Соотношение биологического и социального в человеке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 02:58, контрольная работа

Описание работы

Современный человек с самого рождения представляет собой биосоциальное единство. Он появляется на свет с неполностью сформированными анатомофизиологическими качествами, которые доразвиваются при его жизни в социуме. В то же время наследственность снабжает ребенка не только сугубо биологическими свойствами и инстинктами. Он изначально оказывается обладателем собственно человеческих качеств: развитой способности к подражанию взрослым, любопытства, способности огорчаться и радоваться. Его улыбка («привилегия» человека) имеет врожденный характер. Но полностью в этот мир вводит человека именно общество, которое наполняет его поведение социальным содержанием.

Содержание работы

1. Человек как социальное существо. Соотношение социального и биологического в обществе.
1.1. Концепции соотношения социального и биологического в человеке.
1.2. Изменение биологических особенностей человеческого организма в процессе эволюции.
1.3. Функции сервисной деятельности в преодолении дисгармонии между социальными процессами и биологическими особенностями человека.
2. Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

Философия.docx

— 42.76 Кб (Скачать файл)

в-третьих, социальная деятельность человека оказывает обратное направляющее воздействие на биологическую основу его организма, изменяя и перестраивая ее (в тех пределах, которые допускают законы биологии). Так, переход к прямохождению, изменение скелета, мускулатуры и особенно развитие руки происходили у первобытных людей под воздействием социальной трудовой деятельности. Социальные катаклизмы — голод, войны, экономические кризисы и т. п. — приводят к изменению продолжительности жизни и ухудшению здоровья людей. Успешное экономическое развитие государств, наоборот, создает лучшие возможности для удовлетворения биологических потребностей человека в пище, жилье, для роста численности населения, улучшения состояния здоровья и других положительных биологических изменений в обществе.

1.2. Изменение  биологических особенностей человеческого  организма в процессе эволюции.

Направляющее воздействие  социального приводит к тому, что  биологические качества человека продолжают развиваться и достигают большего совершенства, чем у животных. В этом смысле говорят, что человек — «самое живое из всех живых существ». Биология человека — самая развитая и совершенная биология. Это выражается в том, что человек в биологическом отношении приспособлен к занятию любой экологической ниши, любой среды обитания — вплоть до космического пространства. Кроме того, человек обладает наибольшей в животном мире физической активностью. Существуют подсчеты, согласно которым человек в течение жизни тратит на 1 кг живого веса в 6 раз больше энергии, чем наиболее активные хищники. Социальная активность приводит к повышению биологической активности организма (человек двигается больше, чем животные). Прав был Гегель: «…Практическая культура и состоит именно в привычке и потребности в занятии».

В ходе исторического развития меняется социальный запрос на биологические  особенности человеческого организма. С момента возникновения человека современного, кроманьонского типа физическая организация и умственные способности людей изменились очень мало. Однако в процессе образования и воспитания на основе одного и того же биологического организма можно создать разные типы личности. При этом в разные исторические эпохи оказываются востребованы совершенно различные биологические черты и задатки человека. Так, в эпоху примитивного физического труда ценится физическая сила, а в эпоху компьютеров — интеллектуальные, творческие способности. (Один из наиболее выдающихся людей современности, основатель компании «Майкрософт» Билл Гейтс шутит по этому поводу, что, живя в более древние времена, он едва ли добился бы в жизни заметных успехов и скорее всего просто стал бы добычей какой-нибудь Зверюги). Все эти примеры показывают, что социальное начало человека хотя и зависит от низшего по отношению к нему биологического, все же направляет развитие последнего и определяет содержание исторического процесса. Это означает, что природа человека целостна, социальна, а социальная форма материи в диалектически снятом, подчиненном виде содержит в себе свою биологическую, химическую и физическую основы.

Механизм взаимодействия общества и его природной основы наиболее точно описывает именно концепция интегральной социальной природы человека.

Концепция двойственной, социально-биологической  природы человека обычно исходит из того, что в истории общества идет борьба между биологическим и социальным началом. Говорят, например, что человек все больше и больше «очеловечивается», культура вытесняет из него зверя и т. п. Таким образом, в процессе общественного развития роль биологических процессов уменьшается, а роль социальных пропорционально увеличивается. Значение биологической основы человеческого организма уменьшается и сужается. Человек становится все «более социальным» и все «менее биологическим» существом.

Опираясь на такой подход, говорят, например, что школа должна давать ученикам больше знаний, развивать  интеллект, готовить человека к социальной адаптации в реальном мире, начинающемся за порогом школы, и т. п. При этом биологическое начало в человеке или игнорируется, или признается несущественным. Так, считается, что сексуальное влечение достаточно просто ограничить, потребность в пище удовлетворяется достаточно легко, а потребность в физических нагрузках человек должен удовлетворять как умеет своими силами (делать гимнастику и т. п.). Неэффективность такого подхода ярко демонстрирует даже официальная российская статистика. Средняя продолжительность жизни в России намного меньше, чем в странах «большой семерки», подавляющее большинство школьников уже с детства приобретают серьезные нарушения здоровья, распространены наркомания и алкоголизм. Эти явления имеют множество экономических и политических причин, однако логично поставить вопрос: не является ли одной из этих причин то, что деятельность общества основывается на неправильном, упрощенном понимании взаимодействия социального и биологического?

