Сократовская философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 14:40, реферат

Описание работы

Слава, которой Сократ удостоился еще при жизни, легко пережила целые эпохи и, не померкнув, сквозь толщу двух с половиной тысячелетий дошла до наших дней. Сократом интересовались и увлекались во все времена. От века к веку аудитория его собеседников изменялась, но не убывала. И сегодня она, несомненно, многолюднее, чем когда бы то ни было.
Сократ открыл мораль. Афиняне до Сократа были нравственными, а не моральными; они жили, руководствуясь обычаями и разумно приноравливаясь к обстоятельствам. Сократ показал, что существует добро как таковое. Он поставил знак равенства между совершенством человека, его добродетелью и знанием.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………. 2
1. Сократовская философия ..............………………………….……… 3
1.1. Становление философских взглядов Сократа…………………….3
1.2. Демон Сократа………………………………………………………5
1.3. Религиозные взгляды и понятие о загробной жизни.…………… 5
1.4. Добродетель в понятии Сократа ………………………….……… 7
1.5. Самопознание в понимании Сократа …………….………………..8
1.6. Сократовская концепция знания и познания ……….……………..9
1.7. Вопрос бытия в философии Сократа ……………..……………… 13
2.Философский метод Сократа …………………..…………………….. 11
Заключение …………………………………..……………..……………. 13
Список использованной литературы….……

Файлы: 1 файл

философия сократа.docx

— 48.19 Кб (Скачать файл)

Итак, для Сократа смысл  человеческой жизни заключается  в философствовании, в постоянном самопознании, вечном поиске самого себя путем испытания.

1.6. Сократовская концепция знания и познания

Сократ считал, что знание божественно, и только оно возвышает  человека и уподобляет его богам. Большинство же людей, считал он, чурается знаний и руководствуется случайными влечениями и переменчивыми чувствами. "Большинство,–  говорил Сократ,–  считает, что знание не обладает силой и не может руководить и начальствовать: потому-то (люди) и не размышляют о нем. Несмотря на то что человеку нередко присуще знание, они полагают, что не знание им управляет, а что – либо другое: иногда страсть, иногда удовольствие, иногда скорбь, иной раз любовь, а чаще – страх. О знании они думают прямо как о невольнике: каждый тащит его в свою сторону" - повествует Платон. В противоположность этому мнению большинства Сократ отстаивал принцип всеобщего господства разума – в природе, в отдельном человеке и в человеческом обществе в целом. В природе это проявляется как гармония и целесообразность7 во всем мироздании; в отдельном человеке как господство разумной души над природным и неразумным телом; в обществе – как господство разумных законов и установлений, как правление знающих. Они дали нам способность передачи, посредством которой, именно – посредством слова, мы наделяем друг друга всем хорошим, составляем общества, издаем законы и пользуемся государственной жизнью" Но подобная философская рационализация8 богов в тех условиях господства мифологических представлений должна была неизбежно оставаться поверхностной и ограниченной: философия еще долго сосуществовала с мифом, пользуясь его арсеналом, рационализируя и модифицируя его представления. Можно даже сказать, что довольно длительное время античная философия была своеобразной рационалистически стилизованной мифологией. Об этом отчетливо свидетельствуют воззрения не только Сократа и его философских предшественников, но и позиция такого его знаменитого последователя, как Платон, в творчестве которого дальнейшая рационализация мифа сопровождается философским мифотворчеством.

Истинное познание, согласно Сократу, исходит от бога и приводит к нему. Таковы условия и границы  возможной и допустимой автономии  человеческого познания. Четко было обозначено Сократом и единственно  верное, по его мнению, направление  усилий человека – познание и действование на основе знания. Истинный путь человеческого познания состоит, по Сократу, в том, что бы уразуметь божественную мудрость, управляющую всеми делами.[5]Эта сократовская концепция знания и познания существенно отличается от широко распространенной тогда традиционно-мифологической веры, которая отвергала всякое суетное мудрствование о богах, и от модной позиции софистов с их скептическим отношением к богам и субъективизацией истины, отрицанием объективных критериев человеческого познания и социально-политического поведения.

