Социум на службе государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2015 в 18:03, лекция

Описание работы

Феномен государства.
Идеальное и реальное государство в античной философии.
Теория абсолютного государства.

Файлы: 1 файл

Lektsia_1.doc

— 95.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО СПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Сибирский государственный университет физической культуры и спорта»

 

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И ИСТОРИИ

 

Лекция обсуждена на заседании    «УТВЕРЖДАЮ»

кафедры философии и истории    Заведующий кафедрой

протокол № 1 от 01 сентября 2014 г.   ________Ворожко Ю.В.

 

 

 

 

 

 

 

Лекция № 1на тему: Социум на службе государства.

(2 часа)

 

 

ДИСЦИПЛИНА «Основы социального государства»

 

Направление подготовки 43.03.02 Туризм

 

 

Лекция разработана

Старшим преподавателем

Петровым А.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Омск – 2014

 

 

План лекции

Тема № 1. Социум на службе государства

  1. Феномен государства.
  2. Идеальное и реальное государство в античной философии.
  3. Теория абсолютного государства.

 

Литература

  1. Реале, Дж. Западная философия от истоков до наших дней: в 4 т. / Дж. Реале, Д. Антисери; пер. с итал. С. А. Мальцевой. – Т. 1. Античность. URL: http://krotov.info/lib_sec/17_r/rea/reale00.htm (дата обращения 01.09.2014).
  2. Реале, Дж. Западная философия от истоков до наших дней: в 4 т. / Дж. Реале, Д. Антисери; пер. с итал. С. А. Мальцевой. – Т. 3. От Возрождения до Канта. URL: http://krotov.info/lib_sec/17_r/rea/reale12.htm (дата обращения 01.09.2014).
  3. Основы социального государства [Текст]: учебник / Ф. И. Шарков. – М.: Дашков и Ко, 2012. – 314 с.
  4. Косов Р.В. Основы социального государства: учебное пособие / Р.В. Косов. – Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2011. – 80 с. URL: http://window.edu.ru/resource/486/76486/files/kosov.pdf (дата обращения 01.09.2014).

 

  1. Феномен государства.

У понятия государства нет четкого определения даже на уровне ООН; факт его наличия констатируется через процедуру международного признания.

Государство – особым образом организованная политическая власть (политика – греч. общественное дело, управление полисом, рим. республика – дело народа). Как олицетворение власти оно принуждает, управляет, контролирует и защищает.

 

Теорий возникновения множество. Факторы образования государства:

Социальные – сознание доросло до соседской общины, наследственный авторитет (жречество, воины), набеги как инструмент межгруппового взаимодействия.

Этнические – осознание себя единым целым, отличным от других. Древние государства – полисы, а не империи; позже государство противопоставлялось варварству.

Экономические – вопросы выживания больших групп, прибавочный продукт à превращение общинной собственности в частную à расслоение. Усложнение, требующее регулирования.

Государство имеет три составляющие: социальную (устройство «общих дел» в сообществе свободных), политическую (господство, власть по отношению к определенным социальным группам) и экономическую (система владения).

Главный признак – суверенитет, т.е. верховенство и полномочность власти; полнота внешней и внутренней власти, ее независимость и равноправность на международной арене. Экономический (фин.-кредит. система), политический (территория (земля, вода и воздух), управление, силовые органы) и т.д.

Прочие признаки: территория, аппарат публичной власти (граждане на госслужбе), налоги и займы, правотворчество.

Основные функции: управление и регулирование хозяйственной жизни общества; защита граждан от посягательств внешних и внутренних врагов; принуждение и наказание; воспитание в гражданах правосознания и национальной идентичности; реализация суверенитета на международной арене (дипломатическими, экономическими, военными способами).

Самая первая и архаичная попытка осмысления феномена государства – власть сакральна, от Бога или богов. Функция правителя сочеталась со жреческой (Египет, фараон) и представительской перед Небом.

Христианство: нет власти не от Бога (Рим.13:1) (может быть как установленной и благословенной, так и попущенной, если власть служит злу). Венчание на царство – тоже пример сакрального обручения государя со страной.

 

  1. Идеальное и реальное государство в античной философии.

