Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 19:05, реферат
Является ли философия наукой?
Первое. Наука–систематическое, доказательное и проверяемое знание. Наука состоит из положений, которые образуют систему, реализуется принцип доказательности в науке; выводы науки должны проходить практическую проверку
Является ли философия
наукой?
Первое. Наука–систематическое, доказательное
и проверяемое знание. Наука состоит из
положений, которые образуют систему,
реализуется принцип доказательности
в науке; выводы науки должны проходить
практическую проверку. Философия–в ней
также есть систематичность, доказательность,
проверяемость. Эти признаки были выработаны
именно в философии. Философы стараются
проверять свои выводы фактами.
Второе. Главная ценность науки–истина.
Поскольку в философии ей уделяют первостепенное
внимание, то философия- наука ( «философия»–любовь
к мудрости, истине).
Третье. Любая наука имеет научный аппарат
(методы, теорию и т.д.) Философия имеет
научный аппарат. Принцип научности требует,
чтобы категории были строго определены.
В философии категории имеют «размытые»
края. С точки зрения применимости этих
категорий – это основное достоинство.
С помощью категорий человек может изменить
свое отношение к миру, т.к. изменить мир
он не в состоянии. Сходство: конкретный
предмет исследования; обосновываются
особыми способами доказательства (ф.
— верификация), само научное знание подчас
служит доказательством фил. принципа;
оба знания — обобщение идей, но степень
обобщения различна, ф. часто именуется
как метатеория (теория теории); цель —
обогащение опыта человека; метод абстракции.
Различия: наука изучает только относительное,
а ф. еще и абсолютное; научное мышление
рассудочное, а ф. — разумное (т.к. об относительном
можно знать только относительное); научное
знание систематизировано предметом,
а ф. — разумом философа; наука деидеализирована
и деперсонифицирована; научное знание
безразлично к целям, смыслам, ценностям
и интересам человека, фил. знание — ценностное.
В античности и средневековье философию
и науку почти не различали. Наука была
развита весьма слабо. Еще только вырабатывались
принципы всестороннего как теоретич.,
так и экспериментального обоснования
знания. В Новое время благодаря работам
Декарта и Гегеля было введено представление
об универсальной науке — философии.;
остальные науки выступали как части философии.
Это спокойное согласие продолжалось
недолго. С одной стороны, в самой ф. возникло
движение против признания философии.
наукой, поскольку, как считали некоторые
(Шопенгауэр, Ницше), она жизненней всякой
науки, она искусство. С другой стороны,
чувствовалось давление наук на философию.
В рамках неопозитивизма (20 в.) ф. уже не
считалась наукой, ибо у нее нет самостоятельной
экспериментальной базы и она не занимается
истиной. Некоторые утверждали, что философия
— наука, наука о первопричинах (Аристотель,
Гегель). За научность философии также
выступают позитивисты. Ф. имеет научное
содержание, поэтому она является наукой,
также обладает эстетическим (наука о
чувственном знании, отношение между человеком
и миром, художественная деятельность)
и этическим (изучает мораль, нравственность)
содержанием.
Проблемы философии неразрешимы. Если
проблема разрешилась–то это уже проблема
другой науки. Каждое поколение заново
решает философские проблемы.Философия
не наука, т.к.: стремится к объяснению
всеобщих начал, а единичное не м. объяснить
общее; всеобщее, универсальное знание
необходимо допускает присутствие веры;
исследует не только предметную реальность,
но и бытие человека, отсюда простор для
умозрения; объясняет наиболее сложные
явления, здесь м. присутствовать бездоказательное
знание.
Философия и религия.
Религия — вера в существование абсолютного,
всеобщего духовного начала — бога; это
вера в сверхъестественное; это система
правил, основанных на вере. Как и мифология,
религия апеллирует к фантазии и чувствам,
однако в отличие от мифа религия не смешивает
земное и сакральное, а глубочайшим и необратимым
образом разводит их на два противоположных
полюса. Творческая всемогущая сила —
бог — стоит над природой и вне природы.
Бытие бога переживается человеком как
откровение.
Сходства: оба типа знания ориентированы
на знание абсолютного начала; цель —
стремление к истине, хотя по существу
и разной.