1.7. Вопрос бытия  в философии Сократа

Придя к выводу о неправильности исследования причины бытия, как  он её понимал, эмпирическим9 путем, Сократ перешел к философскому рассмотрению истины бытия в отвлеченных понятиях. С этой точки зрения критерием истины является соответствие того, что познается, своему понятию.Своей трактовкой истины в понятиях Сократ перевел проблематику познания в новую плоскость, сделав предметом философского познания само знание. Все бытие, лишенное собственного разума и смысла, вытеснено из этого предмета, исключено из него. Сократовская философия имеет дело не с бытием, но со знанием о бытии. И это знание - результат познания в понятиях божественной по своему характеру причины, а вовсе не эмпирического изучения вещей и явлений бытия. Понятие в концепции Сократа - это не результат одних лишь мыслительных усилий познающего субъекта, не просто субъективный феномен человеческого мышления, но некая умопостигаемая объективность разума.

Таким образом, Сократ считал бытие не может вступать ни с чем  ни в какие отношения, поэтому  оно неизменно, непреходяще, неподвижно, недробимо и т.д. Бытие как предмет интеллектуального созерцания дано непосредственно и никакого опосредования в себе не содержит. Всякое опосредование, всякая связь бытия с чем-то другим и определение через это другое, есть релятивизация; опосредование характерно для мира чувственного, оно невозможно в сфере истинного бытия.

2.  ФИЛОСОВСКИЙ   МЕТОД   СОКРАТА

Сократовский метод, имевший своей задачей обнаружение «истины» путем беседы, спора, полемики, явился источником идеалистической «диалектики», под которой в древности понимали искусство добиться истины путем раскрытия противоречий в суждении противника и преодоления этих противоречии. Тогда некоторые философы считали, что раскрытие противоречий в мышлении и столкновение противоположных мнений является лучшим средством обнаружения истины.

Основные составные части  сократовского метода: «ирония» и «майевтика» – по форме, «индукция» и «определение» – по содержанию. Сократовский метод, это, прежде всего метод последовательно и систематически задаваемых вопросов, имеющих своей целью приведение собеседника к противоречию с самим собой, к признанию собственного невежества.[6] В этом и состоит сократовская «ирония».Однако Сократ ставил своей задачей не только «ироническое» раскрытие противоречий в утверждениях собеседника, но и преодоление этих противоречий с целью добиться «истины». Поэтому продолжением и дополнением «иронии» служила «майевтика» – «повивальное искусство». Сократ хотел этим сказать, что он помогает своим слушателям родиться к новой жизни, к познанию «всеобщего» как основы истинной морали.Основная задача философского метода Сократа – найти «всеобщее» в нравственности, установить всеобщую нравственную основу отдельных, частных добродетелей. Эта задача должна быть разрешена стимулированием мощи души через иронию и индуктивное размышление.«Индукция» и «определение» в диалектике Сократа взаимно дополняют друг друга. Если «индукция» – это отыскание общего в частных добродетелях путем их анализа и сравнения, то «определение» – это установление родов и видов, их соотношения, «соподчинения».

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, я рассмотрела основные вопросы философии Сократа и  метод его философии. Я узнала, что философ был сторонником  этического реализма, согласно которому: любое знание – есть добро, любое  зло, порок совершается от незнания. Было выяснено, что свои  взгляды Сократ распространял в разговорах и дискуссиях, в них же сформировался философский метод Сократа, целью  которого было достижение истины обнаружением  противоречий в  утверждениях  противника.  Сократ подчеркивал,  что целью  его философских  учений является стремление помочь людям,  чтобы  они нашли "сами  себя".  Главной  целью  метода  Сократа  было  обнаружить  нравственную  основу отдельных  случаев  человеческого  поведения.  Достижению этой цели  служила специфическая  индукция. Она  должна  была на  основе  выявления  общих черт различных случаев человеческого поведения достичь того общего, которое можно было бы считать общей (нравственной) основой человеческого поведения вообще. Тенденция   постоянно   обнаруживать   противоречия   в   утверждениях, сталкивать их  и приходить  таким образом к новому  (более надежному) знанию стало источником развития понятийной  (субъективной) диалектики. Именно поэтому  метод  Сократа  был   воспринят  и  разработан  последовательнейшим идеалистическим  философом античности  Платоном и  высоко  оценен  виднейшим представителем  идеалистической  диалектической  философии   Нового  времени Гегелем.