Попытки рационального (разумного) осмысления государства и места в нем человека.

Платон (428-348).

«Государство». Политика – искусство, попечение о душах граждан. Управление государством – дело мудрецов.

Для грека мудрец – это человек, знающий о мире как о гармоничной целостности; это представление соответствовало идеалу полиса и человека-гражданина.

Человек – это его душа, так же и государство (идеальное государство) – слепок души (с ее страстями: вожделение, воля, разум).

Город, таким образом, должен состоять из трех классов: 1) крестьян, ремесленников и купцов; 2) стражей; 3) правителей.

«1) Первый класс образован из людей, в коих преобладает вожделеющая часть души, т.е. наиболее элементарная; если в них преобладает добродетель умеренности, своего рода любовь к порядку, дисциплина желаний и наслаждений, а также способность подчиняться высшим классам, это - достойнейшие люди.

2) Второй класс образован  из людей, в коих преобладает  волевая часть души (они похожи  на собак хорошей породы, наделенных послушанием и отвагой). Долг стражников - бдительность, как относительно внутренней опасности, так и внешней. К примеру, следует избегать как чрезмерной роскоши в первом классе (это приводит к праздности, лени, изнеженности и нескончаемым требованиям новизны), так и чрезмерной нищеты, которая рождает пороки противоположного характера. Государство не должно ни расширяться, ни уменьшаться сверх меры, а гражданам надлежит заниматься тем, что соответствует их натуре и воспитанию.

3) Правителями же должны быть те, кто умеет любить свой Город более других, кто способен исполнить свой долг с наибольшим усердием. А всего важнее, если они умеют познавать и созерцать Благо; значит, рациональная часть души в них преобладает, и их можно назвать по достоинству "мудрецами".

Совершенное государство - это такое государство, где в первом социальном классе преобладает умеренность, во втором - мужество и сила, в третьем - мудрость. Справедливость же - это ничто иное как гармония, которая воцаряется меж этими тремя добродетелями. Реализует эту гармонию совершенного социального целого каждый гражданин и любой из классов, понимая собственное место и исполняя свое дело наилучшим образом по природе и по закону, в силу которых они избраны и призваны к этому делу». (Реале Дж., Антисери Д.).

Если отношения между классами гармоничны – общество справедливо.

Социальные моменты:

«В совершенном Городе должно быть совершенное образование и воспитание. Низший класс не нуждается в особенном образовании, ибо искусствам и ремеслам научаются в практическом освоении. Для сословия охранников Платон считает необходимым быть образованными в гимнастике и музыке для укрепления в их душе того элемента, который питает выносливость и мужество. Для этого сословия Платон предлагает общность имущества. Общность мужей и жен, а значит и детей, дополнялась запретом на любую форму собственности. Задача низшего класса - умножать богатство, заботиться о материальных нуждах общества. Мужчины и женщины сословия стражников подлежали одинаковому образованию и им предназначались одинаковые жилища. Дети должны были воспитываться в подходящих для этого местах и заведениях, вдали от родителей. Такая дерзкая концепция воспитания имела единственной целью построить город-семью, где все любили бы друг друга, как матери, отцы, дети, братья, сестры, родственники. Так Платон мыслил избавить общество от эгоизма и навсегда победить "мое" и "твое". Все обязаны были говорить "наше". Частная собственность должна была уступить место общественной». (Реале Дж., Антисери Д.).

Воспитание, достойное правителей, должно было соединять практические занятия с освоением философии, период пестования "истинного политика=истинного философа" назывался "длинной дорогой", ибо продолжался он до 50 лет. Между 30 и 35 годами практические задания усложнялись, в 35-50, посредством внедрения в различных местностях, начинался контакт с эмпирической реальностью. Цель образования - максимальное познание Блага, затем - лепка себя самого по образцу Блага, чтобы потом внедрять и прививать Благо исторической реальности.Ясно, что это все о людях так, какими они должны быть. Пока что достаточно, чтобы такое государство было внутри человека.

«Политик» и «Законы» - о реальных людях и государстве.

В реальности сложно найти тех, кто управлял бы "по добродетели и науке", поэтому сувереном должен быть закон, а потому необходимо разработать конституцию. 

