Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 19:33, реферат
Категории взаимосвязаны между собой и в определенных условиях переходят друг в друга: случайное становится необходимым, единичное - общим, количественные изменения влекут за собой изменения качества, следствие превращается в причину и т.д. Эта текучая взаимосвязь категорий есть обобщенное отражение взаимосвязи явлений действительности. Все категории являются категориями историческими, так что не существует и не может существовать какой-нибудь одной неподвижной системы категорий. В связи с развитием мышления и науки возникают новые категории (например, информация), а старые наполняются новым содержанием. Любая категория в реальном процессе человеческого познания, в науке существует только в системе категорий и через нее.
Введение 3
История развития понятий «содержание» и «форма» 5
Содержание 8
Закон обратного отношения между объёмом и содержанием понятия 8
Родовые и видовые понятия 9
Форма 10
Понятие формы в философии 10
Понятие формы в формальной логике 12
Понятие формы в эстетике 12
Понятие формы в этике 12
Взаимосвязь понятий «содержание» и «форма» 14
«Содержание» и «форма» в искусстве. 21
«Содержание» и «форма» в образовании. 23
«Содержание» в образовании.
Понятие формы в обучении 27
Заключение. 30
Список использованной литературы 31
Содержание и форма в искусстве, категории, служащие обозначению основных сторон художественного произведения (и искусства в целом), необходимых друг другу и находящихся в диалектическом взаимодействии как в процессе творчества, так и в историко-художественном процессе. Основной критерий различения содержания и формы в искусстве — духовный характер содержания и материальный характер формы Содержание охватывает те элементы произведения, в которых выражается познание сущности жизненных явлений (тема) и их интеллектуально-эмоциональная оценка, отношение к ним художника (идея произведения). В форме принято выделять два слоя — внешнюю и внутреннюю. Внешняя форма непосредственно зависит от материала, которым оперирует вид искусства, — словесного, звукового, пластического, жесто-мимического и т.д., поэтому составляющие её элементы оказываются в каждом виде искусства разными (например, аллитерация, рифма, строфа в поэзии, гармония и полифония в музыке, линия и цвет в живописи, архитектоника и формирование пространства в архитектуре и т.д.). Внутренняя форма теснее связана с содержанием, представляя собой его непосредственную образную конкретизацию; её основные элементы, например в эпосе и драме — Сюжет и Характеры персонажей, в музыке — мелодические образы-темы, в пейзажной живописи или поэзии — «характеры» образов природы.
И содержание, и форма
в искусстве имеют сложное
внутреннее строение, которое определяет
структуру целостного
Хотя и в искусстве,
как во всех др. сферах бытия
и человеческой деятельности, форма
зависит от содержания и его
«обслуживает», здесь она, однако, необыкновенно
активна и оказывает на
В искусстве содержание
и форма конкретного
Марксистско-ленинская
эстетика критикует
Содержание образования - один из компонентов учебно-воспитательного процесса. Под содержанием образования часто понимают систему знаний, умений и навыков. Но не только они составляют образование. Содержание образования включает общее развитие и социальный опыт, накопленный человечеством. Образованный человек - это человек знающий, развитый и воспитанный. История школы и педагогики показывает, что при решении этих вопросов «чему и как учить?» допускалось и допускается немало ошибок, отрицательно сказывающихся на качестве обучения, воспитания и развития. Так, большинство современных школ направляют свои усилия на то, чтобы предоставить учащимся для одновременного изучения как можно больше предметов, а это увеличивает объем информации, вызывает перегрузку учащихся и не способствует их общему развитию. Многие школы нового типа, ориентируясь на тот или иной вуз вводят содержание образования пропедевтического характера, отражающее специфику вуза, но в то же время не отвечающее интересам части учащихся.
Часто за счет углубления различных
предметов предполагается подготовить
“исследователя-энциклопедиста”
Все это требует обстоятельной разработки научно-педагогических основ содержания образования. В истории педагогики наиболее известны теории формального и материального образования.
Сторонники теории формального образования (17-20 вв - Локк, Песта-лоцци, Кант, Гербарт) считали, что источником знаний является разум, поэтому лучшим средством развития мышления учащихся является изучение языков, особенно древних - латинского и греческого, а также математики. Отсюда так называемое “классическое” образование.
