным течениям (концепциям): эсхатология ; утопизм ; философско-историческое
Эсхатология
Эсхатология (от греч. «учение о конце») – религиозное учение о «конце света», о конечных судьбах мира и человечества.
Эсхатология имеет 2 религиозных направления:
1. раннее – индуистская (ведическая религия и брахманизм);
2. более поздние – иудаизм, христианство и ислам.
Первым научным прогнозистом, пытавшимся на данных Библии рассчитать будущий Конец Света, был И.Ньютон*, который говорил: “От искусства человека зависит предугадывание божественного промысла”.
*По данным Ньютона гибель
человечества приходится на
Утопизм (утопические концепции) – утопический подход к будущему; произвольные представления о желаемом будущем человечества, уже не связанные непосредственно с провиденциализмом, но еще не основанные на научном понимании закономерностей развития природы и общества. Утопические концепции являются чисто умозрительными благими пожеланиями, надуманными искусственными конструкциями, оказывающимися в непримиримом противоречии с действительностью (что обычно и вызывает крах этих утопий при попытках их реализовать).
Утопия – от греч. «небывалая страна». Утопия рассматривает желаемое будущее, которое представляется объективным, осуществимым и благотворным, но на деле оказывается чисто субъективным, нереальным, фактически злотворным.
Метод построения утопии являлся методом социального прогресса в прогнозировании и развивал общество на основе прогнозов будущего: «Золотой век» Гесиода, «Государство» Платона, «о граде Божием» Августина. Средневековый «Город солнца» Т. Кампанеллы, теория предвидения Нострадамуса открыли средние века истории. Но наибольшее развитие методологии прогнозирования получили в XX веке, когда накопились знания об экономических циклах и циклах социального развития. Далее утопия О. Хаксли «Этот прекрасный новый мир», идеи А. Азимова и Р. Бредбери подвели к тому, что вошло в мечты незаметно, а затем и в нашу жизнь. Но счастья это не принесло. Это принесло новые проблемы. Весь арсенал фантастических проектов XIX века практически воплощен в XX веке. Теперь идеи Циолковского, Вернадского, Чижевского и тысячи дерзких замыслов последующих фантастов и ученых футурологов XX века должны воплотиться в XXI веке. Прагматика «постиндустриального общества» (Д. Белл, З. Бжезинский, Р. Дарендорф, Э. Тоффлер ,Турен, Ж. Фурастье, У. Ростоу, Арон, Б. Де Жувенель, Дж. Гелбрейт, Г. Кан, и др.), «Ноосфера» Вердадского, теория и эмпирика К. Поппера, привели к понимаю практики социального бытия как технотронного общества.
Утопические концепции по времени развивались в 5 этапов:
1. 1-е тысячелетие до н. э. – развитие утопий в античном мире и в Китае вслед за религиозными. Они отличались от религиозных концепций тем, что «иное будущее» человечества определялось не сверхъестественными силами, а самими людьми, их разумом и действиями.
2. эпоха средневековья (15-16 века) – засилье религиозной идеологии в течение 1500 лет вызвал резкое сокращение утопических теорий.
3. эпоха Возрождение и Просвещения (16-18 века) – исчезают рабовладельческие утопии, феодальные отходят на второй план. Появляются буржуазные и социалистические (Мор, Кампанелла, Гаррингтон и др.). В это время выявляется связь между социальным и научно-техническим прогрессом (Ф.Бэкон).
4. 18 век: резкий разрыв с религией и эсхатологией (от Мелье до Бабёфа); использование достижений западноевропейской философии нового времени (Ф.Бэкон, Гоббс, Декарт, Спиноза, Локк и др.); тесная связь с идеологией просветительства (Вольтер, Руссо, Монтескью, Гольбах, Гельвеций, Дидро, Лессинг, Гёте, Шиллер, Джефферсон, Франклин, Новиков, Радищев и др.); более четкий характер конкретных программ политической борьбы. Растет число феодальных утопий (Новалис, Щербатов), но сохраняется и усиливается преобладание буржуазных и особенно социалистических.
5. 19 век: попытки критического осмысления опыта Великой французской революции (от Сен-Симона, Фурье и Оуэна до Л.Блана и Кабе, Дезами и Вейтлинга, а в России – до Герцена и Чернышевского); стремление связать утопизм с пролетарским движением (К.Маркс, Ф.Энгельс); попытки использовать не только идеологию просветительства, но и классическую философию (Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель) и классическую буржуазную политическую экономию (Смит, Рикардо, Симсонди и др.).
