Сократ и софисты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 20:37, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является исследования одной из основополагающих проблем в философии, отраженной в творчестве практически любого философа. Проблема истинности знания, критерии истины издавна интересовала выдающиеся умы. Без решения для себя проблемы не обходилась и не обходится в настоящее время ни одна область знания, будь она наукой опирающейся на аксиоматику, раз и навсегда данную, либо на непрерывно изменяющееся и уточняющееся основание. Взгляды на данную проблему непрерывно меняются. Предлагались и уточнялись новые концепции понимания и познавания мира.

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 25.52 Кб (Скачать файл)

Введение

Целью данной работы является исследования одной из основополагающих проблем  в философии, отраженной в творчестве практически любого философа. Проблема истинности знания, критерии истины издавна  интересовала выдающиеся умы. Без решения  для себя проблемы не обходилась и  не обходится в настоящее время  ни одна область знания, будь она  наукой опирающейся на аксиоматику, раз и навсегда данную, либо на непрерывно изменяющееся и уточняющееся основание. Взгляды на данную проблему непрерывно меняются. Предлагались и уточнялись новые концепции понимания и  познавания мира.

В работе сделана попытка рассмотрения и сравнения взглядов Сократа, Платона  и Аристотеля - выдающихся представителей древнегреческой школы, к периоду  Античной классической философии. Так  или иначе, мир познается человеком  и трансформируется в зависимости  от глубины и качества получаемых знаний. Здесь мы неизбежно сталкиваемся с вопросом: является наше знание о  мире истинным, соответствующим нашим  выводам из весьма ограниченного  опыта? Попытаемся взглянуть на человека и человечество с позиции возможности  передачи знания друг другу, возможности  человека исследовать явление и  делать выводы. Под возможностью передавать знания мы понимаем некоторую совокупность элементарных действий, выражающих определенные мысли передающим, интерпретация этих элементарных действий принимающим, и созданием у себя достаточно близких мыслей и образов с передающим субъектом, то есть общение субъектов возможно лишь в «человеческих» действиях, в понятиях «придуманных» человеком (ограниченных чувствами). Интерпретация индивидуальных мыслей на «общечеловеческом» языке (устная речь, письменная и так далее) приводит к потере и неточности ощущений. Таким образом, для понимания и осмысления мира и своего места в нем, человеку необходимо постоянное совершенствование, расширение и уточнение общественных терминов (имеется в виду не только научные термины, но и искусство). Итак, изначально человеком может исследоваться окружающий мир, но лишь «отраженный», интерпретированный в человеческом сознании, в человеческих терминах и понятиях.

Поэтому для расширения наших знаний о мире необходимо расширение, углубление и уточнение терминов и понятий, используемых человеком. Сам процесс  умственной деятельности познается  через такой же умозрительный  процесс, и в итоге несет минимум  информации о самом человеке. Человечество неоднократно предпринимало попытки  научного исследования и систематизации вопросов возникновения новых понятий, используя лишь «интуитивные» способности  к постижению нового. Расширение понятий  возможно лишь в ходе исследований самого процесса их возникновения. Чем  отчетливей человек будет видеть себя, чем глубже будет познание законов мышления, тем ярче и многообразнее  будет казаться окружающий мир, и  тем совершенней сможет устроить свою жизнь.

1. Философские воззрения софистов  и Сократа.

1). "Софист" - это позитивный  термин, означает "мудрый", искушенный, эксперт знания. Однако, в контексте полемики Платона и Аристотеля термин приобретает негативный смысл, становится обозначением теоретической несостоятельности философского познания. В то же время, если иметь в виду сквозную логику историко-философской традиции, то движение софистов не менее необходимо, чем явление Сократа или Платона.