Рассмотрев деятельность Сократа, можно выяснить её историческое значение. Оно заключается в том, что Сократ способствовал распространению  знаний, просвещению граждан; философ  искал ответы на извечные проблемы человечества – добра и зла, любви, чести и т.д.; Сократ открыл метод  майевтики, широко применяемый в современном образовании; он ввёл диалогический метод нахождения истины – путём её доказательства в свободном споре, а не декларирования, как это делал ряд прежних философов; Сократ воспитал много учеников, продолжателей своего дела (например, Платона), стоял у истоков целого ряда так называемых  "сократических школ ".

Таким образом, философия  Сократа не только произвела большое  впечатление на его современников  и учеников, но и оказала заметное влияние на всю последующую историю  философской и политической мысли.

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеев А. С. Всемирные  хроники. От первых фараонов  до Конфуция и  Сократа. – М.: Вузовская книга, 2005. – 548 с.

2. Горбачев В.Г. Основы  философии. – М.: Гуманитарный  издательский центр ВЛАДОС, 2002. –  352 с.

3. Гросс Рональд. Путь  Сократа. – М.: Попурри, 2004. – 267 с.

4. Кожевникова Е.Д., Козлова  В.Б., Медушевская Н.Ф. Философия: Учеб. пособие – М.: РИО СГА, 2006. – 214 с.

5. Митрошенкова О.А. Философия: Учеб. пособие – М.: Гардарики,     2002. –  655 с.

6. Пол Стретерн. Сократ за 90 минут. – М.: Астрель, 2003. – 176 с

7. Интернет-ресурсы

 

[1] Гросс Рональд. Путь Сократа. – М.: Попурри, 2004. – С. 267 с.

[2] Гросс Рональд. Путь Сократа. – М.: Попурри, 2004. – С. 267 с.

[3]А. С. Алексеев. Всемирные хроники. От первых фараонов до Конфуция и Сократа. – М.: Вузовская книга, 2005. – С. 412 с.

[4]Гросс Рональд. Указ. соч. – С. 153.

[5]Горбачев В.Г. Основы философии. – М.: Гуманитарный издательский   центр ВЛАДОС, 2002. – С. 219.

[6]Горбачев В.Г. Указ. соч. – С. 221.

1 скептицизм- философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины.

2 антропология-  философское учение о природе и сущности человека.

3 Софи́зм- (от греч. σόφισμα, «мастерство, умение, хитрая выдумка, уловка, мудрость») — ложное высказывание, которое, тем не менее, при поверхностном рассмотрении кажется правильным. Софизм основан на преднамеренном, сознательном нарушении правил логики.

4 Трансцендентность (от лат. transcendens — переступающий, превосходящий, выходящий за пределы) — философский термин, характеризующий то, что принципиально недоступно опытному познанию или не основано на опыте.

5 Субста́нция (лат. substantia — сущность; то, что лежит в основе) — то, что существует самостоятельно.

6 Концепция(от лат. conceptio — понимание, система) — генеральный замысел, руководящая идея. Концепция определяет стратегию действий. Также концепция — система взглядов на явления в мире, в природе, в обществе. Концепция — это определённый способ понимания(трактовки, восприятия) какого-либо предмета, явления или процесса; основная точка зрения на предмет, руководящая идея для его систематического освещения, комплекс взглядов, связанных между собою и вытекающих один из другого, система путей решения выбранной задачи.

7Целесообразность- соответствие явления или процесса определённому (относительно завершенному) состоянию, материальная или идеальная Модель которого представляется в качестве цели.

8Рационализация- процесс логического, рассудочного объяснения человеком собственных мыслей, установок, поступков и действий.

9 Эмпиризм- направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и считающее, что содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему.

 


Информация о работе Сократовская философия