Утопии затрагивают
проблемы науки, техники, технических
вопросов градостроительства, здравоохранения
и т.д., но большая часть утопий
относится к разряду
Будущее – период следствий, которые следует за причинами. Интуиция позволяет нам «увидеть» модель ситуации, сопутствующего реальному её воплощению. Управление напряжением мыслей вокруг события позволяет творить будущее. Наконец, влияние на причины, вызывающие следствия, может ослабить или усилить будущие события. Каждому из названных инструментов есть критерий и органы труда в человеческом организме, а так же внешние мероприятия.
Несмотря на наличие познавательных инструментов, полезных для понимания и управления будущим, природа многих природных и социальных процессов делает задачу прогнозирования будущего сложной и желанной целью многих людей и культур на протяжении столетий. Люди всегда стремились увидеть образы будущего. Поэтому пророки и предсказатели всегда имели огромное общественное значение. С целью прогнозирования будущего возникли эзотерические учения, астрология, хиромантия, суеверия. Развитие большей части физики также легко объяснить как попытку сделать объективные прогнозы о будущих событиях. Фантастика возникла как средство сверхдальнего прогноза с помощью художественного воображения. Понятие будущего также формирует предпосылки для религии. Многие религии предлагают пророчества о жизни после смерти, а также о конце света. Последнее (Конец Света) приводит к конфликту в христианстве между знанием будущего и свободой воли человека - к доктрине предопределения.
Вселенная – это космический
живой организм. По сценарию предполагается
эволюция в соответствии с заложенной
программой организма и влиянием на него
внешней среды.
Существуют так же другие сценарии.
Так как наша Вселенная расширяется,
то в далеком будущем во Вселенной можно
ожидать большие изменения. Четко устоявшейся
единой теории будущего Вселенной нет.
Есть лишь различные гипотезы.
• Большой разрыв. Этот сценарий предполагает
разрыв Вселенной на части, из-за её ускорения,
и тепловую смерть
• Большое сжатие. Этот сценарий предполагает
сжатие Вселенной в сингулярность и гибель
всего живого.
Концепция человеческого
будущего тесно связана с развитием
от низшего к высшему или понятием
прогресса. Количественно измерить прогресссложно.
В индустриальную эру измерением прогресса
было бы увеличение уровня энергопотребления.
На этом основана шкала цивилизаций Кардашева.
В информационную эру мерилом может быть
быстрота микропроцессоров (закон Мура)
— подобную классификацию цивилизаций
выдвигал Карл Саган.В соответствии с
концепцией Гуманизма - «в центре находится
идея человека как высшей
ценности по отношению к самому человеку
и относительная в ряду других ценностей
мира и общества». Однако, в XX веке в первой,
второй мировых войнах и других конфликтах
пострадало свыше 100 млн человек — больше,
чем за всю предыдущую историю человечества.
С точки зрения такого подхода, говорить
о каком-то прогрессе не имеет смысла.
Несмотря на переход от индустриальной
эпохи к информационной, количество потребляемых
ресурсов с каждым годом растёт. В связи
с этим высказывается мнение, что колонизация
космоса неизбежна, но ее необходимость
пока очевидна не для всех.
Важнейшим фактором прогресса является
человеческий потенциал, когда развитие
цивилизации есть развитие феномена сознания,
без чего все остальное развитие теряет
всякий смысл. Очевидно, за объективную
меру прогресса можно выбрать
раскрытие возможностей человека.
• Менделеев считал самой
сложной технической проблемой двадцатого
века утилизацию огромного количества
навоза (ведь поголовье лошадей, ясное
дело, будет и дальше прирастать прежними
темпами);
• Эйнштейн заявил за десяток лет до Хиросимы,
что до практического использования атомной
энергии дело дойдет лет через сто — никак
не раньше;
• Бернард Шоу видел политическую карту
будущей Европы так: «Франция и Германия?
Это устарелые географические названия…
Под Германией вы, очевидно, подразумеваете
ряд советских или почти советских республик,
расположенных между Уральским хребтом
и Северным морем».
