Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 21:28, реферат
Социологическая теория правопонимания базируется на нормах поведения, которые установлены верховной властью, реальных отношениях, которые влекут юридические последствия, а также правах личности и свободы (человек будет свободен в том случае, если он не посягает на свободу других лиц). Теория подходит к праву с позиций реальной жизни. Обращаясь к ней, как к источнику права, становится возможным понять его сущность. Согласно этой теории в жизни складывается так называемое «живое право», отражающее определенный сложившийся социальный порядок в обществе.
Для меня наиболее убедительной показалась социологическая теория правопонимания, т.к. она базируется на нормах поведения, которые установлены верховной властью, реальных отношениях, которые влекут юридические последствия, а также правах личности и свободы (человек будет свободен в том случае, если он не посягает на свободу других лиц). Теория подходит к праву с позиций реальной жизни. Обращаясь к ней, как к источнику права, становится возможным понять его сущность. Но под жизнью, в данном случае социологическая теория понимает не материалистическое отношение к нему, как сугубо практическое. Иными словами, она обращает внимание на необходимость изучения правоохранительной практики, учет привычек, обычаев, правопонимания судьям и т.д. Согласно этой теории в жизни складывается так называемое «живое право», отражающее определенный сложившийся социальный порядок в обществе.
По моему мнению, социологический позитивизм придает праву вполне реальное содержание, принимают право таким, каково оно есть в действительности, и поддерживает связь между обществом и государством, в то время как, например, теории естественного права и философское понимание права носят отвлеченный, сугубо теоретический характер, исходят из того, каким право должно быть. А вот в юридическом позитивизме право навязывает с помощью обязательных нормативных актов обществу волю господствующего класса, и здесь главный признак права - его принудительность. Право должно быть познано из самого права и только. Отсюда и вывод: право, представляя собой систему правил должного поведения, не зависит от реального поведения людей, и условий их существования. Оно определяется только самим собой. Своим приказом государственная власть порождает право - таково кредо данного типа правопонимания. С этой точки зрения, все, что приказывает власть есть право. Отличие права от произвола тем самым в принципе лишается объективного и содержательного смысла и имеет для приверженцев такого подхода лишь субъективный и формальный характер: явный произвол, санкционируемый определенным субъектом (органом государства) в определенной форме признается правом.
Общеизвестно, что нормы права - это разновидности социальных норм, а само право рождено обществом. Поэтому проблемы формирования и действия права, его отдельных норм необходимо рассматривать не только с позиций юридического позитивизма, но и учитывать в первую очередь социальную обусловленность правовых норм, социальные предпосылки реальных правовых отношений, и их социальную эффективность. При этом речь идет не о противопоставлении социологических способов, приемов «традиционным» методам правоведения, а об их расширении. Следовательно, объектом социологии права, как и любой иной юридической дисциплины, является право, но в его тесной взаимосвязи и взаимодействии с социумом, что находит свое выражение как в социальной обусловленности права, так и в социальных функциях и действии права в социальной реальности.
При рассмотрении вопроса о соотношении предмета социологии и предмета правоведения можно сказать, что они частично совпадают, но юридическая наука изучает правовые отношения, а социология – фактические общественные отношения. И хотя первые являются разновидностью вторых и входят одновременно в предмет социологии и предмет юридических дисциплин, исследуются этими науками под разным углом зрения и в различных аспектах. Если правовая наука сосредоточивает свое внимание на правовой форме общественного отношения, содержании прав и обязанностей его субъектов, то социология – на социальном месте, социальных функциях того или иного общественного явления, изучая фактические общественные отношения.
Ведь право как часть общественной жизни неразрывно связано с моралью, этикой, психологией и т.д., и подлежит рассмотрению в тесной взаимосвязи с ними. При этом все теоретические разработки должны быть оценены с точки зрения практики, т.е. изучать следует не только нормы права, а их применение в реальной жизни, воздействие на поведение людей. Поэтому я считаю, что право следует искать в реальной жизни, а теория социологического позитивизма наиболее близка к общественной жизни.