Софистика в качестве историко-философского феномена существенна как смещение эпицентра философской рефлексии  с проблематики физиса и космоса на проблематику человеческого бытия. Темы софистики: этика, политика, риторика, искусство, язык, религия, воспитание - одним словом, культура и существование человека в ней. Таким образом, софисты открыли "гуманистический период в истории философии". Основные черты движения софистов: поиск последователей, поскольку исследование истины равнозначно ее распространению; демократизм: добродетель основана на знании, а не на происхождении; знание - ремесло, а потому оправданно взимание платы за обучение; универсальность мировоззрения: софисты стали провозвестниками панэллинистического начала, в некотором смысле, первыми античными космополитами; неограниченная вера в разум: движение софистов имеет такой же статус, как и позднейшее Просвещение; индивидуализм: софисты не представляли единого сообщества и жизнь каждого из них, в этом смысле, точно соответствует философскому кредо: полагаться только на свои собственные силы. Базовое положение движения софистов можно определить максимой Протагора (480-410): "Человек есть мера всем вещам - существованию существующих и не существованию несуществующих". Это выражение со временем стало программным тезисом западного релятивизма, абсолютизировавшего принцип относительности истин знания. "Мера" для Протагора - некая "норма суждения", "вещи" - факты и опыт в целом. Иначе, норма суждения о фактах и человеческом опыте в целом заключена в самом человеке. Истину ото лжи, бытие от небытия может отличить только сам человек.

2). Имя Сократа(470/469-399) связывают  со столь радикальными изменениями  в античной культуре, что можно  полагать сократическую философию  настоящей духовной революцией. В своих изысканиях Сократ, в  отличие от философов физиса, концентрируется на проблематике человека, понимая при этом человека не как природное существо, обладающее автономией существования, а имея в виду человека познающего, находящегося в состоянии познания. Сократ изменяет саму направленность интеллектуальных поисков. Он ставит и решает вопрос: "В чем природа и последняя реальность человека, что есть сущность человека?" При этом, Сократ приходит к ответу: человек - это его душа, но с того момента, как душа становится действительно человеческой, зрелой, способной быть отличием человека от других существ. "Душа" - это разум, мыслящая активность, нравственное поведение. Душа в данном понимании - философское открытие Сократа. Это открытие конституировало моральную и интеллектуальную традицию в культуре Запада. О значении Сократа в греко-европейской культуре и о содержательной стороне его философского метода В.Виндельбанд писал следующее: "Его деятельность не была направлена ни на сообщение другим своих познаний, ни на формальную только выправку, а на искание сообща истины; и в основе ее лежало убеждение, что существует некоторая норма, стоящая выше индивидуальных особенностей. Вследствие этого его деятельность необходимо выливалась в форму диалога, беседы, в которой, посредством взаимной критики и обмена мыслей, должно было быть найдено то, что, все обязаны признать. В то время как софисты изучали психологический механизм, вырабатывавший личные мнения, Сократ верил в такой закон разума, который определяет истину. Он постоянно побуждал своих сограждан к тому, чтобы они помогали ему в этих его поисках. В этом смысле надо понимать и признание им своего незнания, ибо при этом он выставляет на вид свою отдаленность от идеала мудрости... Но он требует такого же самопознания и от других, потому что ничто так не вредит истинному знанию, как мнимое, кажущееся знание, порожденное в массе голов софистическим полу образованием. В силу этого в своих беседах он со своей неумолимой логикой разлагает те мнения, за которыми вначале обращается к собеседнику; в этом-то превосходном умении владеть диалектикой и состоит ирония Сократа. Целью научной работы он считал "понятие" (при этом техническое выражение понятия - логос (слово)), противопоставляя его единичным представлениям, получаемым нами через посредство индивидуального восприятия...

Та область, к которой Сократ применял свой метод индуктивного определения  понятий, касалась, главным образом, как и у софистов, вопросов человеческой жизни. Ибо, так как в основе все  его поиски за состоящей из понятий  истиной вытекали из силы его нравственных убеждений, то и наука, в конце  концов, отождествлялась у него с  нравственным самоусовершенствованием. Общеобязательная истина, которую ему  было нужно найти посредством  рассуждения, заключалась в ясности  и твердости нравственного сознания. В этом исключительно этическом  направлении Сократ, однако, следует  одному психологическому основному  положению, особенно ясно выразившему  рационалистический характер всей эпохи  Просвещения: это - положение о тождестве  добродетели и знания...