С точки зрения концепции  целостной, интегральной природы человека, биологическое — основа социальных процессов, которая в ходе развития общества не ослабевает, а, наоборот, усиливается вместе с укреплением собственно социального. Социальное не «вытесняет» из человека некое «звериное начало», а развивается только вместе с этим включенным в него биологическим началом.

Укрепление, а не ослабление биологических основ общества —  необходимое условие успешного  развития чисто социальных качеств  и способностей человека.

Эта недостаточно понятая  современным обществом закономерность достоверно подтверждается рядом исследований, проведенных в течение последних десятилетий. Так, плохое состояние здоровья школьников по всей Российской Федерации явно связано с недостатком физической активности. Согласно исследованиям, проведенным еще в 70-80-е гг. XX в. в нескольких республиках СССР, школьники и студенты тратят на занятия спортом в среднем 4 часа в неделю. Между тем обоснованный медиками минимум, необходимый для поддержания нормального состояния здоровья, — 12 часов для школьников и 10 часов для студентов. «Обобщая данные исследований, проведенных на Украине, а также в других республиках, включая Эстонию, можно утверждать, что минимальную норму двигательной активности получают не более 10% трудящихся и школьников»: С происходящим в современном обществе увеличением психических нагрузок физические нагрузки должны не ослабевать, а, наоборот, увеличиваться, чтобы скомпенсировать, уравновесить нагрузки на психику. Поэтому, например, старую советскую практику, когда школьникам, получающим плохие оценки, не давали посещать спортивные секции, следует считать безграмотной. Характерно, что наиболее высокий процент людей, во взрослом возрасте занимающихся физкультурой и спортом, в упомянутом исследовании былобнаружен среди ученых Сибирского отделения АН СССР, т. е.. у тех, кто много и успешно занимается интеллектуальной деятельностью. Усиленные физические нагрузки им только помогают.

Еще одна важная черта биологии человека — ее универсальность. Она  проявляется, в частности, в том, что постоянное выполнение монотонных, однообразных физических движений несовместимо с биологией человека и уродует его организм. Так, у работников однообразного и напряженного конвейерного производства намного чаще чем у кого-либо другого, возникают проблемы с физическим и психическим здоровьем. (Поэтому в западных странах предпринимаются попытки разрабатывать технологии, альтернативные конвейерным). Спортсмены, усиленно занимающиеся только одним видом спорта, довольно быстро заходят в тупик: их результаты перестают расти. Единственный выход, которым пользуются в таких случаях, переключение на другие его виды. Только одновременное занятие разными спортивными дисциплинами позволяет добиться положи тельных сдвигов в том главном виде спорта, в котором человек выступает на соревнованиях. Человеческий организм, в отличие от организма животного, не терпит узкой специализации в физических нагрузках. Если она возникает в процессе труда, необходима компенсация в виде спорта, туризма, физической культуры. Если общество не создает условий для такой деятельности, закономерно входят в моду другие, разрушительные для организма виды компенсации мышечного и нервного напряжения — с помощью асоциального (преступного) поведения, алкоголя и наркотиков.

Мы живем в эпоху  формирования постиндустриального  общества, когда разворачиваются  кризисные процессы во многих сферах человеческой деятельности (экологический  кризис, кризис доверия,кризис семьи и т. п.). Специалисты утверждают, что есть основания говорить и о состоянии социально-биологического кризиса, в котором находится современная цивилизация. В период формирования человеческого общества биологическая организация человека постепенно приспособилась к трудовой деятельности. Под ее воздействием изменялась рука, возникло прямохождение, развивался мозг, совершенствовались нервная система и органы чувств. Формирование индустриальной и постиндустриальной цивилизации, особенно возникновение компьютерного труда, повлекло за собой качественное изменение физических нагрузок на организм. Однако биологические приспособительные механизмы работают гораздо медленнее, чем развивается современная техника и меняется образ жизни. Технические новшества внедряются под влиянием экономических и политических интересов отдельных людей и социальных групп. При этом никто на первых порах не задумывается, насколько они соответствуют биологическим возможностям организма. Неизбежно возникает более или менее сильное рассогласование между этими возможностями и новой техникой, технологическими процессами, новым ритмом жизни. Наверное, самый яркий пример таких рассогласований — освоение атомной энергии. Оказалось, что возможности организма вообще исключают работу с радиоактивными материалами на основе старых промышленных технологий: урановые стержни, например, невозможно носить в руках, обтачивать напильником и т. п. — это несовместимо с жизнью.

Сложное, не до конца изученное  разрушающее воздействие на организм оказывают работа на компьютере, мощная звуковоспроизводящая аппаратура, новые, синтезированные человеком химические вещества, навязанный современным обществом режим работы и отдыха и многие другие факторы окружающей нас «второй природы». Одним словом, очевиден вывод: необходимы специальные усилия общества по согласованию новых реальностей общественной жизни и биологических возможностей человеческого организма. Это противоречие не может разрешиться само собой.

