Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 09:22, контрольная работа
Сократ - представитель идеалистического религиозно-нравственного мировоззрения, открыто враждебного материализму. Впервые именно Сократ сознательно поставил перед собой задачу обоснования идеализма и выступил против античного материалистического миропонимания, естественнонаучного знания и безбожия. Сократ исторически был зачинателем " тенденции, или линии Платона" в античной философии.
Сократ - великий античный мудрец, - стоит у истоков рационалистических и просветительских традиций европейской мысли. Ему принадлежит выдающееся место в истории моральной философии и этики, логики, диалектике, политических и правовых учений. Влияние, оказанное им на прогресс человеческого познания, ощущается до наших дней. Он навсегда вошел в духовную культуру человечества.
КОЛЛЕДЖ УПРАВЛЕНИЯ, БИЗНЕСА И ИНФОРМАТИКИ
ИНСТИТУТА СОИЦАЛЬНЫХ И ГУМАНИТАРНЫХ ЗНАНИЙ
(КУБИ ИСГЗ)
Контрольная работа
по дисциплине
«Основы философии»
Работу выполнила: Студентка 2-го курса
Агмалова Лейсан Равилевна
Работу проверил(а):
Казань 2013 год.
Вариант №8
Задание №8 Сократ – его философские взгляды.
Сократ - представитель идеалистического религиозно-нравственного мировоззрения, открыто враждебного материализму. Впервые именно Сократ сознательно поставил перед собой задачу обоснования идеализма и выступил против античного материалистического миропонимания, естественнонаучного знания и безбожия. Сократ исторически был зачинателем " тенденции, или линии Платона" в античной философии.
Сократ - великий античный мудрец, - стоит у истоков рационалистических и просветительских традиций европейской мысли. Ему принадлежит выдающееся место в истории моральной философии и этики, логики, диалектике, политических и правовых учений. Влияние, оказанное им на прогресс человеческого познания, ощущается до наших дней. Он навсегда вошел в духовную культуру человечества.
Сократ выступает против детерминизма древнегреческих материалистов и намечает основы телеологического миропонимания, причем здесь исходным пунктом для него является субъект, ибо он считает, что все в мире имеет своей целью пользу человека.
Своего философского учения Сократ в письменную форму не облекал, но распространял его путем устной беседы в форме своеобразного, методологически направленного к определенной цели спора. Не ограничиваясь руководящей ролью в пределах своего философско-политеческого кружка, Сократ бродил по Афинам и всюду - на площадях, на улицах, в местах общественных собраний, на загородной лужайке или под мраморным портиком - вел "беседы" с афинянами и заезжими чужестранцами, ставил перед ними философские, религиозно-нравственные проблемы, вел с ними длительные споры, старался показать, в чем заключается, по его убеждению, действительно моральная жизнь, выступал против материалистов и софистов, вел неутомимую устную пропаганду своего этического идеализма.
Разработка идеалистической морали составляет основное ядро философских интересов и занятий Сократа. Особое значение Сократ придавал познанию сущности добродетели. Нравственный человек должен знать, что такое добродетель. Мораль и знание с этой точки зрения совпадают; для того, чтобы быть добродетельным, необходимо знать добродетель как таковую, как "всеобщее", служащее основной всех частных добродетелей. Задаче нахождения "всеобщего" должен был, по мысли Сократа, способствовать его особый философский метод. "Сократский" метод, имевший своей задачей обнаружение "истины" путем беседы, спора, полемики, явился источником идеалистической "диалектики". "Под диалектикой понимали в древности искусство добиться истины путем раскрытия противоречий в суждении противника и преодоления этих противоречии.
Беседа Сократа исходит из фактов жизни, из конкретных явлений. Он сравнивает отдельные этические факты, выделяет из них общие элементы, анализирует их, чтобы обнаружить препятствующее их объединению противоречащие моменты, и, в конечном счете, сводит их к высшему единству на основе отысканных существенных признаков. Таким путем он достигает общего понятия. Так, например, исследование отдельных проявлений справедливости или несправедливости открывало возможность определения понятия и сущности справедливости или несправедливости вообще. "Индукция" и "определение" в диалектике Сократа взаимно дополняют друг друга.
Истинная справедливость,
по Сократу, это знание того, что хорошо и прекрасно, вместе
с тем и полезно человеку, способствует
его блаженству, жизненному счастью.