Сторонники теории материального образования (18-20 вв. Спенсер, Гексли и др.) считали, что источником знаний является опыт, поэтому необходима подготовка людей, обладающих основательной естественнонаучной и практической подготовкой. Критерием отбора содержания образования служит степень его утилитарной пригодности для жизни и практической деятельности учащихся в будущем. Отсюда так называемое “реальное” образование.
В связи с этим существовали и существуют классические и реальные гимназии, лицеи, школы и училища. Это говорит о том, что принципы этих теорий до сих пор находят свое применение. И в то же время эти теории постоянно подвергаются критике за свою односторонность (К.Д.Ушинский, Н.А.Добролюбов, Ю.К.Бабанский, И.Ф.Харламов). Односторонность названных подходов заключается в том, что ими абсолютизируются отдельные аспекты образования. Нельзя отрывать мышление от знаний, но в то же время знания не должны быть доминирующей целью школы: целью является сам ребенок, а знания должны стать средством его развития. Школа должна не только обогащать знаниями, но и развивать индивидуальные способности детей.
Широкое распространение в зарубежной педагогике, особенно американской, получили прагматические (pragma - действие, практика) идеи по вопросам содержания образования (Джон Дьюи, У.Килпатрик): необходимо положить в основу школьного образования развитие практического опыта детей, вооружить их прикладными умениями и навыками в различных видах деятельности. Эта концепция не получила поддержки, так как несмотря на явную привлекательность ее для развития самостоятельности детей, она не способствует должному уровню научного образования.
В педагогике существует принцип: связи школы с жизнью общества. Но должен быть принцип связи школы с жизнью ребенка. Абсолютизация первого принципа привела к так называемому социоцентрическому - ущербному виду мышления (во главу угла ставятся только интересы государства, общества). Критерии отбора содержания образования должны включать не только потребности общества, но и потребности индивида. Содержание образования рассматривается как педагогическая модель обращенного к школе социального заказа. Но необходимо учитывать и потребности человека в образовании для его существования. Нужно учитывать обе позиции. Рассмотрим их.
Во-первых, осуществляемое в процессе обучения содержание образования призвано обеспечить передачу и освоение подрастающим поколением социального опыта старших поколений, содержания социальной культуры для дальнейшего развития усвоенного опыта. Установлена неправомерность ограничения социального опыта суммой знаний, подлежащих усвоению. Этот опыт включает в себя четыре элемента, каждый из которых представляет специфический вид содержания образования:
• знания о природе, обществе, технике, мышлении и способах деятельности;
• опыт осуществления известных способов деятельности;
• опыт творческой, поисковой деятельности по решению новых проблем, требующих самостоятельного претворения ранее усвоенных знаний и умений в новых ситуациях, формирование новых способов деятельности на основе уже известных;
• опыт ценностного отношения к объектам или средствам деятельности человека, его проявление в отношении к окружающему миру.
Во-вторых, осуществляемое в процессе обучения содержание образования призвано обеспечить индивидуальный способ существования человека: способствовать развитию у него всех основных сфер и должно включать:
• систему педагогических средств, направленных на развитие интеллектуальной и других сфер;
• систему педагогических средств, способствующих адаптации молодого человека, его свободе (автономности) и интеграции с обществом, то есть способствующих процессу социализации личности.
Каждый учебный предмет должен вносить свой вклад в овладение всеми названными элементами.
Формирование содержания общего среднего образования в соответствии с высказанными выше теоретическими соображениями должно удовлетворять следующим требованиям:
• соответствие социальному заказу общества;
• соответствие потребностям учащихся;
• соответствие критериям отбора содержания образования (научная и практическая значимость, соответствие содержания возрастным возможностям школьников, соответствие объема содержания имеющемуся времени, соответствие содержания имеющейся учебно-методической и материальной базе).
• сформированность личностного отношения к окружающему миру и усвоение этических норм;
• определенный уровень общей эрудиции.
Таким образом, содержание образования, определяемое стандартом, позволяет формировать не только предметные знания и умения, но и качества, определяющие развитие индивидуальности и социализацию личности школьника.