«Исторических конституций, имитирующих идеальную (или портящих последнюю) может быть три:

1) Если один управляет  и имитирует идеального политика, - это монархия.

2) Если роль идеального политика играет группа богатых людей, - это аристократия.

3) Если идеального политика  имитирует весь народ, - демократия.

Когда эти формы конституции разлагаются если правители преследуют лишь собственный барыш, а не народный интерес, тогда рождаются: 1) тирания, 2) олигархия, 3) демагогия.

Если государства здоровы и хорошо управляются, предпочтительна первая форма правления, но когда они коррумпируются, лучше третья: как утешение гарантирована свобода. Чрезмерная власть порождает абсолютизм тирании, а чрезмерная свобода вырождается в демагогию». (Реале Дж., Антисери Д.).

Важнее всего – здравый смысл, чувство меры и ответственность – они уберегут от злоупотреблений.

 

Аристотель (384-322). Отец логики и воспитатель Александра Македонского.

«Благо отдельно взятого человека по природе своей то же, что и благо города-государства, только еще более "прекрасно и божественно", ведь из частного оно перерастает в социальное. К последнему греки были особенно чувствительны, ибо понимали индивида в модусе государства, а не государство в модусе индивида. Греческая манера мышления просвечивает и в определении человека как "политического животного". "Тот, кто не может войти и составить часть некоего сообщества, кто не нуждается ни в чем, ни в ком, достаточен самому себе, то, не являясь частью государства, он - либо зверь, либо Бог". 

Тем не менее Аристотель не считает "гражданами" всех, кто живет в государстве, и без кого государство не могло бы существовать. Чтобы быть гражданином, необходимо принимать участие в управлении, принятии законов, реализующих справедливость.

Поэтому ни житель колонии, ни другого завоеванного города, ни ремесленник, ни даже свободные не могут быть гражданами, если они не имеют необходимого свободного времени, чтобы управлять своим государством. Таким образом, число граждан очень ограничено, прочие же лишь удовлетворяют нужды первых.

Аристотель подходит здесь под давлением социально-политических структур к теоретизации рабства. Раб, - это "инструмент, предшествующий и определяющий другие инструменты". "Все люди отличаются от себе подобных также, как душа отличается от тела. Человек - тогда животное, когда лучшее из того, что он имеет - это тело, он принадлежит к рабам по природе, а потому лучшая участь его - находиться в подчинении, быть во власти кого-то"». (Реале Дж., Антисери Д.).

Государство и его формы

 «Государство должно иметь различные формы, различные конституции. Конституция - структура, дающая форму, порядок государству. Поскольку власть может исходить: 1) от одного человека, 2) от немногих, 3) от большинства, а также, поскольку тот, кто управляет, управляет в соответствии: 1) с общим благом, или же 2) собственным интересом, то получаем три правильных формы правления: 1а) монархию, 2а) аристократию, За) "политию" и три неправильные 1б) тиранию, 2б) олигархию, 36) демократию.

 Под "демократией" Аристотель  понимает образ правления, который, пренебрегая общим благом, нездоровым  образом потакает интересам нищих, не только в материальном, но  и в духовном смысле слова, отсюда новый смысл слова демократия - демагогия, он уточняет, что ошибка состоит в том, что если все равны в свободе, не значит, что все равны во всем прочем. Аристотель утверждает, что, в абстрактном смысле слова, лучше первые две формы правления, но с реалистической точки зрения, принимая людей, какие они есть, полития - лучшая из форм: ибо она воплощает средний путь, путь между олигархией и демократией, т.е. демократии умеренной, где удержаны достоинства олигархии и купированы дефекты демократии». (Реале Дж., Антисери Д.).

  1. Теория абсолютного государства.

Макиавелли (1469—1527), «Государь». Идея «человек для государства».

«Политика для политики» - принцип автономии политики от других сфер знания à политический реализм (добро и нравственные идеалы в политике ведут к гибели).

Человек сам по себе скорее склонен быть плохим, чем хорошим – поэтому управлять нужно только подчиняя. Монарх может оказаться в таких условиях, что должен будет применять методы крайне жестокие и бесчеловечные. Крайнее зло требует крайних мер.

Информация о работе Социум на службе государства