Тремя основными добродетелями Сократ
считал:
1. Умеренность (знание, как обуздывать
страсти).
2. Храбрость (знание, как преодолеть опасности).
3. Справедливость.
Задание №23
Философия марксизма.
Марксизм – система
взглядов и учение Маркса. Маркс
явился продолжателем и гениальным
завершителем трех главных идейных
течений 19-го века, принадлежащих трем
наиболее передовым странам человечества
Когда было свергнуто крепостничество, и в полной мере начало развиваться «свободное» капиталистическое общество, сразу обнаружилось, что эта свобода означает новую систему угнетения и эксплуатации трудящихся. Противоположность между богатством и бедностью, вместо того, чтобы разрешиться во всеобщем благоденствии, еще более обострилась вследствие осуществления на деле «свободы собственности» от феодальных оков. Эта свобода оказалась для мелкого буржуа и крестьянина свободой продавать эту мелкую собственность, задавленную могущественной конкуренцией крупного капитала и крупного землевладения, именно этим магнатам; эта «свобода» превратилась, таким образом, для мелких буржуа и крестьян в свободу от собственности. Быстрое развитие промышленности на капиталистической основе сделало бедность и страдания трудящихся масс необходимым условием существования общества.
Марксизм возник в 40-х годах XIX века. В это время происходило обострение социальных и экономических противоречий капитализма породивших потребность в создании научной теории.
Доктор философии Карл Маркс (1818 – 1883) и немецкий предприниматель Фридрих Энгельс (1820 – 1895) разрешили задачу следующим образом: сформулировав радикальную научную коммунистическую теорию они вооружили рабочий класс революционной идеей. Возникновение марксизма было подготовлено предыдущим развитием капиталистической экономики, революционного процесса и общественной мысли.
Важным этапом развития капиталистической экономики был промышленный переворот, наиболее широко проявившийся в первые десятилетия XIX века. Он ознаменовал небывалое на протяжении всей предыдущей истории ускоренное развитие производственных сил, выразившихся в переходе от мануфактуры к фабричной системе, основанной на широком применении машинной техники. Обусловив утверждение капиталистических производственных отношений. Важной исторической предпосылкой формирования марксистского мировоззрения явилось то обстоятельство, что капитализм одержавший победу над феодализмом в передовых странах Западной Европы, уже показал к тому времени не только свое экономическое преимущество над предыдущим способом производства, но также и противоречивость своего развития, все большее нарастание конфликта между трудом и капиталом.
Промышленный переворот,
осуществившийся вначале в
Попытка разработки целостного мировоззрения осуществлялась Марксом преимущественно средствами философского анализа; соответственно и результатом была именно философская концепция. Она была создана тогда же, летом 1844 года.
Марксизм, его политическая концепция были реалистичной теорией эпохи промышленной революции, резкой критикой либерализма, попыткой навязать разрозненные ценности пролетариата всему европейскому обществу. Во второй половине ХIХ века марксизм значительно распространился в многих странах мира, где разгорелось движение рабочего класса. Марксизм имел огромное влияние на судьбу цивилизации в ХХ веке. Учение Маркса, выйдя на общественную арену в 40-х годах, стало значительным идейно-политическим течением в Европе в 70—90-х годах XIX века. В России марксизм появился и укрепился в конце XIX века. К середине XX века он развивался в различных регионах Азии, получил распространение в Африке, Латинской Америке.
Судьбы марксизма в различных странах складывались неодинаково: в одних он был несколько оттеснен другими типами мировоззрения, в других же, наоборот, сумел стать главной, ведущей идеологической силой. Но во всех случаях он оказывал и оказывает огромное влияние на различные стороны жизни общества.
Задание №34
Философия истории Н.А. Бердякова.
Николай Александрович
Бердяев родился 6/19 марта 1874 г. в Киеве. Его предки по отцовской
линии принадлежали к высшей военной аристократии.
В 1894 г. он поступил в киевский кадетский
корпус. Однако обстановка военного учебного
заведения оказалась для него совершенно
чуждой, и Бердяев поступает на естественный
факультет киевского Университета Святого Владимира.