Философия, как понимал ее Сократ, есть размышление разумного человека об общеобязательном законе добра. Познание стало в его глазах обладанием нравственностью, а отыскание знания сообща - особенным этическим отношением между людьми, отношением взаимного  пополнения и помощи, которое он обозначал именем любви".

В заключение необходимо отметить, что  движение софистов и диалектика Сократа  являются равно необходимыми элементами историко-философской традиции, определившими  перенос предмета познания из области  философии arche в область собственно человеческого. И далее, начиная с Сократа и софистов, философия уже не будет игнорировать проблем, связанных с существованием человека.

2. Учение Платона об идеях.

К IV в. до н.э. было накоплено достаточно понятийных средств и сформулирован ряд проблем, который позволил Платону синтезировать достижения предыдущих философов в целостную систему. Идеализм Платона охватил широкий круг вопросов: о познании, об общественно - политическом строе, о языке, о воспитании, об искусстве и т.д.

Центральным понятием идеализма Платона  была идея. Платон вносит принципиальную перемену в применении термина «идея». У него слово «идея» и близкое  к нему слово «эйдос» («вид») также применяется для обозначения сущности предмета равно как и для обозначения «формы», «фигуры», «облика», «вида». Эйдос - это сущность, образец. Идеи Платона, как и идеи Демокрита, постигаются не чувствами, а умом. Однако если в материалистическом учении атомы-идеи недоступны чувствам из - за малой величины, то у Платона идеи-формы недоступны чувствам потому, что сама природа их не та, что природа вещей чувственного мира. Демокритовские идеи-формы телесны, платоновские идеи-формы - бестелесны.

В целостной идеалистической системе  Платона центральное место занимает учение о 2 - х видах бытия - об умопостигаемом мире идей (эйдосов) и о чувственно воспринимаемом многообразии конкретных вещей. Первый мир - это вечный и неизменный мир идей, которые представляют собой подлинные сущности. Это истинное бытие, первичный мир, существующий объективно, независимо от материального мира.

Платон также выделяет мир чувственных  вещей - второй вид бытия. Этот мир  не есть ни область «идей», ни область - «материи». Он есть нечто среднее  между этими мирами. Идеи существуют сами по себе, независимо от вещей, а  вещи являются несовершенными копиями  идей, их тенями. Чувственный мир  является порождением мира идей и  материи. Но поскольку чувственная  вещь имеет отношение и к материи, то она причастна и к небытию. При этом мир идей есть мужское, активное начало, а мир материи - начало женское, пассивное. Каждая вещь чувственного мира причастна своей идее и материи. Идее она обязана всем, что в  ней вечно, неизменно. Поскольку  чувственная вещь причастна своей  идее, она есть, пусть несовершенное  и искаженное, но все же её отображение, подобие.

Платон не развивает свое учение об идеях в полном, систематическом  виде. Представление о мире идей мы можем почерпнуть из целого ряда его произведений: «Гипий Больший», «Пир», «Федон», «Государство» и др. Из них мы заключаем, что идеи представляют собой упорядоченное множество. Идеи делятся на высшие и низшие. Мир идей можно уподобить пирамиде. На вершине её царит высшая идея Блага, от которой зависят другие, более частные, подчиненные ей идеи. Благо - своего рода Солнце мира идей. Платон убежден, что его надо ставить выше всего, выше всех идей. Так, Знание и Истина - высокие идеи, но они все же располагаются ниже Блага. Подобно тому, как свет и зрение солнцеподобны, но самим солнцем не являются, так Знание может быть «благовидным», но оно еще не само Благо. Благо выше пределов сущности: оно придает познаваемым предметам способность быть познаваемыми и способность существовать. Благо особенно ясно символизирует то, что мир идей есть мир бытия как такового, подлинного, вечного, неизменного.

