Сократ: философские взгляды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 07:45, сочинение

Описание работы

Сократ (496 - 399 год до н.э.) первый афинский философ идеалист. Сложность изучения его философии заключена в том, что Сократ не написал ни одного труда. Он считал, что «письмена» делают знания отстранёнными внешними для человека и мешают глубокому пониманию истины, воспитанию личности. Поэтому, считая, что истина содержится внутри самого человека, предпочитал живой диалог, спор, как единственно правильное средство получения истинных знаний о мире. Философские взгляды Сократа стали известны из изучения трудов его современников Аристофана (комедия «Облака»), Ксенофана («Апология Сократа», «Воспоминания о Сократе»), Платона (диалоги «Кротон», «Федон» и т.д., а также «Апологии Сократа»).

Файлы: 1 файл

Эссе.docx

— 17.72 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  автономное                                              образовательное учреждение                                                                                       высшего профессионального образования                                                      «СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Институт экономики, управления и природопользования

 

 

Эссе

по философии

 

 

Сократ: философские  взгляды.

тема

 

 

   

 

Преподаватель                         __________                         А.С. Самарин

                                                подпись, дата                           инициалы, фамилия

 

Студент ээ12-09 ГМУ         131204960                                          Н.С. Колмаков

                   номер группы    номер зачетной книжки         подпись, дата  инициалы,фамилия

 

 

                                              Красноярск 2013  

Сократ (496 - 399 год до н.э.) первый афинский философ идеалист. Сложность изучения его философии  заключена в том, что Сократ не написал ни одного труда. Он считал, что «письмена» делают знания отстранёнными  внешними для человека и мешают глубокому  пониманию истины, воспитанию личности. Поэтому, считая, что истина содержится внутри самого человека, предпочитал  живой диалог, спор, как единственно  правильное средство получения истинных знаний о мире. Философские взгляды  Сократа стали известны из изучения трудов его современников Аристофана (комедия «Облака»), Ксенофана («Апология Сократа», «Воспоминания о Сократе»), Платона (диалоги «Кротон», «Федон» и т.д., а также «Апологии Сократа»).

Сократ, в зрелый период своего творчества, отвергал понимание  философии, как размышления направленного  на познание природы, бытия как такового. Он считал, что сложившаяся противоречивость в философских спорах о законах  мироздания свидетельствует о недоступности  для человеческого познания. Человеку подвластна только деятельность его  души, а божественное, природа, созданная  богом, недоступны его разуму. Следовательно, главной задачей для нас становиться  самопознание. Поэтому центром сократовской «новой философии» становиться человек, стремящийся познать самого себя. Философия должна открывать человека, исследовать его потому, что именно в нас заключено познавательное начало способное изучать и аккумулировать знания, как о себе, так и о доступном нам окружающем мире.

Сократ - принципиальный враг изучения природы. Работу человеческого  разума в этом направлении он считает  нечестивым и бесплодным вмешательством в дело богов. Мир представляется Сократу творением божества, "столь  великого и всемогущего, что оно  все сразу и видит, и слышит, и повсюду присутствует, и обо  всем имеет попечение". Нужны гадания, а не научные исследования, чтобы  получить указания богов относительно их воли. И в этом отношении Сократ ничем не отличался от любого невежественного  жителя Афин. Он следовал указаниям  дельфийского оракула и советовал  делать это своим ученикам. Сократ аккуратно приносил жертвы богам  и вообще старательно выполнял все  религиозные обряды.

Основной задачей философии  Сократ признавал обоснование религиозно-нравственного  мировоззрения, познание же природы, натурфилософию считал делом ненужным и безбожным.

Я не согласен с основной задачей философии Сократа, поскольку  считаю, что познание природы и  натурфилософия не просто заслуживают  обоснования с точки зрения философии, но и являются одним из важнейших  разделов философии. Отчуждение от этого, грубо говоря, ненаучно, а так  как мы понимаем философию именно как науку, то и недопустимо. Стремление к познанию окружающего тебя мира - это естественное желание каждого  человека.