1.3. Функции  сервисной деятельности в преодолении  дисгармонии между социальными  процессами и биологическими  особенностями человека.

Сервисная деятельность выполняет  очень важные функции в преодолении  дисгармонии между социальными  процессами и биологическими особенностями человека. Во-первых, можно с высокой степенью вероятности предсказать, что в обозримой исторической перспективе будут существовать и усиливаться потребности в различных видах рекреационной деятельности, т. е. в восстановлении физических и психических сил человека в условиях тяжелых нагрузок на организм. Эта деятельность в той или иной форме присутствует во многих видах сервиса — в социальном и медицинском обслуживании, в образовании, в гостиничном и туристическом сервисе, в применении и обслуживании необходимых для них техники и оборудования. Во-вторых, могут возникать новые виды потребностей, методы их удовлетворения и услуги, связанные с изменением биологических условий существования человека. Новые потребности в удовлетворении биологических запросов организма — которое всегда происходит в той или иной социально выработанной форме — могут создать сферы применения для новых направлений и технологий сервисной деятельности.

Таким образом, взаимосвязь  биологических и социальных факторов развития человека и общества не остается неизменной. Она эволюционирует вместе со всей общественной системой. Отслеживание происходящих при этом изменений — одно из условий эффективного функционирования системы сервиса.

Идеи о единстве биологического и социального в становлении человека сформировались не сразу.

Не углубляясь в далекую  древность, напомним, что в эпоху  Просвещения многие мыслители, дифференцируя  природное и общественное, рассматривали  последнее как "искусственно" созданное человеком, включая сюда практически все атрибуты общественной жизни — духовные потребности, социальные институты, нравственность, традиции и  обычаи. Именно в этот период широкое  распространение получают такие  понятия, как «естественное право», «естественное равенство», «естественная мораль».

Естественное, или природное  рассматривалось в качестве фундамента, основания правильности общественного  устройства. Нет необходимости подчеркивать, что социальное выполняло как  бы второстепенную роль и находилось в прямой зависимости от природной  среды. Во второй половине XIX в. значительное распространение получают различныетеории социального дарвинизма, суть которых заключается в попытках распространить на общественную жизньпринципы естественного отбора и борьбы за существование в живой природе, сформулированные английским естествоиспытателем Чарлзом Дарвиным. Возникновение общества, его развитие рассматривались только в рамках эволюционных изменений, происходящих независимо от воли людей. Естественно, что все происходящее в обществе, в том числе социальное неравенство, жесткие законы социальной борьбы, рассматривались ими как необходимые, полезные как для общества в целом, так и для его отдельных индивидов.

В XX в. попытки биологизаторского «объяснения» сущности человека и его социальных качеств не прекращаются. В качестве примера можно привести феноменологию человека известного французского мыслителя и естествоиспытателя, кстати, священнослужителя П. Тейяра де Шардена (1881-1955). Согласно Тейяру, человек воплощает и концентрирует в себе все развитие мира. Природа в процессе своего исторического развития получает свой смысл в человеке. В нем она достигает как бы своего высшего биологического развития и одновременно он же выступает своеобразным началом ее сознательного, а, следовательно, социального развития.

В настоящее время в  науке утвердилось мнение о биосоциальной природе человека. При этом социальное не только не принижается, но отмечается его решающая роль в выделении Homo sapiens из мира животных и его превращение в социальное существо. Сейчас вряд ли кто-либо осмелится отрицать биологические предпосылки возникновения человека. Даже не обращаясь к научным доказательствам, а руководствуясь простейшими наблюдениями и обобщениями, нетрудно обнаружить огромную зависимость человека от природных изменений — магнитных бурь в атмосфере, солнечной активности, земных стихий и бедствий.

В становлении, существовании  человека, и об этом уже было сказано  раньше, огромная роль принадлежит  социальным факторам, таким, как труд, взаимоотношения между людьми, их политическими и социальными  институтами. Ни один из них сам по себе, в отдельности не мог бы привести к возникновению человека, его выделению из мира животных.

Каждый человек уникален и это тоже предопределено его  природой, в частности, неповторимой совокупностью генов, наследуемых  им от родителей. Необходимо также сказать  и о том, что физические различия, существующие между людьми, в первую очередь предопределены биологическими различиями. Это прежде всего различия между двумя полами — мужчинами и женщинами, которые можно отнести к числу наиболее существенных различий между людьми. Существуют и другие физические различия — цвет кожи, глаз, строение тела, которые обусловлены, главным образом, географическими и климатическими факторами. Именно этими факторами, а также неравными условиями исторического развития, системой воспитания в значительной степени объясняются различия в быту, психологии, социальном положении народов различных стран. И тем не мене, несмотря на эти довольно фундаментальные различия по своей биологии, физиологии и умственным потенциям люди нашей планеты в целом равны. Достижения современной науки убедительно свидетельствуют, что нет никаких оснований утверждать о превосходстве какой-либо расы над другой.

Информация о работе Соотношение биологического и социального в человеке