Рассуждение Платона о Благе  строятся в связи с анализом вполне человеческих проблем, когда сами эти  проблемы поднимаются до высоты «чистых» идеалов и образцов, устремлений  людей к совершенству. Идея Блага  сообразуется с человеческими поступками и устремлениями. В повседневной жизни люди считают благом те удовольствия, которые они испытывают. Соответственно, злом считается то, что связано  с неудовольствием. Для Платона  неприемлемо связывать Благо  с переходящими, субъективными и  относительными удовольствиями. Все, что  смертно, множественно, не может именоваться  Благом.

Наряду с идеей Блага к  высшим по ценности категориям бытия  принадлежат и идеи Истины, Прекрасного, Справедливого. Следующий класс  идей составляют идеи чисел и геометрических объектов. Далее в иерархии идей располагаются идеи единичных вещей, создаваемых естественным, природным  образом (например, идея лошади, идея человека и т.д.) В диалогах сократического периода к миру идей отнесены также  идеи вещей, создаваемых человеком (например, идея стола, идея кубка и  т.д.). В более поздних диалогах Платон, однако, не считает, что идеи присущи вещам, создаваемым в  результате практически - творческой деятельности человека.

Все идеи обладают свойствами, противоположными свойствам чувственных вещей. Можно  выделить некоторые характеристики чувственных вещей - они состоят  из физических частей и разложимы  на составляющие; постоянно изменяются, образуя мир становления; они  смертны и уничтожаемы; исследуются  посредством органов чувств; допускают  сравнения; имеют причину в чем-то другом и близки человеку и его  жизни. Идеи же, напротив, находятся  вне физического пространства; близки божественному, не составляются из частей и не разложимы, всегда неизменны, неуничтожаемы, бессмертны, постижимы только умом и размышлением, не имеют отношения к полезности, не допускают сравнения и всегда прекрасны, не перерождаясь во что-то противоположное.

Важно отметить связь между идеями и вещами. Она проявляется в  том, что идеи являются, во - первых, причиной и источником бытия вещей, их свойств и отношений; во - вторых, - образцом для вещей; в - третьих, целью, к которой как к верховному Благу стремиться все существующее.

Учение Платона об идее Блага  как высшей идее, стягивающей все  другие идеи в некоторое единство, чрезвычайно существенно для  всей системы его мировоззрения. Оно придает философии Платона  «характер не просто объективного идеализма, но вместе с тем идеализма телеологического». Телеология Платона, как учение об объективной  целесообразности (все направляется к благой цели), тесно связано  с его теологией - учением о  богах. Дело в том, что с точки  зрения Платона, существование бога необходимо для познания идей. Бог  есть само Благо и, направляя все  к благой цели, он создает мир  по собственному подобию. Бог есть и  начало всех вещей, и их середина, и  конец. Он - начало, т.к. от него все происходит; середина - потому что он является сущностью всего; и он - конец, т.к. все к нему стремиться как к своей цели.

Человек может познать Благо, познать  идеи, но познать лишь с помощью  ума, души. Так Платон создает теорию воспоминания. По Платону душа, до воссоединения  с человеческим телом, пребывала  в мире идей. Она бестелесна и  по своей природе родственна идеям. Оказавшись в теле человека, душа «забывает» то, что созерцала в другом мире. Познание же сводится к воспоминанию душой имеющихся у нее знаний о мире эйдосов, а чувственное восприятие помогает ей в этом. Успешность припоминания зависит от того, насколько полно идея Блага открылась данной душе. Так, чем больше ей открылась идея Блага, тем успешнее идет припоминание, которое способствует как благим, добродетельным и справедливым поступкам, так и познанию самого Блага. По Платону существует некая иерархия душ, обуславливающая общественное неравенство людей. Так, люди, чьим душам идея Блага открылась в большей мере, находятся на вершине социальной лестницы идеального государства - это философы. Ступенькой ниже располагается группа воинов, охраняющих государство; затем - ремесленники и земледельцы. Вообще же философию Платон определяется как путь к познанию Блага, и именно философы, управляющие государством, более других людей приобщены к нему. Человеку, однако, недоступно полное постижение Блага, но если бы оно было возможно, то с точки зрения мыслителя, спасло бы человечество от зла, бед и конфликтов. Но в целом, именно Благом всё в действительности связывается и удерживается.

Информация о работе Сократ и софисты