Прогнозируемые варианты
будущего включают как экологическую
катастрофу, так и идеалистическое будущее,
в котором беднейшие люди живут в условиях,
которые сегодня можно считать богатыми
и комфортными, и даже эволюцию человечества
в постчеловеческую форму жизни, а также
уничтожение всей жизни на Земле в технологической
катастрофе.По оптимистическому сценарию
будущего (в научной фантастике) сложился
образ будущего, в котором существует
межзвездная человеческая
цивилизация, иногда включенная в более
сложную систему цивилизаций иных разумных
рас. В нем создана межпланетная Федерация,
исповедующая принципы терпимости и невмешательства.
Земная цивилизация осознает свой исторический
выбор и встанет на вечный и бесконечный
путь развития в свете новой парадигмы
мировоззрения.
По библейскому откровению о будущем устанавливается
вечная жизнь, которая будет после воскресения
мертвых и всеобщего суда Божия. Для верующих,
любящих Бога и делающих добро,
она будет столь блаженна, что теперь мы
сего блаженства и вообразить не можем
(I Ин. III, 2), а неверующие и беззаконные
будут преданы вечной смерти или, иначе
сказать, вечному огню, вечному мучению
вместе с диаволом (Откр. XX, 15, Мф. XXV, 41, 49,
Мк. IX, 47, 48 и др.)
Человек будущего
В настоящее время
существует философское движение, в
основе которого лежит предположение,
что человечество является
молодой цивилизацией или первым звеном
космической эволюции, а значит, может
совершенствоваться.
В самом деле, любая цивилизация должна
либо погибнуть, либо существовать вечно.
Мы мало что можем сказать определенного
про погибающие цивилизации, тогда как
вечное существование накладывает на
цивилизацию всемогущественные возможности.
Мы имеем две вечные сущности: реальный
мир и Бога, которого можно
определить как предел развития вечных
(живых) цивилизаций. Вечные цивилизации
могут порождать другие цивилизации. Другие
цивилизации могут погибнуть, либо осознать
свой исторический выбор и встать на вечный
путь развития. Для этого им необходимо
разработать парадигму мировоззрения
для вечного существования. Вечные цивилизации,
безусловно, обладают Мировоззрением
Вечного Существования - МВС, которая содержит
в себе два класса мировоззрений — для
цивилизаций, которые не могут самостоятельно
развиваться, и для молодых цивилизаций
с безграничным потенциалом. Мы можем
считать, что Бог обладает в полной мере
МВС.
Данное философское движение утверждает,
что можно и нужно ликвидировать старение
и смерть, значительно повысить
умственные и физические возможности
человека; важно изучение достижений,
перспектив и потенциальных опасностей
использования науки, технологии, познания
и других способов преодоления фундаментальных
пределов человеческих возможностей.
Движение выступает против крионики. Целью
крионики является перенос только что
умерших или обреченных на смерть пациентов
в тот момент в будущем, когда станут доступны
технологии «ремонта» клеток и тканей
и, соответственно, будет возможно восстановление
всех функций организма. Такие технологии
– это невежество в вопросах, что есть
индивидуальность, попытки механистического
решения вопроса долголетия и выбрасывание
усилий на ветер. Такое же положение относится
к искусственному интеллекту. В настоящее
время не возможно создание сверхчеловеческого
интеллекта без изучения потенциала человека.
Движение так же выступает против концепции
технологической сингулярности или предполагаемой
точки в будущем, когда эволюция человеческого
разума в результате развития нанотехнологии
и биотехнологий ускорится до такой степени,
что дальнейшие изменения якобы приведут
к возникновению искусственного разума
с намного более высоким уровнем быстродействия
и новым качеством мышления.
Интеллект будущего человека связан
с формированием главными полушариями
за головой электромагнитного поля (лунного
нимба). Такой биополевой интеллект будет
иметь следующие преимущества над интеллектом
человека 20-говека:
1 скорость распространения сигналов между
нейронами — 100 м/с, а между элементами
электромагнитного поля — 300 000 км/с (скорость
света), при этом время срабатывания у
нейронов мозга человека конечное по сравнению
с мгновенным квантовым взаимодействием
структур электромагнитного поля;
2.количество нейронов в мозгу человека
~ 10 миллиардов, у ЛН — практически без
ограничений и способен содержать информацию
о всей «вселенной»;
3. интеллект ЛН позволяет вписаться человеку
во вселенскую архитектуру и стать полноорганным
созданием, т.е. способным осознать содержание
органической ткани организма и ее взаимодействие
по вертикали и горизонтали материи, чтобы
в любой момент сформировать новый орган.
Информация о работе Социальный прогресс и концепции будущего человечества