Софисты и Сократ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 20:10, контрольная работа

Описание работы

Некоторые, как Сократ, полагали знание софистов поверхностными и неэффективными, ибо у них отсутствовала бескорыстная цель поиска истины как таковой, взамен которой обозначилась цель наживы. Платон подчеркивал особенную опасность идей софистов с моральной точки зрения, помимо их теоретической несостоятельности. На протяжении длительного времени историки философии безоговорочно принимали оценку Платона, критикуя в целом движения софистов, определяя его как упадок греческой мысли. Лишь наше время сделало возможным переоценку исторической роли софистов на основе систематического пересмотра всех предубеждений.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Софисты и софистика….……………………………………………………....5
2. Сократ…………………....……………………………………………………...8
Заключение……………………………………………………………………….12
Список используемой литературы……………………………………………...13

Файлы: 1 файл

философия.doc

— 68.00 Кб (Скачать файл)

Историческое значение деятельности Сократа в том, что он:

- способствовал распространению знаний, просвещению граждан;

- искал ответы на извечные проблемы человечества — добра и зла, любви, чести и т. д.;

- открыл метод майевтики, широко применяемый в современном образовании;

- ввел диалогический метод нахождения истины — путем ее доказательства в свободном споре, а не декларирования, как это делал ряд прежних философов;

- воспитал много учеников, продолжателей своего дела (например, Платона), стоял у истоков целого ряда так называемых "сократических школ".

"Сократические школы" — философские  учения, сложившиеся под влиянием идей Сократа и развитые его учениками. К числу "сократических школ" относятся:

• Академия Платона;

• школа киников;

• киренская школа;

• лигарская школа;

• элидо-эритрийская школа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Сократ много и с принципиальных позиций спорил с софистами. Смысл этого спора имеет важное значение для понимания философии. Как это обычно бывает в споре, побежденной стороны в нем так и не оказалось.

Софисты и сократики жили в бурную эпоху: войны, разрушение государств, переход от тирании к рабовладельческой демократии и наоборот. В этих условиях хочется понять человека в отличие от природы. Природе, естественному софисты противопоставляли искусственное. В обществе нет естественного, в том числе традиций, обычаев, религии. Здесь право на существование получает только то, что обосновано, доказано, в чем удалось убедить соплеменников. Исходя из этого софисты уделяли пристальное внимание проблемам языка и логики. В своих выступлениях софисты стремились быть и красноречивыми, и логичными. Они прекрасно понимали, что правильная и убедительная речь есть дело "мастера имен" и логики.

Сократа раздражало в рассуждениях софистов засилье относительного, забвение абсолютного, неумение и даже нежелание обнаружить его. Так, когда речь заходила о справедливости, то софисты не могли прийти к одному мнению. Говоря о справедливости, Протагор ссылался на общее мнение граждан, выраженное законом. Фразимах определял справедливое как выгодное сильнейшему. Сократ же хотел иметь дело со справедливостью как таковой и уже на этой основе разобраться с отдельными мнениями насчет справедливости. Сократ превосходил софистов в понимании общего. Софисты превосходили Сократа в определениях практического, в нацеленности на достижение конкретных практических результатов.

Разумеется, не все софисты были в равной степени изощренными в полемике мастерами, некоторые из них дали основание понимать софистику в дурном смысле слова, как способ построения ложных умозаключений и не без корыстной цели.

 

Список используемой литературы

 

  1. Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко B.C. Философия для технических вузов. Учебник. – М.: Высшее образование, 2008 – 591с.
  2. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов. Изд. 4-е, перераб и доп. – М.: Издательско-книготорговый дом «Логос», 2002. – 344с.
  3. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – 2-е изд. – М.: Гардарики, 2001. – 736с.
  4. Якушев А.В. Философия: Учебное пособие. - М.: Юрайт-Издат, 2004. – 241с.

 

 

 


 



Информация о работе Софисты и Сократ