В педагогике проблема формы имеет давнюю
историю. Первое серьезное научное рассмотрение
находим у Я. Коменского в «Великой дидактике».
Изучением форм организации обучения
в наше время занимались И.Я. Лернер, М.Н.
Скаткин, Н.М. Шахмаев, Г. Куписевич. Отдельные
формы организации обучения и аспекты
нашли свое отражение в работах М.И. Махмутова,
Г.Д. Кирилловой, В.П. Стрезикозина, И.М.
Чередова, польского дидакта В. Оконя и
др. Есть интересный опыт развития новых
форм обучения у педагогов-новаторов.
Однако в педагогической науке не разработаны
на понятийном уровне такие понятия, как
«форма», «организационные формы обучения»,
«форма организации обучения», т.е. понятия
о формах обучения и основания их классификации.
Проанализировав концептуальные подходы
ряда названных авторов, П.И. Пидкасистый
излагает свою позицию: «Форму обучения
надо понимать как конструкцию отрезков,
циклов процесса обучения, реализующихся
в сочетании управляющей деятельности
учителя и управляемой учебной деятельности
учащихся по усвоению определенного содержания
учебного материала и освоения способов
деятельности. Представляя собой наружный
вид, внешнее очертание отрезков, циклов
обучения, форма отражает систему их устойчивых
связей и связей компонентов внутри каждого
цикла обучения и как дидактическая категория
обозначает внешнюю сторону организации
учебного процесса, которая связана с
количеством обучаемых учащихся, временем
и местом обучения, а также порядком его
осуществления».
По определению Б.Т. Лихачева,
«форма обучения представляет собой целенаправленную,
четко организованную, содержательно
насыщенную и методически оснащенную
систему познавательного и воспитательного
общения, взаимодействия, отношений учителя
и учащихся. Форма обучения реализуется
как органическое единство целенаправленной
организации содержания, обучающих средств
и методов».
В дидактическом плане И.И. Прокопьев дает
форме такое определение: форма обучения
- это внешняя сторона структуры учебного
процесса, отображающая внутреннее содержание
и взаимодействие всех его компонентов».
Следовательно, в педагогических формах
представлена как предметная, так и функциональная
части учебного процесса. Отмечая эту
связь, следует профессионально относиться
к их моделированию, использованию и совершенствованию.
Кроме обучения есть еще организация обучения.
Термин «организация» в Толковом словаре
В. Даля обозначает «организовать или
организировать», т.е. устроить, установить,
привести в порядок, составить, образовать,
основать стройно. Организация обучения
предполагает организацию деятельности
детей и учителя, приведение в порядок
учебного процесса, придание ему стройности,
т.е. соответствующей формы.
Форма и содержание характеризуют не само явление и не саму действительность, а сущность действительности.
Часто под «формой» понимали и продолжают понимать внешнее очертание, наружный вид предмета, а под «содержанием» — содержимое, то, что в буквальном смысле содержится в чем-то. С другой стороны, люди интуитивно понимают, что «форма и содержание» не то же самое, что «форма» в отдельности и «содержание» в отдельности.
В первую очередь следует сказать, что форма и содержание как моменты, стороны сущности взаимосвязаны. Форма содержательна, а содержание оформлено.
То, что имеют в виду под формой, на самом деле есть некоторое единство внутренней и внешней форм. Аналогично и содержание есть не просто содержание, а единство внутреннего и внешнего содержаний.
Теперь, если мы возьмем поведение
человека, скажем его поступки, то увидим,
насколько тонки и сложны сущностные характеристики
человеческих поступков, насколько взаимосвязаны
и дифференцированы их (внутренняя и внешняя)
форма и (внутреннее и внешнее) содержание.
Когда говорят, например, о внутренней
и внешней культуре человека, то имеют
в виду сложное гармоническое взаимодействие
или, напротив, дисгармонию внутренней
и внешней формы, внутреннего и внешнего
содержания человека как субъекта культуры.
Или, когда говорят о внутренней и внешней
красоте человека, то имеют в виду опять
же гармонию-дисгармонию внутренней и
внешней формы человека. Причем совершенно
явственно видно, что красота — это отнюдь
не чистая форма; она тесно связана с содержанием,
оплодотворяется им. Живая красота — это
Форма Содержания.
Список использованной литературы