Студенческая среда весьма существенно
повлияла на характер и жизненные ориентиры
Бердяева. Несовершенство мира теперь
порождает в нем желание изменить мир,
искоренить зло и несправедливость. Ответа
на вопрос, как этого достичь, Бердяев
ищет в теории научного социализма, которую
начинает изучать с 1894 г., в одном из киевских социал-демократических
кружков. Одновременно он продолжает свои
занятия философией, посещая лекции и
семинары профессора Г.И.Челпанова. Тогда
же он включился в социал-демократическую
работу, став пропагандистом марксизма,
за что при разгроме киевского “Союза
борьбы за освобождение рабочего класса”
в 1898 г. был арестован, исключен из университета
и отправлен в ссылку Вологду (1901 - 1902 гг.). . К этому времени
Бердяев уже был известен как "критический
марксист", автор статьи «А.Ф.Ланге и
критическая философия в их отношении
к социализму».
Восторженно приняв
замысел трансформировать православие
в религию крови, плоти и пола, Н. Бердяев
к концу жизни приходит к выводу, что это
означало бы возврат к иудаизму и язычеству.
«Пол» и «плоть», если они не преображены
христианством, не одухотворены, делают
человека рабом родовой стихии, в которой
не может родиться личность как свободный
дух
К 1903 г. окончательно укрепляется на пути,
по которому уже пошли бывшие "легальные"
марксисты П.Б.Струве, С.Н.Булгаков, С.Л.Франк.
Это в конечном счете привело его в 1904 г. в журнал "Новый путь" - трибуну
религиозно-философских собраний, организованных
в Петербурге Д.С.Мережковским.
Поездка зимой 1907-1908 гг. в Париж и интенсивное
общение с Мережковским и его кругом стимулирует
обращение Бердяева к Православию. По
возвращению в Россию он поселяется в
Москве, сближается с кругом философов,
объединенных вокруг книгоиздательства
"Путь" (Г.А.Рачинский, Е.Н.Трубецкой,
В.Ф.Эрн, С.Н.Булгаков, П.А.Флоренский) и
принимает деятельное участие в организации
религиозно-философского общества памяти
Вл.Соловьева. Итогом творческих поисков
этого периода становится опубликованная
в 1911 г. "Философия свободы".
В "Философии свободы" Бердяев выступает
как продолжатель главных традиций русской
философии XIX века. Устремленность Бердяева
к всемирной соборности, призванной преодолеть
церковный конфессионализм, находится
в русле универсализма Вл.Соловьева и
его учения о "Богочеловечестве".
В 1918 г. Бердяев создает Вольную Академию
Духовной Культуры, при которой начинают
работу несколько семинаров. Он читает
курс лекций по философии истории, участвует
в семинаре по Достоевскому, а также пишет
книгу "Философия неравенства" (опубликована
в Берлине в 1923 г.). В 1920 г. историко-филологический факультет
Московского университета избирает его
профессором. А в 1921 г. он подвергается аресту в связи
с делом так называемого "тактического
центра". Летом 1922 г. последовал еще один арест, осенью
- высылка за пределы страны (см. Виталий Шенталинский, "Философский пароход").
С 1922 по 1924 г. Бердяев живет в Берлине. Уже в эту
эпоху он приобретает репутацию ведущего
философа послевоенной Европы. У него
завязываются знакомства с О.Шпенглером,
М.Шелером, Г.фон Кайзерлингом.
Центральной
темой философии Николая Александровича
Бердяева является человек, человек свободный,
творческий, а таким он является лишь в
свете божественного, точнее, божественного
«ничто». Бог сотворил мир из ничто, следовательно,
Богу предшествует первичный принцип,
не предполагающий какой-либо дифференциации,
какого-либо события. Это и есть ничто.
Бог свободен. И человек свободен. Бог
помогает человеку стать добрым, но он
не в состоянии контролировать ничто,
принцип свободы. В своей подлинной свободе
человек божественен. Бог и человек есть
дух. Будучи свободным, человек творит,
оправдание человека в его свободе, его
творчестве, его откровении. Для Бердяева
главное – это оправдание человека, его
философия ярко персоналистична, романтична,
расцвечена тысячами красок человеческого
бытия. Ясно, что философ с таким мировоззрением
не мог быть противником тоталитарных
режимов, лжи, зла, насилия и террора. Всеобщее
воскресение достигается не в технике,
не в революциях, а в божественной духовной
жизни. Бердяев считал, что в этом отношении
много можно ожидать от русской души и
русской идеи.