Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 16:26, доклад
Ол этика саласына жасаған үлесімен белгілі, Сократтық мысқыл жәнеСократтық әдіс атты ұғымдар оның атымен аталған. Сократтық әдіс әлі де түрлі пікірталастарда жиі қолданылатын құрал болып отыр, ол құралды мәнісі мынада: түрлі-түрлі сұрақтар тек жауап алу үшін ғана емес, қатысып отырғандарға қарастырылып отырған мәселенің түп-тамырына үңілу үшін де қойылады. Сократ эпистемология және логика салаларына да маңызды үлестер жасап, батыс пәлсапасы мықтап орналасқан негізді қалады.
Сократ (грекше: Σωκράτης c. 46
Ол этика саласына жасаған үлесімен
белгілі, Сократтық мысқыл жәнеСократтық әдіс атты ұғымдар оның атымен аталған.
Сократтық әдіс әлі де түрлі пікірталастарда
жиі қолданылатын құрал болып отыр, ол
құралды мәнісі мынада: түрлі-түрлі сұрақтар
тек жауап алу үшін ғана емес, қатысып
отырғандарға қарастырылып отырған мәселенің
түп-тамырына үңілу үшін де қойылады. Сократ эпистемология
Сократтың тарихи дұрыс бейнесін жасап, оның пәлсапалық көзқарастарын сипаттауда белгілі бір қиындықтар бар. Ол қиындықтар «Сократ мәселесі»деп аталады.
Сократтың өзі ешқандай пәлсапалық
шығармалар жазбаған. Біздің бұл кісі
туралы білетініміздің барлығы оның замандастары
мен шәкірттерінің жазып қалғандарынан
алынған. Олардың ішіндегі ең маңыздысы
— Платон, сонымен Ксенофонт, Аристотель
Жалпы алғанда, Платонның жазбалары С
В становлении и развитии философ
В своей философской деятельности Сократ руководствовался двумя принципами, сформулированными оракулами:
С одной стороны, эти принципы были ему необходимы для борьбы против софистов, которых Сократ резко критиковал за бесплодность их учения, претензии на знание истины и громогласные заявления об обучении истине. С другой стороны, принятие этих принципов должно было побуждать людей к расширению своих знаний к постижению истины. Важнейшим средством, а если говорить на современном философском языке — методом для приобщения людей к познанию выступает ирония, существенной частью которой является признание своего невежества.
Познание самого себя, по Сократу, — это одновременно поиск настоящего знания и того, по каким принципам лучше жить, т. е. это поиск знания и добродетели. По существу, он отождествляет знание с добродетелью. Однако не ограничивает сферу познания утверждением о том, что ему нужно, или тем, что должно быть, и в этом смысле знание одновременно выступает как добродетель. Это фундаментальный принцип этической концепции и наиболее полно он представлен в диалоге Платона “Протагор”. Невежество большинства людей проявляется в том, что знание и добродетель они рассматривают как две различные субстанции, независимые друг от друга. Они считают, что знание не оказывает никакого влияния на поведение человека, и человек нередко поступает не так, как того требует знание, а в соответствии со своими чувственными импульсами. По Сократу, наука, а в более узком смысле — знание, которая демонстрирует свою неспособность влиять на человека, особенно в моменты воздействия чувственных импульсов, не может считаться наукой. В свете сказанного становится ясным, что этическая концепция Сократа базируется не только, а возможно, не столько на нравственности, сколько на преодолении невежества и на знании. По-видимому, его концепцию можно представить так: от невежества, через знание, к добродетели, а дальше — к совершенному человеку и добродетельным отношениям между людьми.
Индуктивные рассуждения
Рассматривая другие идеи
Сократа, оказавшие огромное влияние
на дальнейшее развитие философии, важно
отметить его роль в разработке общих
определений и индуктивных
Диалектика
Существенным, как уже отмечалось выше, был вклад Сократа в развитие диалектики.Аристотель, например, считал, что до Сократа не существовало диалектики. УчениюГераклита о постоянной текучести чувственных вещей он противопоставляет идеи Сократа о диалектике, так как последний никогда не наделял общее обособленным существованием. Чтобы познать истину, необходимо, согласно Сократу, преодолеть противоречие. Диалектика Сократа — это учение о преодолении противоречия, отрицания противоречия, недопущения противоречия. К сказанному необходимо добавить, что диалектика и идеи о познании у Сократа тесно переплетены с его телеологией, т. е. учением о целесообразности. Таким образом, Сократом завершается натурфилософский период в истории древнегреческой философии и начинается новый, можно сказать, философский этап, который получает свое дальнейшее развитие в работах Платона и Аристотеля.