Различия: религия — сознание массовое,
философия — теоретическое; религия не
требует доказательств и обоснования;
религия ориентирована на запредельный
мир, философия — на действительность;
религия сдержанно отрицательно относилась
к научному знанию, а философия всегда
на него опиралась; религия концептуальна,
вне времени, а философия — образ истории;
в религии человек — пассивное существо,
а в философии — активно познающий субъект;
религиозное знание базируется на вере
и догмате, а философское — на опыте, рассудке
и разуме; религиозное знание неизменное,
коллективное, а потому в философии господствует
персонификация, это свободная, открытая
система знаний.
Философия включает в себя и религиозное
знание; религия же негативно относится
и к ф. как рассудочно-разумному знанию
и науке как к объясняющему. Философия
и мировоззрение. Философия составляет
теоретическую основу мировоззрения,
или его теоретическое ядро, вокруг которого
образовалось своего рода духовное облако
обобщенных обыденных взглядов житейской
мудрости, что составляет жизненно важный
уровень мировоззрения. Но мировоззрение
имеет и высший уровень — обобщение достижений
науки, искусства, основные принципы религиозных
взглядов и опыта, а также тончайшая сфера
нравственной жизни общества.
В целом мировоззрение можно было бы определить
следующим образом: это обобщенная система
взглядов человека (и общества) на мир
в целом, на свое собственное место в нем,
понимание и оценка человеком смысла своей
жизни и деятельности, судеб человечества;
совокупность обобщенных научных, философских,
социально-политических, правовых, нравственных,
религиозных, эстетических ценностных
ориентации, верований, убеждений и идеалов
людей. В зависимости от того, как решается
вопрос о соотношении духа и материи, мировоззрение
может быть идеалистическим или материалистическим,
религиозным или атеистическим.
Материализм есть философское воззрение,
признающее субстанцией, сущностной основой
бытия материю. Согласно материализму,
мир есть движущаяся материя.
Духовное же начало, сознание есть свойство
высокоорганизованной материи —мозга.
Идеализм есть философское мировоззрение,
согласно которому истинное бытие принадлежит
не материи, а духовному началу: разуму,
воле. А.Г.Спиркин исходит из того, что
материальное и духовное — это совечно
единое сущее. Вне этого принципа мы не
можем понять смысл сущего, его регулятивные
принципы, объективную целесообразность
и гармонию в мироздании. В рамках только
материализма мы в принципе не в состоянии
ответить на вопрос: кто в универсуме так
мудро формообразует все и вся и осуществляет
регулятивную функцию.
Материализм не совместим с признанием
объективной целесообразности в мире,
а это неоспоримый факт в бытии сущего.
С нравственно-психологической точки
зрения мировоззрение может характеризоваться
как оптимистическое или пессимистическое.
В практике общения, в литературе понятие
мировоззрения употребляется и в более
узком смысле, например говорят: «философское
мировоззрение», «политическое мировоззрение»
или «художественное мировоззрение»,
или даже в еще более узком понимании —
«врачебное мировоззрение», «физическое
мировоззрение» и т.п. Соотношение философии
и мировоззрения можно охарактеризовать
и так: понятие «мировоззрение» шире понятия
«философия».
Философия — это такая форма общественного
и индивидуального сознания, которая постоянно
теоретически обосновывается, обладает
большей степенью научности, чем просто
мировоззрение, скажем, на житейском уровне
здравого смысла, наличествующего у человека,
порой даже не умеющего ни писать, ни читать.
В мировоззрении находит свое завершение
целостность духовности человека.
Философия как едино-цельное мировоззрение
есть дело не только каждого мыслящего
человека, но и всего человечества, которое,
как и отдельный человек, никогда не жило
и не может жить одними лишь чисто логическими
суждениями, но осуществляет свою духовную
жизнь во всей красочной полноте и цельности
ее многообразных моментов.
Мировоззрение существует в виде системы
ценностных ориентации, идеалов, верований
и убеждений, а также образа жизни человека
и общества (как форма реализации духовной
сущности мировоззрения). И все это в органическом
единстве — ведь о мировоззрении человека
мы судим по делам его. Итоговое определение
соотношения философии и мировоззрения
можно было бы сформулировать так: философия
–это система основополагающих идей в
составе мировоззрения человека и общества
Информация о работе Соотношение знания и мудрости в философии