Главной задачей у Сократа  является самопознание, однако, чтобы  познать себя, свое Я, осознать свою значимость в мире и цель существования, необходимо, на мой взгляд, познать  мир, в котором ты живешь. Я не против религии, даже наоборот, я верующий, но объяснять всё, что ты видишь, только с её помощью - глупо. Рано или  поздно человеку всё равно захочется  узнать, почему происходит то или иное событие, явление и т.д. Вспомним хотя бы "Вавилонскую башню". Древние  греки, не имея ни малейшего понятия  о научном обосновании природы  и её явлений, веруя лишь в божественную силу, желали понять, если же всё зависит  от богов, то как они это делают, что из себя представляют. Объяснить  суть философского направления Сократа  в сторону религии я могу лишь тем, что в его время наука  не занималась изучением природы, всё  трактовалось из уст лиц, деятельность которых была связана со служением  богам. Он и сам был глубоко  верующим человеком.

Сомнение "я знаю, что  ничего не знаю" должно было, по учению Сократа, привести к самопознанию ("познай самого себя"). Только таким индивидуалистическим, путем, учил он, можно прийти к пониманию  справедливости, права, закона, благочестия, добра и зла. Материалисты, изучая природу, пришли к отрицанию божественного  разума в мире, софисты подвергли сомнению и осмеяли все прежние взгляды, поэтому необходимо, согласно Сократу, обратиться к познанию самого себя, человеческого духа и в нем найти основу религии и морали. Таким образом, основной философский вопрос Сократ решает как идеалист: первичным для него является дух, сознания, природа же - это нечто вторичное и даже несущественное, не стоящее внимания философа. Сомнение служило Сократу предпосылкой для обращения к собственному Я, к субъективному духу, для которого дальнейший путь вел к объективному духу - к божественному разуму. Идеалистическая этика Сократа перерастает в теологию.

 С утверждением "я знаю, что ничего знаю" я полностью согласен. Постоянное развитие и движение вперед влечет за собой приближение к абсолютному знанию, к абсолютной истине. Причем, достижение этой "высоты", всё же, по моему мнению, маловероятно или даже скорее невозможно, поскольку "Всё известно лишь богам" - говоря языком Сократа. "Я знаю, что ничего не знаю" - это постоянное чувство неполноты своих знаний о чём либо, постоянное стремление узнать, познать большее, дабы восполнить тот значительный пробел, который ты сам себе обозначаешь.

Являясь идеологом аристократии, он считал, что только "благородные  люди" могут претендовать на знание. А "Земледельцы и другие рабочие  очень далеки от того, чтобы узнать самих себя... Ведь они знают только то, что имеет отношение к телу и служит ему... А потому, если познание самого себя есть признак разумности, никто из этих людей, не может быть разумным в силу одного своего ремесла". Рабочему, ремесленнику, земледельцу, т.е. всему демосу (не говоря уже о  рабах), недоступно знание.

На мой взгляд, каждый человек имеет право на знание. Неважно кто он, какого возраста, профессии или социального статуса. Будучи человеком разумным, имея потенциал, который можно направить в  русло познания, почему бы не попробовать  себя в роли философа? Примером тому является древнегреческий философ  Демокрит. Потратив всё своё наследство на путешествие, занимаясь познанием себя и всего, что его окружает, он заработал славу мудреца и философа, хоть и был беден. Одно лишь то, что я о нём сейчас пишу, вызывает восхищение. Однако тот же Пётр III, российский император, имея всё возможности к познанию (будь то деньги, учителя или книги), не использовал их. Подобных примеров в истории множество, поэтому, всё же неважно кем является человек на пороге познания, главное - кем он станет по вступлению на путь к истине, да и встанет ли на этот путь вообще.

В заключении хочу сказать, что несмотря на всю мою критику  в отношении философских взглядов Сократа, он признан всем миром легендарным  философом. Так как он не записывал  свои труды, а объяснял свою философию  путём диалектических споров с оппонентом, трудно сказать, является ли всё, что  мы про него знаем правдой, всё  ли нам вообще известно о его учении? Если бы я мог лично пообщаться с гением, то наверняка думал бы иначе. Увы, я могу судить только по той информации, что дошла до наших времен. Быть может время, в которое он жил, оставило свой отпечаток на всей его философии? Быть может страна, где он находился, сделала свой вклад в его сознание? Или я, быть может, всё ещё слишком юн, чтобы познать всё то, что Сократ передавал своим ученикам? На эти вопросы не сможет достоверно ответить никто. Единственный способ прийти к какому-либо выводу - дискуссия, излюбленный метод древнегреческого философа.


Информация о работе Сократ: философские взгляды